Общие правила осуществления предварительной оплаты
И прежде всего вспомним общие правила осуществления предварительной оплаты.
ВАЖНО!
Распорядитель бюджетных средств принимает решение об оплате товаров, работ и услуг после их фактического получения
Такое требование предусмотрено ч. 1 ст. 49 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
При этом, как определено в ч. 2 ст. 49 БКУ, Казначейство осуществляет платежи по поручениям распорядителей бюджетных средств при наличии:
1) соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения бюджета;
2) утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы;
3) соответствующих бюджетных ассигнований у распорядителей бюджетных средств.
Впрочем, из этого правила есть исключение.
Так, распорядители и получатели бюджетных средств могут платить за товары, работы и услуги после их получения, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами КМУ, принятыми на основании и во исполнение БКУ и других законов Украины. Сейчас это самое "иное" предусмотрено нормативно-правовым актом Кабмина - постановлением № 1070*.
При этом сроки проведения предварительной оплаты зависят от того, к какой именно категории расходов относится закупка товаров, работ или услуг: текущих или капитальных.
Для вашего удобства сроки, на которые распорядители (получатели) бюджетных средств могут осуществлять предварительную оплату в соответствии с п. 1 постановления № 1070, приведем в таблице ниже.
Сроки предварительной оплаты в разрезе товаров, работ и услуг
Перечень товаров, работ и услуг | Срок предварительной оплаты |
Товары, работы и услуги по текущим расходам | не более трех месяцев |
Товары, работы и услуги по капитальным рас ходам и государственным контрактам (договорам) | не более 12 месяцев |
Периодические издания | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств | не более 24 месяцев |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения национальной безопасности и обороны государства | |
Товары, работы и услуги, которые закупаются для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях |
Как видно из таблицы, товары, работы и услуги, связанные с текущим ремонтом, возможно авансировать на срок не более трех месяцев. Если же речь идет о товарах, работах и услугах, связанных с проведением капитального ремонта, то авансирование возможно на срок не более 12 месяцев.
ВНИМАНИЕ!
Конкретный размер и срок предварительной оплаты в пределах вышеприведенных сроков определяет главный распорядитель бюджетных средств
Это предусмотрено п. 1 постановления № 1070.
Кроме того, главный распорядитель бюджетных средств определяет количество платежей по предварительной оплате в пределах срока, положение об осуществлении в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты тех товаров, работ и услуг, которые согласно договорам о закупке предполагается поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода, исходя из потребности.
При этом потребность должна быть обоснована, в частности, реальным состоянием поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг, помесячным распределением бюджетных ассигнований, сезонностью работ, циклом производства.
Кстати, именно главные распорядители отвечают за принятое ими решение, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств в соответствии с требованиями БКУ.
В каком документе закрепить решение главного распорядителя?
Минфин в письме от 10.03.2020 № 04320-07-2/7631 отметил, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно решает, в каком именно документе он определит:
- конкретный перечень товаров, работ и услуг, при закупке которых можно осуществлять предварительную оплату, учитывая особенности выполнения бюджетных программ;
- размер предварительной оплаты (от 1 до 100 %);
- срок предварительной оплаты;
- количество платежей по предварительной оплате;
- обязательность поставки товара, выполнения работ и предоставления услуг в том бюджетном периоде, в котором осуществлена предварительная оплата, или в следующем.
Обычно таким документом является Положение о предварительной оплате.
Подробнее об этом читайте в материале "Положение о предварительной оплате: нужно ли утверждать ежегодно?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2023, № 29 (ср. ).
Счета в Казначействе и подтверждающие документы
Как определено в п. 2 постановления № 1070, распорядители (получатели) бюджетных средств осуществляют предварительную оплату по капитальным расходам и государственным контрактам путем направления бюджетных средств исполнителям работ, поставщикам товаров и предоставителям услуг (кроме нерезидентов) на небюджетные счета, открытые на их имя в органах Госказначейской службы.
В дальнейшем такие средства должны использоваться исполнителями работ, поставщиками товаров и предоставителями услуг исключительно с таких счетов на цели, определенные договорами о закупке товаров, работ и услуг.
Причем для осуществления платежей исполнители работ должны подать в соответствующий орган Госказначейской службы подтверждающие документы. Такое требование зафиксировано в п. 2 постановления № 1070.
ВАЖНО!
Вышеперечисленные условия следует учесть при заключении договоров о закупке товаров, работ и услуг, связанных с выполнением ремонта
Это следует из п. 6 постановления № 1070.
Кстати, остальную сумму, то есть за минусом уплаченного авансом, можно перечислить на любой счет поставщика товаров, исполнителя работ или предоставителя услуг. Для таких средств требования об их зачислении именно на казначейский счет нет.
Выводы
- Товары, работы и услуги, связанные с текущим ремонтом, разрешено авансировать на срок не более трех месяцев. Зато за товары, работы и услуги, связанные с капитальным ремонтом, возможна предварительная оплата на срок не более 12 месяцев.
- Конкретный размер и срок предварительной оплаты определяет главный распорядитель бюджетных средств в пределах сроков, определенных п. 1 постановления № 1070.
- Главный распорядитель бюджетных средств самостоятельно решает, в каком именно документе он определит основные условия проведения предварительной оплаты.
- Для получения аванса по капитальным расходам или госконтрактам исполнителям работ, поставщикам товаров и предоставителям услуг необходимо иметь небюджетный счет в Казначействе. Расходовать такие средства возможно исключительно с небюджетного счета на цели, определенные договором.