Темы статей
Выбрать темы

Аптечка в медпункте: КЭКР, учет и списание

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Как правильно вести учет лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретенных для медицинского кабинета заведения образования? По какому КЭКР проводить их закупку? На каком субсчете учитывать такие материальные ценности? Как правильно списать медикаменты и какими документами оформить? Ответы на эти вопросы — в нашем материале.

В каждом заведении образования, независимо от его подчинения, типа и формы собственности, должен быть штатный медицинский работник. Это определено новым Санитарным регламентом1, который вступил в силу с 1 января 2021 года.

1 Санитарный регламент для заведений общего среднего образования, утвержденный приказом МОЗ от 25.09.2020 г. № 2205.

При этом организационные вопросы медицинского обслуживания учащихся заведений общего среднего образования урегулированы Порядком № 312. Указанный Порядок предлагает несколько вариантов организации медобслуживания учащихся. Один из них — это открытие медицинского кабинета в заведении образования.

2 Порядок осуществления медицинского обслуживания учащихся заведений общего среднего образования, утвержденный постановлением КМУ от 20.01.2021 г. № 31.

Подробнее о вариантах медобслуживания читайте в материале «Медкабинет в заведении образования: на каких условиях работает?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 9).

Имейте в виду: ответственность за организацию медицинского обслуживания учащихся в первую очередь несет руководитель соответствующего заведения образования.

Тогда как непосредственно предоставлением медицинской помощи учащимся заведения занимается медицинский работник (медсестра). Среди основных обязанностей такого работника следующие:

• предоставление первой и неотложной медицинской помощи в случае острого заболевания или травмы;

ведение учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения по месту их хранения (медпункт);

• соблюдение правил и сроков хранения медикаментов. Лекарственные средства следует хранить в специальных шкафах. Медикаменты, которые требуют соблюдения режима холода, должны храниться в холодильниках;

• списание использованных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также тех, срок годности которых истек;

• осуществление контроля за состоянием аптечки, размещенной в других помещениях (кабинетах) учебного заведения;

• обеспечение своевременного пополнения аптечки.

Но, во избежание путаницы в этих вопросах, стоит четко прописать обязанности и полномочия медработника в его должностной инструкции.

Что должно быть в медпункте

Медицинский кабинет заведения образования должен быть укомплектован лекарственными средствами, медицинскими изделиями и другими материалами для предоставления медицинской помощи учащимся. В связи с этим недавно МОЗ обновило Примерный перечень3 таких лекарственных средств и изделий. В этот перечень попали 33 наименования, среди них 26 позиций изделий медицинского назначения и 7 лекарственных средств.

3 Примерный перечень медицинских изделий, лекарственных средств и других материалов, которые должны быть в составе медицинской укладки для предоставления медицинской помощи в медицинском пункте заведений общего среднего образования, утвержденный приказом МОЗ от 06.04.2021 г. № 637.

Название этого документа говорит само за себя. Очевидно, такой перечень не является исчерпывающим.

Соответственно заведения образования могут приобретать не только лекарственные средства и медизделия, приведенные в Примерном перечне, но и другие. А потому список аптечки медпункта может быть значительно больше.

ВАЖНО!

Пополнение аптечки медикаментами для предоставления медицинской помощи учащимся — прямая обязанность медсестры

Чем пополнить состав аптечки — этот вопрос заведение образования решает самостоятельно. Для этого медработник подает свои предложения директору заведения.

Кстати, советуем как можно скорее принять во внимание и выполнить требования постановления № 31 и Примерного перечня, поскольку сейчас эти документы уже действуют.

С учетом этого, в заведении образования должны быть в наличии, в частности, распорядительные документы (приказ директора), которыми:

• утвержден перечень лекарственных средств для укомплектования аптечки.

Этим документом также должно быть определено место хранения аптечки, а также порядок ее использования и периодичность контроля за содержимым аптечки;

• назначен работник, ответственный за медицинское обслуживание учащихся и решение организационных «аптечных» вопросов. Именно он будет отвечать за приобретение аптечки, ее комплектацию и хранение, а также за использование препаратов из аптечки.

Для наглядности приведем в таблице ниже лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые должны быть в медпункте заведения образования. Советуем сравнить состав аптечки своего медпункта и приобрести недостающее.

Медицинские изделия и лекарственные средства, которые должны быть в школьном медпункте

№ п/п

Наименование изделий медицинского назначения и лекарственных средств

Количество

МЕДИЦИНСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

1

Футляр или сумка-укладка (саквояж) для хранения, транспортировки медицинских изделий

1 шт.

2

Перчатки смотровые нитриловые нестерильные (разных размеров)

10 шт.

3

Шприц инъекционный одноразового использования 2 мл с иглой

5 шт.

4

Шприц инъекционный одноразового использования 5 мл с иглой

5 шт.

5

Шприц инъекционный одноразового использования 20 мл с иглой

5 шт.

6

Катетер внутривенный разных размеров (16G — 22G)

2 шт. каждого размера

7

Жгут венозный

1 шт.

8

Маска-клапан для искусственной вентиляции легких

2 шт.

9

Механическое изделие для остановки кровотечения (турникет типа CAT или типа SWAT)

2 шт.

10

Салфетка спиртовая

20 шт.

11

Система для переливания инфузионных растворов

2 шт.

12

Пластырь для фиксации катетера внутривенного

3 шт.

13

Лейкопластырь на нетканой основе длиной 3 — 5 м, шириной 2 — 3 см

1 шт.

14

Шина на конечность для оказания первой помощи

2 шт.

15

Бинт эластичный нестерильный, шириной 8 — 15 см, длиной 2 — 3 метра

2 шт.

16

Лейкопластырь гипоаллергенный, шириной не менее 2,5 см, длиной от 5 м

1 шт.

17

Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,0 см

20 шт.

18

Салфетка марлевая стерильная размером не менее 10 х 15 см

10 шт.

19

Бинт марлевый нестерильный шириной не менее 10 см, длиной от 5 м

5 шт.

20

Дезинфицирующее средство для обработки рук и кожи 100 мл

1 шт.

21

Термометр (для измерения температуры тела), в том числе цифровой или инфракрасный

2 шт.

22

Тонометр с малыми, средними и большими манжетами

1 шт.

23

Пульсоксиметр портативный

1 шт.

24

Ножницы медицинские тактические

1 шт.

25

Пинцет анатомический

1 шт.

26

Стетофонендоскоп

1 шт.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

27

Sodium chloride (натрия хлорид), раствор для инфузий 9 мг/мл, 400 мл или 500 мл в полимерных контейнерах (пакетах) или полимерных флаконах (бутылках)

2 шт.

28

Salbutamol (сальбутамол), ингаляция под давлением, или аэрозоль для ингаляций, дозированный, 100 мкг/доза по 200 доз в контейнерах или в баллонах

1 шт.

29

Glucose (глюкоза), раствор для инъекций 0,4 г/мл по 10 мл или по 20 мл в ампулах

5 амп.

30

Diphenhydramine (дифенгидрамин), раствор для инъекций, 10 мг/мл по 1 мл в ампулах

10 амп.

31

Epinephrine (эпинефрин), раствор для инъекций, 1,8 мг/мл или 1,82 мг/мл, или 1,0 мг/мл по 1 мл в ампулах

10 амп.

32

Chlorhexidine (хлоргексидина биглюконат), раствор для наружного применения 0,05 % по 50 мл или 100 мл, или по 200 мл во флаконах, контейнерах

1 шт.

33

Povidone-iodine (повидон-йода), раствор для наружного применения (накожный) 100 мг/мл (10 %), по 30 мл или по 50 мл, или по 100 мл в флаконах

1 шт.

Аптечки — не только в медпункте

Действующие нормативно-правовые акты предусматривают обязательное наличие медицинской аптечки во всех учебных помещениях (кабинетах), где существует повышенный риск травматизации учащихся или причинение другого вреда их здоровью. Такое требование касается:

• кабинетов естественно-математических дисциплин (географии, математики, биологии, физики, химии);

мест спортивных занятий (спортзалов);

школьных мастерских.

Имейте в виду: перечни лекарственных средств и изделий медназначения, которые должны быть в указанных помещениях заведения образования, являются ориентировочными. То есть при необходимости состав аптечки соответствующего кабинета может быть пополнен другими средствами, изделиями. Но в любом случае вопрос комплектования аптечки решайте и согласовывайте с работником медпункта учебного заведения. Кстати, в обязанности такого работника стоит добавить еще один пункт — осуществление контроля за состоянием аптечек, размещенных в других помещениях (кабинетах) учебного заведения.

А вот непосредственно ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащим состоянием аптечки следует возложить на учителей, закрепленных за конкретными учебными помещениями (например, заведующего мастерской).

Вообще в медпункте и в аптечках кабинетов есть много общих наименований лекарственных средств и изделий медназначения. Мы сравнили, какие медицинские изделия и средства должны быть в медпункте, спортзалах, мастерских и кабинетах естественно-математических дисциплин. А для удобства и наглядности привели эту информацию в таблице в статье «Лекарственные средства и медицинские изделия, которые должны быть в медпункте и аптечках помещений заведений образования» этого номера журнала.

Выбираем КЭКР

Традиционно, при выборе КЭКР руководствуемся нашим основным помощником — Инструкцией № 333. Но этим документом предусмотрено сразу несколько вариантов применения КЭКР при планировании расходов на приобретение медикаментов.

Какие учреждения и по каким КЭКР могут осуществлять расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, поможет разобраться таблица ниже.

КЭКР при осуществлении расходов на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий

КЭКР

Какие расходы осуществляют

Какие учреждения могут применять

2210

«Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»

На приобретение:

• аптечек и их пополнение (в том числе дорожных);

• лекарственных средств;

• изделий медицинского назначения

Бюджетные учреждения, которые не имеют медицинского кабинета или пункта, и медицинские учебные заведения для использования в учебном процессе

(п. 4 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333)

2220

«Медикаменты и перевязочные материалы»

На приобретение:

• лекарственных средств (лекарственных препаратов, лекарств, медикаментов);

• изделий медицинского назначения (инструментов, устройств, принадлежностей, материалов и других изделий, в частности термометров, диагностических тестов, перевязочных материалов, ланцетов, пинцетов, игл, шприцов и т. п., которые не берутся на учет как ОС)

Бюджетные учреждения, которые имеют медицинский кабинет или пункт

(п. 1 п.п. 2.2.2 Инструкции № 333)

Таким образом, если в вашем учебном заведении есть медкабинет (медпункт), можете уверенно планировать и осуществлять все расходы на приобретение любых лекарственных средств и изделий медицинского назначения по КЭКР 2220. Также по этому коду приобретаем инструменты, устройства, принадлежности и прочие изделия медицинского назначения, которые не подлежат зачислению в состав ОС и МНМА.

Кстати, по КЭКР 2220 учебные заведения могут осуществлять расходы на приобретение средств индивидуальной защиты (масок, перчаток для работников заведения), дезинфицирующих средств.

А вот учреждения, которые не имеют медицинских кабинетов (медпунктов), должны планировать и осуществлять такие расходы по КЭКР 2210. Именно по этому коду они проводят расходы на приобретение аптечек и их пополнение.

Учет медикаментов в медпункте

Как уже отмечалось, ведение учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения относится к обязанностям медработника. Поэтому именно медсестре придется принимать и учитывать медикаменты, поступающие в медпункт. К тому же именно она должна позаботиться об их надлежащем хранении.

Вполне понятно, что медсестра является МОЛ4. А потому с ней обязательно нужно заключить договор о полной материальной ответственности.

4 МОЛ — материально ответственное лицо.

С этим все понятно. А вот порядок учета медикаментов в заведениях и учреждениях, деятельность которых не связана со здравоохранением, вызывает немало вопросов. А именно: какими нормативными документами следует руководствоваться этим заведениям в вопросах учета медикаментов? И какие первичные документы, учетные регистры при этом применять?

Эти вопросы вполне закономерны. Ведь действующие нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения учета лекарственных средств и медицинских изделий, распространяются исключительно на заведения здравоохранения. Имеем в виду хорошо известные Методрекомендации № 6355. Соответственно остальные учреждения остались один на один со своими вопросами.

5 Методические рекомендации ведения учета лекарственных средств и медицинских изделий в заведениях здравоохранения, утвержденные приказом МОЗ от 09.09.2014 г. № 635.

Но не волнуйтесь, ответы на эти вопросы есть. И сейчас мы их разберем.

Считаем, что для учета медикаментов в медпунктах (медкабинетах) заведений образования не стоит ориентироваться исключительно на Методрекомендации № 635. Ведь этот документ содержит требования к учету лекарственных средств и изделий медназначения исходя из специфики деятельности заведений здравоохранения. Тогда как в медпунктах заведений образования фактически отсутствуют операции по перемещению медикаментов между подразделениями заведения образования.

Здесь применяется упрощенная система движения и учета медикаментов. Поэтому считаем целесообразным использовать лишь отдельные положения Методрекомендаций № 635 (например, требования к учету, хранению, использованию).

Итак, как оформлять поступление и движение медикаментов в медпункте, решать только вам. Но помните, что медикаменты являются разновидностью запасов. Следовательно, оформление операций с медикаментами, их списание и отражение в учете следует осуществлять в соответствии с требованиями НП(С)БУ 123 и Методрекомендаций № 116.

6 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Предлагаем применять для учета поступления, движения и выбытия медикаментов следующие формы документов:

Книга учета лекарственных средств и медицинских изделий. В ней медсестра ведет учет всех медикаментов, находящихся и используемых в медпункте для медицинского обслуживания.

Такой учет целесообразно вести по каждому наименованию лекарственного средства и медицинского изделия с указанием дозировки, формы выпуска, информации об упаковке, а также производителя, количества, цены и общей суммы. В качестве ориентира можно взять форму Книги складского учета лекарственных средств и медицинских изделий, приведенную в приложении 1 к Методрекомендациям № 635;

Отчет об использованных лекарственных средствах и медицинских изделиях. Здесь медсестра должна отражать сводную информацию о поступлении, использовании и остатках медикаментов в медицинском кабинете (медпункте). Оформлять такой отчет нужно по итогам каждого отчетного месяца;

Акт списания запасов. Этим документом следует оформлять списание фактически использованных медикаментов, а также некачественных лекарственных средств (срок годности которых истек), подлежащих изъятию из аптечки.

Списание медикаментов должна проводить созданная по приказу директора комиссия по списанию ТМЦ. На основании отчета об использованных лекарственных средствах и медицинских изделиях по итогам каждого отчетного месяца комиссия составляет акт списания. В нем нужно указать наименование, количество и стоимость использованных медикаментов. Акт следует оформить в двух экземплярах: один — передают в бухгалтерскую службу заведения образования, а второй — остается у МОЛ (медсестры).

Для списания медикаментов вполне подходит форма, приведенная в приложении к Методрекомендациям № 11. Или же как вариант можно разработать и утвердить собственную форму акта списания.

В любом случае порядок документирования операций с медикаментами необходимо определить во внутреннем распорядительном документе об организации бухучета. В частности, это целесообразно прописать отдельным пунктом в приказе об организации бухучета7 вашего заведения. И не забудьте привести формы соответствующих документов в приложениях к этому распорядительному документу.

7 Загрузить такой приказ можно по ссылке: buhgalter.com.ua/articles/partnerski-publikatsiyi/nakazi-pro-oblikovu-politiku-ta-organizatsiyu-buhobliku/.

Что делать с некачественными лекарствами

Может случиться так, что медсестра во время «ревизии» аптечки обнаружит лекарственные средства с истекшим сроком годности. Что делать с такими медикаментами? Рассмотрим порядок действий пошагово. Главное — помните: избавиться от испорченных медикаментов, как от обычных отходов, нельзя.

Рассмотрим, как необходимо действовать в этом случае.

img 1Выявление некачественных лекарств

Как правило, выявляют некачественные лекарства при проведении инвентаризации. Вместе с тем не исключено, что такие медикаменты медсестра обнаружит в процессе использования (хранения).Впрочем, чтобы предотвратить это, работник медпункта должен как минимум раз в месяц проверять состояние, условия хранения и сроки годности имеющихся в медпункте (медкабинете) лекарственных средств и изделий медназначения.

Также не помешает проводить такую проверку медикаментов и в других помещениях (кабинетах) заведения образования, где размещены аптечки. Конечно, эта обязанность медсестры должна быть не на словах, а четко прописана в ее должностной инструкции.

Обнаруженные во время проверки лекарственные средства, не подлежащие дальнейшему использованию, следует непременно изъять из аптечки.

Прежде всего это касается таких медикаментов, как:

• лекарственные средства, по которым истек срок годности (на основании данных, указанных на упаковке производителя соответствующего лекарственного средства);

• лекарственные средства, качество которых не соответствует требованиям нормативных документов, лекарственные средства, подвергшиеся механическому, химическому, физическому, биологическому или другому воздействию, что делает невозможным их дальнейшее использование.

img 2Изъятие из обращения

Сейчас основные требования к обращению с лекарственными средствами, не подлежащими дальнейшему использованию, определены Правилами № 2428.

8 Правила утилизации и уничтожения лекарственных средств, утвержденные приказом МОЗ от 25.04.2015 г. № 242.

Как предусмотрено указанными Правилами, некачественные лекарства изымают из обращения, а факт их наличия фиксируют в Акте о наличии лекарственных средств, которые не подлежат дальнейшему использованию. Форма этого Акта приведена в приложении 1 к Правилам № 242.

Запомните: продлевать срок годности лекарственных средств по любым основаниям запрещено (п. 2 разд. ІІ Правил № 242).

img 3Передача на утилизацию

Лекарственные средства, не подлежащие дальнейшему использованию, приобретают статус «отходов». Их необходимо передать непосредственно для утилизации или обезвреживания субъектам хозяйствования9, имеющим соответствующие лицензии на осуществление хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами.

9 Информацию о перечне лицензиатов на осуществление хозяйственной деятельности по проведению операций в сфере обращения с опасными отходами можно получить на сайте Министерства экологии и природных ресурсов (mepr.gov.ua/news/31522.html).

Или же как вариант — передать поставщику медикаментов, если это предусмотрено соответствующими договорными условиями. Передачу некачественных лекарств оформляют соответствующим актом передачи.

img 4Списание с баланса

После того как наличие некачественных медикаментов зафиксировано в соответствующем акте, а комиссией оформлен акт списания запасов, бухгалтер имеет все основания для списания их с баланса.

Но, как видите, путь изъятия и уничтожения некачественных медикаментов достаточно сложен. Поэтому настоятельно не рекомендуем допускать такие случаи в деятельности вашего заведения.

Бухгалтерский учет медикаментов

Медикаменты и изделия медназначения, приобретенные для медпункта (медкабинета) школы, следует учитывать в составе запасов. В частности, для учета таких ценностей предназначен субсчет 1512 «Медикаменты и перевязочные средства». Именно на этом субсчете следует вести учет медикаментов, компонентов, бактерицидных препаратов, дезинфицирующих средств, перевязочных средств, мелкого медицинского инвентаря (термометры, ланцеты, пинцеты, иглы и т. п.).

Поэтому заведения образования, в сметах которых предусмотрены расходы по КЭКР 2220, учитывают медикаменты на субсчете 1512.

При списании медикаментов действуем по общему правилу. Их списываем на расходы только после их фактического использования (расходования), а не в момент выдачи. Стоимость использованных медикаментов показываем по Дт субсчета 8013. При этом списание использованных медикаментов бухгалтер осуществляет в зависимости от выбранного метода оценки выбытия запасов.

Это может быть один из следующих методов:

• идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;

• средневзвешенной себестоимости;

• себестоимости первых по времени поступления запасов (ФИФО).
Выбранный метод списания запасов (в том числе и медикаментов) должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике. В большинстве случаев для списания медикаментов применяют метод средневзвешенной себестоимости.

Этот метод предусматривает оценку каждой единицы запасов путем деления суммарной стоимости остатка запасов на начало месяца и стоимости полученных в течение месяца на суммарное их количество на начало отчетного месяца и полученных в отчетном месяце запасов.

Среди преимуществ этого метода — простота и удобство в применении при оценке выбытия большого количества запасов разной номенклатуры.

Пример. Для пополнения медицинской аптечки заведение образования приобрело изделия медицинского назначения и лекарственные средства на общую стоимость 1250 грн.

По итогам отчетного месяца медсестра подала в бухгалтерию отчет об использованных медикаментах на общую сумму 830 грн. Также при проверке сроков использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения были обнаружены средства с истекшим сроком годности. Эти медикаменты были изъяты из обращения и переданы на утилизацию. В подтверждение этого составлен Акт о наличии лекарственных средств, не подлежащих дальнейшему использованию. Стоимость таких медикаментов составляет 125 грн.

На основании поданных медработником документов комиссия заведения образования составила акт списания запасов на общую сумму 955 грн (830 + 125).

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Получено финансирование на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения

2313

7011

1250

2

2

Оприходованы лекарственные средства и изделия медицинского назначения, приобретенные для пополнения аптечки медпункта

1512

6211

1250

6

3

Перечислены средства поставщику медикаментов

6211

2313

1250

2, 6

4

Списаны использованные медикаменты и некачественные лекарственные средства (на основании отчета об использованных медикаментах и акта списания)

8013

1512

955

13

ВЫВОДЫ

• Медсестра является МОЛ. С ней обязательно заключают договор о полной материальной ответственности.

• Расходы на лекарственные средства и изделия медицинского назначения для медицинского кабинета учебное заведение осуществляет по КЭКР 2220. Также по этому КЭКР заведение приобретает средства индивидуальной защиты (маски, перчатки для работников заведения), дезинфицирующие средства.

• Для документирования операций с медикаментами целесообразно применять формы, утвержденные внутренним распорядительным документом. Например: Книга учета лекарственных средств и медицинских изделий, Отчет об использованных лекарственных средствах и медицинских изделиях.

• В бухучете медикаменты учитываем на субсчете 1512.

• Медикаменты списываем на расходы после их фактического использования (расходования).

• Лекарственные средства, срок годности которых истек, подлежат изъятию из аптечки медпункта.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше