Темы статей
Выбрать темы

Земельный участок под зданием: как поставить на учет

Шпаченко Владимир, эксперт по финансовым вопросам
Согласно решению сессии областного совета учреждению безвозмездно передано недвижимое имущество (здание). Также в этом документе предусмотрено, что учреждение должно принять меры по проведению государственной регистрации вещных прав на земельный участок, и указаны площадь такого земельного участка и его кадастровый номер. В связи с этим просим помочь разобраться со следующими вопросами:
1. Какова процедура государственной регистрации земельного участка, который учреждение получило под недвижимым имуществом? Куда для этого необходимо обращаться учреждению и какие документы подать?
2. Как учреждению поставить на баланс земельный участок? Какие документы необходимо для этого получить?
3. По какой стоимости зачислить земельный участок на баланс? Можно ли использовать данные нормативно-денежной оценки? Обязательно ли проводить независимую оценку такого участка?

Вопросы о правильности учета земельных участков время от времени возникают у наших читателей. Вот видим очередные. Оно и не удивительно, ведь в последнее время были внесены некоторые изменения в законодательные акты в сфере земельных отношений. Далее объясним, какие изменения в законодательстве мы имеем в виду и как их применять.

В первую очередь отметим, что вопросы читателя непосредственно связаны с особым правовым режимом пользования земельными участками бюджетными учреждениями. В чем заключаются такие особенности и какие именно права приобретают бюджетные учреждения относительно земельных участков?

На каких условиях бюджетные учреждения пользуются земельными участками?

В соответствии со ст. 92 ЗКУ бюджетные учреждения приобретают право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности. Кстати, одной из особенностей права постоянного пользования землей является ограниченный круг субъектов, которые могут его приобрести.

Право постоянного пользования земельным участком является разновидностью права пользования землей. Отметим, что это право заключается во владении и пользовании земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

Внимание!

Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности без установления срока. Такое определение предусмотрено ч. 1 ст. 92 ЗКУ.

Итак, для постоянного пользования земельными участками характерны определенные особенности, а именно:

• право постоянного землепользования является бессрочным (например, в отличие от права аренды) и может быть прекращено лишь по основаниям, предусмотренным ст. 141 ЗКУ;

• постоянные землепользователи имеют права и обязанности, определенные ст. 95, 96 ЗКУ;

• такое право может приобретать лишь ограниченный круг лиц, указанных в ст. 92 ЗКУ.

Именно на указанных принципах пользуются земельными участками большинство бюджетных учреждений. Собственно, получение земли на указанных условиях государственными и коммунальными учреждениями, организациями происходит в случае приобретения права на здания и сооружения, расположенные на таких участках (ст. 120 ЗКУ).

Кто имеет полномочия принять решение о передаче земельного участка бюджетному учреждению на праве постоянного пользования?

Согласно ст. 116 ЗКУ юридические лица приобретают право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных ЗКУ.

Приобретение права на землю юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

При этом земельные участки, находящиеся в пользовании юридических лиц, передаются в пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления лишь после прекращения права собственности или пользования ими в порядке, определенном законом.

Указанные органы принимают решение на основании проектов землеустройства об отведении земельных участков в случае:

• предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;

• формирования нового земельного участка (кроме разделения и объединения).

Предоставление в пользование земельного участка, зарегистрированного в Государственном земельном кадастре в соответствии с Законом № 3613, право собственности на который зарегистрировано в ГРВП, без изменения его границ и целевого назначения осуществляется без составления документации по землеустройству.

Зато предоставление в пользование земельного участка в иных случаях осуществляют на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности). В таком случае разработка такой документации осуществляется на основании разрешения, предоставленного органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в соответствии с полномочиями, определенными ст. 122 ЗКУ, кроме случаев, когда лицо, заинтересованное в получении земельного участка в пользование, приобретает право заказать разработку такой документации без предоставления такого разрешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 123 ЗКУ земельные участки государственной и коммунальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, передаются лицам, бюджетным учреждениям лишь на праве постоянного пользования.

img 1Для того чтобы к учреждению перешло право пользования земельным участком, на котором размещено здание или сооружение, необходимо иметь на руках решение компетентного органа о предоставлении земельного участка в постоянное пользование. Отметим, что в таком решении, среди прочей информации, должны быть указаны: кадастровый номер земельного участка, его место расположения, площадь, целевое назначение, сведения об обременении вещных прав на земельный участок, ограничениях в его использовании. Но знайте: этого недостаточно для того, чтобы учреждение зачислило земельный участок на баланс.

После принятия органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка в пользование такое учреждение имеет право оформить документы, удостоверяющие право пользования земельным участком.

img 2В первую очередь стоит внести соответствующие изменения относительно земельного участка в Государственный земельный кадастр и получить извлечение из такого кадастра. Для чего? Зачем вносить изменения, ведь этот земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре? К тому же ни размер, ни целевое назначение такого участка в нашем случае не меняются.

Действительно, именно эти данные относительно земельного участка не меняются. Но поскольку произошла смена лица, получившего земельный участок на правах постоянного пользования, информацию о нем необходимо обновить.

Куда для этого обращаться? Для решения этих вопросов учреждение обращается в орган Госгеокадастра и руководствуется требованиями Порядка № 1051. При этом государственная регистрация земельного участка с выдачей извлечения из Государственного земельного кадастра осуществляется через соответствующие центры предоставления административных услуг.

В подтверждение государственной регистрации земельного участка заявителю выдают извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке, в котором, среди прочих сведений, внесенных в Поземельную книгу, есть кадастровый номер.

Кадастровый номер земельного участка является его идентификатором в Государственном земельном кадастре. При этом кадастровый номер земельного участка не отражает его принадлежность к какой-либо административно-территориальной единице в пределах государственной границы. Кадастровый номер присваивается земельному участку независимо от формы собственности.

Знайте: в случае перехода права пользования на земельный участок от одного лица к другому, возникновения иных, кроме права собственности, вещных прав на земельный участок, изменения вещных прав на земельный участок, других сведений о нем кадастровый номер не изменяется. То есть изменение собственника или пользователя земельного участка, изменение сведений о нем не являются основаниями для отмены кадастрового номера.

Среди информации, указанной в извлечении из Государственного земельного кадастра о земельном участке, далее учреждению понадобится размер нормативной денежной оценки земель в пределах территории административно-территориальной единицы. Но это еще не все, что необходимо сделать учреждению, получившему право пользования земельным участком. Это связано с тем, что права постоянного пользования участка возникают с момента государственной регистрации этих прав (ст. 125 ЗКУ).

Как пройти такую процедуру? Куда необходимо обращаться для этого бюджетному учреждению? Будем разбираться далее.

Как оформить право постоянного пользования землей?

В первую очередь стоит отметить, что государственная регистрация права пользования землей проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества в пределах области и города Киева. Основные правила госрегистрации права на недвижимое имущество, в том числе права пользования на земельный участок, урегулированы Законом № 1952 и Порядком № 1127.

img 3Для государственной регистрации права собственности и права постоянного пользования на земельный участок, права на который приобретаются путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в постоянное пользование из земель государственной или коммунальной собственности, подается решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка в собственность или предоставлении в постоянное пользование или об утверждении документации по землеустройству относительно формирования земельного участка и передачи его в собственность или предоставления в постоянное пользование.

Итак, обязательной государственной регистрации подлежат вещные права и обременения на земельные участки, в частности:

1) право собственности;

2) другие производные права: право аренды земельного участка; право пользования (земельный сервитут); право пользования земельным участком для сельскохозяйственных потребностей (эмфитевзис); право застройки земельного участка (суперфиций); право постоянного пользования, регистрируемые после проведения государственной регистрации права собственности на такие земельные участки.

Для проведения государственной регистрации такого права учреждению необходимо обратиться с соответствующим заявлением к субъектам государственной регистрации прав, т. е. к госрегистратору. Кто это такой?

Субъектами государственной регистрации прав являются исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевская, Севастопольская городские, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации (п.п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 1952).

Государственная регистрация прав проводится по заявлению заявителя путем обращения к субъекту государственной регистрации прав или нотариусу. В случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением вещных прав на земельный участок, на котором они расположены, а также в случае государственной регистрации вещных прав, которые являются производными от права собственности, одновременно с государственной регистрацией права собственности на такое имущество заявителем подается одно заявление (п. 6 Порядка № 1127, ч. 9 ст. 18 Закона № 1952).

Как мы уже отмечали, передача земельных участков на праве постоянного пользования осуществляется по решениям соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осуществляющих распоряжение землями государственной или коммунальной собственности в соответствии с полномочиями.

В связи с вышеприведенным, приобретатель такого права (т. е. уполномоченное лицо учреждения, пользователь) вместе с заявлением о государственной регистрации вещного права, являющегося производным от права собственности, подает решение органу исполнительной власти или органу местного самоуправления о передаче земельного участка в пользование и документы, необходимые для проведения государственной регистрации производного вещного права, предусмотренные Порядком № 1127.

Кроме этого, отмечаем, что при формировании и регистрации заявления относительно государственной регистрации прав на земельный участок автоматически с помощью программных средств ведения ГРВП в режиме реального времени получают сведения Государственного земельного кадастра о таком земельном участке, в том числе с целью проверки его кадастрового номера относительно его наличия и подлинности, а также с целью установления наличия сведений о собственниках, пользователях такого земельного участка, перенесенных из государственного реестра земель, содержащихся в Государственном земельном кадастре, и соответствия таким сведениям о собственниках, пользователях сведений, указанных заявителем в заявлении.

Также объем полномочий лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, проверяется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, с помощью портала электронных сервисов.

Знайте, что в случае проведения государственной регистрации права собственности на здание или сооружение одновременно с государственной регистрацией прав на земельный участок, на котором они расположены, а также в случае проведения государственной регистрации вещных прав, являющихся производными от права собственности, одновременно с проведением государственной регистрации права собственности на такое имущество госрегистратор принимает одно решение о государственной регистрации прав или об отказе в такой регистрации.

По результату рассмотрения заявлений в сфере государственной регистрации прав согласно ч. 1 ст. 21 Закона № 1952 госрегистратор формирует извлечение из ГРВП о проведенной государственной регистрации. Решение госрегистратора, извлечение из ГРВП о проведенной государственной регистрации прав подают в электронной и (по желанию заявителя) в бумажной формах.

Такое извлечение в бумажной форме подается с проставлением подписи и печати государственного регистратора или администратора центра предоставления административных услуг (в случае получения извлечения путем обращения в центр предоставления административных услуг).

Внимание!

Использование земельных участков без надлежащего оформления прав является нарушением земельного законодательства (ст. 125 и 211 ЗКУ).

Наконец-то, учреждение прошло все необходимые процедуры регистрации земельного участка, на котором размещено здание, и получило весь необходимый пакет документов на земельный участок, на который получило права постоянного пользования. Как действовать далее? Стоит ли спешить проводить экспертную денежную оценку земельного участка?

Зачисление земельного участка на баланс: по какой стоимости?

Отметим, что этот вопрос связан с тем, что относительно земельных участков применяют два вида денежных оценок — нормативную и экспертную. Об этом указано в ст. 5 Закона № 1378. Для каких целей применяют каждую из этих оценок?

Давайте расставим все точки над «і» в этом вопросе.

Право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента государственной регистрации таких прав. Эта норма закреплена в ст. 125 ЗКУ.

Но для этого каждому бюджетному учреждению необходимо оформить право пользования земельным участком в соответствии с требованиями Закона № 1952 (ср. ).

Как подтверждение государственной регистрации земельного участка учреждения получают извлечение из Государственного земельного кадастра о земельном участке в территориальном органе Госгеокадастра по местонахождению такого участка. В таком извлечении приведена вся информация о земельном участке, в частности: местонахождение; площадь; целевое назначение (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель); состав угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий; нормативная денежная оценка.

До недавнего времени, для того чтобы оприходовать земельный участок на баланс, бухгалтер должен был иметь документы, удостоверяющие право собственности или пользования земельным участком, а также отчет об экспертной денежной оценке земельного участка. Таких правил придерживались, поскольку основанием для отражения стоимости земельного участка в бухгалтерском учете была именно экспертная денежная оценка такого участка.

Продолжают ли действовать эти правила учета земельных участков и в этом году?

И да, и нет. Интересно, как такое может быть и чем объяснить? Именно с этими вопросами разберемся далее.

Дело в том, что в 2019 году были внесены изменения в ст. 13 Закона № 1378.

Так, в прошлом году был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования инвестиционной деятельности в Украине» от 20.09.2019 г. № 132-IX (вступил в силу 17.10.2019 г.) В частности, им из ст. 13 Закона № 1378 исключен абз. 8 ч. 2, который предусматривал обязательность проведения экспертной денежной оценки земельных участков для отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете.

Итак, раньше для отражения в бухгалтерском учете стоимости земельного участка учреждению необходимо было обязательно обращаться к субъекту оценочной деятельности для проведения независимой экспертной денежной оценки земельного участка. Именно на основании такой оценки учреждения и зачисляли на баланс земельный участок. Действующая же редакция ст. 13 Закона № 1378 не запрещает проводить экспертную денежную оценку для целей бухгалтерского учета, а лишь фактически отменяет обязательность проведения такой оценки.

Так возможно ли в таком случае для целей бухучета применять нормативную денежную оценку?

Для того, чтобы было понятно, в каких случаях учреждению применять экспертную денежную оценку, а в каких — нормативную денежную оценку земельных участков, обобщим информацию в таблице.

Показатель

Экспертная денежная оценка земельных участков

Нормативная денежная оценка земельных участков

Нормативно-правовой акт

Закон № 1378;

Методика № 1531;

Порядок № 2

Закон № 1378;

Методика № 213

Определение

термина

Результат определения стоимости земельного участка и связанных с ним прав оценщиком (экспертом по вопросам оценки земельного участка) с применением совокупности подходов, методов и оценочных процедур, обеспечивающих сбор и анализ данных, проведение расчетов и оформление результатов в виде отчета

Капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативам

Когда обязательно проводят денежную оценку

Проводят в случае:

• отчуждения и страхования земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, кроме отчуждения земли площадью свыше 50 га для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений;

• передачи в ипотеку земельного участка государственной или коммунальной собственности в соответствии с законом;

• определения инвестиционного вклада в реализацию инвестиционного проекта на земельные улучшения;

• определения стоимости земельных участков, относящихся к государственной или коммунальной собственности, в случае, если они вносятся в уставный фонд хозяйственного общества;

Проводят в случае:

определения размера земельного налога;

• определения размера арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности;

• определения размера государственной пошлины при мене, наследовании (кроме случаев наследования наследниками первой и второй очереди по закону (как случаев наследования ими по закону, так и случаев наследования ими по завещанию) и по праву представления, а также случаев наследования собственности, стоимость которой облагается налогом по нулевой ставке) и дарении земельных участков согласно закону;

• определения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;

• разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального использования и охраны земель;

• определения стоимости земельных участков при реорганизации, банкротстве или ликвидации хозяйственного общества (предприятия) с государственной долей или долей коммунального имущества, являющегося собственником земельного участка;

• выделения или определения доли государства или территориальной громады в составе земельных участков, находящихся в общей собственности;

• определения размера имущественного ущерба, убытков собственникам или землепользователям в случаях, установленных законом или договором;

• решения суда

• отчуждения земельных участков площадью свыше 50 га, относящихся к государственной или коммунальной собственности, для размещения открытых спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений;

• проведения инвентаризации массива земель сельскохозяйственного назначения (в случае если предварительная нормативная денежная оценка земельных участков в этом массиве не проводилась в течение 5 лет до дня принятия уполномоченным органом решения о проведении такой инвентаризации)

Кто проводит оценку

Субъекты оценочной деятельности.

Государственный реестр оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков приведен на веб-сайте Госгеокадастра (land.gov.ua) в разделе «Профессионалам земельного рынка»

Юридические лица, являющиеся разработчиками документации по землеустройству в соответствии с Законом Украины «О землеустройстве» от 22.05.2003 г. № 858- IV

Основание для проведения оценки

Договор, заключаемый заинтересованными лицами, а также решение суда

Решения органа исполнительной власти или органа местного самоуправления

Какой документ подтверждает оценку

По результатам проведения экспертной денежной оценки земельных участков составляют отчет о проведении оценки.

Требования к отчету определены Методикой № 1531 и Порядком № 2

По результатам проведения нормативной денежной оценки земель населенного пункта составляют техническую документацию, которую утверждают решением сессии сельским, поселковым, городским советом. Данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка оформляют как извлечение из технической документации по нормативной денежной оценке земель

Необходимость обнародования информации об оценке

Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов обобщают данные о результатах экспертной денежной оценки и цене земельных участков и не реже, чем раз в году публикуют их в средствах массовой информации в соответствии с законом. В таком случае обнародуют результаты экспертной денежной оценки земельных участков и заполняют извлечение из отчета об экспертной денежной оценке земельного участка (приложение 1 к Порядку № 2) во исполнение требований ст. 25 Закона № 1378

Согласно перечню наборов данных, подлежащих обнародованию, Госгеокадастр обнародует на веб-сайте (land.gov.ua) Справочник показателей нормативной денежной оценки земель населенных пунктов

Периодичность проведения оценки

Законом № 1378 не установлена периодичность проведения оценки

В зависимости от категории земли оценку проводят с такой периодичностью:

• относительно земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов независимо от их целевого назначения, — не реже одного раза в 5 — 7 лет;

• относительно земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов земельных участков сельскохозяйственного назначения, — не реже одного раза в 5 — 7 лет, а несельскохозяйственного назначения — не реже одного раза в 7 — 10 лет

Индексация оценки

Законом № 1378 не предусмотрена необходимость проведения индексации такой оценки

По состоянию на 1 января текущего года нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения подлежит индексации. Такой коэффициент рассчитывают по формуле, приведенной в ст. 282 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI

С учетом этого, возникает вопрос: так по какой же стоимости в этом году учреждения могут зачислить земельный участок на баланс? По нашему мнению, существуют 2 варианта.

img 4

Как видим, экспертная денежная оценка земельных участков и прав на них проводится в определенных случаях с целью определения стоимости объекта оценки.

А именно этот вид денежной оценки используется при осуществлении гражданско-правовых соглашений относительно земельных участков и прав на них. То есть из ст. 13 Закона № 1378 убрали обязательность применения такой оценки для целей бухгалтерского учета, но оставили право на применение. Конечно, учреждения могут воспользоваться таким правом в некоторых ситуациях. Когда именно? Например, когда учреждение не имеет никакой информации о стоимости земельного участка от предыдущего пользователя земельного участка. Кстати, в таком случае единственное условие для проведения экспертной денежной оценки — наличие бюджетных ассигнований в смете на такие расходы. А если такие расходы в смете учреждения не запланированы? В этом случае необходимо обратиться к вышестоящей организации с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на указанные цели. После получения положительного ответа бюджетному учреждению нужно внести соответствующие изменения в смету. Расходы на проведение экспертной денежной оценки земельных участков осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

img 5

Как было указано, теперь Закон № 1378 не требует обязательного применения для целей бухучета исключительно экспертной оценки. Поэтому если в учреждении отсутствуют средства на проведение экспертной оценки земельного участка, есть вполне законный вариант — зачислить такой участок на баланс по нормативной денежной оценке.

Напомним, что данные о нормативной денежной оценке отдельного земельного участка приведены в извлечении из Государственного земельного кадастра о земельном участке.

Примите к сведению, что в таком случае решение о применении нормативной денежной оценки для зачисления земельного участка на баланс стоит принять комиссионно.

То есть такое решение должна оформить комиссия учреждения, уполномоченная на прием и списание основных средств.

Нюансы бухучета

Теперь перейдем к учетным вопросам.

Для бухгалтерского учета земельные участки являются обычными объектами основных средств.

Для учета таких объектов предусмотрен субсчет 1011 «Земельные участки» (независимо от того, по какой оценке учреждение зачисляет на баланс земельный участок).

При оприходовании земельного участка как объекта основных средств бухгалтеру необходимо учитывать правила формирования первоначальной стоимости таких объектов. Напомним их:

первоначальная стоимость — историческая (фактическая) стоимость активов в сумме денежных средств или справедливой стоимости других активов, уплаченных (переданных, потраченных) для приобретения (создания) активов;

переоцененная стоимость — стоимость активов после их переоценки.

Какие существуют особенности в порядке формирования первоначальной стоимости земельного участка?

Так, объект основных средств оценивают по первоначальной стоимости, которой является:

• стоимость приобретения в случае приобретения за плату (в нашем случае учреждение не покупало земельный участок);

• себестоимость производства в случае самостоятельного изготовления (создания) (в нашем случае учреждение не создавало земельный участок);

• справедливая стоимость в случае получения без оплаты от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора) (в нашем случае учреждение получило земельный участок на праве постоянного пользования на основании решения сессии местного совета, потому это не наш случай);

первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств в случае получения без оплаты от субъектов государственного сектора. Поскольку в нашем случае учреждение получило земельный участок на праве постоянного пользования на основании решения сессии местного совета, тогда этот вариант имеет право на жизнь. Но в таком случае учреждение должно будет ориентироваться на первоначальную стоимость земельного участка, указанную учреждением, которое передает такой участок (при условии указания такой стоимости);

• остаточная стоимость переданного объекта основных средств в случае получения в результате обмена на другой актив (для нашего случая такая стоимость не применяется);

• условная стоимость в случае отсутствия активного рынка (для нашего случая такая стоимость не применяется, поскольку земля на сегодняшний день не имеет активного рынка, особенно рынка земель государственной или коммунальной собственности).

Какую стоимость применять, если ни один из вариантов не подходит для нашей ситуации? Ответ ищем вместе. Тем более в п. 8 разд. II НП(С)БУ 121 есть прямая норма:

«Первоначальная стоимость основных средств, полученных бесплатно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных пунктом 5 этого раздела, с приведением начисленной суммы износа.

В случае если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости основных средств, первоначальная стоимость определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством».

То есть если учреждение не имеет информации о первоначальной стоимости земельного участка (т. е. в случае отсутствия первичных документов от учреждения, передающего такой участок), стоит определить справедливую стоимость полученного участка. В таких случаях вопросом оценки имущества занимается комиссия учреждения. Итак, поскольку действующее законодательство, в первую очередь ст. 13 Закона № 1378, не предусматривает обязательности проведения экспертной денежной оценки для целей бухгалтерского учета, бюджетные учреждения самостоятельно решают, по какой стоимости учитывать землю. Это значит, что для отражения в бухучете земельного участка можно применять либо нормативную денежную, либо экспертную денежную оценку.

Нормативные документы и сокращения

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

Закон № 1378Закон Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методика № 1531 — Методика экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденная постановлением КМУ от 11.10.2002 г. № 1531.

Порядок № 2 — Порядок проведения экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденный приказом Госкомзема от 09.01.2003 г. № 2.

Закон № 1952 — Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

Порядок № 1127Порядок государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.2015 г. № 1127.

Порядок № 1051Порядок ведения Государственного земельного кадастра, утвержденный постановлением КМУ от 17.10.2012 г. № 1051.

Методика № 213 — Методика нормативной денежной оценки земель населенных пунктов, утвержденная постановлением КМУ от 23.03.95 г. № 213.

ГРВП — Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество.

Госгеокадастр — Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше