Дополнительное соглашение или открытые торги?
Сразу отметим: в этой ситуации заказчику не стоит рассчитывать на заключение дополнительного соглашения к прямому договору. И это обусловлено двумя причинами.
Причина 1. Прямые договоры, стоимость закупки товаров и услуг которых не превышает 100 тыс. грн, не являются договорами закупки с позиции закупочного законодательства. Имеем в виду Закон № 922* и постановление № 1178**.
* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
Фактически это означает, что все вопросы по таким договорам (заключение, исполнение, внесение изменений и т.п.) стороны должны решать в соответствии с положениями гражданско-хозяйственного законодательства. Поэтому изменить стоимость такого договора стороны могут без учета правил, предусмотренных п. 19 постановления № 1178.
Но будьте внимательны! При внесении изменений в договор не забывайте о принципах осуществления публичных закупок, предусмотренных ст. 5 Закона № 922 (ср. ).
Например, заказчик увеличит сумму прямого договора на основании допсоглашения на сумму 110 тыс. грн, в результате чего окончательная сумма такого договора составит 205 тыс. грн. Как следствие, сумма договора превысит предел, установленный постановлением № 1178 для проведения открытых торгов. Поэтому при таких условиях фактически речь будет идти об избежании заказчиком применения постановления № 1178 и проведения открытых торгов. Учитывая это, при внесении изменений в прямые договоры следите за конечной стоимостью такого договора.
Таким образом, в ситуации читателя заказчик не имеет оснований для заключения дополнительного соглашения к ранее заключенному прямому договору. Соответственно придется действовать иначе - проводить открытые торги.
Причина 2. Дополнительная потребность в закупке товара, работы или услуги, которую заказчик не мог предусмотреть на момент осуществления закупки по тождественному предмету закупки, является новым предметом закупок. В таком случае ожидаемую стоимость такого предмета закупки заказчик не добавляет к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки. Это предусмотрено п. 15 постановления № 1178.
ВНИМАНИЕ!
Заказчик должен иметь подтверждение факта невозможности предусмотреть такую дополнительную потребность в услугах на момент заключения прямого договора
Как действовать заказчику?
В указанной ситуации заказчик выбирает вид закупки по таким дополнительным услугам с учетом стоимостных пределов, определенных постановлением № 1178. Поскольку ожидаемая стоимость дополнительных услуг составляет 110 тыс. грн, то заказчику стоит провести открытые торги с учетом требований, предусмотренных постановлением № 1178.
Следовательно, в случае дополнительной закупки услуг такая закупка считается новым предметом договора и новым предметом закупки. Соответственно заказчик должен прежде всего добавить такую новую закупку в годовой план закупок. После этого следует обнародовать соответствующие документы по открытым торгам в электронной системе закупок.
Выводы
- При внесении изменений в прямой договор следите за конечной стоимостью такого договора. Она не должна превысить стоимостный предел, предусмотренный постановлением № 1178 для проведения открытых торгов.
- Закупка дополнительных услуг - новый предмет договора и новый предмет закупки.