По общему правилу основанием для уплаты эконалога является использование твердотопливного котла и фактическое осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Именно при таких условиях учреждение обязано задекларировать налоговые обязательства по эконалогу. Следовательно, оно должно самостоятельно рассчитывать и уплачивать в бюджет эконалог, а также подавать в налоговый орган декларацию по эконалогу*.
* Налоговая декларация экологического налога, утвержденная приказом Минфина от 17.08.2015 № 715.
Имейте в виду: налоговую декларацию учреждение подает впервые за календарный квартал, в котором фактически осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Далее объясним, как правильно рассчитать эконалог в случае использования твердотопливного котла.
Как рассчитать эконалог?
Плательщики эконалога должны самостоятельно ежеквартально рассчитывать этот налог, исходя из фактических объемов выбросов и ставок налога, без нарастающего итога. Формула для его расчета приведена в п. 249.3 НКУ*:
где Мі - фактический объем выброса і-го загрязняющего вещества в тоннах;
Нпі - ставки налога в текущем году за тонну і-го загрязняющего вещества в гривнях с копейками.
* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI.
Следовательно, для расчета эконалога учреждению достаточно иметь информацию о фактических объемах выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух твердотопливным котлом и ставку эконалога.
Как видим, основной показатель в этой формуле - фактический объем выбросов каждого загрязняющего вещества (Mi). В ситуации читателя учреждение имеет в наличии разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником, поэтому вычислить эконалог будет несложно. Для исчисления этого показателя достаточно объем выбросов загрязняющих веществ, указанный в разрешении, скорректировать на расход топлива за отчетный период.
Другое дело - если такой разрешительный документ отсутствует. Тогда для правильного расчета эконалога учреждению следует пользоваться специальным документом. Для этого придется пользоваться Пояснениями по расчету объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения*.
* См. на сайте Госстата по ссылке: te.ukrstat.gov.ua/files/respondent/2tp.pdf.
Также для расчета суммы эконалога учреждение применяет ставки в зависимости от загрязняющего вещества (Нпі). Эту информацию можно найти в ст. 243 НКУ.
ВНИМАНИЕ!
Не являются плательщиками эконалога за выбросы двуокиси углерода субъекты, осуществляющие выбросы в атмосферу двуокиси углерода в объеме, не превышающем 500 т в год(п. 240.7 НКУ)
Учреждение может не уплачивать эконалог за выбросы в воздух двуокиси углерода при условии представления в налоговый орган таких документов, как:
- заявление об отсутствии в отчетном году объекта налогообложения за выбросы СО2;
- расчет оценки объемов выбросов СО2.
Пример. Бюджетное учреждение использует для отопления здания твердотопливный котел, работающий на каменном угле. Фактический объем выбросов загрязняющих веществ за отчетный период рассчитан исходя из расхода твердого топлива за IV квартал - 10 т. Исчислим налоговое обязательство по экологическому налогу для твердотопливного котла, работающего на каменном угле.
Виды загрязняющих веществ, которые выбрасывают в атмосферу при сжигании того или иного вида топлива, приведем в таблице ниже. Также укажем ставки эконалога, установленные ст. 243 НКУ по каждому из загрязняющих веществ, которые учреждения применяют к твердотопливному котлу.
Пример расчета эконалога
Загрязняющее вещество | Ставка эконалога, Нпи, грн/т | Фактический объем выбросов загрязняющего вещества, Мі, т | Сумма эконалога, грн | |
Название | Код | |||
Каменный или бурый уголь | ||||
Азота оксиды | 243.1.001 | 2574,43 | 0,042 | 24,13 |
Углерода окись | 243.1.009 | 96,99 | 0,383 | 37,15 |
Двуокись углерода | 243.4.001 | 30,00 | 25,501 | 765,03* |
Твердые частицы (сажа) | 243.1.012 | 96,99 | 0,472 | 45,78 |
Ангидрид сернистый | 243.1.003 | 2574,43 | 0,013 | 33,47 |
Налоговое обязательство по экологическому налогу | 140,53 | |||
* Годовой объем выбросов двуокиси углерода меньше 500 т (в нашем примере - всего 25,501 т за квартал). В таком случае учреждение не уплачивает эконалог за СО2 и не показывает эти выбросы в декларации по эконалогу и приложении 1 к декларации. |
Приведем пример заполнения расчета за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
<...>
№ з/п | код загрязняющего вещества8 | фактический объем выбросов, тонн | ставка налога9 | величина10 (к. 3 х к. 4) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4 | налоговое обязательство за отчетный (налоговый) период (р. 4.1 + р. 4.2 +...) | 140,53 | ||
4.111 | 243.1.001 | 0,042 | 2574,43 | 24,13 |
4.2 | 243.1.003 | 0,013 | 2574,43 | 33,47 |
4.3 | 243.1.009 | 0,383 | 96,99 | 37,15 |
4.4 | 243.1.012 | 0,472 | 96,99 | 45,78 |
Фрагмент приложения 1 к декларации по эконалогу
Отчитываться по эконалогу следует ежеквартально в течение 40 календарных дней после окончания квартала. Таким образом, за IV квартал 2023 года учреждение должно отчитаться не позднее 09.02.2024. А вот уплатить задекларированную сумму эконалога следует в течение 10 дней после окончания предельного срока подачи декларации, т. е. не позднее 19.02.2024.
Несвоевременная уплата эконалога: будет ли штраф?
С начала введения военного положения в Украине законодатели уже несколько раз переписывали условия освобождения от уплаты эконалога, установленные п. 69.16 подразд. 10 разд. Подробно о хронологии таких изменений вы можете прочитать в материале "Эконалог в военное время: кто освобожден?" (см. "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 18).
Как именно изменились условия освобождения от уплаты этого налога в течение периода военного положения, покажем в таблице ниже.
Освобождение от уплаты эконалога на период действия военного положения
Критерии освобождение | Было (до 31.12.2022) | Стало (с 01.01.2023) |
Кого освобожден | С 01.01.2022 по 31.12.2022 освобождены от уплаты эконалога плательщики, которые имеют стационарные источники загрязнения на территориях активных боевых действий (далее - АБД) или на временно оккупированных территориях | С 01.01.2023 и в последующие периоды освобождены от уплаты эконалога плательщики, имеющие стационарные источники загрязнения на: - территориях, включенных в Перечень № 309*; - земельных участках, загрязненных взрывоопасными предметами, или которые были признаны потенциально загрязненными взрывоопасными предметами |
Условия освобождение | В 2022 году для полноценного освобождения от уплаты эконалога Кабмином не был утвержден соответствующий перечень территорий. Поэтому в случае пользования таким освобождением совет был такой: прежде всего ориентироваться на то, велись ли боевые действия на территории, где размещено учреждение, или является ли она временно оккупированной | Начиная с 2023 года учреждения - плательщики эконалога освобождаются от уплаты такого налога за те месяцы, в течение которых соответствующая территория была определена как территория АБД или временно оккупированная территория. Но если стационарные источники загрязнения расположены на территории возможных боевых действий, то они под освобождение не попадают |
Следовательно, если учреждение размещено на территории, на которой в 2022 году не велись боевые действия или она не была временно оккупирована, освобождение от уплаты эконалога на него не распространяется. Но в 2022 году учреждения самостоятельно решали этот вопрос. А вот начиная с 2023 года такие территории определяем с учетом Перечня № 309 (ср. ).
Соответственно, если учреждение не уплачивало эконалог, не имея для этого надлежащих оснований, такому нарушителю грозит штраф согласно п. 124.1 НКУ. Размер штрафа зависит от срока задержки уплаты:
- 5 % погашенной суммы налогового долга - в случае задержки до 30 календарных дней включительно;
- 10 % погашенной суммы налогового долга - в случае задержки свыше 30 календарных дней.
Имейте в виду: право на применение штрафов за нарушение сроков уплаты согласно ст. 124 НКУ появилось у фискалов после вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогового администрирования налогов, сборов и единого взноса во время действия военного, чрезвычайного положения" от 12.05.2022 № 2260-ІХ, то есть после 27.05.2022 указанные штрафы налоговики применяют на законных основаниях по результатам камеральной проверки.
Выводы
- Плательщики эконалога ежеквартально должны самостоятельно рассчитывать сумму налогового обязательства за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения.
- Расчет эконалога следует проводить, исходя из фактических объемов выбросов загрязняющих веществ соответствующим источником загрязнения и ставок налога.
- Штраф за несвоевременную уплату эконалога во время действия военного положения налоговики применяют на основании п. 124.1 НКУ.