Можно ли расходовать средства на обслуживание имущества, которого нет на балансе?
Нет, не может. Объясним почему.
ВНИМАНИЕ!
Во время определения объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения
Это следует из норм п. 20 Порядка № 228*.
При этом объективную потребность определяют исходя из основных производственных показателей и контингентов, установленных для учреждений (количество классов, учеников в школах, кроватей в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема производимой работы, штатной численности, необходимости осуществления расходов на охрану труда, погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом бюджетном периоде.
Учитывая это, бюджетное учреждение может планировать расходы на содержание только того имущества, которое находится на его балансе. Соответственно расходовать средства на содержание придомовой территории, которая не учитывается на балансе бюджетного учреждения, не возможно.
Кстати, взять на баланс земельный участок бюджетное учреждение может только на основании решения сессии соответствующего местного совета. Как это сделать правильно, читайте в материале «Земельный участок под зданием: как поставить на учет» // «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 16.
Кто должен обслуживать придомовую территорию?
Кто же должен обслуживать придомовую территорию, пока она не передана на баланс бюджетного учреждения?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к нормам Закона № 2807* и вспомним, какие объекты относятся к объектам благоустройства.
* Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 № 2807-IV.
Так, согласно ч. 1 ст. 13 данного Закона к объектам благоустройства населенных пунктов относятся:
1) территории общего пользования:
а) парки (гидропарки, лугопарки, лесопарки, парки культуры и отдыха, парки — памятки садово-паркового искусства, спортивные, детские, исторические, национальные, мемориальные и другие), рекреационные зоны, сады, скверы и площадки;
б) памятки культурного наследия, мемориалы, мемориальные комплексы, места памяти Украинского народа;
в ) площади, бульвары, проспекты;
г) улицы, дороги, переулки, спуски, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки;
ґ) пляжи;
д) кладбища;
е) прочие территории общего пользования;
2) придомовые территории;
3) территории зданий и сооружений инженерной защиты территорий;
4) территории предприятий, учреждений, организаций и закрепленные за ними территории на условиях договора.
Поэтому орган местного самоуправления может принять местную целевую программу по благоустройству и предусмотреть в ней мероприятия по содержанию соответствующей придомовой территории.
Возможность утверждения местных целевых программ закреплена в п. 22 ч. 1 ст. 26 Закона № 280*.
* Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 № 280/97-ВР.
Так, к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов относится утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления.
При этом возможность финансирования таких программ за счет средств местных бюджетов предусмотрена ч. 1 ст. 91 БКУ*.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Финансирование мероприятия такой программы следует осуществлять в соответствии с приказом № 793* по КПКРК 6030 «Организация благоустройства населенных пунктов».
Выводы
- бюджетное учреждение не имеет права расходовать средства на обслуживание придомовой территории, если она не находится у него на балансе.
- Придомовая территория относится к объектам благоустройства.
- Финансирование уборки, кошения травы и других мероприятий может осуществляться в пределах выполнения местной целевой программы по благоустройству.
- Расходы из местного бюджета на содержание придомовых территорий следует проводить по КПКРК 6030 «Организация благоустройства населенных пунктов».