Темы статей
Выбрать темы

«Новый год уже на пороге», или Украшаем помещение правильно!

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Новый год не за горами. Поэтому самое время украсить новогодней атрибутикой свои торговые, производственные и офисные помещения. Чтобы и покупателя привлечь, и одновременно поднять настроение своим работникам и стимулировать их к труду. В результате в выигрыше остаются все. О том, как учитывать расходы на проведение таких мероприятий, — дальше.

Связь с хоздеятельностью

Первый вопрос здесь: можно ли включить «новогоднюю атмосферу» в налоговые расходы?

Чтобы дать ответ, следует сначала выяснить, в каких именно помещениях планируется создать праздничную атмосферу. В целом выделяют украшение двух видов помещений:

1. Торговые помещения (магазины, оптовые базы и т. п.) или помещения сферы услуг (парикмахерские, кафе, рестораны и т. п.), т. е. помещения, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики. Здесь сомнения по поводу права на налоговые расходы не должны возникать. Дело в том, что связь этих расходов с хозяйственной деятельностью очевидна и доказать ее достаточно легко: расходы на украшение таких помещений прямо направлены на привлечение потенциальных покупателей или клиентов к сотрудничеству. Эти мероприятия делают вашу деятельность более привлекательной, конкурентной и соответственно вы имеете возможность увеличить объем реализации продукции (услуг) и получить больший размер выручки.

Важно! Такие расходы в целях налогообложения следует рассматривать как расходы на проведение рекламных мероприятий.

2. Внутренние помещения (офисы, цеха и т. п.), т. е. помещения, в которых производится продукция. Что касается украшения таких помещений, то здесь ситуация неоднозначна. Ведь речь идет в основном об украшении помещений, которыми пользуются преимущественно работники предприятия. Покупатели (клиенты, заказчики) здесь достаточно редкие гости.

В таком случае связать такие расходы с хозяйственной деятельностью будет достаточно сложно. Дело в том, что налоговики традиционно против хозяйственности таких расходов (см. журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 47, с. 24). Дело в том, что они не видят прямую связь между украшениями производственных помещений и рабочих мест работников с повышением производительности или интенсивности труда ваших работников, объединением коллектива, поддержанием корпоративного духа и т. п. А потому на налоговые расходы в таком случае они наложат «табу».

В то же время, по нашему мнению, теоретически связать такие расходы с хозяйственной деятельность, а следовательно, отстоять право на налоговые расходы можно. Хотя и придется это скорее всего делать в суде. Так, на сегодняшний день в судебной практике имеется немало решений, которые связывают проведение таких мероприятий с хозяйственной деятельностью, например, определение ВАСУ от 03.12.09 г. по делу № К-29291/06, определение ВАСУ от 26.07.11 г. по делу № К/9991/2739/11 или постановление Харьковского апелляционного административного суда от 31.03.11 г. по делу № 2а-391/10/2070. Хотя все эти решения основываются на одном и том же аргументе: для того чтобы иметь право на налоговые расходы, необходимо доказать, что они были осуществлены с целью заинтересованности клиентов к сотрудничеству с субъектом хозяйствования или, например, создания приятного имиджа предприятия при переговорах или заключении соглашений. То есть связать установление новогодней атрибутики в производственных помещениях с хозяйственной деятельностью можно только тогда, когда в таких помещениях хоть иногда появляются ваши клиенты, и украшение помещения поможет при переговорах или заключении соглашений. В таком случае расходы на украшение можно связать с хозяйственной деятельностью как расходы на проведение рекламных мероприятий. Как видим, аргументация та же, что и в случае с украшением торговых помещений: реклама своего продукта или предприятия.

Если же доказать это не удастся, то, к сожалению, даже в суде отстоять право на налоговые расходы вы вряд ли сможете. Поэтому, прежде чем украсить помещение, подумайте, как связать проведение таких действий с хозяйственной деятельностью.

 

Документальное оформление

После того как мы разобрались с правом на расходы, перейдем к документальному оформлению таких расходов. Прежде всего напомним, что любые расходы, в том числе на праздничное новогоднее украшение помещений, можно включить в налоговые только при наличии подтверждающих документов (п.п. 139.1.9 НКУ).

Чтобы правильно оформить украшение помещений, субъект хозяйствования должен иметь такие документы:

1) приказ руководителя предприятия о проведении мероприятий по новогоднему украшению помещений. В этом приказе указываются порядок, место и сроки проведения мероприятий по украшению помещений, определяется ответственное лицо за проведение таких действий, а также указывается цель проведения таких мероприятий, связанная с хозяйственной деятельностью предприятия (например, для привлечения покупателей, проведения рекламных акций как определенного товара, так и всей торговой точки, преследующих цель увеличить объем продаж);

2) смета расходов на проведение мероприятий по новогоднему оформлению. Такую смету обычно составляет лицо, ответственное за оформление помещений и прилегающей территории. Этот документ содержит детальный перечень расходов, которые следует осуществить для достижения желаемого эффекта;

3) первичные (расчетные, платежные, приходные и т. п.) документы, подтверждающие осуществление расходов на украшение помещений. Эти первичные документы должны подтверждать осуществление расходов, запланированных в смете.

Обращаем внимание! Если новогоднюю атрибутику приобрело подотчетное лицо, то оно после выполнения задания должно подать отчет об использовании средств, предоставленных на командировку или под отчет, и вместе с ним предоставить оригиналы подтверждающих документов.

Если же для украшения привлекались сторонние (дизайнерские) организации, то все понесенные расходы должны быть подтверждены первичными документами: расходными накладными, фискальными кассовыми чеками, товарными чеками и т. п., полученными от таких лиц.

По окончании таких мероприятий лицо, ответственное за проведение новогоднего декора, должно отчитаться о фактически понесенных расходах и выполненной работе.

Если все документы в порядке и связь с хозяйственной деятельностью не вызывает сомнений (см. об этом на с. 27), можете включать расходы на проведение новогоднего декора в налоговые расходы.

 

Налоговый учет

Налог на прибыль. Расходы на новогоднее украшение помещений в налоговом учете считаются расходами на сбыт. При этом если речь идет об украшениях, приобретенных для новогоднего декора, то учитывать их нужно исходя из срока полезного использования таких объектов. Так, если речь идет о приобретении:

1) ценностей со сроком службы менее года (серпантин, бумажные украшения и т. п.), т. е. украшений, которые теряют ценность после первого же использования и считаются запасами, или услуг сторонних лиц на проведение такого украшения или, возможно, и организацию новогоднего театрализованного шоу, то расходы на украшение помещений следует признавать:

• прочими расходами, связанными со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (п.п. «з» п.п. 138.10.3 НКУ). Эта статья расходов на сбыт подойдет тем субъектам, которые украшение помещений связывают с популяризацией (рекламой) какого-то одного товара, или с заинтересованностью приобрести какой-то отдельный товар именно в вашем празднично оформленном помещении;

• расходами на рекламу и на предпродажную подготовку товаров (п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ). К этой когорте расходов на сбыт подойдут расходы как на рекламу какого-то одного товара, так и на рекламу торговой точки, где осуществляется реализация товаров (услуг). Например, можно оформить рекламную новогодне-рождественскую акцию под девизом «подготовка товаров к продаже в предновогодний период» и т. п.

Напомним: расходы, признаваемые расходами на сбыт, относятся к налоговым расходам в периоде фактического осуществления таких расходов согласно правилам ведения бухгалтерского учета (п. 138.5 НКУ), т. е. в момент украшения помещения или получения услуг по новогоднему декору. В декларации по налогу на прибыль такие расходы осядут в строке 06.2;

2) активов со сроком службы более одного года, стоимость которых не более 2500 грн. (например, гирлянды, костюмы Деда Мороза и Снегурочки или сами фигурки этих сказочных персонажей, елочные игрушки и т. п.), т. е. украшения, которые признаются малоценными необоротными материальными активами (МНМА), то их следует учитывать в составе группы 11 по первоначальной стоимости (п. 145.1 НКУ). В этом случае такие украшения вы будете амортизировать и следующим образом определять их стоимость расходами на сбыт:

• в объеме 100 % — в первом месяце их использования в новогоднем декоре;

• в размере 50 % стоимости — в первом месяце использования объекта, и остальные 50 % стоимости — в месяце их изъятия из активов (списания с баланса) в результате несоответствия критериям признания активом (п.п. 145.1.6 НКУ);

3) активов со сроком службы более одного года,  стоимость которых более 2500 грн., а именно украшений, которые считаются основными средствами (например, искусственная елка, светодиодные вывески и т. п.), то их следует учитывать в составе прочих основных средств (группа 9) по первоначальной стоимости (п. 146.5 НКУ). Начислять амортизацию на такие объекты следует начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.

Важно! Сумма амортизации относительно новогодних атрибутов, зачисленных в состав МНМА (группы 11), и основных средств (группы 9) будет отнесена к расходам на сбыт как расходы на содержание основных средств и МНМА, связанных со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ). В расходы начисленная амортизация попадет в периоде ее начисления (п. 138.5 НКУ), а в декларации будет указана в графе 2 таблицы 1 приложения АМ (консультация из категории 102.30.02 ЗІР ГФСУ).

НДС. Что касается НДС, то сумму «входного» НДС относительно расходов на новогоднее оформление помещений (фасадов и витрин магазина, внутренних залов кафе, ресторанов, парикмахерских, а также расходов на приобретение новогодних костюмов для обслуживающего персонала), которые удалось связать с хоздеятельностью при наличии налоговой накладной / ее надлежащих «заменителей», можете отнести к налоговому кредиту. Право на налоговый кредит при этом возникает (по первому событию, п. 198.2 НКУ) независимо от того, начали ли объекты новогоднего оформления использоваться налогоплательщиком в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности, а также от того, осуществлял ли налогоплательщик налогооблагаемые операции в отчетном периоде (п. 198.3 НКУ).

Внимание! Если расходы на новогоднее оформление помещений (например, офиса или производственных помещений) не удалось связать с хозяйственной деятельностью, то вы не будете иметь права на налоговые расходы, понесенные на такое оформление (п. 144.3 НКУ), а также у вас не будет права на отнесение «входного» НДС к налоговому кредиту даже при наличии надлежащим образом оформленной налоговой накладной. И все же такие налоговые накладные следует показать в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и в НДС-декларации.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете отражать новогодние атрибуты, приобретенные для украшения торговых и производственных помещений, следует в зависимости от срока их эксплуатации, а также стоимостной границы, дающей право признавать активы основными средствами (такая граница указывается в приказе об учетной политике и обычно равняется налоговому порогу в 2500 грн.). Таким образом, учитывать такие атрибуты следует в составе:

а) основных средств — если срок эксплуатации украшений более 1 года, а стоимость превышает стоимостную границу, установленную предприятием. Учитывают такие «новогодние» основные средства обычно на субсчете 109 «Прочие основные средства»;

б) МНМА — если срок эксплуатации украшений больше 1 года, но стоимость не превышает стоимостный критерий, установленный предприятием. Такие «дешевые» новогодние атрибуты учитываются на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы»;

в) запасов — если срок эксплуатации украшений менее года. Эти активы учитываются на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» или на субсчете 209 «Прочие материалы».

Внимание! В состав запасов попадает обычно такой неотъемлемый атрибут Нового года, как живая елка, поскольку срок ее службы очень мал и измеряется несколькими днями.

Израсходованные запасы на украшение помещений, а также амортизацию «новогодних» основных средств и МНМА вы будет относить в состав или расходов на сбыт — на счет 93 (при украшении торговых помещений, или офисов, где происходят переговоры), или административных либо общехозяйственных расходов — на счет 92 или 91 (относительно украшения производственных помещений, где праздник устроен исключительно для работников предприятия).

В конце приведем примерную корреспонденцию при украшении помещений.

Учет новогодних украшений помещений

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет(1)

дебет

кредит

Активы, входящие в состав ОС (например, искусственная елка, костюм Деда Мороза стоимостью свыше 2500 грн.)

1. Осуществлена предоплата за искусственную елку (стоимость — 4800 грн.)

371

311

4800,00

— 

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

800,00

— 

3. Оприходована искусственная елка

152

631

4000,00

— 

4. Списана сумма налогового кредита по НДС

644

631

800,00

— 

5. Произведен зачет задолженности

631

371

4800,00

— 

6. Установлена искусственная елка в торговом зале

109

152

4000,00

(2)

7. Начислена амортизация

93(3)

131

40,00

20,00
(условно)

Активы, относящиеся к МНМА (например, фигурка Деда Мороза, электрические гирлянды стоимостью менее 2500 грн.)

1. Перечислена предоплата за фигурку Деда Мороза (стоимостью 1200 грн. по НДС)

371

311

1200,00

— 

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

200,00

— 

3. Оприходована фигурка Деда Мороза

153

631

1000,00

— 

4. Списана сумма налогового кредита по НДС

644

631

200,00

— 

5. Произведен зачет задолженностей

631

371

1200,00

— 

6. Фигурка Деда Мороза установлена в торговом зале

112

153

1000,00

— 

7. Начислена амортизация (100 % при вводе в эксплуатацию)

93(3)

132

1000,00

1000,00

Активы, относящиеся к МБП (живая елка, елочные игрушки, бенгальские огни и другие украшения, срок службы которых не превышает одного года)

1. Выданы средства под отчет для приобретения елочных игрушек

372

301, 311

650,00

— 

2. Оприходованы елочные игрушки

22

372

500,00

— 

3. Отражен налоговый кредит по НДС

641

372

100,00

— 

4. Остаток неиспользованных средств возвращен в кассу

301

372

50,00

5. Елочные игрушки переданы для украшения елки, установленной в торговом зале

93(3)

22

500,00

500,00

(1) Только для тех случаев, когда расходы на приобретение новогодней атрибутики признаются хозяйственными. (2) Сформирована первоначальная стоимость объекта ОС группы 9 — елки (4000 грн.). (3) В случае, если субъект хозяйствования украшает офис для работников, то расходы следует учитывать на счете 92. Но если доступ в офис имеют только работники предприятия, трудно доказать, что эти расходы имеют хозяйственный характер. Включать эти расходы в налоговые расходы опасно.

 

Выводы

  • Расходы на украшение торговых помещений или помещений сферы услуг (магазины, парикмахерские, кафе, рестораны и т. п.), т. е. помещений, которые посещают потенциальные покупатели и заказчики, связаны с хозяйственной деятельностью и относятся в состав расходов на сбыт как расходы на рекламу.

  • Украшение внутренних помещений (офисов, цехов и т. п.), т. е. помещений, в которых происходит производство продукции, можно связать с хоздеятельностью, а следовательно, иметь право на налоговые расходы и налоговый кредит по НДС только тогда, когда в эти помещения есть доступ клиентов или заказчиков (проводятся конференции, переговоры, подписание договоров). В ином случае связать мероприятия по подготовке офиса к праздникам с хоздеятельностью вряд ли удастся.

  • Новогодняя атрибутика стоимостью более 2500 грн. и сроком службы более года является объектом ОС. Более дешевые объекты учитываем как МНМА, а недолговечные украшения — в составе МБП или других запасов.

s.detsyura@id.factor.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше