Отражать ли "благодетельницу" в паспорте бюджетной программы?
Прежде всего выясним, нужно ли вообще отражать поступления благотворительной помощи в паспорте бюджетной программы.
Напомним: паспорт бюджетной программы местного бюджета - это документ, определяющий цель, задачи, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы местного бюджета в соответствии с бюджетным назначением, установленным решением о местном бюджете, и целями государственной политики в соответствующей сфере деятельности, реализацию которой обеспечивает главный распорядитель.
Порядок утверждения и внесения изменений в паспорта бюджетных программ определен Правилами № 836*.
В каком же случае следует вносить изменения в паспорт бюджетной программы? И является ли таким основанием получение благотворительной помощи?
Да, изменения в паспорта бюджетных программ вносят в случае(п. 1.10 Правил № 836):
- принятия изменений в решение о местном бюджете, которые приводят к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
- передачи бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;
- передачи нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;
- перераспределения расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю;
- принятия нормативно-правовых актов, которые приводят к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
- внесение изменений в роспись местного бюджета, которые приводят к изменению результативных показателей бюджетной программы;
- внесение изменений в спецфонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений, которые приводят к возникновению новых направлений использования бюджетных средств.
Благотворительная помощь относится к собственным поступлениям бюджетных учреждений. Об этом свидетельствует ч. 4 ст. 13 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
ВАЖНО!
В случае получения благотворительной помощи изменения в паспорт бюджетной программы следует вносить, только если речь идет о возникновении новых направлений использования бюджетных средств
При этом ответственность за содержание паспорта бюджетной программы несут главные распорядители бюджетных средств. Это предусмотрено п.п. 1 п. 2 приказа № 836*.
Таким образом, именно главные распорядители бюджетных средств решают, возникают новые направления использования бюджетных средств или нет.
Если главный распорядитель считает необходимым внести изменения в паспорт бюджетной программы путем предусмотрения нового направления использования бюджетных средств, которое, на его взгляд, увеличит эффективность выполнения бюджетной программы, то он может это сделать.
Изменения в паспорта бюджетных программ вносят в течение бюджетного периода путем их утверждения в новой редакции в порядке, установленном для составления паспортов бюджетных программ. Таково предписание п. 1.10 Правил № 836.
Очень кратко напомним порядок внесения изменений в паспорта бюджетных программ.
В случае внесения изменений в паспорт бюджетной программы в связи с изменением спецфонда сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений распорядители подают на согласование в финорган проекты паспортов бюджетных программ.
Это необходимо сделать в течение недели после наступления соответствующих случаев. Такие проекты следует подать в двух экземплярах в бумажном и электронном виде, как этого требует п. 1.3 Правил № 836.
Также главные распорядители(п. 1.12 Правил № 836):
- подают в финорган сравнительную таблицу с пояснениями относительно отличий информации и показателей проекта паспорта в новой редакции по сравнению с утвержденным паспортом;
- уточняют исключительно результативные показатели, которые изменены.
При этом результативные показатели бюджетной программы должны подтверждаться(ч. 5 ст. 20 БКУ):
- официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетностью;
- данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.
Со своей стороны, финорган осуществляет согласование проекта паспорта бюджетной программы в новой редакции в течение 7 дней со дня его получения или направляет замечания к нему.
Затем главный распорядитель должен обеспечить принятие приказов об утверждении соответствующих паспортов бюджетных программ в недельный срок со дня согласования финорганом проектов этих программ в новой редакции.
Отражать ли "благотворительность" в отчете о выполнении паспорта?
Абсолютно логично, если поступление благотворительной помощи отражено в паспорте бюджетной программы, то сама "благотворийка" должна попасть в отчет о выполнении паспорта бюджетной программы. И наоборот, если же "благотворительность" не нашла своего отражения в паспорте бюджетной программы, соответственно и в отчете о выполнении паспорта бюджетной программы ее не будет.
Отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ подают в местные финорганы главные распорядители бюджетных средств в соответствии с п.п. 2 п. 2 приказа № 836.
Такие отчеты следует подать в бумажной и электронной форме.
Также напомним, что форма отчета о выполнении паспорта бюджетной программы была изменена. Подробнее об этом читайте в материале "Правила составления паспортов бюджетных программ изменены" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 3.