«Трудооплатный» навигатор — 2020

Остапчук Александр, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2020/№ 1-2
В избранном В избранное
Печать
С 1 января 2020 года вступил в силу Закон о Госбюджете — 2020. В нем традиционно установлены размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума на текущий год. О размерах этих показателей и о том, что следует учитывать бухгалтерам бюджетных учреждений при их применении, — читайте в сегодняшней статье.

Соцстандарты-2020

Размеры МЗП и прожиточного минимума утверждены Законом о Госбюджете — 2020. Что касается прожиточного минимума, то его размеры с 1 января 2020 года остаются неизменными — на уровне, который был установлен с 1 декабря 2019 года. В то же время запланировано, что в течение 2020 года этот показатель будет увеличиваться дважды: с 1 июля и с 1 декабря. В табл. 1 приведем размеры прожиточного минимума в расчете на месяц, определенные ст. 7 Закона о Госбюджете — 2020.

Размер прожиточного минимума в 2020 году

Таблица 1

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума в 2020 году, грн.:

январь — июнь

июль — ноябрь

декабрь

Дети в возрасте до 6 лет

1779

1859

1921

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

2218

2318

2395

Трудоспособные лица

2102

2197

2270

Лица, утратившие трудоспособность

1638

1712

1769

Общий показатель

2027

2118

2189

Заметим, что в ч. 8 Заключительных положений Закона о Госбюджете — 2020 Кабмину дано задание осуществить меры по приближению в 2020 году размера прожиточного минимума к его реальной величине, которая по расчетам может составлять около 4251,00 грн. с соответствующей корректировкой размера прожитминимума для основных социальных и демографических групп населения.

Станет ли реальностью в 2020 году такой размер прожиточного минимума — покажет время.

Ну а сейчас применяем те показатели, которые уже утверждены в Законе о Госбюджете — 2020. Что касается минзарплаты, то с 1 января 2020 года размер МЗП составляет (ст. 8 Закона о Госбюджете — 2020):

Месячный

Почасовой

4723 грн.

28,31 грн.

ВНИМАНИЕ!

Размер МЗП при каждом повышении ПМТЛ в течение года не будет изменяться.

Итак, в течение всего 2020 года действует неизменный размер МЗП4723 грн. (месячный) и 28,31 грн. (почасовой).

Заметим, что от размера прожиточного минимума зависит также и размер государственной помощи малообеспеченным семьям.

Так, ст. 9 Закона о Госбюджете — 2020 уровень обеспечения прожиточного минимума для назначения помощи в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентном соотношении к соответствующему показателю прожитминимума и составляет для:

• трудоспособных лиц — 25 %;

• детей — с 01.01.2020 г. — 85 %, а с 01.07.2020 г. — 130 %;

• лиц, утративших трудоспособность, и лиц с инвалидностью — 100 %.

Также ст. 9 Закона о Госбюджете — 2020 предусмотрено, что в 2020 году уровень обеспечения прожитминимума для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных заведениях дошкольного образования* в соответствии с Законом о дошкольном образовании в 2020 году увеличивается в соответствии с ростом прожиточного минимума.

* Об уровне обеспечения прожиточного минимума, который дает право на освобождение родителей от платы за питание детей в ЗДО в 2020 году, читайте в этом номере журнала в статье «Освобождение от платы за питание детей в ЗДО в 2020 году».

Оклады по ЕТС

В соответствии со ст. 6 Закона об оплате труда и ст. 96 КЗоТ схемы должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, финансируемых из бюджета, формируются на основе:

• минимального должностного оклада (тарифной ставки), установленного КМУ;

• междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

При этом минимальный должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере, не меньшем чем ПМТЛ на 1 января календарного года (абз. 2 ст. 9 Закона об оплате труда). Как было указано выше, по состоянию на 01.01.2020 г. этот показатель равен 2102 грн.

В свою очередь, в примечании 1 приложения 1 к постановлению № 1298 установлено, что должностные оклады работников, оплата труда которых базируется на ЕТС (работники заведений образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. п.), с 01.01.2017 г. рассчитываются исходя из размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда по ЕТС, установленного в размере ПМТЛ на 1 января календарного года.

Поэтому, зная размер ПМТЛ на 01.01.2020 г., нетрудно рассчитать месячные должностные оклады ЕТС-работников на 2020 год. Для этого нужно оклад (ставку) работника 2 — 25-го тарифного разряда умножить на соответствующий тарифный коэффициент.

При этом должностные оклады (тарифные ставки), рассчитанные в гривнях с копейками, округляют: цифры до 0,5 — отбрасывают, от 0,5 и выше — округляют до одной гривни.

Конечно, нельзя не отметить, что в течение 2019 года то появлялись, то исчезали проекты постановлений о внесении изменений в ЕТС. Особого внимания заслуживает проект постановления КМУ «О внесении изменения в постановление № 1298», который был размещен на сайте объединений Профсоюзов (www.spo.fpsu.org.ua) еще в августе 2019 года.

Указанным проектом предлагалось повысить тарифные коэффициенты, соответственно и размеры должностных окладов для работников 6 — 19-го тарифных разрядов.

Однако 2020 год наступил, а этот проект так и не получил нормативную поддержку. Поэтому в этом году при определении размеров окладов работников-ЕТСников следует применять те тарифные коэффициенты, которые приведены в приложении 1 к постановлению № 1298.

В табл. 2 приведем размеры должностных окладов (тарифных ставок) работников 1 — 25-го тарифных разрядов, которые должны быть установлены в штатных расписаниях бюджетных учреждений с 1 января 2020 года.

Должностные оклады по ЕТС в 2020 году

Таблица 2

Тарифный разряд

Тарифный коэффициент

Должностной оклад с 1 января 2020 года, грн.

1

1

2102

2

1,09

2291

3

1,18

2480

4

1,27

2670

5

1,36

2859

6

1,45

3048

7

1,54

3237

8

1,64

3447

9

1,73

3636

10

1,82

3826

11

1,97

4141

12

2,12

4456

13

2,27

4772

14

2,42

5087

15

2,58

5423

16

2,79

5865

17

3

6306

18

3,21

6747

19

3,42

7189

20

3,64

7651

21

3,85

8093

22

4,06

8534

23

4,27

8976

24

4,36

9165

25

4,51

9480

Увеличение «базового» тарифа по ЕТС с 1 января 2020 года также повлияет на «штатные» оклады рабочих, занятых обслуживанием органов госвласти и ОМС, оплата труда которых осуществляется согласно приказу № 77.

Должностные оклады (тарифные ставки) «обслуживающих» рабочих, которые должны быть установлены в штатных расписаниях с 01.01.2020 г., необходимо определить самостоятельно расчетным путем.

Для этого нужно размеры месячных тарифных ставок (должностных окладов), определенные в приложениях 1 — 3 к приказу № 77 по состоянию на 01.05.2016 г., умножить на соответствующий коэффициент пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда.

Этот коэффициент с 1 января 2020 года составляет 1,77384

(2102 грн. : 1185 грн.)**.

** Подробнее об этом читайте в консультации специалиста Минсоцполитики «Определяем оклады «обслуживающих» рабочих с 1 января 2020 года» этого номера.

Оклады работников ДЮСШ

С 01.01.2020 г. начало действовать постановление № 755, которое устанавливает, что в 2020 году при определении предельных размеров должностных окладов директоров, инструкторов-методистов и тренеров-преподавателей ДЮСШ следует применять дополнительные коэффициенты повышения.

При этом в соответствии с п. 1 постановления № 755 при установлении повышающих коэффициентов для тренеров-преподавателей учитывается имеющаяся квалификационная категория, а для директоров и инструкторов-методистов — категория ДЮСШ, в которой они работают.

Напомним, что квалификационные категории тренерам-преподавателям ДЮСШ устанавливаются по результатам аттестации, которая проводится в соответствии с нормами Порядка № 45. В свою очередь, категория спортшколы определяется в соответствии с Положением № 1216.

Итак, с 1 января 2020 года должностные оклады директоров, инструкторов-методистов и тренеров-преподавателей ДЮСШ повышаются по двум основаниям:

1) общее повышение окладов по ЕТС в связи с увеличением с 1 января 2020 года размера ПМТЛ (2102 грн.);

2) повышение согласно постановлению № 755.

При этом определять повышенные оклады, т. е. оклады с учетом конкретного коэффициента повышения, придется самостоятельно.

Сама по себе эта процедура не очень сложная, но, осуществляя ее, следует учитывать несколько важных моментов.

Во-первых, размеры должностных окладов директоров, инструкторов-методистов и тренеров-преподавателей ДЮСШ определяются согласно приложению 2 к постановлению № 1298 и приказу № 2097.

После анализа их содержания становится понятно, что должностные оклады для вышеуказанных категорий работников ДЮСШ устанавливаются на уровне 10 — 16-го тарифных разрядов.

Во-вторых, постановление № 755 определяет размеры должностных окладов с учетом предельных (максимальных) размеров повышающих коэффициентов. Решение об установлении конкретного размера коэффициента повышения принимает директор ДЮСШ.

При этом что касается размера такого коэффициента для самого директора, то решение должно принимать учреждение (заведение) высшего уровня.

В-третьих, примечанием 2 приложения 1 к приказу № 2097 предусмотрено, что должностные оклады по разрядам ЕТС определяются путем умножения оклада работника 1-го тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент.

В случае когда должностной оклад определен в гривнях с копейками, цифры до 0,5 — отбрасываются, от 0,5 и выше — округляются до одной гривни.

Однако в постановлении № 755 не указано об округлении должностных окладов после применения повышающего коэффициента.

Поэтому округлять оклады после их повышения на соответствующий коэффициент не нужно. Соответственно они определяются в гривнях с копейками. Далее в табл. 3 приведем предельные размеры должностных окладов с учетом повышающих коэффициентов.

Предельные размеры должностных окладов работников ДЮСШ в 2020 году

Таблица 3

Должность

Квалификацион-
ная категория / категория ДЮСШ

Тариф-
ный разряд

Должностной оклад по ЕТС, грн.

Повышающий коэффициент (предельный размер)

Предельный размер оклада с учетом коэф., грн.

Директор

Без категории

13

4772

1,2

5726,40

Вторая категория

14

5087

1,3

6613,10

Первая категория

15

5423

1,5

8134,50

Высшая категория

16

5865

1,7

9970,50

Инструктор-методист

Без категории

10

3826

1,2

4591,20

11

4141

1,2

4969,20

Вторая категория

12

4456

1,3

5792,80

Первая категория

13

4772

1,5

7158,00

Высшая категория

14

5087

1,7

8647,90

Тренер-преподаватель

Без категории*

10

3826

1,2

4591,20

11

4141

1,2

4969,20

Вторая категория

12

4456

1,3

5792,80

Первая категория

13

4772

1,5

7158,00

Высшая категория

14

5087

1,7

8647,90

* В соответствии с примечанием 1 приложения 6 к приказу № 2097 тренерам-преподавателям, которые не имеют образовательно-квалификационного уровня специалиста или магистра (до введения в действие Закона об образовании — высшего образования), образовательно-квалификационного уровня младшего специалиста или бакалавра (до введения в действие Закона об образовании — среднего специального образования) и категорий, устанавливается 10-й тарифный разряд.

Оплата труда педагогических работников

Еще в июле 2019 года бывшее Правительство под председательством Премьер-министра Украины В. Гройсмана утвердило новые «оплатные» условия для педагогических работников. Речь идет о постановлении № 822.

Указанное постановление вступило в силу 30 августа 2019 года, но новые «оплатные» условия должны были заработать с 1 января 2020 года.

Так, согласно постановлению № 822 оклады педагогов с 1 января должны были рассчитываться путем умножения ПМТЛ на 1 января календарного года на установленный коэффициент. Размеры коэффициентов указаны в соответствующих схемах должностных окладов, которые прилагаются к постановлению № 822. Всего таких схем — 3, а именно:

• схема должностных окладов (ставок зарплаты) педагогических работников на период до 2023 года;

• схема должностных окладов научно-педагогических работников на период до 2023 года;

• схема должностных окладов руководящих, научных и других работников до 2023 года.

При этом указанные схемы должны были применяться поэтапно. Сначала с 1 января 2020 года должна была заработать схема должностных окладов педагогических работников. А с 1 сентября — две другие схемы.

Заметим, что согласно постановлению № 822 наименьший размер должностного оклада педагогического работника с 1 января 2020 года должен был составлять 2,5 размера ПМТЛ на 1 января 2020 года, т. е. 5255 грн. (2102 грн. х 2,5).

Однако задуманному сбыться не судилось. На пути стало постановление № 1044, которое приостановило действие постановления № 822 на 2020 год. Соответственно новые схемы должностных окладов педагогов начнут действовать лишь с 1 января 2021 года. В нынешнем Правительстве такие действия объяснили тем, что в Госбюджете-2020 отсутствуют средства на реализацию постановления № 822.

Зато с 1 января 2020 года для некоторых категорий педагогических работников установлены своеобразные «бонусы».

Так, в соответствии с постановлением № 1028 учителям ЗСО, которые имеют стаж педагогической работы до 10 лет, в 2020 году будет выплачиваться помощь в размере 10 ПМТЛ. Причем как расчетный показатель следует учитывать уровень ПМТЛ по состоянию на 01.01.2020 г. (2102 грн.). А это значит, что размер такой помощи составляет 21020 грн. (2102 грн. х 10).

Эта выплата осуществляется за счет расходов, предусмотренных в приложении 3 к Закону о Госбюджете — 2020 по бюджетной программе «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на улучшение социальной защиты отдельных категорий педагогических работников заведений общего среднего образования», объемы которой утверждены в сумме 3753209,8 тыс. грн.

При этом согласно п. 7 ст. 20 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI по бюджетным программам, осуществление мероприятий по которым требует нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств, главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты порядков использования средств государственного бюджета (в том числе по бюджетным программам, впервые определенным Законом о Госбюджете) и обеспечивают их утверждение в течение 30 дней со дня вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины.

Следовательно, порядок выплаты помощи учителям ЗСО должен быть разработан и утвержден в течение месяца.

Кроме того, согласно проекту постановления КМУ «Об установлении надбавки педагогическим работникам заведений дошкольного образования» педработникам ЗДО с 01.01.2020 г. планируется установить надбавку в размере 20 % должностного оклада. Она будет установлена на весь объем педагогической нагрузки, которую выполняет работник, а ее выплата будет осуществляться за счет средств учредителя ЗДО.

Подробнее о порядке выплаты помощи учителям ЗСО и надбавки педагогам ЗДО мы расскажем в следующих номерах нашего журнала. Поэтому следите за публикациями.

Итак, в этом году оклады для педработников определяются по ЕТС.

Что же касается других «оплатных» условий для педагогов, то в 2020 году придется руководствоваться нормативкой, действующей уже не первый год, а именно постановлением № 1298, приказом № 557 и Инструкцией № 102 (ср. 025069200). К тому же в течение всего 2020 года продолжают действовать постановления, которые устанавливают повышение должностных окладов для:

• педагогических работников, оплата труда которых осуществляется за счет образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, на 10 % согласно постановлению № 22 (см. журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 5, с. 23);

• педагогических работников, которые получают зарплату за счет средств государственного и местных бюджетов, на 10 % согласно постановлению № 695 (см. журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 32, с. 28);

• педагогических работников специализированных художественных школ (школ-интернатов), которые находятся в сфере управления Минкультуры и оплата труда которых осуществляется за счет средств госбюджета, на 10 % согласно постановлению № 1100;

научно-педагогических работников на 11 % согласно постановлению № 36 (см. журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 6, с. 24).

Ведь в тексте этих постановлений не установлено ограничение относительно срока их действия да и вряд ли Кабмин ежегодно будет обновлять тексты указанных нормативных документов.

Оплата труда госслужащих

В «оплатных» условиях госслужащих с 1 января 2020 года произошло немало изменений. Решающую роль в этих изменениях сыграл Закон о перезагрузке власти, который вступил в силу 25.09.2019 г. Но большинство его норм начали действовать именно с 2020 года. В частности, с 01.01.2020 г. была полностью изменена редакция ст. 51 Закона о госслужбе, которая определяет порядок установления должностных окладов госслужащих.

Но обо всем по порядку.

Оклады

Напомним, что должностные оклады госслужащих привязаны к ПМТЛ. С 01.01.2020 г. вступила в силу ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе, устанавливающая, что минимальный размер должностного оклада в государственных органах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городов областного значения, не может быть менее двух размеров ПМТЛ. Как видим, в ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе не указано, что минимальный оклад госслужащего привязан к ПМТЛ с 1 января. А потому можно допустить, что он будет меняться в течение 2020 года в связи с ростом уровня ПМТЛ в течение года.

Но нет! В настоящее время уже существует проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» от 11.10.2019 г. № 2260». Им предусматривается внести изменения в ч. 3 ст. 51 Закона о госслужбе и привязать размер минимального оклада на должности госслужбы к ПМТЛ по состоянию на 1 января календарного года.

Однако в любом случае с 1 января 2020 года минимальный оклад госслужащего составляет 4204 грн. (2102 грн. х 2).

ВАЖНО!

Минимальный размер должностного оклада госслужащего с 01.01.2020 г. равен 4204 грн.

Кстати, именно такой размер минимального оклада заложен в проект постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 18 января 2017 года № 15». Он размещен на сайте объединений Профсоюзов (www.spo.fpsu.org.ua).

Указанным проектом планируется утвердить Схему должностных окладов на должностях государственной службы с учетом категорий, подкатегорий и уровней государственных органов в 2020 году. Отметим, что на сегодняшний день подкатегории должностей госслужбы не определены. При этом в п. 5 разд. ІІ «Заключительные и переходные положения» Закона о перезагрузке власти Правительству дано указание до 01.01.2020 г. обеспечить принятие нормативно-правовых актов относительно определения подкатегорий должностей госслужбы, а также утверждение классификации (каталога) должностей на госслужбе. Надеемся, что в ближайшее время Кабмин выполнит указанное поручение.

Но вернемся к проекту Схемы должностных окладов госслужащих. Внимательно пересмотрев ее содержание, замечаем, что в 2020 году порядок установления окладов госслужащих изменился (ч. 1 ст. 51 Закона о госслужбе).

Так, если в 2019 году для установления размеров должностных окладов должности госслужбы были разделены на девять групп оплаты труда, а сами госорганы по юрисдикции — на три уровня, то с 1 января 2020 года с целью установления размеров окладов госорганы разделены на 5 уровней:

1) Аппарат Верховной Рады Украины, Секретариат КМУ, постоянно действующий вспомогательный орган, созданный Президентом Украины, аппараты (секретариаты) Совета национальной безопасности и обороны Украины, Счетная палата, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд, Офис генерального прокурора;

2) министерства, центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, который установлен законом, аппараты (секретариаты) высших специализированных судов, Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины;

3) другие органы, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;

4) госорганы, юрисдикция которых распространяется на территорию АР Крым, одной или нескольких областей, городов Киева и Севастополя;

5) госорганы, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, районов в городах, городах областного значения.

Кроме того, в 2020 году при определении размеров окладов госслужащих уже не применяются коэффициенты соотношения к минимальному размеру должностного оклада (2 ПМТЛ).

Зато в Схеме должностных окладов госслужащих установлены «твердые» размеры окладов, и для некоторых должностей эти размеры оказываются меньше, чем суммы, рассчитанные по «старым» правилам.

Подробнее о размерах окладов госслужащих мы поговорим после утверждения Схемы должностных окладов госслужащих на 2020 год (на момент подготовки номера постановление не утверждено). Как только это случится, мы обязательно вас проинформируем на страницах нашего издания.

Доплаты и надбавки

Заметим, что в соответствии с п. 2 Заключительных и переходных положений Закона о перезагрузке власти на два года (2020 — 2021) продлен срок выплаты дополнительных стимулирующих выплат госслужащим.

Так, согласно абз. 8 п. 14 разд. ХI «Заключительные и переходные положения» Закона о госслужбе руководители госслужбы имеют право устанавливать госслужащим дополнительные стимулирующие выплаты в виде надбавок за интенсивность труда и за выполнение особо важной работы. Дополнительные стимулирующие выплаты выплачиваются в процентах к должностному окладу в пределах экономии фонда оплаты труда. Конкретный размер таких выплат определяет руководитель госоргана самостоятельно.

Премии

Как в 2019-м, так и в 2020 году продолжают действовать «премиальные» ограничения, установленные в абз. 4 ч. 3 ст. 50 и ч. 7 ст. 52 Закона о госслужбе, согласно которым:

общий размер премий, которые может получить госслужащий за год, не может превышать 30 % фонда его должностного оклада за год;

фонд премирования госоргана устанавливается в размере 20 % общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда.

Госслужба по контракту

С 1 января 2020 года начали действовать положения ст. 311 Закона о госслужбе, в которой указано, что с лицом, назначаемым на должность госслужбы, может быть заключен контракт в порядке, утвержденном Кабмином. Заметим, что «оплатные» условия госслужащих, с которыми заключается контракт, будут определены КМУ по представлению Национального агентства Украины по вопросам государственной службы. Итак, ждем от Правительства и Нацгосслужбы утверждения соответствующей «трудооплатной» нормативки для госслужащих-контрактников.

Кстати, для госслужащих-контрактников Законом о перезагрузке власти с 01.01.2020 г. в п. 3 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе было установлено право на получение дополнительной месячной и квартальной премий за надлежащее выполнение условий контракта.

Но, скорее всего, такая премия не будет выплачиваться, ведь проектом Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины» от 11.10.2019 г. № 2260 планируется вообще исключить п. 3 ч. 3 ст. 50 Закона о госслужбе.

Оклады в ОМС

Что касается окладов должностным лицам и служащим ОМС, то с 1 января 2020 года они остаются на том же уровне, т. е. на уровне июня 2019 года (согласно постановлению № 525).

При этом наименьший размер оклада для должностного лица ОМС составляет 3100 грн., а для служащего ОМС — 3000 грн.

Будут ли повышены должностные оклады работников ОМС в 2020 году?

Остается лишь верить в лучшее.

В течение двух последних лет повышение окладов для указанной категории работников происходило не раньше мая-июня. Надеемся, что в этом году работники ОМС получат надлежащее повышение окладов раньше.

Но пока из устных разъяснений специалистов Минсоцполитики с 01.01.2020 г. не планируется внесения изменений в схемы должностных окладов, утвержденные в приложениях 48 — 55 к постановлению № 268.

Следовательно, должностные оклады должностных лиц и служащих ОМС с 1 января 2020 года остаются на уровне 2019 года.

Корректировка «средней» и индексация

Корректировка среднего заработка

Как известно, повышение должностных окладов работников на законодательном уровне влияет на проведение корректировки их заработной платы при расчете среднего заработка в соответствии с Порядком № 100.

Так, согласно абз. 1 п. 10 этого Порядка в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с актами законодательства как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

Коэффициент корректировки (повышения) при этом определяется путем деления оклада, установленного работнику после повышения, на его оклад (тарифную ставку) до повышения*** (см. письма Минсоцполитики от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16 и от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416).

*** Таблицу с коэффициентами для корректировки зарплаты при уходе в отпуск в январе 2020 года см.в «Коэффициенты для корректировки зарплаты при уходе в отпуск в январе 2020 года (оклады по ЕТС)» этого номера.

Исходя из откорректированной таким образом заработной платы в расчетном периоде определяется среднедневной (часовой) заработок.

В случаях когда повышение тарифных ставок и окладов состоялось в периоде, в течение которого за работником сохранялся средний заработок, по этому заработку осуществляются начисления только в части, касающейся дней сохранения средней заработной платы со дня повышения тарифных ставок (окладов) (абз. 2 п. 10 Порядка № 100). То есть корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада.

Если средний заработок начисляют в месяце повышения должностных окладов, то на коэффициент повышения корректируют зарплату всего расчетного периода (см. письмо Минтруда от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Заметим, что корректировке подлежат все выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка согласно Порядку № 100: отпускные, сумма компенсации за неиспользованный отпуск, оплата периода пребывания работника в командировке исходя из размера «средней», матпомощи в размере среднего заработка, оплата периода службы на особый период (срочной и контрактной службы) и т. п.

Далее рассмотрим на примерах, как корректировать «среднюю» в случае повышения окладов.

Пример 1. Работник бюджетного учреждения (7-й тарифный разряд по ЕТС) в январе 2020 года идет в ежегодный отпуск на 24 к. дн. Расчетный период для расчета отпускных: январь — декабрь 2019 года. Допустим, что зарплата за этот период составила 52392,00 грн.

Поскольку должностной оклад работника был повышен с 01.01.2020 г., то заработок за январь — декабрь 2019 года (который учитывают при расчете отпускных) должен быть откорректирован на коэффициент его повышения. Он определяется следующим образом:

3237 : 2958 = 1,0943,

где 3237 — должностной оклад по 7-му тарифному разряду по ЕТС с 1 января 2020 года;

2958 — должностной оклад по 7-му тарифному разряду по ЕТС с 1 января 2019 года.

Далее определим откорректированный заработок за расчетный период:

52392 грн. х 1,0943 = 57332,57 грн.

Среднедневная зарплата составляет:

57332,57 грн.: (365 к. дн. - 11 к. дн.) = 161,96 грн.,

где 365 — количество календарных дней в расчетном периоде, включаемых в расчет;

11 — количество праздничных и нерабочих дней, приходящихся на расчетный период.

Сумма отпускных равна:

161,96 грн. х 24 к. дн. = 3887,04 грн.

Пример 2. Работнику бюджетного учреждения (7-й тарифный разряд по ЕТС) предоставлен ежегодный отпуск с 26.12.2019 г. продолжительностью 14 к. дн. Средняя зарплата для оплаты дней отпуска составила 146,25 грн.

В указанном случае зарплату в расчетном периоде, а также с 26 по 31 декабря 2019 года не корректируем. Однако здесь учитываем, что во время отпуска работника ему был повышен оклад (с 01.01.2020 г.).

Следовательно, это обязывает провести корректировку уже начисленных отпускных****, но не за весь период, а лишь за дни с даты повышения, т. е. с 01.01.2020 г. по дату окончания отпуска.

**** Подробнее о корректировке отпускных см. в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 21, с. 18.

Откорректируем среднюю зарплату:

146,25 грн х 1,0943 = 160,04 грн.

Поскольку на период отпуска приходятся 2 праздничных (нерабочих) дня (1 и 7 января), отпуск продлевается на эти дни, но эти дни не оплачиваются. Поэтому оплате по откорректированному заработку подлежат 8 к. дн.

Таким образом работнику следует доплатить:

(160,04 грн. х 8 к. дн.) - (146,25 грн. х 8 к. дн.) = 110,32 грн.

Также учитывайте, что за непроведение корректировки (невыполнение требований п. 10 Порядка № 100) работодателю «светит» штраф в размере 1 МЗП (абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) как за нарушение других требований трудового законодательства (см. письмо Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 1143/13/84-16), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Индексация зарплаты

Январь 2020 года — месяц повышения должностных окладов является «базовым» для работников с оплатой по ЕТС, рабочих ОМС и госорганов, а также госслужащих (конечно, при условии, что оклады последних будут повышены с 01.01.2020 г.). Поэтому в январе 2020 года зарплату указанных категорий работников не индексируют. С февраля 2020 года начинаем расчет нового индекса до превышения порога индексации 103 %.

А вот для должностных лиц и служащих ОМС базовым остается июнь 2019 года. В январе 2020 года право на текущую индексацию у указанной категории работников не наступило (подробнее об индексации зарплаты работников-бюджетников в январе 2020 года читайте в статье «Индексировать ли зарплату в январе 2020 года?» этого номера).

Новые размеры НСЛ

Размеры НСЛ и предельной зарплаты для применения НСЛ в 2020 году изменились. Это связано с изменением размера ПМТЛ на 1 января 2020 года по сравнению с этим же показателем на 1 января 2019 года.

Приведем в табл. 4 новые размеры НСЛ и предельной зарплаты, к которой применяется НСЛ.

Размеры НСЛ в 2020 году

Таблица 4

Категория налогоплательщика

Предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ в 2020 году

Размер НСЛ

«Обычная» НСЛ

Любой плательщик налога (п.п. 169.1.1 НКУ)

2940,00 грн.

(2102,00 грн. x 1,4 и округлено до ближайших 10 грн.)

1051,00 грн.

(2102,00 x 50 %)

«Обычная» НСЛ на детей

Лицо, содержащее двух и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 НКУ)

Для одного из родителей — 2940,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет;

для второго из родителей — 2940,00 грн.

1051,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет

«Повышенная» НСЛ на детей

Одинокая мать (отец), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, которые имеют ребенка (детей) в возрасте до 18 лет (п.п. «а» п.п. 169.1.3 НКУ)

Для одного из родителей — 2940,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет;

для второго из родителей — 2940,00 грн.

1576,50 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет

Лицо, содержащее ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НКУ)

1576,50 грн. х количество детей с инвалидностью в возрасте до 18 лет

«Повышенная» НСЛ

Лицо, отнесенное законом к 1 или 2 категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховной Рады УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (п.п. «в» п.п. 169.1.3 НКУ)

2940,00 грн.

1576,50 грн.

Учащиеся, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты* (п.п. «г» п.п. 169.1.3 НКУ)

2940,00 грн.

1576,50 грн.

Лицо с инвалидностью I или II группы, в том числе с детства, кроме лиц с инвалидностью, льгота которым определена п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «г» п.п. 169.1.3 НКУ)

2940,00 грн.

1576,50 грн.

Лица, которым присуждена пожизненная стипендия как гражданам, которые подверглись преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов (п.п. «д» п.п. 169.1.3 НКУ)

2940,00 грн.

1576,50 грн.

Участники боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551, кроме лиц, указанных в п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

2940,00 грн.

1576,50 грн.

* При условии, что они не получают стипендию из бюджета (см. п.п. 169.2.3 НКУ).

Напомним, что НСЛ применяют только по одному месту начисления (выплаты) зарплаты (п.п. 169.2.1 НКУ).

Причем место применения НСЛ налогоплательщик выбирает самостоятельно путем подачи заявления о выборе места применения НСЛ, которое составляют в произвольной форме.

При этом за образец можно взять форму заявления, утвержденную приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461, но с указанием реквизитов, которые соответствуют нормам НКУ.

Размеры минимального и максимального соцвзноса, больничных и декретных

ЕСВ

При определении сумм ЕСВ, которые подлежат уплате, важно определить:

• максимальную величину базы начисления ЕСВ;

• минимальный страховой взнос, установленный для определенных категорий работников.

Приведем размеры этих показателей на 2020 год в табл. 5 и 6.

Максимальная величина базы начисления ЕСВ в 2020 году

Таблица 5

Период 2020 года

Максимальный размер дохода, из которого взимают ЕСВ, грн.

Январь — декабрь

70845* (15 х 4723)

******* Максимальная величина базы начисления ЕСВ равна 15 размерам МЗП (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464).

Минимальный страховой взнос в 2020 году

Таблица 6

Категория работников

Размер минимального страхового взноса в расчете на месяц, грн.

Работодатели начисляют на базу начисления ЕСВ, определенную по основному работнику (без инвалидности), с которой взимается взнос по ставке 22 %

1039,06 (4723 x 22 %)

Что касается основных правил выполнения требований уплаты ЕСВ с МЗП, то в 2020 году они не изменились.

Так, в случае если база начисления ЕСВ основного работника — без инвалидности (зарплата, больничные, декретные) не превышает размера МЗП, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера МЗП и ставки ЕСВ (22 %) при условии пребывания работника в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработке всех рабочих дней отчетного месяца. При нынешних условиях сумма ЕСВ с МЗП составляет 1039,06 грн.

При этом требование относительно начисления ЕСВ с МЗП не применяется:

1) к зарплате (доходу) с источником не по основному месту работы:

относительно работников — внешних совместителей. Но если работник — внутренний совместитель (между работником и работодателем заключены два разных трудовых договора: по основной должности и по совместительству), то с МЗП сравнивайте общую сумму начисленных в отчетном месяце выплат, которые входят в базу взыскания ЕСВ, т. е. как по основной должности, так и по совместительству;

• относительно физических лиц, которые выполняют работы (предоставляют услуги) по договорам ГПХ. Но в случае когда физическое лицо у одного и того же работодателя получает одновременно доход в виде заработной платы и вознаграждение по договору ГПХ, при этом база начисления ЕСВ является меньше размера МЗП, то ЕСВ рассчитывается как произведение размера МЗП и ставки ЕСВ в размере 22 % (подкатегория 201.04.01 Базы налоговых знаний («ЗІР»);

2) к зарплате (доходу) работника с инвалидностью, который работает в учреждении или организации, где применяется ставка 8,41 %;

3) к зарплате (доходам) работников всеукраинских общественных организаций инвалидов (УТОГ и УТОС), работников предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, где применяется ставка ЕСВ 5,3 % и 5,5 % соответственно;

4) если работник принят или уволен в течение месяца (при этом если работник принят в первый рабочий (не календарный) день отчетного месяца или уволен в последний рабочий (не календарный) день отчетного месяца и он отработал полностью норму рабочего времени, требование об уплате ЕСВ с МЗП выполнять нужно);

5) отсутствует база для начисления ЕСВ (например, работник был в отпуске без сохранения зарплаты или отсутствовал на работе весь месяц из-за прогула).

Суммовые ограничения для больничных и декретных

Как в прошлом году, так и в новом продолжают действовать максимальные и минимальные «пределы» для сумм больничных и декретных. Напомним, что у нас действуют специальные ограничения для страховых выплат для тех работников, страховой стаж которых в течение последних 12 месяцев составляет менее 6 месяцев. Общие ограничения действуют для всех других застрахованных лиц.

Применяя специальное ограничение для больничных, следует учитывать следующее: если за последние 12 календарных месяцев перед наступлением болезни работника (его ребенка) его страховой стаж не превышает 6 месяцев, то дневная выплата (среднедневная зарплата с учетом процента оплаты больничного) для начисления больничных должна быть не больше размера МЗП в расчете на 1 календарный день

(155,16 грн. (4723 грн.: 30,44)).

Что касается специального ограничения для декретных, то здесь если за последние 12 календарных месяцев перед уходом в декретный отпуск страховой стаж работницы не превышает 6 месяцев, то среднедневная зарплата для начисления декретного пособия должна быть:

1) не менее размера МЗП в расчете на 1 календарный день (155,16 грн.) — для пособия по основному месту работы;

2) не более 2 МЗП в расчете на 1 календарный день (310,32 грн.).

Применяя общее ограничение для пособия по беременности и родам (работницы по основному месту работы независимо от страхового стажа за последние 12 месяцев перед наступлением декретного отпуска), следует учитывать следующее: если фактическая среднедневная зарплата меньше размера МЗП в расчете на 1 календарный день, то декретное пособие должно быть рассчитано исходя из размера МЗП в расчете на 1 календарный день — 155,16 грн.

Что касается максимального размера декретных и больничных (включая уход за больным ребенком или больным членом семьи), то как в прошлом, так и в новом году их суммы не должны быть выше размера максимальной величины базы начисления ЕСВ из расчета:

• на день 2327,37 грн.

(15 х 4723/30,44);

• на полный месяц 70845 грн.

(15 х 4723 грн.).

Учитывая указанное, в табл. 7 приведем «пределы» для страховых выплат.

«Пределы» больничных и декретных для работников в 2020 году

Таблица 7

Вид ограничения

Начало временной нетрудоспособности

Минимальная среднедневная зарплата, грн.

Максимальная среднедневная зарплата, грн.

Больничные

Страховой стаж в течение последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая менее 6 месяцев

Январь — декабрь 2020 года

х

155,16

(4723мзп : 30,44)

Страховой стаж в течение последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая 6 месяцев и более

Январь 2020 года

2056,34(1)

(15 х 4173мзп : 30,44)

Февраль — декабрь 2020 года

2327,37(1)

(15 х 4723мзп : 30,44)

Пособие по беременности и родам

Страховой стаж в течение последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая менее 6 месяцев

Январь — декабрь 2020 года

155,16

(4723мзп : 30,44)

310,32

(2 х 4723мзп : 30,44)

Страховой стаж в течение последних 12 месяцев перед наступлением страхового случая 6 месяцев и более

Январь 2020 года

2056,34(1)

(15 х 4173мзп : 30,44)

Февраль — декабрь 2020 года

2327,37(1)

(15 х 4723мзп : 30,44)

(1) Сумма больничных/декретных в расчете на месяц не может превышать максимальную величину базы начисления ЕСВ, действовавшую в последнем месяце расчетного периода.

Количество календарных дней, участвующих в расчете отпускных в 2020 году

При расчете средней зарплаты для оплаты периода отпуска (выплаты компенсации за неиспользованный отпуск) количество календарных дней, участвующих в расчете, зависит от количества календарных дней в расчетном периоде и количества праздничных (нерабочих) дней, приходящихся на расчетный период. Учитывайте, что 2020 — високосный год и в феврале количество календарных дней составляет 29. Поэтому в расчетном периоде, куда попадает февраль-2020, количество календарных дней будет равно 366.

В табл. 8 приведем рассчитанные (готовые) показатели, необходимые при расчете отпускной «средней» в 2020 году.

Количество календарных дней, участвующих в расчете отпускных в 2020 году

Таблица 8

Начало отпуска (месяц 2020 года)

Расчетный период*

Количество к. дн. в расчетном периоде

Количество праздничных и нерабочих дней в расчетном периоде

Количество к. дн., участвующих в расчете отпускных (гр. 3 - гр. 4)*

Январь

Январь — декабрь 2019 года

365

11

354

Февраль

Февраль 2019 года — январь 2020 года

365

11

354

Март

Март 2019 года — февраль 2020 года

366

11

355

Апрель

Апрель 2019 года — март 2020 года

366

11

355

Май

Май 2019 года — апрель 2020 года

366

11

355

Июнь

Июнь 2019 года — май 2020 года

366

11

355

Июль

Июль 2019 года — июнь 2020 года

366

11

355

Август

Август 2019 года — июль 2020 года

366

11

355

Сентябрь

Сентябрь 2019 года —

август 2020 года

366

11

355

Октябрь

Октябрь 2019 года — сентябрь 2020 года

366

11

355

Ноябрь

Ноябрь 2019 года — октябрь 2020 года

366

11

355

Декабрь

Декабрь 2019 года — ноябрь 2020 года

366

11

355

* Расчеты приведены исходя из условия, что расчетный период равен 12 календарным месяцам, предшествующим месяцу, на который приходится начало отпуска. При этом в расчетном периоде не было периодов, в течение которых работник согласно законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся средний заработок или сохранялся частично.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VІ.

Закон о Госбюджете — 2020 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон о госслужбеЗакон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VІІІ.

Закон о перезагрузке властиЗакон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти» от 19.09.2019 г. № 117-IX.

Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

Закон о дошкольном образованииЗакон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-II.

Закон № 3551Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

Закон № 1768Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон № 2464Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 1100постановление КМУ «О повышении оплаты труда педагогических работников специализированных художественных школ (школ-интернатов)» от 07.11.2018 г. № 1100.

Постановление № 22постановление КМУ «О повышении оплаты труда педагогических работников» от 11.01.2018 г. № 22.

Постановление № 695 — постановление КМУ «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 11 января 2018 г. № 22» от 10.07.2019 г. № 695.

Постановление № 36 — постановление КМУ «О повышении должностных окладов научно-педагогических работников» от 23.01.2019 г. № 36.

Постановление № 822постановление КМУ «Об оплате труда педагогических, научно-педагогических и научных работников заведений и учреждений образования и науки» от 10.07.2019 г. № 822.

Постановление № 1044постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 10 июля 2019 г. № 822 и приостановлении его действия» от 15.11.2019 г. № 1044.

Постановление № 1028постановление КМУ «О выплате помощи учителям заведений общего среднего образования» от 15.11.2019 г. № 1028.

Постановление № 268постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 525постановление КМУ «О внесении изменений в приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 19.06.2019 г. № 525.

Постановление № 755постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников детско-юношеских спортивных школ» от 14.08.2019 г. № 755.

Приказ № 2097 — приказ Минсемьямолодежьспорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций сферы физической культуры и спорта» от 23.09.2005 г. № 2097.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Приказ № 557 — приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Положение № 1216Положение о предоставлении категорий спортивным школам, утвержденное приказом Минсемьямолодежьспорта от 10.12.2013 г. № 1216.

Порядок № 45 — Порядок проведения аттестации тренеров (тренеров-преподавателей), утвержденный приказом Минмолодежьспорта от 13.01.2014 г. № 45.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ДЮСШ — детско-юношеские спортивные школы.

ЗСО — заведение общего среднего образования.

ЗДО — заведение дошкольного образования.

ОМС — органы местного самоуправления.

НСЛ — налоговая социальная льгота.

ЕСВ — единый социальный взнос.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд