Темы статей
Выбрать темы

Организация питания в учебном заведении путем аутсорсинга

Станкус Татьяна, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Какой алгоритм организации питания в школе путем аутсорсинга? Нужно ли заключать дополнительные договоры с поставщиком питания по возмещению коммунальных услуг?

Организация аутсорсинга в школе

Как известно, заведения общего среднего образования (далее - ЗЗСО) должны обеспечить учащихся питанием. Впрочем, далеко не каждое ЗЗСО может организовать питание учащихся самостоятельно. Именно в таком случае возможно пойти по пути аутсорсинга.

Принципы планирования и механизм организации питания детей в ЗЗСО определены Порядком № 305*.

* Порядок организации питания в заведениях образования и детских заведениях оздоровления и отдыха, утвержденный постановлением КМУ от 24.03.2021 № 305.

Аутсорсинг - это способ организации питания соискателей образования/детей, предусматривающий изготовление и реализацию готовых блюд оператором рынка пищевых продуктов, который осуществляет поставку услуг по питанию, с использованием материально-технической базы заведения образования или заведения оздоровления и отдыха.

ВАЖНО!

В случае организации питания детей путем аутсорсинга приготовления пищи осуществляется непосредственно в школе, с использованием помещения столовой и оборудования пищеблока школы

Заметьте: даже если ЗЗСО не готовит еду самостоятельно, все организационные моменты, связанные с питанием детей, целесообразно прописать в приказе об организации питания.

В таком приказе следует определить: ответственного за организацию питания детей и его обязанности, дежурных в обеденном зале (столовой), режим питания детей, ответственных за учет питающихся учеников и т. п.

Учредитель и руководитель школы, а также поставщик несут ответственность за(п. 11 Порядка № 305):

- планирование и организацию питания;

- материально-техническое обеспечение столовой (пищеблока), буфета;

- безопасность и качество сырья, пищевых продуктов и готовых блюд;

- соблюдение требований санитарного законодательства и законодательства по вопросам безопасности и качества пищевых продуктов;

- выполнение норм питания;

- соответствие меню и ассортимента буфета.

Конкретные этапы организации процесса питания для вашего удобства приведем в таблице.

Этапы организации процесса питания

п/п

Этап

Объяснение

1

Определение режима (кратности), способа, формы и графика питания в соответствии с особенностями контингента детей в школе, материально-технического обеспечения, наличия соответствующих помещений

Определяется соответствующим органом местного самоуправления (далее - ОМС) (учредителем) и руководителем школы

2

Определение ответственного лица

Ответственным лицом обычно является заместитель директора по учебно-воспитательной работе

3

Осуществление закупок услуг по питанию

Закупку следует осуществлять в соответствии с требованиями Закона № 922*. Также при закупке учитывайте требования Методических рекомендаций № 2208**

4

Составление примерного четырехнедельного сезонного меню

Четырехнедельное сезонное меню составляется поставщиком и утверждается руководителем поставщика этих услуг

5

Составление ежедневного меню-расписания

Составляет поставщик на основе примерного четырехнедельного сезонного меню с учетом технологической документации на блюда и изделия. Подписывает руководитель поставщика

6

Прием и бракераж готовых блюд и заполнение соответствующих бракеражных журналов

Осуществляет бракеражная комиссия школы

7

Ведение учета школьников, которые обеспечиваются горячим питанием за счет бюджетных средств и за собственные средства (в т. ч. детей с особыми диетическими потребностями)

Обычно такой учет ведут классные руководители и передают информацию медсестре по диетическому питанию

8

Приготовление и реализация готовых блюд, оборот пищевых продуктов

Осуществляет поставщик

9

Осуществление внутреннего контроля за качеством полученных готовых блюд, организацией питания, соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства о безопасности и качестве пищевых продуктов

Осуществляют представитель учредителя школы, ее руководитель и руководитель поставщика

10

Ведение документации по организации питания

Всю документацию по изготовлению блюд ведет поставщик

11

Взаимодействие участников образовательного процесса, поставщика, учредителей соответствующих учреждений, органов управления в сфере образования, социальной сфере и в сфере здравоохранения, территориальных органов Госпродпотребслужбы

Осуществляется с целью обеспечения учащихся качественным питанием

12

Постоянное обновление и поддержание в рабочем состоянии оборудования столовой (пищеблока), посуды, мебели, систем энергообеспечения, водоснабжения и водоотведения, вентиляции и очистки воздуха, обеспечение условий для хранения пищевых продуктов, готовых блюд

Если поставщик услуг является арендатором столовой и пищеблока и в договоре аренды прописано, что обновление, ремонт, поддержание в рабочем состоянии оборудования, оснащения и помещения обеспечивает он, тогда эти функции возлагаются на поставщика

13

Укомплектование штата работников школы в соответствии с требованиями действующих типовых штатных нормативов

Вводится должность медицинской сестры по диетическому питанию

14

Обеспечение питьевого режима детей

Предложения по питьевому режиму предоставляет ответственное за питание лицо

* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.

** Методические рекомендации по методологии особенностей осуществления закупок в сфере организации питания в учебных заведениях, утвержденные приказом Минэкономики от 30.10.2020 № 2208.

Основания пребывания поставщика услуг питания в ЗЗСО

Как мы уже отметили выше, аутсорсинг предусматривает приготовление пищи сторонними лицами непосредственно в школе, с использованием оборудования столовой и пищеблока школы. Соответственно для пребывания и осуществления деятельности стороннего юридического лица в школе должны быть основания. И таким основанием является не что иное, как договор аренды.

ВНИМАНИЕ!

Запрещено передавать государственное и коммунальное имущество в бесплатное пользование или ссуду

Это черным по белому прописано в ч. 2 ст. 9 Закона № 157*.

* Закон Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" от 03.10.2019 № 157-IX.

Таким образом, кроме аренды, никаких других вариантов и не остается.

Поэтому предоставитель услуг по питанию должен быть именно арендатором помещения школы. Отсюда следует и необходимость возмещения коммунальных услуг арендатором. Но обо всем по порядку.

Прежде всего следует выяснить, может ли ЗЗСО предоставить помещение в аренду для организации питания сторонним лицам? Потому что, как известно, не для любой деятельности возможно предоставить помещение заведений образования в аренду.

Аналогичный вопрос мы уже рассматривали недавно в материале "Как организовать школьный буфет?" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 5 (ср. ).

Так, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Закона № 157 в случае аренды движимого и недвижимого имущества, принадлежащего ЗЗСО, следует учитывать нормы Закона № 2145* и Закона № 463**.

* Закон Украины "Об образовании" от 05.09.2017 № 2145-VIII.

** Закон Украины "О полном общем среднем образовании" от 16.01.2020 № 463-IX.

Исходя из ч. 4 ст. 80 Закона № 2145, имущество государственных и коммунальных заведений образования может быть предоставлено в аренду с целью предоставления услуг, которые не могут быть обеспечены непосредственно заведениями образования. Причем такие услуги должны быть связаны с обеспечением образовательного процесса или с обслуживанием участников образовательного процесса.

А поскольку организация питания детей и других участников образовательного процесса вполне можно считать услугой, связанной с обслуживанием участников образовательного процесса, то и предоставить помещение ЗЗСО в аренду для таких целей возможно.

Также напомним: помещение ЗЗСО может быть передано в аренду с учетом определения уполномоченным органом управления возможности пользования государственным или коммунальным недвижимым имуществом. Это предусмотрено ч. 4 ст. 80 Закона № 2145.

Учитывая это, прежде чем передать имущество в аренду, ЗЗСО должно согласовать эту передачу со своим органом управления.

Возмещение коммунальных услуг

Теперь вернемся к вопросу о возмещении коммунальных услуг. Как мы с вами уже выяснили, такое возмещение должен осуществлять арендатор.

Поэтому вспомним общий механизм возмещения арендатором стоимости коммунальных услуг арендатором. Для этого обратимся к нормам Методики № 630* и Закона № 157.

* Методика расчета арендной платы за государственное имущество, утвержденная постановлением КМУ от 28.04.2021 № 630.

Как мы хорошо знаем, действие Методики № 630 распространяется на аренду именно государственного имущества. Тогда как в отношении коммунального имущества ОМС могут принять свои местные методики расчета арендной платы.

При отсутствии же утвержденной местной методики расчета арендной платы коммунального имущества в вопросах аренды такого имущества следует руководствоваться нормами Методики № 630. Об этом четко указано в ч. 2 ст. 17 Закона № 157.

Как следует из п. 4 Методики № 630, в плату за аренду другого отдельного индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание такого имущества и плата за услуги, которые предоставляет балансодержатель арендатору согласно договору.

Поэтому возмещение расходов балансодержателя на содержание арендованного имущества и предоставление коммунальных услуг арендатор должен осуществлять в соответствии с отдельным договором.

Сейчас пользуемся Примерным договором о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного имущества (в том числе мест общего пользования и придомовой территории) и предоставление коммунальных услуг арендатору, разработанным с учетом обновленного законодательства об аренде государственного и коммунального имущества (далее - Примерный договор возмещения), утвержденным приказом № 1576*.

* Приказ ФГИУ "Об утверждении Примерного договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного имущества (в том числе мест общего пользования и придомовой территории) и предоставление коммунальных услуг арендатору" от 05.09.2023 № 1576.

Балансодержатель заключает или продлевает действие договоров о предоставлении коммунальных и других услуг, осуществляет оплату за потребленные услуги в соответствии с их условиями. Арендатор, со своей стороны, возмещает балансодержателю его расходы по договорам на предоставление коммунальных и других услуг. Это предусмотрено п. 1.1 Примерного договора возмещения.

К таким услугам относятся, в частности:

- поставка электроэнергии;

- водоотвод и водоснабжение;

- теплоснабжение;

- услуги по вывозу твердых бытовых отходов;

- поставки природного газа;

- услуги по распределению природного газа;

- услуги по дератизации и дезинсекции;

- уборка и уход за придомовой территорией;

- обслуживание дымовых, вентиляционных каналов и лифтов.

Кстати, этот перечень является примерным и приведен в примечании к Примерному договору возмещения.

В течение пяти рабочих дней с даты заключения договора об аренде балансодержатель обязан предоставить арендатору для подписания два экземпляра договора о возмещении расходов на содержание имущества и предоставление коммунальных услуг. Таково предписание п. 6.5 разд. ІІ Примерного договора № 820*.

* Примерный договор аренды недвижимого или другого отдельного индивидуально определенного имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 12.08.2020 № 820.

Со своей стороны, арендатор в течение десяти рабочих дней с момента получения этих экземпляров должен:

- подписать и вернуть балансодержателю экземпляр договора

или

- подать балансодержателю обоснованные замечания к суммам расходов, которые подлежат возмещению им по договору.

Выводы

  • Если ЗЗСО не может организовать питание учащихся самостоятельно, то вполне возможно пойти по пути аутсорсинга.
  • При применении аутсорсинга стороннее юрлицо готовит еду непосредственно в ЗЗСО.
  • Для пребывания и осуществления деятельности стороннего юридического лица в школе должен быть заключен договор аренды.
  • Арендатор должен возмещать стоимость потребленных им коммунальных услуг арендодателю-ЗЗСО.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше