Представление электронного носителя информации
Начнем с того, что обновленный Порядок № 309 содержит требование о подаче электронного носителя информации вместе с Реестром бюджетных обязательств и Реестром финансовых обязательств.
Так, согласно п. 2.2 Порядка № 309 отныне распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты взятия бюджетного обязательства должны подать в соответствующий орган Казначейства Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств в бумажной форме (в двух экземплярах) вместе с электронным носителем информации, на котором записан файл проекта этого документа.
Форма этого Реестра приведена в приложении 1 к Порядку № 309.
Напомним: вместе с Реестром следует подать оригиналы документов или их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства.
Аналогичную норму относительно электронного носителя информации в Реестр финансовых обязательств содержит обновленный п. 2.4 Порядка № 309.
Регистрация бюджетных обязательств в случае закупки товаров с использованием е-каталога
Новым абз. 4 п.п. 2.2 Порядка № 309 предусмотрено, что при условии взятия бюджетного обязательства, по которому осуществляется закупка товаров с учетом особенностей, определенных законодательством в сфере закупок, путем использования электронного каталога для закупки товара, распорядитель бюджетных средств подает в орган Казначейства Реестр в течение 7 рабочих дней:
- с даты взятия бюджетного обязательства
или
- с даты взятия на учет органом Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств).
Нерегистрация обязательств в связи с нарушением бюджетного законодательства
Обновленным абз. 17 п. 2.10 Порядка № 309 уточнено, что ждет нарушителей бюджетного законодательства, которые не зарегистрировали обязательства. Так, если обязательства и/или финансовые обязательства не зарегистрированы в связи с нарушением бюджетного законодательства распорядителями бюджетных средств, то органы Казначейства применяют меры воздействия, предусмотренные пп. 1, 2 ч. 1 ст. 117 БКУ*, а именно:
- предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства
и/или
- остановки операций с бюджетными средствами.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Нерегистрация обязательств из-за отсутствия закупочных документов
Как следует из обновленного абз. 18 п. 2.10 Порядка № 309, если обязательства и/или финансовые обязательства не зарегистрированы в связи с отсутствием документов по закупке товаров, работ и услуг, предусмотренных законодательством в сфере закупок, органы Казначейства:
- направляют распорядителям бюджетных средств письмо с обоснованием причин их нерегистрации
и
- возвращают Реестр и/или Реестр финансовых обязательств и подтверждающие документы.
Применение мер воздействия
Меры воздействия, о которых идет речь в обновленном Порядке № 309, давно всем известны. Впрочем, чиновники решили их продублировать, чем подчеркнули важность недопущения указанных нарушений.
Так, обновленным п. 4.2 Порядка № 309 предусмотрено за взятие распорядителями бюджетных средств обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или Законом о госбюджете (решением о местном бюджете), применение мер воздействия в соответствии с пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 117 БКУ.
В частности, такими мерами воздействия являются:
1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;
2) приостановление операций с бюджетными средствами;
3) приостановление бюджетных ассигнований.
За нарушение распорядителями бюджетного законодательства в части порядка регистрации и учета бюджетных обязательств применяются меры воздействия в соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 117 БКУ, а именно:
1) предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства;
2) приостановление операций с бюджетными средствами.
За оба бюджетных правонарушения также предусмотрено наложение штрафа в соответствии со ст. 16412 КУоАП* в сумме от 850 до 1190 грн, а за те же действия, совершенные повторно в течение года, - от 1190 до 1445 грн.
* Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 № 8073-Х.
Кстати, подробнее о бюджетных правонарушениях и мерахвоздействиявы можете прочитать в материале "Бюджетные правонарушения и меры воздействия к нарушителям" // "Бюджетная бухгалтерия", 2024, № 7 (ср. ).
Выписки со счетов в электронной форме
Отныне выписки со счетов, на которых учитываются бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства, формируются в электронной форме средствами системы дистанционного обслуживания системы Казначейства. Такой системой сейчас является "Клиент казначейства - Казначейство". Это предусмотрено обновленным п. 2.17 Порядка № 309.
Напомним, что форма выписки определена в приложении 3 к Порядку № 309.
ВНИМАНИЕ!
Перечисленные изменения вступили в силу 03.05.2024