Темы статей
Выбрать темы

Питание в школе, организованное сторонними лицами

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия», Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Каждая школа1 должна обеспечить детей качественным питанием. Однако заведениям образования не всегда по силам организовать процесс питания самостоятельно на должном уровне. В таком случае для питания детей стоит привлечь сторонних лиц. А как это сделать правильно, поможет разобраться наша статья.

1 Для удобства все виды заведений среднего общего образования (УПК, гимназии, лицеи и т. п.) предлагаем называть в статье — школами.

Виды и формы организации питания

В предыдущем номере нашего журнала мы рассказывали об организации питания в школах собственными силами (см. «Бюджетная бухгалтерия», № 22, с. 4 — 12). Поэтому как правильно наладить процесс приготовления и реализации готовых блюд в заведении образования, вы уже знаете. В этот раз поговорим об организации:

• питания поставщиком пищевых продуктов и/или услуг по питанию;

• розничной торговли пищевыми продуктами через буфет, торговые автоматы.

При этом будем опираться на требования Порядка № 3052 и Норм питания № 3053. Но имейте в виду: большинство норм этих документов начнут действовать только с нового учебного года — с 1 сентября 2021 года.

2 Порядок организации питания в заведениях образования и детских заведениях оздоровления и отдыха, утвержденный постановлением КМУ от 24.03.2021 г. № 305.

3 Нормы питания в заведениях образования и детских заведениях оздоровления и отдыха, утвержденные постановлением КМУ от 24.03.2021 г. № 305.

Организация питания поставщиком пищевых продуктов и/или услуг по питанию (далее — поставщик) осуществляется путем аутсорсинга или кейтеринга. Что это такое? Поясним в таблице ниже.

Что такое аутсорсинг и кейтеринг

Название

Определение

Объяснение

Аутсорсинг

Способ организации питания, предусматривающий изготовление и реализацию готовых блюд оператором рынка пищевых продуктов, который осуществляет поставку услуг по питанию, с использованием материально-технической базы заведения образования

Готовит и реализует блюда — стороннее лицо, которое использует столовую и пищеблок школы

Кейтеринг

Способ организации питания, предусматривающий доставку и реализацию готовых блюд, изготовленных без использования материально-технической базы заведения образования оператором рынка пищевых продуктов, осуществляющим поставку услуг по питанию

Обеспечение питанием, изготовление и реализация блюд осуществляются сторонним юридическим лицом без применения пищеблока и столовой школы

И несколько слов о формах организации питания. Напомним: питание может быть организовано в форме моно- или мультипрофильного меню. Подробнее об этом читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 22, с. 7.

Обратите внимание: если заведение образования выбирает мультипрофильное меню как форму организации питания, в его штат вводится медицинская сестра по диетическому питанию. И то, что школа не осуществляет изготовление и выдачу блюд самостоятельно, в этом случае значения не имеет. Это следует из Типовых штатных нормативов4.

4 Приказ МОН «Об утверждении Типовых штатных нормативов заведений общего среднего образования» от 06.12.2010 г. № 1205.

И еще один важный момент. Даже если сама школа не готовит еду, все организационные моменты, связанные с питанием детей, целесообразно прописать в приказе об организации питания. В нем следует определить: ответственного за организацию питания и его обязанности, дежурных в обеденном зале (столовой), режим питания, ответственных за учет учащихся, которые питаются, и т. п.

Учащиеся, не относящиеся к льготной категории и не имеющие права на бесплатное питание, питаются по наличному и/или безналичному расчету (в том числе с помощью платежной карты). Возможность безналичного расчета должна быть определена в договоре между школой и поставщиком.

Помните: учредитель и руководитель школы, а также поставщик несут ответственность за:

• планирование и организацию питания;

• материально-техническое обеспечение столовой (пищеблока), буфета;

• безопасность и качество сырья, пищевых продуктов и готовых блюд;

• соблюдение требований санитарного законодательства и законодательства по вопросам безопасности и качества пищевых продуктов;

• выполнение норм питания;

• соответствие меню и ассортимента буфета.

Далее рассмотрим этапы организации питания в случае закупки готовых блюд у сторонних лиц (см. таблицу ниже).

Этапы организации процесса питания

этапа

Название этапа

Примечания и разъяснения

1

Определение режима (кратности), способа, формы и графика питания в соответствии с особенностями контингента детей в школе, материально-техническим обеспечением, наличием соответствующих помещений

Определяется соответствующим ОМС (учредителем) и руководителем школы

2

Определение ответственного лица

Ответственным лицом, как правило, является заместитель директора по учебно-воспитательной работе

3

Осуществление закупок услуг по питанию

Закупку осуществляют в соответствии с требованиями Закона № 9225. Также при закупке обязательно учитывайте требования Методических рекомендаций № 22086

4

Составление примерного четырехнедельного сезонного меню

Четырехнедельное сезонное меню составляется поставщиком и утверждается руководителем поставщика этих услуг

5

Составление ежедневного меню-расписания

Составляет поставщик на основе примерного четырехнедельного сезонного меню с учетом технологической документации на блюда и изделия. Подписывается руководителем поставщика

6

Прием и бракераж готовых блюд и заполнение соответствующих бракеражных журналов

Осуществляет бракеражная комиссия школы

7

Ведение учета школьников, которые обеспечиваются горячим питанием за счет бюджетных средств и за собственные средства (в том числе детей с особыми диетическими потребностями)

Как правило, такой учет ведут классные руководители и передают информацию медсестре по диетическому питанию

8

Приготовление и реализация готовых блюд, оборот пищевых продуктов

Осуществляет поставщик

9

Осуществление внутреннего контроля за качеством полученных готовых блюд, организацией питания, соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства о безопасности и качестве пищевых продуктов

Осуществляют представитель учредителя школы, ее руководитель и руководитель поставщика

10

Ведение документации по организации питания

Всю документацию по изготовлению блюд ведет поставщик

11

Взаимодействие участников образовательного процесса, поставщика, учредителей соответствующих заведений, органов управления в сфере образования, социальной сфере и в сфере здравоохранения, территориальных органов Госпродпотребслужбы

С целью обеспечения качественным питанием учащихся

12

Постоянное обновление и поддержание в рабочем состоянии оборудования столовой (пищеблока), посуды, мебели, систем энергообеспечения, водоснабжения и водоотведения, вентиляции и очистки воздуха, обеспечение условий для хранения пищевых продуктов, готовых блюд

Если поставщик услуг является арендатором столовой и пищеблока и в договоре аренды прописано, что обновление, ремонт, поддержку в рабочем состоянии оборудования, оснащения и помещения обеспечивает он, тогда эти функции возлагаются на поставщика

13

Укомплектование штата работников школы в соответствии с требованиями действующих типовых штатных нормативов

Вводится должность медицинской сестры по диетическому питанию

14

Обеспечение питьевого режима детей

Предложения о питьевом режиме предоставляет ответственное за питание лицо

5 Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

6 Методические рекомендации по методологии особенностей осуществления закупок в сфере организации питания в заведениях образования, утвержденные приказом Минэкономики от 30.10.2020 г. № 2208.

Работу буфета, при его наличии, организует руководитель школы. Также он утверждает ассортимент буфета с учетом установленных приказом № 22057 требований.

7 Приказ Минздрава «Об утверждении Санитарного регламента для заведений общего среднего образования» от 25.09.2020 г. № 2205.

Составление меню

Теперь рассмотрим, какие виды меню нужны и кто должен их составлять.

В случае поставки в школу готовых блюд и/или услуг по питанию примерное четырехнедельное сезонное меню составляет поставщик (технолог, заведующий производством и т. п.).Утверждает такое меню руководитель поставщика. Этот же руководитель утверждает и ассортимент буфета, в случае его наличия.

Заметим: примерное четырехнедельное сезонное меню и ассортимент буфета разрешено использовать после согласования с территориальным органом Госпродпотребслужбы. Без такого согласования можно использовать только меню, рекомендованное Минздравом.

С меню-расписанием ситуация аналогичная. Его составляет технолог или заведующий производством поставщика. Подписывает меню-расписание руководитель поставщика.

Меню-расписание составляется на основе примерного четырехнедельного сезонного меню с учетом технологической документации на блюда и изделия.

В нем обязательно указывают названия блюд и их теоретический выход для каждой возрастной группы, количество порций для разных возрастных категорий школьников, количество продуктов питания, необходимых для выполнения меню (вес брутто/нетто): в числителе — на одного ребенка, в знаменателе — на всех детей.

Замена блюд и продуктов питания в меню-расписании допускается в случае возникновения объективных причин. Такими причинами могут быть, например, проблемы с поставкой или качеством или безопасностью отдельного пищевого продукта. В любом случае замена осуществляется обязательно в пределах примерного четырехнедельного сезонного меню.

В то же время меню понедельника может быть предложено в среду и, наоборот, меню среды — в понедельник.

Соблюдение норм и обеспечение качества питания

На сегодняшний день еще действуют Нормы питания, утвержденные постановлением № 15918. Но уже с 1 сентября этого года вступят в силу Нормы питания № 305.

8 Постановление КМУ «Об утверждении норм питания в заведениях образования и детских заведениях оздоровления и отдыха» от 22.11.2004 г. № 1591.

Соответственно все меню, которые будут применяться с нового учебного года, обязательно должны учитывать новые нормы питания.

ВАЖНО!

Запланированные закупки пищевых продуктов и/или услуг по питанию должны на 100 % соответствовать требованиям норм питания

Независимо от выбранного варианта организации процесса питания прежде всего должно быть обеспечено качество питания.

Пищевые продукты для ассортимента буфетов, готовые блюда и/или услуги по питанию должны сопровождаться предусмотренными законодательством документами, подтверждающими их безопасность и качество.

Подтверждением качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья служат:

• сертификат соответствия (качества);

• заключение санитарно-гигиенической экспертизы или внесение в Государственный реестр Минздрава;

• ветеринарное разрешение для сырья животного происхождения;

• карантинное разрешение для сырья растительного происхождения.

Получение и бракераж готовых блюд от поставщиков должна осуществлять бракеражная комиссия школы. Указание на это содержит абз. 1 п. 24 Порядка № 305.

В состав комиссии включают: директора школы, лицо, назначенное приказом ответственным за организацию питания в заведении, представителя общественности, медицинскую сестру по диетическому питанию и т. п.

Информацию о проведенном бракераже комиссия вносит в соответствующий бракеражный журнал отдельно по каждому готовому блюду, поступающему в заведение, в хронологическом порядке.

В бракеражном журнале готовых блюд, изготовленных методом аутсорсинга, в частности, указывают:

• дату;

• название готового блюда;

• выход готового блюда;

• время окончания технологического процесса приготовления блюда;

• срок пригодности, который указывается датой «употребить до»;

• готовое блюдо доброкачественное/недоброкачественное;

• к выдаче разрешено/не разрешено с проставлением подписи ответственного лица;

• примечание (в случае замены).

В случае применения кейтеринга в бракеражном журнале указывают:

• дату;

• название готового блюда;

• оператора рынка пищевых продуктов, который поставляет готовые блюда (его наименование и регистрационный номер мощности);

• дату, время поступления, номер сопроводительного документа;

• время окончания технологического процесса приготовления готовых блюд;

• срок пригодности, который указывается датой «употребить до» (указан в сопроводительном документе оператора рынка пищевых продуктов);

• готовое блюдо доброкачественное/недоброкачественное;

• к выдаче разрешено/не разрешено с проставлением подписи ответственного лица;

• примечание (в случае замены).

В случае установления недоброкачественности готовых блюд, выявления их недостачи или излишка составляется акт бракеража в трех экземплярах.

В дальнейшем недоброкачественные готовые блюда вместе с актом бракеража возвращают поставщику. Об этом факте следует уведомить представителя учредителя школы (соответствующего ОМС).

Имейте в виду: в случае возврата поставщику готовых блюд их замена должна быть проведена не позднее чем в течение двух часов. Это черным по белому прописано в абз. 7 п. 24 Порядка № 305 (ср. ).

Стоимость питания

В стоимость блюд, кроме непосредственно их цены, могут быть включены другие расходы, понесенные для организации питания.

Например, амортизация задействованного оборудования, электрическая энергия, которая использована для разогрева блюд, и т. п. Но обо всем по порядку.

Для большего понимания обратимся к нормам Порядка № 7369.

9 Порядок предоставления других платных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

Расходы на оплату услуг сторонних организаций, привлеченных заведениями образования для предоставления услуг питания, включают оплату выполнения обязательных работ.

Речь идет о работах, которые не могут быть выполнены работниками заведений образования и которые должны быть осуществлены профессиональными специалистами (абз. 3 п. 2.5 Порядка № 736). Именно из оплаты таких услуг состоит первая часть стоимости платной услуги по питанию.

Вторая часть зависит от того, кто именно будет реализовывать готовые блюда и организовывать их потребление.

В любом случае эта часть состоит из всех расходов вашего учебного заведения во время таких действий. К ним могут относиться: расходы на заработную плату определенных работников (например, уборщиков), начисление ЕСВ, расходы на оплату коммунуслуг и энергоносителей, а также другие расходы, связанные с реализацией продукции питания и организацией ее потребления.

Наши читатели спрашивают: возможно ли установить торговую наценку? И каким может быть ее размер? Сразу отметим: ни о каких наценках и речи быть не может вообще!

Под торговой наценкой понимают разницу между ценой продажи и ценой закупки товара, которая обеспечивает получение дохода.

Но для бюджетных организаций термин «торговая наценка» не может применяться. Ведь бюджетные организации не имеют права заниматься торговой деятельностью, при которой товар будет приобретаться по одной цене, а продаваться по другой — более высокой, чем обеспечивается получение дохода.

Поэтому в стоимость услуги следует включать непосредственно стоимость услуг по питанию сторонней организации плюс калькуляцию расходов на реализацию продукции и организацию ее потребления. Конечно, если такие расходы имели место.

КЭКР

По какому КЭКР следует планировать и проводить расходы на оплату услуг по питанию в заведениях образования?

Хороший вопрос. Тем более что с 1 января этого года в Инструкции № 333 появилась отдельная норма об осуществлении расходов на оплату именно кейтеринговых услуг.

В частности, такие услуги следует оплачивать по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Прямое указание на это теперь содержит п.п. 3 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Однако требование о проведении расходов на оплату услуг по питанию в заведениях образования по КЭКР 2230 «Продукты питания» (п.п. 1 п.п. 2.2.3 Инструкции № 333) никто не отменял. Более того, в конце прошлого года Минфин подкорректировал (обобщил) названия заведений и учреждений, которых касается эта норма.

Итак, для заведений образования фактически ничего не изменилось.

ВАЖНО!

Заведения образования должны планировать и осуществлять расходы на оплату услуг по питанию детей по КЭКР 2230

Другое дело, если речь идет об организации питания для участников разнообразных мероприятий (спортивных соревнований, школьных олимпиад, конкурсов и т. п.) разового характера. В таком случае оплату кейтеринговых услуг следует проводить по КЭКР 2240.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения на счетах бухучета таких операций определяет их суть. Так, в учете заведения образования должны найти свое отражение:

получение финансирования из соответствующего местного бюджета для обеспечения питанием льготной категории детей;

получение услуг от поставщика после подписания акта приема-передачи предоставленных услуг;

оплата услуг, предоставленных поставщиком согласно выставленному исполнителем счету.

Для учета расчетов с поставщиком услуг по питанию следует применять субсчет 6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Полученное из бюджета финансирование для обеспечения питанием детей льготной категории отражаем по кредиту субсчета 7011 «Бюджетные ассигнования».

Соответственно информацию о расходах на оплату услуг поставщика обобщаем на субсчете 8013 «Материальные расходы». То есть здесь все в общем порядке.

Пример. Для обеспечения льготной категории учащихся питанием в 2021 году школа заключила договор закупки кейтеринговых услуг (ДК 021:2015-55520000-1) на общую сумму 80000 грн.

Согласно условиям договора поставщик предоставляет заказчику в течение 10 календарных дней, следующих за отчетным месяцем: сводный реестр расходов о предоставлении услуг, акт приема-передачи предоставленных услуг и счет на оплату (выставленный на основании акта). Заказчик оплачивает предоставленные услуги в течение 7 банковских дней со дня подписания акта.

Стоимость предоставленных услуг за отчетный месяц составляет 7270 грн. После подписания акта приема-передачи предоставленных услуг школа перечислила средства на счет поставщика по платежному поручению.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Начислена задолженность перед поставщиком за предоставленные услуги по питанию

учащихся льготной категории

8013

6211

7270

6

2

Получено ассигнование из бюджета

для организации питания учащихся

льготной категории

2313

7011

7270

2

3

Перечислены средства поставщику

в счет оплаты за предоставленные услуги

6211

2311

7270

2, 6

ВЫВОДЫ

• Питание детей в школах сторонними лицами обеспечивается в виде аутсорсинга и/или кейтеринга

• Если школа не организует самостоятельно изготовление и выдачу блюд, то в ее штат вводится только медицинская сестра по диетическому питанию

• Все организационные моменты, связанные с питанием детей в школе, целесообразно прописать в приказе об организации питания

• Запланированные закупки пищевых продуктов и/или услуг по питанию должны на 100 % соответствовать требованиям норм питания

• Расходы на оплату услуг по питанию детей необходимо планировать и осуществлять по КЭКР 2230

• Для учета расчетов с поставщиком услуг по питанию следует применять субсчет 6211

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше