Сразу отметим, что в действиях заказчика в 2021 году не было никаких нарушений Закона № 922. Ведь этот Закон не запрещает проводить закупки до утверждения сметы.
С учетом этого заказчики, являющиеся распорядителями бюджетных средств, для обеспечения неотложных потребностей в товарах, работах и услугах в следующем году имели право в конце 2021 года начать закупки на 2022 год. На такое право заказчиков в свое время обращало внимание Минэкономики в письме от 03.09.2020 № 3304-04/54160-06. Вместе с тем в этой ситуации заказчики фактически становятся заложниками не только закупочных правил, но и требований бюджетного законодательства.
Так, с одной стороны, в настоящее время законодательство в сфере публичных закупок не содержит обязанности для заказчика составлять и утверждать годовой план закупок на основании сметы (временной сметы). Поэтому и не удивительно, что, получив зеленый свет на осуществление таких действий от Минэкономики, заказчики планируют закупки в годовом плане и объявляют закупки на годовую потребность в товарах, работах и услугах. Но как ни крути, а при объявлении закупок в предыдущем году на следующий заказчики не знают, какой объем сметных назначений будет им утвержден.
С другой стороны, бюджетное законодательство требует от распорядителей брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Эта норма предусмотрена в ч. 1 ст. 48 БКУ.
ВАЖНО!
Распорядителям запрещено брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи без соответствующих бюджетных назначений
Кроме того, органы Казначейства пристально следят за тем, как распорядители средств выполняют указанные требования. И, в частности, в случае отсутствия бюджетных ассигнований, установленных сметой, такие обязательства 100-процентно не примут для регистрации. Полный перечень оснований для отказа в регистрации обязательств ищите в п. 2.10 Порядка № 3091.
1 Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 № 309.
В связи с этим у заказчиков возникает ряд вопросов:
• возможно ли в договоре закупки предусмотреть условия взятия бюджетных обязательств по уплате части предмета закупки в пределах временной сметы,
• зарегистрируют ли договор на таких условиях в Казначействе?
Сразу отметим, что в этой ситуации не существует универсального подхода и единого правильного решения. Почему? А все потому, что Минэкономики настаивает на решении этого вопроса на основании своих аргументов. Тогда как не все органы Казначейства на местах соглашаются с позицией Минэкономики и имеют свое мнение по этому поводу.
Поэтому рассмотрим эти два варианта, проверенные практикой. При этом каждый из них имеет право на жизнь.
Договор заключаем на годовую потребность, но никакие изменения в него не вносим.
Заказчик проводит закупку продуктов питания на общую годовую потребность — 550 тыс. грн. Временной сметой на закупку продуктов питания предусмотрено 140 тыс. грн.
В связи с этим в проекте договора о закупке и договоре о закупке заказчик определяет условие взятия обязательств по уплате части предмета закупки в пределах временной сметы. А также предусматривает условие об оплате остатка суммы договора исключительно при наличии средств согласно постоянной смете.
При таких условиях договора о закупке указывают, что 140 тыс. грн заказчик обязуется оплатить в период действия временной сметы. А остаток суммы — 310 тыс. грн (550 тыс. грн - 140 тыс. грн) — после утверждения постоянной сметы и в пределах бюджетных назначений, определенных в ней.
Действительно, этот вариант достаточно привлекателен для заказчиков. И причин для этого есть несколько. Ведь при таких условиях не нужно вносить никакие изменения в договор. Более того — в дальнейшем не стоит переживать об удовлетворении потребности в продуктах питания, а также выбирать и проводить соответствующие закупочные процедуры.
На этом варианте настаивает Минэкономики, о чем свидетельствует вышеуказанное письмо. Но, к сожалению, этот вариант поддерживают не все органы Казначейства на местах. И именно с учетом требований ч. 1 ст. 48 БКУ и Порядка № 309 отказывают в регистрации договоров, заключенных на вышеуказанных условиях.
Договор заключаем на годовую потребность, но вносим в него изменения дополнительным соглашением. И уже измененный договор регистрируем в Казначействе.
Заказчик проводит закупку продуктов питания на общую годовую потребность — 550 тыс. грн. Временной сметой на закупку продуктов питания предусмотрено 140 тыс. грн.
В связи с этим заказчик заключает договор о закупке на 550 тыс. грн. Но дополнительным соглашением вносит изменения в договор на основании п. 1 ч. 5 ст. 41 Закона № 922.
Таким образом, заказчик уменьшает объем закупки продуктов питания, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика на 310 тыс. грн (550 тыс. грн - 140 тыс. грн). В конце концов, окончательная сумма договора соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным во временной смете, — 140 тыс. грн. И именно на такой процедуре заключения и регистрации договоров настаивают представители Казначейства.
Может ли заказчик сразу изменить договор до момента его заключения и подписать его на меньшую сумму? Однозначно нет. Так ему запрещает поступить ч. 4 ст. 41 Закона № 922. Ведь предусмотрено, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в частности, цены за единицу товара) победителя процедуры закупки или цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры. При этом заключение договора о закупке с нарушением таких требований приводит к ничтожности такого договора (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 922).
Кроме того, при применении этого варианта есть еще один нюанс. После того как учреждение получит постоянную смету на 2022 год, очевидно, что потребность в дальнейшей закупке продуктов питания не отпадет. А потому при выборе процедуры закупки заказчику придется исходить из стоимостных пределов предмета закупки. Это значит, что следующая такая закупка продуктов питания будет считаться новым предметом договора.