Темы статей
Выбрать темы

Что принесет нам год грядущий: НЕналоговые новшества

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
На пороге новый 2015 год. А потому пора готовиться к этой знаменательной дате. И начнем, как всегда, из вспоминания того, что ожидает нас после боя курантов. Начнем с НЕналоговых изменений. О налоговых же поговорим в следующих номерах. Потому что очень вероятно, что депутаты все же успеют сунуть «под елку» налоговую реформу. А там и переформатирование правил взыскания налога на прибыль, перетасовка (объединение, упрощение) ряда налогов, корректировки правил взыскания единого налога, акцизного налога, ЕСВ и т. п. Итак, в бой!

Работа с РРО

Передача данных РРО контролерам. Вот и прошел год с того времени, как все субъекты хозяйствования перешли с бумажной на электронную форму подачи в налоговые органы отчетности по РРО. Переход был достаточно сложным и продолжительным (подробнее в «БН», 2013, № 21, с. 44, № 26, с. 13, № 28, с. 13 и 2014, № 23, с. 37). И все же с этой задачей уже справились, и на сегодня трудности с передачей информации в налоговые органы практически отошли в небытие.

Напоминаем: на сегодняшний день субъекты хозяйствования, являющиеся собственниками (абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона о РРО):

1) РРО, создающих контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, создающих контрольную ленту в печатном виде, — передают налоговикам электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, содержащихся на контрольной ленте в памяти РРО или модемов, которые к ним присоединены. То есть подают информацию в «почековом» режиме;

2) РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде (за исключением ЭККР), — передают налоговикам информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или в безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, содержащихся в их фискальной памяти. То есть только итоговые ежедневные отчетные данные.

Для передачи такой отчетности не нужно выполнять лишних движений. РРО сам сделает все за вас.

Казалось, что все перипетии с РРО в прошлом. Но это не так.

Как вы помните, законодатели еще с «бумажных» времен стремились, чтобы субъекты хозяйствования подавали РРО-информацию исключительно в «почековом» режиме, а не в итоговом ежедневном виде. Но из-за неготовности программного обеспечения контролеров к приему такого объема информации и задержки с внедрением самого механизма электронной передачи РРО-информации (он начал действовать только в 2014 году, а не, как планировалось, в 2013 году) было решено отсрочить эти новшества до лучших времен. И вот эти времена наступили.

Так, с начала нового 2015 года будут изменены указанные выше правила подачи РРО-информации в электронном виде. Суть их заключается в том, что субъекты хозяйствования, использующие:

• электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО, применяемые для учета и регистрации операций по купле-продаже инвалюты, будут подавать в налоговую РРО-информацию в виде итоговых ежедневных операций;

• все остальные РРО, кроме вышеперечисленных, — в виде электронных копий расчетных документов и фискальных отчетных чеков, то есть в «почековом» режиме.

Таким образом, количество субъектов, которые должны подавать РРО-информацию в «почековом» режиме, вырастет в несколько раз.

Заметим! Если с 01.01.15 г. ваш РРО не сможет передавать данные по каждому чеку в налоговую, то после этой даты его нельзя будет использовать. А потому вам придется, возможно во второй раз за год, переоборудовать (модернизировать) кассовое оборудование. Для этого вам придется или заменить еще действующие «устаревшие» модели РРО на современные, которые могут выполнять требования законодательства, или модернизировать (дооборудовать) действующие модели РРО (если это возможно).

Каким бы способом вы ни воспользовались — это опять дополнительные расходы по модернизации своего РРО. Как всегда, все только для людей!

Делать это нужно быстро, поскольку за неподачу данных в налоговую в «почековом» режиме на вас наложат штраф в размере 10 ннмдг, т. е. 170 грн. (п. 9 ст. 17 Закона о РРО, ср. ). Хотя готовы ли сами налоговики к приему данных в «почековом» режиме, тоже вопрос открыт.

Регистрация РРО. Кроме этих изменений следует также напомнить, что с 01.01.15 г. субъектов хозяйствования ожидает еще одно новшество. А именно: они смогут проводить первичную регистрацию только тех РРО, которые создают контрольную ленту в электронной форме, и электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг), РРО по купле-продаже инвалюты (п. 8 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона о РРО). Все остальные РРО вне закона.

Это новшество тесно связано с изменениями правил передачи РРО-информации в контролирующий орган (см. выше). Дело в том, что только эти модели РРО выполняют требования Закона о РРО.

Внимание! В связи с такими изменениями значительная часть РРО, а именно те модели, которые не формируют контрольную ленту в электронном виде, будет или:

• перемещена из первого раздела Госреестра РРО (в нем, напомним, перечислены РРО, разрешенные к первичной регистрации) во второй (РРО, первичная регистрация которых не проводится). Это означает, что первичную регистрацию таких моделей РРО в налоговых органах не будут проводить, но использовать такой РРО в хозяйственной деятельности можно до тех пор, пока не закончится срок службы РРО, установленный в технической документации. Конечно же, при условии переоборудования такого РРО до состояния передачи РРО-информации в «почековом» режиме;

• исключена из Госреестра РРО. В этом случае ваш даже действующий РРО придется вывести из эксплуатации и ликвидировать, а взамен приобрести новый.

Как именно поступят с такими РРО налоговики, пока неизвестно. Подождем их объяснений.

 

Инвентаризация-2015

С 01.01.15 г. проводиться инвентаризация будет по новым правилам, определенным в Положении об инвентаризации активов и обязательств, утвержденном приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879. В целом правила проведения инвентаризации останутся неизменными, хотя есть точечные уточнения:

1) определено, что проведение инвентаризации обеспечивает собственник или руководящий орган, но приказ о ее проведении издает руководитель предприятия;

2) уравнен состав инвентаризационной комиссии (правда, не отмечено, что она является постоянно действующей) и дополнительно созданных рабочих инвентаризационных комиссий. И в те и другие входят представители аппарата управления, бухгалтерии и опытные работники, которые знают объект инвентаризации, цены, первичный учет (инженеры, технологи и т. п.). В то же время есть и одно отличие — «главную» инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или уполномоченный руководитель структурного подразделения;

3) дополнен перечень оснований для проведения инвентаризации. Так, кроме уже известных оснований, с начала нового года обязательно инвентаризацию нужно проводить и в случае перехода на составление отчетности по МСФО.

Важно. Кроме того, этот перечень сделали «открытым» — позволили проводить инвентаризацию «в иных случаях, предусмотренных законодательством»;

4) установлены новые сроки для обязательной инвентаризации перед составлением годовой финотчетности. Так, на сегодня такую инвентаризацию нужно проводить не ранее 1 октября отчетного года.

С начала нового года ее следует проводить до даты баланса в определенные периоды:

• для необоротных активов, запасов, текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов и доходов будущих периодов, обязательств — в период трех месяцев до даты баланса. Поэтому для этих активов срок проведения инвентаризации остался неизменным — не ранее 1 октября;

• для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, фининвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на соцстрахование — в период двух месяцев, т. е. не ранее 1 ноября;

• для объектов основных средств, которые на дату инвентаризации будут находиться вне предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые отбудут в продолжительные рейсы, — до их временного выбытия;

5) разрешено оформлять проведение инвентаризаций на собственно созданных инвентаризационных документах, которые должны соответствовать требованиям, выдвигаемым к первичным документам Положением № 88.

 

Прочие изменения

Доверенность на получение ТМЦ. С 01.01.15 г. доверенность на получение ТМЦ теряет статус обязательного документа для получения ТМЦ (приказ МФУ от 30.09.14 г. № 987 // «БН», 2014, № 44, с. 7). Следовательно, в новый год мы с вами войдем без обязательной ее формы и правил ее применения.

В то же время «прятать» доверенность еще рано. Дело в том, что она наряду с письменным договором, актом органа юрлица и т. п. может выступать тем документом, который подтвердит полномочия лица-представителя на получение основных средств, запасов, нематериальных активов, денежных документов, ценных бумаг и других ТМЦ.

Таким образом, доверенность, как и раньше, будет иметь право на жизнь, но перейдет в добровольную плоскость. В том числе станет возможной разработка своих форм доверенности без ориентирования на сроки ее действия и т. п.

Совет. Вопрос выдачи матценностей лучше заблаговременно согласовывать с их получателями.

Мораторий на проверки. Закончится срок действия моратория на «НЕналоговые» проверки (ст. 31 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.14 г. № 719-VII). Напомним, что этот мораторий действовал в течение последних 4 месяцев (август — декабрь) 2014 года. Его суть сводилась к тому, что все контролирующие органы (кроме Госфискальной службы) могли проверять предприятия, учреждения, организации и физических лиц — предпринимателей только с разрешения КМУ или по собственному желанию (заявке) хозсубъекта (детали читайте в «БН», 2014, № 32, с. 8 и № 37, с. 11).

С начала 2015 года контролерам уже не нужно будет спрашивать разрешения у КМУ, чтобы пожаловать к вам «на чай». Поэтому будьте готовы к визитам проверяющих. Конечно, если проверочный мораторий не установят в следующем году — некоторые шансы на это есть.

Финотчетность. С начала нового года составлять финотчетность и консолидированную финотчетность согласно МСФО будут наряду с другими субъектами хозяйствования, участие которых в этом действе началось еще в прошлые годы (п. 2 Порядка № 419), также и:

• кредитные союзы;

• субъекты хозяйствования, которые ведут деятельность по управлению активами (группа 64.3 КВЭД ДК 009:2010).

Акцизные марки. С 01.01.15 г. появятся новые образцы акцизных марок (постановление КМУ от 19.11.14 г. № 627). В то же время держать в обороте алкоголь и табачные изделия, маркированные старыми марками, можно до полной их реализации (но в пределах срока годности) (подробнее — в «БН», 2014, № 37, с. 16).

Лицензирование. С начала нового года любого субъекта хозяйствования могут лишить (аннулировать) лицензии, если будут установлены два и более любые повторные нарушения требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ст. 21 Закона о лицензировании).

Цены на лекарства. С 01.01.15 г. подпадут под госрегулирование дешевые отечественные лекарства и медизделия (по цене менее 12 грн. за упаковку).

Админуслуги. С 01.01.15 г. центр предоставления административных услуг начнет выдавать очередную порцию разрешительных документов, а именно загранпаспорта и земельно-недвижимые разрешительные документы: извлечения, справки, выписки и т. п. (распоряже­ние КМУ от 16.05.14 г. № 523-р// «БН», 2014, № 23, с. 8).

Учет сельхозживотных. Еще в начале осени законодатели ввели обязательную идентификацию и регистрацию всех сельхозживотных в Едином государственном реестре животных (см. «БН», 2014, № 38, с. 10). А чтобы все субъекты хозяйствования и физические лица, являющиеся собственниками и держателями животных, придерживались этих требований, с 01.01.15 г. вводится админштраф за неидентификацию и нерегистрацию сельхозживотных в размере:

• от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.) — на граждан;

• от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.) — на физических лиц — предпринимателей и уполномоченных лиц.

Стандартизация. С 03.01.15 г. начинает свою жизнь новая эра стандартизации. Дело в том, что с этой даты вступает в силу обновленный Закон о стандартизации.

Впрочем несмотря на установление новых правил игры в сфере стандартизации, старые межгосударственные стандарты (ГОСТ), и республиканские стандарты УССР (РСТ УССР) применяются как национальные стандарты до их замены на национальные стандарты или отмены в Украине.

Стандарты, кодексы устоявшейся практики и технические условия, принятые центральными органами исполнительной власти до 03.01.15 г., а также отраслевые стандарты (ОСТ) и приравненные к ним прочие нормативные документы бывшего СССР, отраслевые стандарты Украины (ГСТУ) применяются до их замены на технические регламенты, национальные стандарты, кодексы устоявшейся практики или отмены в Украине, но не более 15 лет с 03.01.15 г.

Фармацевтическая деятельность. С 01.01.15 г. импорт активного фармацевтического ингредиента, т. е. любых веществ или смеси веществ, которые предназначены для использования в производстве лекарственного средства и во время этого использования становятся его активным ингредиентом, будет подлежать лицензированию.

Отметим: об этом субъекты хозяйствования знали еще с 2012 года, когда Законом Украины от 04.07.12 г. № 5038-VI были внесены изменения в Закон о лицензировании. В то же время на сегодняшний день во ВРУ зарегистрирован ряд законопроектов, которыми планируется отменить такую обязанность. Но дойдут ли у законодателей руки до этих вопросов, пока не известно, поскольку на повестке дня теперь стоят более важные проблемы. Обо всех изменениях мы обязательно сообщим. Поэтому следите за нашими статьями.

 

Статистическая отчетность

Изменяется ряд форм статистической отчетности, которые будут предоставляться после 01.01.15 г. Отметим, что Общий табель (перечень) форм государственных статистических наблюдений на 2014 год, утвержденный приказом Госстата от 19.12.13 г. № 403, устанавливал перечень форм государственных статистических наблюдений только на 2014 год. Очевидно, что аналогичный документ будет принят Госстатом и на 2015 год. Самые популярные формы статотчетности, которые изменены, приведены в таблице.

 

Обновленные формы статистической отчетности

Название формы статотчетности

Период, за который подается

Документ, которым утверждена форма

1

2

3

Сельское хозяйство

№ 21-заг «Реалізація сільськогосподарської продукції за 20__ рік»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 02.07.14 г. № 206

№ 50-сг «Основні економічні показники роботи сільськогосподарських підприємств за 20__ рік»

№ 10-мех «Наявність сільськогосподарської техніки в сільськогосподарських підприємствах у 20__ році»

№ 4-сг «Посівні площі сільськогосподарських культур під урожай 20__ року»

с отчета о посевах под урожай 2015 года

№ 21-заг (місячна) «Реалізація сільськогосподарської продукції за січень — ____________ 20__ року»

с отчета за январь 2015 года

№ 11-заг (квартальна) «Надходження худоби та птиці на переробні підприємства за січень — ____________ 20__ року»

Торговля

№ 1-опт (місячна) «Звіт про обсяг оптового товарообороту»

с отчета за январь 2015 года

приказ Госстата от 21.11.14 г. № 356

№ 1-опт (квартальна, річна) «Звіт про продаж і запаси товарів (продукції) в оптовій торгівлі»

с отчета за I квартал 2015 года

№ 2-торг (авто) (річна) «Звіт про продаж і запаси автотранспортних засобів, деталей та приладдя до них»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 19.11.14 г. № 348

№ 7-торг (річна) «Звіт про наявність торгової мережі»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 19.11.14 г. № 349

№ 1-торг (нафтопродукти) (місячна) «Про продаж світлих нафтопродуктів і газу»

с отчета за январь 2015 года

№ 1П-НПП (річна) «Звіт про виробництво та реалізацію промислової продукції»

за 2014 год

приказ Госстата от 05.08.14 г. № 222

№ 1-П (місячна) «Терміновий звіт про виробництво промислової продукції (товарів, послуг) за видами» (фіз, юр)

за январь 2015 года

№ 1-ПІ «Середні ціни та індивідуальні індекси цін і тарифів на послуги» (місячна)

с отчета за январь 2015 года

приказ Госстата от 04.07.14 г. № 207

№ 1-ціни (пром) «Звіт про ціни виробників промислової продукції» (місячна)

№ 1-ціни (буд) «Звіт про ціни придбання матеріальних ресурсів у будівництві» (місячна)

№ 1-ціни (житло) «Звіт про ціни на ринку житла» (квартальна)

с отчета за I квартал 2015 года

№ 1-торг (місячна) «Звіт про товарооборот»

за январь 2015 года

приказ Госстата от 04.12.14 г. № 380

№ 3-торг (квартальна, річна) «Звіт про продаж і запаси товарів у торговій мережі»

с отчета за I квартал 2015 года

Автоперевозки

№ 51-авто (місячна) «Звіт про перевезення вантажів та пасажирів автомобільним транспортом»

с отчета за январь 2015 года

приказ Госстата от 07.11.14 г. № 326

№ 31-авто (квартальна) «Звіт про перевезення автомобільним транспортом вантажів за видами вантажів та пасажирів за видами сполучення»

с отчета за I квартал 2015 года

приказ Госстата от 07.11.14 г. № 327

№ 2-тр (річна) «Звіт про роботу автотранспорту»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 01.10. 14 г. № 278

№ 51-вант (2 рази на рік) «Обстеження фізичної особи — підприємця, що здійснює вантажні автомобільні перевезення на комерційній основі»

з 01 января 2015 года

приказ Госстата от 01.10.14 г. № 277

№ 51-пас (2 рази на рік) «Обстеження фізичної особи — підприємця, що здійснює пасажирські автоперевезення на маршруті»

с 01 января 2015 года

Статистика труда

№ 1-РС (один раз на чотири роки) «Звіт про витрати на утримання робочої сили»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 07.08.14 г. № 227

№ 6-ПВ (річна) «Звіт про кількість працівників, їхній якісний склад та професійне навчання»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 05.08.14 г. № 224

№ 1-ПВ (квартальна) «Звіт з праці»

с отчета за I квартал 2015 года

№ 7-тнв (річна) «Звіт про травматизм на виробництві у 20__ році»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 18.08.14 г. № 242

Капитальные инвестиции

№ 11-зез (ВПІ) (річна) «Звіт про взаємозв’язки підприємства з прямими іноземними інвестиціями в рамках відносин прямого інвестування»

за 2014 год

приказ Госстата от 13.10.14 г. № 297

№ 12-зез (ВПІ) (річна) «Звіт про взаємозв’язки підприємства — прямого інвестора в рамках відносин прямого інвестування»

№ 10-зез (квартальна) «Звіт про прямі іноземні інвестиції»

за январь — март 2015 года

№ 13-зез (квартальна) «Звіт про прямі інвестиції за кордон»

№ 2-інвестиції (річна) «Капітальні інвестиції, вибуття й амортизація активів».

за 2014 год

приказ Госстата от 05.08.14 г. № 225

№ 2-інвестиції (квартальна) «Капітальні інвестиції»;

за январь — март 2015 года

№ 1-буд (квартальна) «Інформація про об’єкт, на який отримано документ на виконання будівельних робіт з нового будівництва»

№ 2-буд (квартальна) «Звіт про прийнятий в експлуатацію закінчений будівництвом об’єкт»

№ 1-ІП (квартальна) «Звіт підприємства про реалізацію інвестиційного проекту в спеціальній (вільній) економічній зоні або на території пріоритетного розвитку

№ 1-кб (місячна) «Звіт про виконання будівельних робіт»

за январь 2015 года

Структурные наблюдения

№ 1-підприємництво (річна) «Структурне обстеження підприємства»

с отчета за 2014 год

приказ Госстата от 29.09.14 г. № 273

№ 1-підприємництво (коротка) (річна) «Структурне обстеження підприємства»

 

Документы и сокращения статьи

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о стандартизации Закон Украины «О стандартизации» от 05.06.14 г. № 1315-VII.

Порядок № 419 — Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухучете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

РРО — регистраторы расчетных операций.

s.detsyura@id.factor.ua

Теги налоги
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше