Темы статей
Выбрать темы

Центр культуры получает имущество: оформление и учет

Вежичанина Светлана, эксперт по финансовым вопросам
Как правильно документально оформить и отразить в учете передачу ОС и ПНМА от сельского совета Центру культуры и досуга?

Порядок оформления передачи-получения имущества зависит от того, кто и на каких условиях ее осуществляет. Одно дело, если это операция по внутреннему перемещению имущества в пределах одного органа управления объектами государственной (коммунальной) собственности. И совсем другое дело, если речь идет о бесплатной передаче имущества в пределах разных органов управления, разных бюджетов. Ведь требования к документальному оформлению и отражению в учете этих операций абсолютно разные.

Какая же передача имущества проведена в случае, приведенном в вопросе? Начнем с истоков.

ЦКИД1 являются коммунальными заведениями культуры, которые создаются ОМС, представляющими интересы соответствующих территориальных громад. В нашем случае таким ОМС является сельский совет, который и выполняет функцию учредителя (собственника) Центра культуры.

1 ЦКИД — Центры культуры и досуга.

В свою очередь, одним из источников получения имущества для выполнения хозяйственной деятельности ЦКИД является имущество учредителя, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Осуществляется такая передача по решению учредителя, как органа управления, которому предоставлено право распоряжаться имуществом коммунальной собственности соответствующей территориальной громады (ч. 2 ст. 327 ГКУ).

Напомним: право оперативного управления дает вещное право субъекту хозяйствования владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом).

Важно: субъект хозяйствования, получающий имущество в оперативное управление, должен осуществлять некоммерческую хозяйственную деятельность (ч. 1 ст. 137 ХКУ2).

2 Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

При этом за собственником коммунального имущества остается право контролировать использование и сохранение закрепленного на праве оперативного управления имущества. Осуществляется это непосредственно собственником или через уполномоченный им орган. Кроме того, собственник может изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также имущество, которое не используется или используется им не по назначению (ч. 2 ст. 137 ХКУ).

ВНИМАНИЕ!

Передача коммунального имущества в оперативное управление предприятиям, учреждениям, организациям, которые не были созданы соответствующим ОМС, не допускается

На этом особенно акцентировали внимание специалисты ФГИУ в своем разъяснении, предоставленном в письме от 11.11.2020 г. № 10-16-23012.

Таким образом, сельский совет имеет полное право как учредитель закрепить коммунальное имущество на праве оперативного управления за ЦКИД — субъектом хозяйствования, созданным таким советом. Поэтому далее речь пойдет о передаче имущества в пределах одного субъекта управления.

Документальное оформление

Порядок закрепления имущества коммунальной собственности на праве оперативного управления или хозяйственного ведения определяется Положением, утвержденным решением местного совета. Этим документом, как правило, также утверждают типовой договор о закреплении имущества, относящегося к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, на праве оперативного управления (хозяйственного ведения). В этом договоре обязательно прописывают условия передачи и возврата соответствующего имущества.

Итак, прежде чем приступить к передаче имущества с баланса сельского совета на баланс ЦКИД на праве оперативного управления, между ними должен быть подписан договор о закреплении имущества на праве оперативного управления.

Непосредственно факт передачи активов должен быть зафиксирован в Акте приема-передачи ОС типовой формы, утвержденной приказом № 8183. Вместе с активами и подписанным Актом Центр должен получить учетные регистры с указанием таких данных, как:

3 Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

• стоимость приобретения (создания) ОС и ПНМА4;

4 ПНМА — прочие необоротные материальные активы.

• дата ввода активов в эксплуатацию;

• сумма начисленного износа за период эксплуатации активов.

Носителями такой информации являются Инвентарные карточки учета объектов ОС или Инвентарные карточки группового учета ОС (абз. 8 п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11). Копии этих документов и техническую документацию на активы передает сельский совет.

Далее ЦКИД должен выполнить такие действия:

1) присвоить полученным объектам ОС новые инвентарные номера;

2) установить полученным объектам ПНМА новые номенклатурные номера;

3) открыть новые инвентарные карточки на полученные активы.

Подробнее с порядком документального оформления движения ОС и ПНМА ознакомиться можно в статье «Движение ОС и МНМА: составляем документы правильно» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 26, с. 9 — 14).

Бухучет

Операция по передаче коммунального имущества в оперативное управление считается внутренним перемещением имущества в пределах органа, уполномоченного управлять объектами коммунальной собственности. Соответственно, при отражении такой операции не применяем счета доходов и расходов. Рассмотрим эту операцию с позиции передающей стороны и стороны-получателя.

ОМС передает имущество

Передающая имущество в оперативное управление сторона отражает эту операцию согласно п. 1.14 Типовой корреспонденции. В частности, ОМС должен сделать такие учетные записи:

• Дт 5111 — Кт 10, 11 — уменьшаем первоначальную стоимость ОС, ПНМА и внесенного капитала на сумму стоимости активов, переданных в оперативное управление;

• Дт 5511 — Кт 8014, 8114 — относим сумму начисленной амортизации в месяце передачи имущества на финрезультат;

• Дт 1411, 1412 — Кт 5511, 5512 — уменьшаем общую сумму износа на сумму износа, начисленного на переданные активы за период их эксплуатации.

ЦКИД получает имущество

При получении имущества Центр должен сделать учетные записи согласно п. 1.13 Типовой корреспонденции, а именно:

• Дт 10, 11 — Кт 5111 — увеличиваем первоначальную стоимость ОС, ПНМА и внесенного капитала на сумму первоначальной стоимости полученных в оперативное управление активов;

• Дт 5511, 5512 — Кт 1411, 1412 — увеличиваем общую сумму износа на сумму амортизации, начисленную на полученные активы за весь период их эксплуатации передающею стороною.

К сведению: первоначальная стоимость безвозмездно полученных необоротных активов равна первоначальной (переоцененной) стоимости соответствующих объектов, по которой они учитывались в передавшем их учреждении (абз. 7 п. 5 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).

В то же время эта стоимость может быть увеличена на сумму понесенных во время передачи расходов. Конечно же речь идет про расходи, формирующих первоначальную стоимость.

Накопление таких расходов получатель отражает по субсчету 1311 « Капитальные инвестиции в основные средства» или 1312 «Капитальные инвестиции в прочие необоротные материальные активы». То есть, как и всегда, формирование первоначальной стоимости активов осуществляем через незавершенные капинвестиции. Далее покажем на условном примере, как следует отражать операцию по передаче-получению имущества на праве оперативного управления в бухучете.

Пример. В июле 2021 года с целью обеспечения финансово-хозяйственной деятельности заведений культуры громады сельский совет принял решение о передаче компьютерной техники, оргтехники и мебели в оперативное управление ЦКИД. Порядок передачи и возврата указанного имущества зафиксирован в договоре о закреплении имущества коммунальной собственности на праве оперативного управления, подписанном обеими сторонами соглашения. Факт передачи имущества оформлен Актом приема-передачи ОС. Учетные данные переданного имущества:

1) группа ОС: общая первоначальная стоимость — 72000 грн, общая сумма начисленного износа на момент передачи — 18600 грн (за 2019, 2020 годы — 14400 грн; за 7 месяцев 2021 года — 4200 грн), из них:

3 персональных компьютера (первоначальная стоимость каждого — 12000 грн); сумма начисленного износа — 9300 грн (3100 грн за единицу);

4 персональных компьютера (первоначальная стоимость каждого — 9000 грн); сумма начисленного износа — 9300 грн (2325 грн за единицу);

2) группа МНМА: общая первоначальная стоимость активов — 32400 грн; общая сумма начисленного износа на момент передачи активов — 16200 грн, из них:

3 принтера (первоначальная стоимость каждого — 4500 грн); сумма начисленного износа — 6750 грн (2250 грн за единицу);

7 офисных столов (первоначальная стоимость каждого — 2700 грн), сумма начисленного износа — 9450 грн (1350 грн за единицу).

Вместе с активами Центру переданы копии Инвентарных карточек и техдокументация.

Центром были присвоены новые инвентарные номера полученным ОС и установлены новые номенклатурные номера для ПНМА, а также открыты новые Инвентарные карточки на полученные объекты.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

Передача компьютерной техники (группа ОС) в оперативное управление

1

Начислена амортизация на компьютерную технику в месяце выбытия за 7 месяцев 2021 года

8014

1411

4200

17

Отнесена на финрезультат сумма начисленной амортизации за 7 месяцев 2021 года

5511

8014

4200

17

2

Списана первоначальная стоимость переданной компьютерной техники

5111

1014

72000

9

3

Списана сумма износа, начисленного на компьютерную технику:

• за 7 месяцев 2021 года

1411

5511

4200

9

• в прошлых годах

1411

5512

14400

9

Передача мебели и оргтехники (группа МНМА) в оперативное управление

1

Отражена первоначальная стоимость переданной мебели и оргтехники

5111

1113

32400

9

2

Списана сумма начисленного износа на мебель и оргтехнику в прошлых годах (первые 50 % первоначальной стоимости)

1412

5512

16200

9

Получение компьютерной техники (группа ОС) в оперативное управление

1

Оприходована полученная компьютерная техника

1014

5111

72000

17

2

Отражена сумма износа, начисленного на полученную технику:

• сумма начисленного износа за 7 месяцев 2021 года

5511

1411

4200

17

• сумма начисленного износа в прошлых годах

5512

1411

14400

17

Получение мебели и оргтехники (группа МНМА) в оперативное управление

1

Оприходованы мебель и оргтехника

1113

5111

32400

17

2

Отражена сумма износа, начисленного в прошлых годах на полученную мебель и оргтехнику (первые 50 % первоначальной стоимости)

5512

1412

16200

17

ВЫВОДЫ

• ОМС как учредитель соответствующего коммунального заведения имеет полное право передать коммунальное имущество ЦКИД на праве оперативного управления.

• Операция по передаче активов в оперативное управление считается внутренним перемещением имущества в пределах органа, уполномоченного управлять объектами коммунальной собственности. Эту операцию отражаем в бухучете согласно пп. 1.13, 1.14 Типовой корреспонденции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше