Темы статей
Выбрать темы

Заключили договор аренды: уточняем земельный налог

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога. Однако это не освобождает от обязанности ежегодно подавать «земельную» декларацию. Вместе с тем в течение года может измениться объект обложения земельным налогом. Как следствие учреждению придется уточнить данные, отраженные в декларации. Как правильно это сделать и отразить новые показатели в декларации? Об этом и расскажем в статье.

Основания для лишения земельной льготы

Законодатели предусмотрели ряд льгот по уплате земельного налога для бюджетных учреждений. Перечень таких учреждений-льготников за последние годы остается неизменным. Он приведен в ст. 282 НКУ. И потому, наверное, бухгалтеры уже привыкли: в начале каждого года достаточно выполнить свою прямую обязанность — подать годовую декларацию по земельному налогу (далее — декларация). Потом можно спокойно отдыхать до следующего года.

Но так происходит не всегда. И при определенных обстоятельствах бюджетное учреждение может утратить льготу по земналогу.

Когда же это происходит? Самый распространенный пример — сдать здание, сооружение или же их части в аренду.

Так, в случае если землепользователи предоставляют в аренду отдельные здания, сооружения или их части, они теряют налоговую льготу. Но это касается не всех участков арендодателя, а только предоставленных в аренду или находящихся под объектами аренды (зданиями, сооружениями). Прямую ссылку на это содержит п. 284.3 НКУ.

Таким образом, если учреждение-льготник предоставляет в аренду здание или его часть, оно теряет право на земельную льготу. И тогда учреждению придется уплачивать земельный налог за площади, которые оно предоставляет в аренду.

Знайте: в определенных случаях НКУ сохраняет для бюджетных учреждений льготу по земельному налогу. Что это за случаи? Далее приведем перечень бюджетников-льготников и случаи, когда земельная льгота сохраняется за ними при любых обстоятельствах.

Льгота по земельному налогу: кто имеет право и когда сохраняется

Показатель

Пояснение

Кто имеет право на льготу по земельному налогу

(ст. 282 НКУ)

• дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от формы собственности и источников финансирования, заведения культуры, науки (кроме национальных и государственных дендрологических парков), образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;

• государственные и коммунальные детские санаторно-курортные заведения и заведения оздоровления и отдыха, а также детские санаторно-курортные и оздоровительные заведения, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций;

• государственные и коммунальные центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, центры физического здоровья населения, центры по развитию физической культуры и спорта лиц с инвалидностью, детско-юношеские спортивные школы, а также центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства, детско-юношеские спортивные школы и спортивные сооружения всеукраинских физкультурно-спортивных обществ, их местных ячеек и обособленных подразделений

Когда сохраняется земельная льгота

(п. 284.3. НКУ)

Если здания, сооружения или их части предоставляют во временное пользование (аренду) таким арендаторам, как:

• другие бюджетные учреждения;

• дошкольные, общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования

А что делать тем учреждениям-льготникам, которые собираются предоставить помещение в аренду другим арендаторам? На самом деле в этой ситуации у вас есть лишь два варианта:

первый — заключить договор аренды и одновременно потерять льготу по уплате земельного налога;

второй — отказаться от заключения договора аренды с таким арендатором и сохранить статус льготника.

Поэтому, прежде чем связывать себя арендными отношениями, еще раз подумайте, какой вариант вам больше по душе.

ВНИМАНИЕ!

Заключение договора аренды — основание для потери земельной льготы

Теперь переходим к самому интересному. Приведем практические советы для смелых льготников-бюджетников, т. е. тех, кому надоела спокойная жизнь и подача декларации с нулевыми показателями земельного налога.

С какого периода лишаются земельной льготы?

Мы уже выяснили, что потеря земельной льготы некоторыми бюджетными учреждениями напрямую связана с заключением новых договоров аренды. Поэтому и не удивительно, что обязательства по уплате земельного налога также связаны с заключением таких договоров. Прямое указание об этом есть в п. 287.7 НКУ.

Так, в случае предоставления в аренду зданий (сооружений) или их частей налог за площади, предоставленные в аренду, следует исчислять с даты заключения договора аренды.

То есть именно дата заключения договора аренды — это основание для начисления земельного налога.

Интересно, а если учреждение заключило договор аренды не 1 июля, а, например, 9 или 21 июля. С какого периода оно теряет льготу? Ответ однозначен — с июля. Это связано с правилами исчисления земельного налога. Подробнее этот момент разъясним далее.

Каковы правила уточнения земельного налога?

Для того чтобы отразить правильные данные в годовой декларации, которую учреждение подало в начале 2021 года, придется использовать общий механизм исправления ошибок. Эти правила прописаны в ст. 50 НКУ. Налоговики предлагают налогоплательщикам самостоятельно исправить ошибки, допущенные в декларации:

1) предельный срок подачи которой истек, с помощью следующих двух способов:

а) подать уточняющий расчет и отразить в нем результат ошибки: завышение или занижение обязательств;

б) отразить сумму переплаты или недоплаты в декларации, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором обнаружен факт занижения или завышения налогового обязательства.

Исправлять ошибку через отчетную декларацию при декларировании обязательств в годовой декларации нельзя. Поскольку сама форма декларации для этого не подходит;

2) предельный срок подачи которой еще не истек. Чтобы исправить ошибку в такой декларации, налогоплательщик должен подать новую отчетную декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за такой отчетный период. Здесь вам повезет, ведь при исправлении ошибок этим способом никакие штрафные санкции не применяют.

Какой из указанных вариантов стоит выбрать? В действительности уточнить показатели, которые были указаны учреждением в годовой декларации, можно только путем подачи уточняющей декларации. Это связано с тем, что учреждению необходимо уточнить налоговые обязательства по уплате земельного налога за будущие месяцы 2021 года. Поэтому сделать это можно только с помощью уточняющей декларации.

Алгоритм заполнения уточняющей декларации

Заполнять уточняющую декларацию традиционно начинаем с шапки. Указываем в ней все данные учреждения как плательщика и налогового органа, в который подаем декларацию.

Подробно останавливаться на ней не будем, потому что она заполняется по тем же правилам, что и годовая отчетная.

Исключением является то, что в уточняющей декларации приводим следующие данные:

• в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» номер, который равен последовательно нарастающему количеству поданных соответствующих деклараций. Если в отчетном году уточняющую декларацию учреждение еще не подавало, то ставите «1»;

• отметку «Х» в поле 03 «Уточнююча», а также напротив того вида платы за землю (земельный налог или арендная плата), по которому вы подаете уточняющую декларацию;

• в поле «за 20__ рік » указывают год, за который уточняете сумму обязательства, т. е. 2021-й;

• в поле «з урахуванням уточнень з» — дату (число и месяц арабскими цифрами, а для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»), начиная с которой происходит уточнение данных (например, дату получения права собственности (пользования)) на новый земельный участок, дату начала периода, в котором была допущена ошибка, и т. п. В нашем случае указываем «01.07».

Особенно внимательно заполняем разделы I и III, поскольку именно в них уточняем налоговые обязательства по земельному налогу. Правила заполнения разделов I и ІІІ декларации приведены в таблице ниже.

Правила заполнения уточняющей декларации

Номер строки (графы)

Правила заполнения

Раздел I

13

Приводим годовую сумму земельного налога, который исчисляем по формуле:

гр. 8 или 9 х гр. 10 или 11 х гр. 12 : 100.

Эта формула приведена в шапке таблицы декларации

14

Указываем код соответствующей льготы согласно Справочникам налоговых льгот

15

Для исчисления размера льготы необходимо брать общий размер земельного участка за вычетом той площади участка, на которую учреждение утрачивает льготу. Внимание! Если учреждение не предоставляет помещение в аренду (т. е. льгота равна 100 %), тогда графа 9 будет равна графе 15

16

Приводим сумму льготы по земельному налогу. На эту сумму учреждение уменьшает показатель годовой суммы земельного налога

17

Указываем годовую сумму земельного налога, подлежащего уплате в бюджет. Исчисляем ее так: общая годовая сумма земельного налога (графа 13) за вычетом льготы суммы (графа 16).

Внимание! Если учреждение не предоставляет помещение в аренду (т. е. льгота равна 100 %), тогда соответственно показатель графы 17 равен 0 грн

Раздел ІІІ

3

Отражаем рассчитанный налог на землю с учетом уточнений. Данные переносим из графы 17 раздела I.

Внимание! В этой строке в графе 3 приводим общую сумму начисленного налога относительно всех земельных участков за год, а в графах 4 — 15за каждый месяц 2021 года. Поэтому за январь — июнь оставляем графы без показателей (т. е. эти клеточки оставляем пустыми), а приводим только показатели за июль — декабрь

4

Указываем ранее задекларированные суммы платы за землю. В эту строку переносим информацию, приведенную в строке 3 декларации, данные которой уточняем.

Поскольку в нашем случае годовая сумма земельного налога к уплате равнялась 0 грн (т. е. учреждение имело 100-процентную льготу), показатель в этой строке будет отсутствовать.

Если в течение года учреждению придется еще раз подать уточняющую декларацию, тогда в этой строке указываем данные из строки 3 последней уточняющей декларации. В конце концов при таких условиях ранее исправленные ошибки или сделанные уточнения не задваиваются

5

Приводим сумму начисленного к увеличению налогового обязательства (положительная разница данных стр. 3 и стр. 4) за все отчетные периоды года — и прошлые, и периоды, по которым не наступил срок уплаты.

Строку 5 заполняют только в том случае, если исправление привело к занижению налоговых обязательств (т. е. данные стр. 3 превышают данные стр. 4). Если же в результате сравнения окажется, что исправление привело к завышению налоговых обязательств (данные стр. 3 меньше, чем данные стр. 4), то учреждение должно заполнить стр. 6, а эту строку оставить пустой.

Поскольку в нашем случае налоговые обязательства по уплате земельного налога в целом за год и в разрезе месяцев увеличились, учреждение заполняет стр. 5. Кстати, эти суммы будут тождественны тем, что приведены в строке 3

6

Отражаем данные о начисленных к уменьшению налоговых обязательствах (положительная разница показателей стр. 4 и 3), т. е. реальную сумму завышения налоговых обязательств за все периоды года (как прошлые, так и будущие).

Поэтому в нашей ситуации стр. 6 не заполняем, поскольку налоговые обязательства по уплате земельного налога не уменьшились, а, наоборот, увеличились

7

Заполняем в случае исправления ошибки, которая привела к недоплате земельного налога в бюджет за прошлые периоды (месяцы) в соответствии с п. 50.1 НКУ.

Внимание! Поскольку в нашем случае учреждение уточняет налоговые обязательства по уплате земельного налога за будущие месяцы 2021 года, а именно за июль — декабрь, то штрафа не будет

8

Заполняем в случае исправления ошибки, которая привела к недоплате земельного налога в бюджет за прошлые периоды (месяцы) и после истечения 90 календарных дней (п.п. 129.1.3 НКУ).

Внимание! Если допущенная ошибка привела не к занижению, а к завышению налоговых обязательств, т. е. будет заполнена стр. 6 уточняющей декларации, то заполнять стр. 8 не нужно, поскольку пеню не начисляют

Когда подавать уточняющую декларацию?

Для уточняющей декларации по земельному налогу установлен единственный вариант подачи. Плательщик налога (в том числе и бюджетное учреждение) должен это делать в течение 20 календарных дней месяца, следующего за месяцем, в котором возникли основания для этого. Какие основания законодатели имели в виду в п. 286.4 НКУ? В частности, это новые заключенные договоры аренды, а также изменение на протяжении года объекта и/или базы налогообложения. Поэтому в нашей ситуации подать уточняющую декларацию необходимо не позднее 20.08.2021 г. Это предельной срок.

Знайте: за несвоевременную подачу уточняющей декларации учреждение ожидают стандартные штрафные санкции, предусмотренные п. 120.1 НКУ. Так, за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности (в том числе и уточняющих деклараций) налагают штраф:

340 грн — за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу;

1020 грн — за те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому на протяжении года был применен штраф за такое нарушение.

Не забывайте, что появление арендаторов — это не только источник дополнительных собственных поступлений для учреждения, но и определенные обязанности и ответственность как налогоплательщика.

Когда начинать уплачивать земельный налог?

Налоговые обязательства необходимо уплачивать равными частями ежемесячно по местонахождению земельного участка. Для этого у учреждения есть 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца (п. 287.3 НКУ). Итак, земельный налог за июль нужно уплатить не позднее 30.08.2021 г. НКУ не предусмотрен механизм исчисления земельного налога за площади, предоставленные в аренду на неполный месяц. А потому если учреждение заключило договор аренды не с 1 июля, а, например, 9 или 21 июля, исчисляем налог все равно за полный месяц (т. е. за весь июль). При этом не имеет значения, сколько дней арендатор использует такое помещение.

Уточняющая декларация: числовой пример

Пример. Бюджетное учреждение — заведение образования освобождено от уплаты земельного налога на основании п.п. 282.1.4 НКУ. Код льготы по земельному налогу согласно Справочнику льгот № 103/1 — 18010551.

Учреждение имеет госакт на право постоянного пользования земельным участком, общая площадь которого — 3800 м2. Площадь земельного участка, на котором расположено одноэтажное здание, — 720 м2. НДО за 1 м2 земельного участка по состоянию на 01.01.2021 г. — 800 грн. Ставка земельного налога — 3 %.

Учреждение заключило договор аренды помещения площадью 180 м2. Договор аренды заключен 01.07.2021 г. Начиная с июля учреждение должно уплачивать такой налог.

Расчеты приведем в таблице.

Показатель

Расчет

Годовая сумма земельного налога на 2021 год

3800 м2 х 800 грн/м2 х 3 % : 100 % = 91200 грн

Размер льготы по земельному налогу за всю площадь земельного участка

180: 720 х 3800 = 950 (м2)

Размер льготы по земельному налогу за «льготную» площадь земельного участка

3800 - 950 = 2850 (м2)

Сумма льготы по земельному налогу

2850 м2 х 800 грн/м2 х 3 % : 100 % = 68400 грн

Годовая сумма земельного налога

91200 - 68400 = 22800 грн

Налоговое обязательство (помесячная сумма)

22800 грн : 6 мес. = 3800 грн

Пример заполнения уточняющей декларации по земельному налогу см.ниже.

img 1

Фрагмент уточняющей декларации по плате за землю на 2021 год

Прикреплённые файлы
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше