Закупки с локализацией
Как и раньше, при осуществлении закупки услуг и работ (кроме случаев, предусмотренных абз. 4 - 6 п. 3 постановления № 1178) заказчики должны применять положения п.61 разд . Именно эти нормы Закона № 922 содержат требования по локализации в сфере закупок.
* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
На этот раз Кабмин уточнил особенности закупки товаров, которые включены в состав предмета закупки работ или услуг. Так, если выполнение таких работ или предоставление услуг предусматривает приобретение заказчиком в собственность товаров с локализацией, стоимость которых в составе предмета закупки равна или превышает стоимостные пределы, определенные абз. 1 п.61 разд . X "Заключительные и переходные положения" Закона № 922 (т. е. ≥ 200 тыс. грн), закупку таких работ и услуг заказчик должен осуществлять с учетом требований по локализации.
Соответственно если выполнение таких работ или предоставление услуг предусматривает приобретение заказчиком в собственность товаров, определенных п.61 разд . X "Заключительные и переходные положения" Закона № 922, стоимость которых составляет менее 200 тыс. грн, применять степень локализации производства не нужно.
Открытые торги с публикацией на английском языке - право заказчика
Сейчас заказчики могут осуществлять публичные закупки товаров, услуг, работ независимо от их стоимости путем применения открытых торгов в порядке, определенном Законом № 922 для открытых торгов. Объявления о проведении таких торгов обнародуют с учетом норм указанного Закона и отдельных норм постановления № 1178.
Фактически обновленный п.121 постановления № 1178 дает право заказчику провести открытые торги с публикацией объявления на английском языке. Поэтому каждый заказчик самостоятельно принимает решение: проводить такую закупку или нет.
При этом имейте в виду: открытые торги с публикацией объявления на английском языке заказчики могут осуществлять независимо от стоимости товаров, работ и услуг, т. е. от любой суммы.
Изменены сроки обнародования объявления и тендерных предложений
ВНИМАНИЕ!
Увеличены сроки обнародования объявления о проведении открытых торгов и тендерного предложения по закупке работ
Так, с 09.04.2024 действуют следующие сроки обнародования объявления о проведении открытых торгов и тендерной документации:
- по закупке товаров и услуг - не позднее чем за семь дней (эти сроки оставлены без изменений);
- по закупке работ - не позднее чем за 14 дней до конечного срока подачи тендерных предложений.
Изменены сроки подачи тендерных предложений. В частности, сейчас они составляют:
- по закупке товаров и услуг - не позднее чем за семь дней со дня обнародования объявления о проведении открытых торгов (эти сроки оставлены без изменений);
- по закупке работ - не позднее чем за 14 дней со дня обнародования объявления о проведении открытых торгов.
В связи с этим внесены соответствующие изменения в пп. 24 и 34 постановления № 1178.
Вносить изменения в объявление - право заказчика
ВАЖНО!
Кабмин разрешил заказчикам вносить изменения в объявления о проведении отрытых торгов
Об этом свидетельствует обновленный п. 54 постановления № 1178. Ранее было разрешено менять только тендерную документацию.
Следовательно, отныне заказчик имеет право внести изменения в объявление:
- по собственной инициативе;
- в случае устранения нарушений требований законодательства в сфере публичных закупок, изложенных в заключении органа государственного финансового контроля;
- по результатам обращений;
- на основании решения органа обжалования.
Будьте внимательны: в случае внесения изменений в объявление должно оставаться не менее 4 дней до конечного срока подачи тендерных предложений.
Другие изменения
Среди других изменений, внесенных постановлением № 382, следующие:
1) Кабмин разрешил администратору электронной системы закупок совершать действия по прекращению публичного доступа к информации с ограниченным доступом или информации, разглашение которой во время действия правового режима военного положения в Украине может нести угрозу национальной безопасности и/или общественной безопасности.
Это предусмотрено в новом п.91 Порядка функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденного постановлением КМУ от 24.02.2016 № 166;
2) существенные изменения претерпел п. 7 постановления № 1178, который касается деятельности централизованных закупочных организаций (далее - ЦЗО) и осуществления закупочных процедур такими организациями.
Учитывая внесенные изменения, количество таких организаций значительно увеличится. Вместе с тем расширится и перечень услуг и/или работ (видов работ), закупка которых через централизованную закупочную организацию является обязательной, а также перечень заказчиков, в интересах которых проведение открытых торгов указанной организацией является обязательным.
При этом принимать решение о создании таких организаций будет Кабмин, а координировать деятельность и закупочные вопросы - Агентство восстановления. Очевидно, Кабмин имел в виду Государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры Украины.
Но главное - решение об обязательном проведении открытых торгов и закупок по рамочным соглашениям ЦЗО Кабмин может принять исключительно для предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления Агентства восстановления и являющихся заказчиками в понимании Закона № 922;
3) отныне заказчикам разрешено заключать прямые договоры при закупке услуг, связанных с гарантиями, кредитами или грантами. Это предусмотрено изменениями в пп. 19 п. 13 постановления № 1178;
4) откорректированы правила применения оснований для внесения изменений в существенные условия договора о закупке, которые прописаны в п. 19 постановления № 1178. В частности, Кабмин уточнил, что эти нормы не касаются договоров, заключенных в соответствии с пп. 13 и 15 п. 13 указанного постановления.
Напомним: речь идет о закупке товаров, работ и услуг для/с строительства, ремонта и других инженерно-технических мероприятий по защите объектов критической инфраструктуры топливно-энергетического сектора критической инфраструктуры. Также это касается закупки товаров, работ и услуг для осуществления мероприятий, направленных на обеспечение защиты объектов предприятий, учреждений и организаций электроэнергетического, ядерно-промышленного, угольно-промышленного и нефтегазового комплексов, в т. ч. для организации защиты их работников в части строительства, создания и обустройства объектов фонда защитных сооружений гражданской защиты, а также для восстановления разрушенных или поврежденных в результате вооруженной агрессии российской федерации таких объектов;
5) заказчикам запрещено устанавливать ограничения нижнего предела цены тендерного предложения участника. Такая новация введена новым абз. 11 п. 28 постановления № 1178;
6) уточнены основания для отклонения тендерных предложений (обновлены п.п. 2 п. 45 и п. 47 постановления № 1178);
7) обновлены правила осуществления закупок услуг энергосервиса(п. 69 постановления № 1178).
Что делать с ранее начатыми закупками?
В этом вопросе руководствуемся общим правилом. Если заказчик начал закупку 09.04.2024 (т. е. разместил объявление), она должна соответствовать обновленным требованиям постановления № 1178. Соответственно тендерная документация по таким закупкам должна быть оформлена уже с учетом изменений, внесенных постановлением № 382.
Зато, если закупка была начата до 09.04.2024 (например, 08.04.2024), никаких изменений в тендерную документацию вносить не нужно.