Общие положения
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона об оплате труда1 и ст. 96 КЗоТ схемы должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируются на основе:
1 Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
• минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;
• междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.
При этом минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере не меньше прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ПМТЛ) на 1 января календарного года (ч. 6 ст. 6 Закона об оплате труда). По состоянию на 01.01.2021 г. этот показатель равен 2270 грн (см. статью «Минзарплата и прожитминимум: version 2.0.2.1» этого номера).
В свою очередь, в абз. 3 примечания 1 приложения 1 к постановлению № 12982 установлено, что должностные оклады работников, оплата труда которых базируется на ЕТС (работники заведений образования, соцзащиты, спорта, культуры и т. п.), с 01.01.2017 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года.
2 Постановление КМУ «Об оплате труда на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.
Следовательно, по общим правилам оклад работника 1-го тарифного разряда по ЕТС с 01.01.2021 г. должен был составлять 2270 грн. Что по сравнению с последним повышением, состоявшимся в сентябре 2020 года согласно постановлению № 7503, очень мало. Ведь разница по отношению к сентябрьскому повышению всего 45 грн (2270 грн - 2225 грн). Поэтому Минэкономики решило исправить эту ситуацию и направило на рассмотрение Правительства соответствующий проект постановления4.
3 Постановление КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы» от 26.08.2020 г. № 750.
4 Проект постановления КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».
Повышение окладов с 1 января и 1 декабря
Проектом постановления планируется внести изменения в примечание 1 приложения 1 к постановлению № 1298. В его содержании появится новый абз. 4, который предусматривает, что оклады по ЕТС с 1 января 2021 года будут рассчитываться исходя из размера должностного оклада работника 1-го тарифного разряда — 2670 грн, а с 1 декабря 2021 года — 2893 грн.
То есть для 2021 года Минэкономики прописало отдельную норму, которая определяет размер оклада работника 1-го тарифного разряда на этот год.
ВНИМАНИЕ!
Должностные оклады работников с оплатой труда по ЕТС в течение 2021 года повысятся дважды: с 1 января и с 1 декабря.
По информации, которую мы имеем от специалистов Минэкономики, указанный проект должен быть рассмотрен на ближайшем заседании Кабмина, а постановление, несмотря на дату его принятия, должно вступить в силу с 01.01.2021 г. Потому именно с этой даты нужно будет рассчитать новые размеры должностных окладов. Сделать это совсем не сложно.
Принцип расчета такой: должностной оклад работника 1-го тарифного разряда умножаем на соответствующий тарифный коэффициент. При этом должностные оклады, определенные в гривнях с копейками, округляем так: цифры до 0,5 отбрасываем, от 0,5 и выше — округляем до одной гривни (см. формулу):
Как мы уже отметили, должностной оклад работника 1-го тарифного разряда по ЕТС (так называемый «базовый» должностной оклад), на основе которого рассчитывают должностные оклады работников 2 — 25-го тарифных разрядов по ЕТС в 2021 году, определен проектом постановления. А тарифные коэффициенты приведены в приложении 1 к постановлению № 1298 (они остались неизменными).
Так, например, оклад работника 8-го тарифного разряда с 01.01.2021 г. должен равняться 4379 грн (2670 грн х 1,64 = 4378,80 ≈ 4379 грн), а с 01.12.2020 г. — 4745 грн (2893 грн х 1,64 = 4744,52 ≈ 4745 грн).
В табл. 1 приведены размеры должностных окладов работников 1 — 25-го тарифных разрядов, которые будут действовать в 2021 году.
Должностные оклады по ЕТС в 2021 году (проект)
Таблица 1
Тарифный разряд | Тарифный коэффициент | Должностной оклад, грн | |
с 1 января | с 1 декабря | ||
1 | 1 | 2670 | 2893 |
2 | 1,09 | 2910 | 3153 |
3 | 1,18 | 3151 | 3414 |
4 | 1,27 | 3391 | 3674 |
5 | 1,36 | 3631 | 3934 |
6 | 1,45 | 3872 | 4195 |
7 | 1,54 | 4112 | 4455 |
8 | 1,64 | 4379 | 4745 |
9 | 1,73 | 4619 | 5005 |
10 | 1,82 | 4859 | 5265 |
11 | 1,97 | 5260 | 5699 |
12 | 2,12 | 5660 | 6133 |
13 | 2,27 | 6061 | 6567 |
14 | 2,42 | 6461 | 7001 |
15 | 2,58 | 6889 | 7464 |
16 | 2,79 | 7449 | 8071 |
17 | 3 | 8010 | 8679 |
18 | 3,21 | 8571 | 9287 |
19 | 3,42 | 9131 | 9894 |
20 | 3,64 | 9719 | 10531 |
21 | 3,85 | 10280 | 11138 |
22 | 4,06 | 10840 | 11746 |
23 | 4,27 | 11401 | 12353 |
24 | 4,36 | 11641 | 12613 |
25 | 4,51 | 12042 | 13047 |
Дифференциация зарплаты
В п. 2 проекта постановления прописано руководителям учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы не допустить «уравниловки» в оплате труда работников, которые получают зарплату на уровне «минималки».
Для этого руководителей бюджетных учреждений обязали в пределах утвержденного фонда оплаты труда обеспечить дифференциацию зарплаты работников с оплатой на уровне МЗП за счет установления доплат, надбавок, премий в зависимости от:
• сложности, ответственности и условий выполняемой работы;
• квалификации работника;
• результатов работы работника.
Заметим, что это условие не новое, ведь на сегодняшний день продолжает действовать постановление № 10375, которое фактически содержит аналогичную норму по обеспечению дифференциации зарплаты и соблюдению межквалификационных соотношений.
5 Постановление КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037.
Итак, учитывая разные уровни сложности работы, квалификацию таких работников, как, например, сторож и инженер, руководитель учреждения должен дифференцировать зарплату таких работников. Фактически он может это сделать путем установления инженеру, например, надбавки за сложность и напряженность в работе (в размере до 50 % оклада) и производственной премии в повышенном размере.
Оклады педагогических работников
К сожалению, в 2021 году новые «оплатные» условия для педагогических работников так и не начнут действовать. Ведь Правительство уже второй год подряд приостанавливает действие постановления № 8226.
6 Постановление КМУ «Об оплате труда педагогических, научно-педагогических и научных работников заведений и учреждений образования и науки» от 10.07.2019 г. № 822.
В этом году помешало постановление № 11497, которое приостановило действие постановления № 822 на 2021 год. Соответственно новые схемы должностных окладов педагогов будут введены в действие лишь с 1 января 2022 года (но это не точно ☹). Объяснение такое же, как и в прошлом году: в Госбюджете отсутствуют средства на реализацию постановления № 822 (ср. ).
7 Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 10 июля 2019 г. № 822 и приостановлении его действия» от 23.11.2020 г. № 1149.
ВАЖНО!
Введение новых «оплатных» условий для педагогических работников перенесено на 2022 год.
А значит, в 2021 году должностные оклады для педработников определяются по ЕТС.
Что же касается других «оплатных» условий для педагогов, то в 2021 году придется руководствоваться нормативкой, которая действует уже не первый год, а именно приказом № 5578 и Инструкцией № 1029. К тому же в течение всего 2021 года продолжают действовать постановления, устанавливающие повышение должностных окладов для:
8 Приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.
9 Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.
• педагогических работников, оплата труда которых осуществляется за счет образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, на 10 % (постановление № 2210);
10 Постановление КМУ «О повышении оплаты труда педагогических работников» от 11.01.2018 г. № 22.
• педагогических работников, которые получают зарплату за счет средств государственного и местных бюджетов, на 10 % (постановление № 69511);
11 Постановление КМУ «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 11 января 2018 г. № 22» от 10.07.2019 г. № 695.
• педагогических работников специализированных художественных школ (школ-интернатов), которые находятся в сфере управления Минкультуры и оплата труда которых осуществляется за счет средств госбюджета, на 10 % (постановление № 110012);
12 Постановление КМУ «О повышении оплаты труда педагогических работников специализированных художественных школ (школ-интернатов)» от 07.11.2018 г. № 1100.
• научно-педагогических работников на 11 % (постановление № 3613).
13 Постановление КМУ «О повышении должностных окладов научно-педагогических работников» от 23.01.2019 г. № 36.
Оклады работников ДЮСШ
Оплата труда работников ДЮСШ также проводится на основе ЕТС. Оплатные условия для них закреплены в приказе № 209714. Каких-то кардинальных изменений в порядке установления должностных окладов для указанных работников в 2021 году не произошло. При этом не следует забывать, что в прошлом году заработало постановление № 75515, которое установило, что при определении предельных размеров должностных окладов директоров, инструкторов-методистов и тренеров-преподавателей ДЮСШ следует применять дополнительные коэффициенты повышения (подробнее об этом читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 1-2, с. 7).
14 Приказ Минсемьямолодежьспорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций сферы физической культуры и спорта» от 23.09.2005 г. № 2097.
15 Постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников детско-юношеских спортивных школ» от 14.08.2019 г. № 755.
В текущем году указанное постановление продолжает действовать, ведь в его тексте не установлено ограничение о сроке его действия да и вряд ли Кабмин ежегодно будет обновлять текст указанного нормативного документа. Итак, как в 2020-м, так и в этом году при определении предельных размеров окладов работников ДЮСШ применяем повышающие коэффициенты.
Далее в табл. 2 приведем предельные размеры должностных окладов работников ДЮСШ в 2021 году.
Предельные размеры должностных окладов работников ДЮСШ в 2021 году (проект)
Таблица 2
Должность | Квалификационная категория / категория ДЮСШ | Тарифный разряд | Должностной оклад по ЕТС, грн | Коэффициент (предельный размер) | Предельный размер оклада с учетом коэф., грн | ||
с 1 января | с 1 декабря | с 1 января | с 1 декабря | ||||
Директор | Без категории | 13 | 6061 | 6567 | 1,2 | 7273,20 | 7880,40 |
Вторая категория | 14 | 6461 | 7001 | 1,3 | 8399,30 | 9101,30 | |
Первая категория | 15 | 6889 | 7464 | 1,5 | 10333,50 | 11196,00 | |
Высшая категория | 16 | 7449 | 8071 | 1,7 | 12663,30 | 13720,70 | |
Инструктор-методист | Без категории | 10 | 4859 | 5265 | 1,2 | 5830,80 | 6318,00 |
11 | 5260 | 5699 | 1,2 | 6312,00 | 6838,80 | ||
Вторая категория | 12 | 5660 | 6133 | 1,3 | 7358,00 | 7972,90 | |
Первая категория | 13 | 6061 | 6567 | 1,5 | 9091,50 | 9850,50 | |
Высшая категория | 14 | 6461 | 7001 | 1,7 | 10983,70 | 11901,70 | |
Тренер-преподаватель | Без категории | 10 | 4859 | 5265 | 1,2 | 5830,80 | 6318,00 |
11 | 5260 | 5699 | 1,2 | 6312,00 | 6838,80 | ||
Вторая категория | 12 | 5660 | 6133 | 1,3 | 7358,00 | 7972,90 | |
Первая категория | 13 | 6061 | 6567 | 1,5 | 9091,50 | 9850,50 | |
Высшая категория | 14 | 6461 | 7001 | 1,7 | 10983,70 | 11901,70 |
Заметим: в постановлении № 755 не сказано об округлении должностных окладов после применения повышающего коэффициента. Поэтому округлять оклады после их повышения на соответствующий коэффициент не нужно. Соответственно они определяются в гривнях с копейками.
Индексация зарплаты
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 5 Порядка № 107816 в месяце повышения должностного оклада индекс потребительских цен (ИПЦ) принимают за 1 или 100 %. Для дальнейшей индексации ИПЦ исчисляют нарастающим итогом со следующего месяца после месяца такого повышения.
16 Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.
ВНИМАНИЕ!
«Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.
Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %). В месяце повышения должностного оклада индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце.
В случае, когда сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).
Напомним, что в последний раз должностные оклады работников с оплатой труда по ЕТС повышались с 1 сентября 2020 года. А это значит, что для целей проведения индексации для указанной категории работников «базовым» оставался сентябрь 2020 года. И с октября 2020 года исчисляли прирост ИПЦ.
В январе 2021 года этот показатель не превысил установленный порог индексации (103 %):
1,010октябрь х 1,013ноябрь х 100 = 102,3 % < 103,0 %.
А потому работники-ЕТСники не имели права на текущую индексацию от «базового» сентября-2020.
Но поскольку должностные оклады для них должны быть повышены в январе 2021 года согласно проекту постановления, то этот месяц станет новым «базовым», а отсчет прироста ИПЦ начнется с февраля 2021 года.
Соответственно индексировать зарплату работников с оплатой труда по ЕТС в январе 2021 года не нужно.