(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 52
  • № 51
  • № 49
  • № 48
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
8/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Декабрь , 2014/№ 50

«И у стен есть уши»: законна ли прослушка работников?

Письмо СБУ от 16.06.14 г. № 16/16/13-4/25/2739

У вас когда-нибудь было чувство, что за вами следят? В большинстве случаев это не паранойя, а чистая правда. Видеонаблюдение и прослушка широко практикуются в повседневной жизни. Например, никого уже не удивишь наличием «видеослежки» в магазинах, банках, офисах компаний, даже в транспорте. Кроме того, работодатели могут записывать разговоры по корпоративным телефонам работников, контролировать их электронную переписку.

Законно ли это? Ведь ст. 31 Конституции Украины гарантирует каждому, в частности, тайну переписки и телефонных разговоров, телеграфной и прочей корреспонденции. За нарушение этого права должностному лицу предприятия грозит лишение свободы на срок от 3 до 7 лет по ст. 163 Уголовного кодекса Украины.

В комментируемом письме СБУ отмечает, что указанные «наблюдательные» мероприятия считаются оперативно-розыскными, а потому проводить их могут лишь соответствующие уполномоченные органы.

Важная деталь: если получить согласие на запись видеосъемки, телефонных разговоров, электронной переписки, то права нарушены не будут и проводить наблюдение можно не только в целях оперативно-розыскных мероприятий. Причем получить согласие нужно от всех сторон. Все верно: в таком случае уже нет никакой тайны, гарантируемой ст. 31 Конституции Украины.

Также имейте в виду, что в результате таких наблюдений могут накапливаться и использоваться персональные данные, соответственно этот процесс подпадает под обработку персональных данных (ПД) в понимании Закона о ПД*. В таком случае необходимо согласие на сбор ПД от субъектов ПД.

* Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.10 г. № 2297-VI.

Как видите, согласие участников «слежки» в этом деле играет важную роль. Как же его получить? ГКУ не устанавливает требований к форме согласия. Наиболее верный способ — в письменном виде. Однако получить письменное согласие реально разве что от собственных работников. Что же касается «гостей», то от них можно получать согласие в форме действия, его подтверждающего (так называемые конклюдентные действия). Например, можно установить голосовое предупреждение о записи разговора перед началом разговора (так делают банки, а также «горячая линия» ГФСУ), автоматическое сообщение с предупреждением о контроле электронной переписки — перед началом ведения переписки, графическое предупреждение (надпись) о видеосъемке — перед входом в здание/помещение. Если собеседник/гость продолжит вести беседу, переписку, зайдет в помещение/здание, это и будет его молчаливым согласием на обработку данных.

О «слежке» в пределах компании (записи телефонных разговоров, контроле переписки) работников также можно предупредить, прописав соответствующее положение в правилах внутреннего трудового распорядка.

Обратите внимание! Если собранная таким образом информация считается «рисковой» (содержит, в частности, сведения о местонахождении, состоянии здоровья, политических взглядах — п. 1.2 Порядка уведомления**), о ее обработке нужно уведомить Уполномоченного ВРУ по правам человека. Сделать это следует в течение 30 рабочих дней со дня начала обработки (ч. 1 ст. 9 Закона о ПД). Форму заявления и правила уведомления вы найдете в Порядке уведомления.

** Порядок уведомления Уполномоченного ВРУ по правам человека об обработке персональных данных, которая составляет особенный риск для прав и свобод субъектов персональных данных, утвержденный приказом Уполномоченного ВРУ по правам человека от 08.01.14 г. № 1/02-14.

Еще один «документальный» нюанс. Издайте приказ по предприятию, в котором укажите цель записи телефонных разговоров, контроля электронной переписки. Во многих случаях такой целью является повышение качества обслуживания клиентов.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
прослушивание разговоров добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье