Темы статей
Выбрать темы

Дополнительная закупка стройматериалов: проводить ли открытые торги?

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетное учреждение в начале года запланировало закупить стройматериалов на год на сумму менее 100 тыс. грн. В марте 2024 года был заключен прямой договор на закупку стройматериалов на сумму 42 тыс. грн. Сейчас учреждению необходимо закупить дополнительно стройматериалов еще на сумму менее 100 тыс. грн. В результате годовая сумма по такому предмету закупки превысит 100 тыс. грн. Обязательно ли дальнейшие закупки товаров проводить путем открытых торгов? Как заказчику избежать нарушения?

Сразу отметим: в этой ситуации заказчик имеет дело с дополнительной потребностью в закупке таких товаров, как стройматериалы. Вообще-то, для заказчиков подобная ситуация достаточно распространена, да и решить ее несложно. Но главное - заказчик может это осуществить вполне на законных основаниях, предусмотренных постановлением № 1178*, обезопасив себя от нарушения закупочного законодательства. Далее объясним подробнее, как это сделать.

* Особенности осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины "О публичных закупках", на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденные постановлением КМУ от 12.10.2022 № 1178.

Дополнительная потребность → изменения в годовой план

Бесспорно, в начале года, когда заказчики определяют годовую потребность в закупке товаров, работ и услуг, предусмотреть в годовом плане все закупки до гривни абсолютно невозможно. Поэтому и неудивительно, что в течение года у заказчиков время от времени возникает потребность провести дополнительную закупку определенных товаров, работ или услуг, которые в начале года он не мог предусмотреть.

ВАЖНО!

Заказчик не имеет права самостоятельно делить объем запланированной закупки на какие-либо части

Соответственно именно такие действия заказчика 100-процентно будут расценены органами контроля, как разделение предмета закупки на части, то есть сознательное нарушение закупочного законодательства.

Зато в описанной ситуации у заказчика возникла потребность в дополнительной закупке такого товара, как стройматериалы. В этом случае без всяких опасений прежде всего следует внести изменения в годовой план. Такая возможность четко предусмотрена как ст. 4 Закона № 922*, так и п. 15 постановления № 1178.

* Закон Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.

При этом форма внесения изменений в годовой план закупок (изменение размера бюджетного назначения и/или ожидаемой стоимости предмета закупки; вида закупки; ориентировочного начала проведения закупки), периодичность и характер таких изменений законодательством не ограничены. Поэтому заказчик может периодически вносить изменения в годовой план закупок в соответствии с имеющимся финансированием, потребностью в закупке товаров и т. п. Именно к таким выводам в свое время пришли специалисты Минэкономики в своем письме*.

* Письмо Минэкономики "О планировании закупок" от 03.09.2020 № 3304-04/54160-062.

Главное условие - такие изменения в годовой план заказчик должен внести до осуществления соответствующей закупки или заключения прямого договора. И не забудьте обнародовать такие изменения в течение 5 рабочих дней.

Дополнительная потребность → новый предмет закупки

Возникновение дополнительной потребности в закупке товара, работ или услуг, которую заказчик не мог предусмотреть на момент осуществления закупки по тождественному предмету закупки, является новым предметом закупок. Об этом черным по белому указано в п. 15 постановления № 1178.

И не волнуйтесь: такой предмет закупки заказчик 100-процентно имеет право считать новым предметом договора и новым предметом закупок. Все сомнения по этому поводу Минэкономики развеял в своем письме.

Поэтому если заказчик в начале года заключил прямой договор на закупку определенного товара, а впоследствии, в течение года, у него возникла дополнительная потребность в закупке того же товара, он может осуществить дополнительную закупку.

Однако при этом заказчик должен соблюдать следующие требования:

1) иметь подтверждение факта того, что он не мог предусмотреть такую дополнительную потребность на момент заключения прямого договора по тождественному предмету закупки;

2) осуществление дополнительной закупки должно касаться тождественного предмета закупки. При этом тождественность предмета закупки определяем по показателю соответствующей цифры ДК 021:2015* с учетом требований Порядка № 708**. На этот момент обращало внимание Минэкономики в своем письме***.

* Национальный классификатор Украины "Единый закупочный словарь ДК 021:2015", утвержденный приказом Минэкономики от 23.12.2015 № 1749.

** Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.

*** Письмо Минэкономики "Об особенностях осуществления публичных закупок на период действия правового режима военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены" от 08.12.2022 № 3323-04/78667-06.

Например, если в начале года учреждение приобрело стройматериалы по коду ДК 021:2015 - 44110000-4, то дополнительное приобретение стройматериалов по тому же коду ДК 021:2015 вполне можно считать дополнительной закупкой;

3) ожидаемую стоимость дополнительной закупки не добавляем к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки (тождественных предметов закупок), закупка которых была осуществлена в текущем году.

Это означает, что при определении ожидаемой стоимости не нужно учитывать объемы закупок по тождественному предмету закупки, которые уже были осуществлены в течение текущего года. В таком случае заказчик осуществляет дополнительную закупку, исходя из ожидаемой стоимости такой потребности, и выбирает вид закупки с учетом стоимостных пределов, определенных постановлением № 1178.

Когда дополнительная потребность ≠ дополнительная закупка?

Сомневаетесь в возможности соблюдения вышеуказанных требований? Тогда заказчику лучше обезопасить себя от нарушений закупочного законодательства и осуществить дополнительную закупку стройматериалов путем:

- или проведения открытых торгов с учетом требований постановления № 1178;

- либо использования е-каталога с учетом требований Порядка № 822*.

* Порядок формирования и использования электронного каталога, утвержденный постановлением КМУ от 14.09.2020 № 822.

Другое дело, если у заказчика с доказательной базой все ОК. Тогда при условии соблюдения требований, предусмотренных п. 15 постановления № 1178, он вполне может провести дополнительную закупку стройматериалов путем заключения прямого договора.

Выводы

  • Заказчик не имеет права самостоятельно делить объем запланированной закупки на какие-либо части. Разделение закупки на части - сознательное нарушение закупочного законодательства.
  • Информацию о дополнительной закупке следует внести в годовой план.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше