Темы статей
Выбрать темы

Закупочный договор: в период действия временной сметы

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
В конце 2021 года учреждение начало процедуру открытых торгов на закупку продуктов питания. На тот момент не было известно, какая сумма сметных назначений будет утверждена на 2022 год, поэтому закупку объявили на годовую потребность. Сейчас мы получаем финансирование по временной смете, поэтому Казначейство отказывается регистрировать договор на большую сумму. Подскажите, как решить эту ситуацию?

Сразу отметим, что в действиях заказчика в 2021 году не было никаких нарушений Закона № 922. Ведь этот Закон не запрещает проводить закупки до утверждения сметы.

С учетом этого заказчики, являющиеся распорядителями бюджетных средств, для обеспечения неотложных потребностей в товарах, работах и услугах в следующем году имели право в конце 2021 года начать закупки на 2022 год. На такое право заказчиков в свое время обращало внимание Минэкономики в письме от 03.09.2020 № 3304-04/54160-06. Вместе с тем в этой ситуации заказчики фактически становятся заложниками не только закупочных правил, но и требований бюджетного законодательства.

Так, с одной стороны, в настоящее время законодательство в сфере публичных закупок не содержит обязанности для заказчика составлять и утверждать годовой план закупок на основании сметы (временной сметы). Поэтому и не удивительно, что, получив зеленый свет на осуществление таких действий от Минэкономики, заказчики планируют закупки в годовом плане и объявляют закупки на годовую потребность в товарах, работах и услугах. Но как ни крути, а при объявлении закупок в предыдущем году на следующий заказчики не знают, какой объем сметных назначений будет им утвержден.

С другой стороны, бюджетное законодательство требует от распорядителей брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Эта норма предусмотрена в ч. 1 ст. 48 БКУ.

ВАЖНО!

Распорядителям запрещено брать бюджетные обязательства и осуществлять платежи без соответствующих бюджетных назначений

Кроме того, органы Казначейства пристально следят за тем, как распорядители средств выполняют указанные требования. И, в частности, в случае отсутствия бюджетных ассигнований, установленных сметой, такие обязательства 100-процентно не примут для регистрации. Полный перечень оснований для отказа в регистрации обязательств ищите в п. 2.10 Порядка № 3091.

1 Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 № 309.

В связи с этим у заказчиков возникает ряд вопросов:

• возможно ли в договоре закупки предусмотреть условия взятия бюджетных обязательств по уплате части предмета закупки в пределах временной сметы,

• зарегистрируют ли договор на таких условиях в Казначействе?

Сразу отметим, что в этой ситуации не существует универсального подхода и единого правильного решения. Почему? А все потому, что Минэкономики настаивает на решении этого вопроса на основании своих аргументов. Тогда как не все органы Казначейства на местах соглашаются с позицией Минэкономики и имеют свое мнение по этому поводу.

Поэтому рассмотрим эти два варианта, проверенные практикой. При этом каждый из них имеет право на жизнь.

img 1Договор заключаем на годовую потребность, но никакие изменения в него не вносим.

Заказчик проводит закупку продуктов питания на общую годовую потребность — 550 тыс. грн. Временной сметой на закупку продуктов питания предусмотрено 140 тыс. грн.

В связи с этим в проекте договора о закупке и договоре о закупке заказчик определяет условие взятия обязательств по уплате части предмета закупки в пределах временной сметы. А также предусматривает условие об оплате остатка суммы договора исключительно при наличии средств согласно постоянной смете.

При таких условиях договора о закупке указывают, что 140 тыс. грн заказчик обязуется оплатить в период действия временной сметы. А остаток суммы — 310 тыс. грн (550 тыс. грн - 140 тыс. грн) — после утверждения постоянной сметы и в пределах бюджетных назначений, определенных в ней.

Действительно, этот вариант достаточно привлекателен для заказчиков. И причин для этого есть несколько. Ведь при таких условиях не нужно вносить никакие изменения в договор. Более того — в дальнейшем не стоит переживать об удовлетворении потребности в продуктах питания, а также выбирать и проводить соответствующие закупочные процедуры.

На этом варианте настаивает Минэкономики, о чем свидетельствует вышеуказанное письмо. Но, к сожалению, этот вариант поддерживают не все органы Казначейства на местах. И именно с учетом требований ч. 1 ст. 48 БКУ и Порядка № 309 отказывают в регистрации договоров, заключенных на вышеуказанных условиях.

img 2Договор заключаем на годовую потребность, но вносим в него изменения дополнительным соглашением. И уже измененный договор регистрируем в Казначействе.

Заказчик проводит закупку продуктов питания на общую годовую потребность — 550 тыс. грн. Временной сметой на закупку продуктов питания предусмотрено 140 тыс. грн.

В связи с этим заказчик заключает договор о закупке на 550 тыс. грн. Но дополнительным соглашением вносит изменения в договор на основании п. 1 ч. 5 ст. 41 Закона № 922.

Таким образом, заказчик уменьшает объем закупки продуктов питания, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика на 310 тыс. грн (550 тыс. грн - 140 тыс. грн). В конце концов, окончательная сумма договора соответствует бюджетным ассигнованиям, утвержденным во временной смете, — 140 тыс. грн. И именно на такой процедуре заключения и регистрации договоров настаивают представители Казначейства.

Может ли заказчик сразу изменить договор до момента его заключения и подписать его на меньшую сумму? Однозначно нет. Так ему запрещает поступить ч. 4 ст. 41 Закона № 922. Ведь предусмотрено, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в частности, цены за единицу товара) победителя процедуры закупки или цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры. При этом заключение договора о закупке с нарушением таких требований приводит к ничтожности такого договора (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 922).

Кроме того, при применении этого варианта есть еще один нюанс. После того как учреждение получит постоянную смету на 2022 год, очевидно, что потребность в дальнейшей закупке продуктов питания не отпадет. А потому при выборе процедуры закупки заказчику придется исходить из стоимостных пределов предмета закупки. Это значит, что следующая такая закупка продуктов питания будет считаться новым предметом договора.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше