Темы статей
Выбрать темы

Списываем старую мебель: что в учете?

Вежичанина Светлана, эксперт по финансовым вопросам
Как правильно списать старую мебель в бюджетных учреждениях? Необходимо ли ее утилизировать или можно просто сжечь, использовать в качестве дров или оставить для ремонта другой мебели? Разберемся вместе.

На балансе учреждения есть не пригодная для использования мебель. Причиной такой непригодности является физический износ мебели в процессе эксплуатации. Иногда это может быть вызвано и повреждениями в результате аварии или стихии.

Следовательно, такая мебель подлежит списанию. Но с чего начать? Сейчас объясним.

Решение о списании

Напомним: списать государственное имущество можно и по решению руководителя учреждения.

В частности, согласие (разрешение) субъекта управления не нужно получать для списания (абз. 5 п. 5 Порядка № 13141):

1 Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

img 1

Исключения. Они есть из каждого правила. Так, не обойтись без разрешения в случае списания:

• недвижимого имущества (субсчет 1013);

• объектов незавершенного строительства, незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы (счет 13).

Но это не наш случай. Зато при списании мебели прежде всего следует обратить внимание на такие важные моменты.

Во-первых, старая мебель вряд ли «переступит» стоимостный порог в 50 тыс. грн. Поэтому решение о ее списании может принять руководитель.

Во-вторых, для самостоятельного списания мебели не забываем об условии ее полной амортизации на момент списания (касается объектов ОС).

В то же время имейте в виду: износ, начисленный в размере 100 % стоимости объекта необоротных активов, не является достаточным основанием для его списания. Такие объекты должны быть действительно непригодными для дальнейшей эксплуатации (п. 10 разд. V Методрекомендаций № 112).

2 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

В-третьих, для принятия решения о списании мебели руководитель учреждения должен иметь аргументы.

Полномочия на определение фактического состояния и установление невозможности дальнейшего использования мебели возлагаются на комиссию по списанию имущества (п. 9 Порядка № 1314). Это может быть как специально созданная комиссия, так и ежегодная инвентаризационная комиссия. На практике, как правило, этим занимается именно последняя.

Основанием для списания мебели может быть невозможность и/или экономическая нецелесообразность ее ремонта.

Конечно, при таких условиях ни об отчуждении, ни о бесплатной передаче мебели не может быть и речи (п. 4 Порядка № 1314).

В то же время комиссия должна установить возможность использования отдельных деталей и материалов мебели, которая подлежит списанию. И именно комиссия должна проконтролировать их изъятие, сдачу на склад и оприходование (пп. 5, 6 и 13 Порядка № 1314).

Документы на списание мебели также оформляет комиссия. Далее об этом подробнее.

Работа комиссии и документальное оформление

Весь цикл работы комиссии описан в п. 13 Порядка № 1314. В частности, она должна выполнить такие действия:

1) произвести инвентаризацию мебели, которая подлежит списанию. Результаты инвентаризации комиссия должна зафиксировать в Акте инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию (приложение 2 к Порядку № 1314);

2) осуществить осмотр мебели с использованием необходимой техдокументации и данных бухучета, приведенных в инвентарных карточках учета. По итогам необходимо составить Акт технического состояния имущества, предлагаемого к списанию.

В этом акте следует указать, в частности, год изготовления, дату ввода в эксплуатацию, состояние основных частей, деталей и т. п. (абз. 4 п.п. 4 п. 14 Порядка № 1314);

3) составить Акт списания ОС (частичной ликвидации) или Акт списания группы ОС (в случае списания группы мебели). Типовые формы этих документов для бюджетных учреждений утверждены приказом № 8183. В таком Акте обязательно указываем причины списания и выводы об экономической нецелесообразности и/или невозможности восстановления имущества.

3 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм учета и списания основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

К сведению: в случае списания мебели, поврежденной в результате аварии или стихийного бедствия, к Акту списания нужно приложить заверенную копию акта об аварии с указанием причин, которые привели к ней (абз. 6 п.п. 4 п. 14 Порядка № 1314);

4) составить по результатам проведенной работы Протокол заседания. Его должны подписать все члены комиссии (абз. 3 п.п. 4 п. 14 Порядка № 1314).

В этом протоколе на основании вышеуказанных документов комиссия фиксирует все собранные данные, приводит свои выводы и предложения. В частности, здесь целесообразно указать:

• конкретные причины списания мебели. Например: физическая изношенность не позволяет дальнейшее использование мебели, а ожидаемая стоимость ремонта приближается к стоимости новых предметов меблировки с аналогичными характеристиками.

К сведению: для обоснования выводов можно приложить справку о калькуляции услуг по ремонту мебели, полученную от субъекта хозяйствования, который на этом специализируется. Также комиссия может провести мониторинг уровня цен на соответствующие ремонтные услуги и приложить к протоколу прайс-листы исполнителей;

• конкретные варианты использования отдельных деталей и материалов мебели, которая подлежит списанию. Например: ДСП, металлические крепления и фурнитуру можно использовать для ремонта другой мебели. Конечно, это касается лишь неповрежденных материалов и деталей, и если на балансе учреждения есть подобная мебель;

предложения по утилизации списанной мебели (желательно привести конкретные названия, контактные данные и стоимость услуг по утилизации специализированных предприятий).

Протокол заседания комиссии, Акт инвентаризации, Акты технического состояния и Акты на списание имущества должен утвердить руководитель учреждения (абз. 7 п.п. 4 п. 14 Порядка № 1314).

Списали. Что дальше?

Прежде всего следует понимать, что старая, непригодная мебель относится к отходам. Так, она считается отходами потребления. Что это такое?

Отходы потребления — это испорченные (поврежденные) и неремонтопригодные или отработанные, физически или морально изношенные изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства (п.п. 8 абз. 5 ДК 005-964).

4 Государственный классификатор отходов ДК 005-96, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 29.02.96 г. № 89.

Учреждение, которое образует отходы, должно предотвращать их вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека. Варианты обращения с отходами рассмотрим далее.

img 2Сжигание или использование в качестве дров

При производстве мебели используется древесина. По большей части это деревостружечные плиты (ДСП, МДФ).

А вот производство последних не обходится без применения токсичных клеевых смесей (формальдегидные смолы, фенол и т. п.). Кроме того, поверхности мебели обрабатывают защитными или декоративными веществами (лаки, масляные краски и т. п).

При сгорании такие материалы высвобождают разнообразные химические соединения в атмосферный воздух.

Более того, формальдегид входит в перечень наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ, выбросы которых в атмосферный воздух подлежат регулированию (постановление № 15985).

5 Постановление КМУ «Об утверждении перечня наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ, выбросы которых в атмосферный воздух подлежат регулированию» от 29.11.2001 г. № 1598.

ВНИМАНИЕ!

Не допускается сжигание промышленных и бытовых отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха загрязняющими веществами и веществами с неприятным запахом или другого вредного влияния, на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов (ч. 2 ст. 20 Закона № 27076)

6 Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха» от 16.10.92 г. № 2707-XII.

Руководители учреждений обязаны обеспечивать переработку, утилизацию и своевременный вывоз отходов, загрязняющих атмосферный воздух (ч. 3 ст. 20 Закона № 2707).

Кроме того, за самовольное размещение или удаление отходов или другие нарушения порядка обращения с отходами виновная сторона несет дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность (пп. «а», «б» ч. 1 ст. 42 Закона № 1877).

7 Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Итак, вывод таков: списанную старую мебель нельзя уничтожать путем сжигания. Использовать ее в качестве дров также не следует. Ведь сжигание материалов, оставшихся в результате списания мебели, приведет к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Списанную старую мебель необходимо утилизировать.

img 3Утилизация

Учреждение должно найти исполнителя, которой перевезет старую мебель (отходы) на специально отведенные объекты для дальнейшей сортировки, переработки, утилизации и безопасного удаления (захоронения).

Кто может предоставить услуги?

Можно воспользоваться услугами исполнителей, которые предоставляют услуги по вывозу бытовых отходов, или спецпредприятий, осуществляющих полный цикл операций в сфере обращения с отходами, в том числе и опасными.

К сведению: исполнителей услуг по вывозу бытовых отходов определяет ОМС на конкурсной основе в порядке, установленном КМУ (ч. 3 ст. 351 Закона № 187). Это исполнители, с которыми, как правило, учреждения заключают договор на вывоз мусора.

Важно: любая хозяйственная деятельность в сфере обращения с отходами осуществляется лишь при наличии соответствующего разрешения местных органов исполнительной власти (п. «а» ч. 1 ст. 32 Закона № 187).

Спецпредприятия, работающие с опасными отходами, должны иметь еще и соответствующую лицензию (абз. 8 ст. 34 Закона № 187). Не подлежит лицензированию хранение (накопление) опасных отходов, если на протяжении года со дня их образования они передаются спецпредприятиям, имеющим лицензию.

Документальное оформление вывоза старой мебели

Между учреждением и предприятием должен быть заключен договор о предоставлении услуг по обращению с бытовыми отходами (ч. 2 ст. 351 Закона № 187).

Обратите внимание: старая мебель относится к крупногабаритным твердым бытовым отходам. Это отходы, размер которых превышает 50 х 50 х 50 см (абз. 3 разд. «Объяснение использованных терминов» Инструкции № 3088). Этот нюанс следует учесть при заключении договора.

8 Приказ Минстроя «Об утверждении формы отчетности № 1-ТБО и Инструкции по заполнению формы отчетности № 1-ТБО «Отчет об обращении с твердыми бытовыми отходами» от 19.09.2006 г. № 308.

Передача старой мебели предоставителю услуг должна быть зафиксирована в акте приема-передачи услуг.

На практике спецпредприятия могут вывозить старую мебель как в смонтированном виде (единица измерения — шт.), так и в демонтированном (единица измерения — м3).

Исполнители, которые вывозят крупногабаритные бытовые отходы, чаще всего принимают мебель в демонтированном виде. Соответствующие тарифы устанавливают своими решениями исполкомы местных советов.

Обратите внимание: немало предоставителей таких услуг устанавливают минимальный объем отходов для вывоза. Поэтому предварительно уточните этот нюанс у потенциального исполнителя, изучите рынок этих услуг и выберите наиболее экономически выгодный для учреждения вариант.

КЭКР

В Инструкции № 333 мы дважды встречаем расходы на оплату услуг по обращению с отходами, в частности:

• по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» — оплата услуг по обращению с отходами, в том числе биоотходами, отходами с содержанием драгоценных металлов или вредных веществ и т. п. (кроме услуг, которые относятся к коммунальным) (п.п. 14 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333);

• по КЭКР 2275 «Оплата прочих энергоносителей и прочих коммунальных услуг» — оплата прочих коммунальных услуг, в том числе услуг по обращению с бытовыми отходами (п.п. 2 п.п. 2.2.7.5 Инструкции № 333).

Итак, оплату разовой услуги по вывозу отходов (в том числе и списанной мебели) следует осуществлять по КЭКР 2240. А вот КЭКР 2275 используйте при оплате услуг по вывозу мусора, которые предоставляются на постоянной основе.

Бухучет

Списание мебели

При выбытии старой мебели списываем с баланса ее первоначальную стоимость (субсчет 1016 или 1113) и сумму накопленного износа (субсчета 1411, 1412) (п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121).

Важно: при списании с баланса мебели, которая учитывалась в составе МНМА, не забудьте начислить оставшуюся амортизацию в размере 50 % ее первоначальной стоимости (абз. 1 п. 7 разд. IV НП(С)БУ 121).

Также помните: первоначальную стоимость списанной мебели относим на накопленный финрезультат (субсчет 5512), уменьшая при этом внесенный капитал (субсчет 5111) (п. 1.31 Типовой корреспонденции).

Учет деталей, материалов и вторсырья

Детали и материалы, пригодные для ремонта другой мебели, оприходуем как запасы (субсчет 1513) на основании накладной и акта оценки (абз. 1 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121).

В то же время сумму таких оприходованных активов, оставленных для ремонта, признаем доходом (субсчет 7112) (абз. 4 п. 5 разд. VI НП(С)БУ 121).

Непригодные для использования детали и материалы, которые могут быть сданы в качестве вторсырья, зачисляем на субсчет 1518 (1815).

Такие активы, как предполагается, в дальнейшем будут реализованы. Поэтому при их оприходовании также отражаем увеличение дохода по субсчету 7211 (п. 3.12 Типовой корреспонденции).

Обратите внимание: оприходуем лишь те детали и материалы, которые можно реализовать и получить определенный доход или использовать для нужд учреждения.

Если же материалы, изъятые в результате ликвидации и разборки старой мебели, не пригодны для дальнейшего использования и продажи, зачислять их на баланс не нужно. Они фактически не являются активами. Ведь не несут в себе никаких экономических выгод и не имеют потенциала полезности.

Далее рассмотрим на условном примере, какую корреспонденцию субсчетов следует составлять при отражении таких операций.

Пример. По приказу руководителя учреждения ежегодная инвентаризационная комиссия провела осмотр старой мебели.

Перечень мебели (группа МНМА): стулья — 17 шт., тумбы — 12 шт., столы письменные с ящиками и подставкой под системный блок — 10 шт., столы письменные — 9 шт.

Согласно данным бухучета общая первоначальная стоимость указанных активов составляет 3200 грн, сумма начисленного износа (50 % ) — 1600 грн.

По результатам осмотра установлено, что мебель не пригодна для дальнейшего использования, а ее восстановление является экономически нецелесообразным.

Также после осмотра элементов, входящих в комплектацию мебели, установлено, что некоторые из них могут быть использованы для ремонта другой мебели.

Комиссия пришла к выводу: оприходовать металлические крепления и фурнитуру (на замену) и планки из ДСП от стенок, поверхностей тумбочек и столов (для ремонта мебели). Их стоимость с учетом износа материалов установлена в размере 163 грн на основании акта оценки. Остальные металлические крепления и фурнитура разрушены эрозией, детали из ДСП повреждены и не подлежат зачислению в состав активов.

На основании выводов комиссии руководитель учреждения принял решение списать старую мебель и передать ее на утилизацию после изъятия пригодных для использования материалов и деталей.

С исполнителем услуг по вывозу крупногабаритных отходов заключен договор. По условиям договора старая мебель подлежит предварительному демонтажу. Тариф за 1 м3 — 211 грн, фактический объем старой мебели в разобранном виде — 7 м3, из них: стулья — 0,9 м3, тумбы — 1,1 м3, столы письменные с ящиками и подставкой под системный блок — 3,1 м3, столы письменные — 1,9 м3. Общая стоимость услуг составляет 1477 грн.

Факт передачи и вывоза отходов подтвержден актом приема-передачи предоставленных услуг.

Согласно договору оплата производится по факту предоставления услуг. После получения финансирования по КЭКР 2240 учреждение произвело расчет с исполнителем услуг в полном объеме.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Списание мебели (МНМА)

1

Начислена амортизация в месяце списания мебели

8014

1412

1600

17

2

Списана первоначальная стоимость мебели и начислен износ

1412

1113

3200

9

3

Отнесена к накопленным финрезультатам первоначальная стоимость мебели при списании

5111

5512

3200

17

Оприходование деталей и материалов для ремонта прочей аналогичной мебели

1

Оприходованы изъятые после списания мебели детали, материалы, оставленные для ремонта

1513

2117

163

4

В то же время отражены:

• доход от оприходования материалов

2313

7112*

163

3, 14

• кассовые расходы

2117

2313

163

3, 4

Утилизация старой мебели

1

Передана на утилизацию списанная мебель

8013

6211

1477

6

2

Получены ассигнования на оплату услуг по обращению с отходами (вывоз старой мебели)

2313

7011

1477

2

3

Перечислены средства исполнителю услуг

6211

2313

1477

2, 6

* До конца отчетного месяца предоставлена в Казначейство Справка о поступлениях в натуральной форме на сумму 163,00 грн по коду доходов 25010200 «Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности».

ВЫВОДЫ

• Списание старой, полностью самортизированной мебели можно проводить по решению руководителя учреждения, если их первоначальная стоимость меньше 50 тыс. грн за единицу (комплект)

• Детали и материалы, пригодные для ремонта прочей мебели, следует оприходовать в состав запасов на субсчет 1513. На стоимость таких активов показываем доход по субсчету 7112

Не пригодные для использования детали и материалы, которые подлежат реализации как вторсырье, отражаем на субсчете 1518 (1815). В то же время при их оприходовании увеличиваем доход на субсчете 7211

• Списанная непригодная мебель подлежит утилизации

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше