Темы статей
Выбрать темы

Увольнение должностного лица: теперь возможно «на ровном месте»

СЕМЕНЧЕНКО ЖАННА
По греческому преданию, царь-тиран Дионисий I предложил своему придворному Дамоклу, считавшему Дионисия счастливейшим из смертных, занять свой престол на один день. Дамокла роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили на место правителя. Но в разгар веселья на пиру он внезапно увидел над головой меч без ножен, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия жизни царя. «Дамоклов меч» — именно так можно описать последствия изменений, вступивших в силу с 1 июня 2014 года, для должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, хотя они далеко не всегда являются тиранами.

Новое основание для увольнения

Вы уже знаете (см. «БН», 2014, № 24, с. 8), что с 1 июня этого года вступил в силу Закон № 1255, который направлен (так сказано в его названии) на защиту прав инвесторов.

Эти изменения прямо затронули интересы должностных лиц предприятий, учреждений и оранизаций. Точнее сказать, усложнили им жизнь.

Так, Законом № 1255 предложена «формула» защиты инвестора путем увеличения ответственности должностных лиц и, прямо скажем, «ущемления» их прав. Возможно, посчитали авторы Закона № 1255, нависший над «должностными» головами «дамоклов меч» будет способствовать более эффективному и добросовестному выполнению своих обязанностей. Не исключено…

Мы же сегодня сосредоточим свое внимание на новом основании для увольнения, которое появилось в КЗоТ (в следующих номерах разберемся с вопросом материальной ответственности должностных лиц).

Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в случае прекращения полномочий должностных лиц.

Внимание! В качестве моральной компенсации в таких случаях законодатели предусмотрели выплату уволенному должностному лицу выходного пособия в размере не меньше шестимесячного среднего заработка (ст. 44 КЗоТ).

Попробуем разобраться, что таит в себе это новшество.

 

Кто на новенького?

Первый вопрос, который возникает: кто попадает в круг должностных лиц?

Из практики применения терминов, слов и словосочетаний в юрис­пруденции следует, что должностное лицо — особая категория служащих государственных и общественных органов, учреждений, организаций, предприятий, которые занимают постоянно или временно, по назначению, выбору или в другом установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и полномочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений. Содержание и объем таких действий разные и определяются занимаемой должностью.

Прямо скажем, такая формулировка к пониманию вопроса нас особо не приблизила. Поэтому идем дальше.

Для госслужащих есть свое определение, приведенное в Законе о госслужбе. Так, должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Тоже довольно обширное определение, согласитесь. Более конкретные определения должностных лиц содержатся в отдельных узкоспециализированных документах. К примеру:

должностное лицо таможенного органа — работник таможенного органа (региональной таможни, таможни), на которого Таможенным кодексом и другими законами Украины возложено непосредственное осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств (п. 1 Порядка № 755);

должностное лицо местного самоуправления — лицо, которое работает в органах местного самоуправления, имеет соответствующие должностные полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает заработную плату за счет местного бюджета (ст. 2 Закона № 2493).

Снова мы далеки от ясности.

Важно! Разобраться в довольно емком понятии «должностное лицо» помог Минюст в своих письмах от 22.02.13 г. № 1332-0-26-13/11 и от 11.03.14 г. № 1050-0-4-14-1111. В них говорится, что главным критерием отнесения лица к кругу должностных лиц является наличие у него полномочий организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Для толкования этих функций Минюст отсылает к постановлению Пленума ВСУ от 26.04.02 г. № 5 «О судебной практике в делах о взяточничестве». Так:

организационно-распорядительные обязанности  это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами, лабораториями, кафедрами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, прорабы, бригадиры и т. п.);

административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечения контроля за этими операциями и т. п.). Такие полномочия в том или ином объеме есть у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. п.

На заметку. Лицо является должностным не только тогда, когда оно осуществляет соответствующие функции или исполняет обязанности постоянно, но и тогда, когда оно делает это временно или по специальным полномочиям, при условии, что указанные функции или обязанности возложены на него правомочным органом или правомочным должностным лицом.

Работники предприятий, учреждений, организаций, которые выполняют профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. д.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т. д.) функции, могут признаваться должностными лицами лишь при условии, что наряду с этими функциями они выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности.

Подведем итог. Как видим, в круг лиц, которые относятся к должностным и которых теоретически сейчас можно уволить в связи с прекращением их полномочий, очень широк. По сути это все те работники, в обязанности которых входит управление работниками и/или управление или распоряжение имуществом предприятия.

Но действительно ли все так плохо?

Внимание! Согласно ч. 2 ст. 89 ХКУ должностными лицами хозяйственного общества признаются председатель и члены исполнительного органа (кто это такие, читайте ниже), председатель ревизионной комиссии (ревизор), а в случае создания совета общества (наблюдательного совета) — председатель и члены этого совета. Ограничения относительно объединения одним лицом указанных должностей устанавливаются законом.

Так вот, на наш взгляд, логичнее все-таки такой подход: под «должностные чистки» подпадают только эти лица — «управленцы». Например, тот же главный бухгалтер должностным лицом является, но под рассматриваемое нововведение не подпадает.

И это согласуется с духом Закона № 1255, который призван защищать интересы инвесторов. А угроза им идет либо со стороны неэффективного менеджмента, в результате чего они теряют прибыль*, либо со стороны коррупции, т. е. использования «управленцами» служебного положения для получения личной неправомерной выгоды.

* Согласно изменениям, внесенным Законом № 1255 в ст. 130 КЗоТ, на должностных лиц предприятия может быть возложена материальная ответственность за не полученную предприятием, учреждением, организацией прибыль. Причем размер такой ответственности не ограничен средним заработком, а значит, если вина должностного лица будет доказана, то возмещать ущерб придется в полном объеме.

На заметку. То, что для этих целей в круг должностных лиц должны входить только лица, имеющие право действовать от имени хозобщества (а не, к примеру, завскладом), согласуется и с духом Конвенции ООН против коррупции от 31.10.03 г.* В частности, в этом документе приведено определение должностного лица публичной международной организации, под которым понимается международный гражданский служащий или любое лицо, уполномоченное такой организацией действовать от ее имени.

* Ратифицирована Украиной 18.10.06 г., вступила в силу для Украины 01.01.10 г.

 

Что такое «прекращение полномочий»?

Если должность выборная, то работник занимает ее в течение определенного срока. Соответственно, по окончании этого срока он отстраняется от должности. Причем это совершенно не означает, что он автоматически увольняется, его, как правило, переводят (назначают) на другую должность, которая может уже не охватываться понятием «должностное лицо». Ранее для увольнения этого работника нужно было наличие одного из предусмотренных КЗоТ оснований: по собственному желанию; по соглашению сторон; по инициативе работника; по инициативе собственника или уполномоченного им органа при наступлении соответствующих событий (нарушение трудовой дисциплины, несоответствие занимаемой должности, совершение кражи и другие основания, приведенные в ст. 40 и 41 КЗоТ).

Важно! Теперь прекращение полномочий должностного лица само по себе является основанием для автоматического увольнения работника без каких-либо причин и объяснений.

В каких еще случаях работники, являющиеся должностными лицами, могут приниматься (назначаться, переводиться и т. п.) на определенный срок, по окончании которого точно можно сказать, что его полномочия как должностного лица прекращены? Перечислим их:

1) с работником заключается контракт. Согласно ст. 21 КЗоТ это особая форма трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Сфера применения контракта определяется законами Украины. В частности, трудовой контракт заключается с руководителями предприятий (ч. 4 ст. 65 ХКУ). Однако и до вносимых изменений основания для увольнения работника по окончании срока действия контракта были: п. 2 ст. 36 КЗоТ (окончание срока контракта) или п. 8 ст. 36 КЗоТ (основания, предусмотренные контрактом);

2) с работником заключается срочный трудовой договор. Применять эту норму повсеместно нельзя. Согласно ст. 23 КЗоТ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера работы, или условий ее выполнения, или интересов работника и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами**. Но и для таких случаев есть основание для увольнения — п. 2 ст. 36 КЗоТ (окончание срока срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не выдвинула требование об их прекращении).

** Рекомендуем ознакомиться с материалом «Сезонные и временные работники: особенности трудовых отношений» // «БН», 2012, № 19, с. 16.

Что касается должностных лиц, работа которых не ограничена определенным сроком, то здесь получается, что собственник или уполномоченный им орган могут в любой момент прекратить полномочия такого должностного лица (причем без объяснения причин) и это автоматически дает право на его увольнение. Это подтверждается и изменениями, внесенными в ч. 3 ст. 99 ГКУ все тем же Законом № 1255. Здесь прописали, что полномочия члена исполнительного органа могут быть в любой момент прекращены или он может быть временно отстранен от выполнения своих полномочий.

Внимание! Если исходить из определения должностных лиц хозобщества, приведенного в ч. 2 ст. 89 ХКУ, то под удар в основном попадают председатель и члены исполнительного органа.

Напоминаем! Согласно ст. 62 Закона о хозобществах в ООО создается исполнительный орган: коллегиальный (дирекция) или единоличный (директор). Дирекцию возглавляет генеральный директор. Членами исполнительного органа могут быть также лица, которые не являются участниками общества. Дирекция (директор) решает все вопросы деятельности общества, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников. Общее собрание участников общества может вынести решение о передаче части полномочий, которые принадлежат им, к компетенции дирекции (директора). Дирекция (директор) подотчетна общему собранию участников и организует выполнение их решений. Дирекция (директор) не вправе принимать решения, обязательные для участников общества. Дирекция (директор) действует от имени общества в пределах, установленных Законом о хоз­обществах и учредительными документами. Генеральный директор имеет право без доверенности производить действия от имени общества. Другие члены дирекции также могут быть наделены этим правом.

Обратите внимание! Генеральный директор (директор) не может быть одновременно председателем общего собрания участников общества. Члены дирекции (директор) не могут быть членами ревизионной комиссии. В свою очередь, ревизионная комиссия образуется общим собранием участников общества из их числа, в количестве, предусмотренном учредительными документами, но не менее трех человек.

Создание и отзыв исполнительного и контролирующего органа (ревизионной комиссии) ООО являются исключительой компетенцией общего собрания участников (п. «г» ст. 41 и ст. 59 Закона о хозобществах).

Рекомендация. Несмотря на то, что п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ допускает автоматическое увольнение должностного лица в связи с прекращением его полномочий, а собственники общества имеют право в любой момент прекратить эти полномочия, рекомендуем позаботиться о доказательной базе правомерности такого решения. Нужно помнить, что решение об увольнении (если по мнению директора или другого должностного лица оно было безосновательным) можно обжаловать в суде.

Инструмент для этого приведен в Законе о хозобществах. Так, проверка деятельности дирекции (директора) общества проводится ревизионной комиссией по поручению собрания, по собственной инициативе или по требованию участников общества. Ревизионная комиссия вправе требовать от должностных лиц общества предоставления ей всех необходимых материалов, бухгалтерских или других документов и личных объяснений. Ревизионная комиссия имеет право ставить вопрос о созыве внеочередного общего собрания участников, если возникла угроза существенным интересам общества или выявлено злоупотребление должностными лицами общества.

Все это нужно запротоколировать, чтобы впоследствии «комар носа не подточил».

Нюанс. Так как речь идет об увольнении по инициативе собственника или уполномоченного им органа, здесь действуют ограничения, установленные ст. 184 и ст. 1861 КЗоТ (увольнение беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет, отцов, которые воспитывают детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), опекунов, попечителей, приемных родителей). Кроме того, считаем, что и запрет на увольнение лиц в период их временной нетрудоспособности или находящихся в отпуске (ч. 3 ст. 40 КЗоТ) также должен тут действовать.

Выводы

  • С 1 июня 2014 года в КЗоТ есть новое основание для увольнения по инициативе собственника (п. 5 ч. 1 ст. 41) — прекращение полномочий должностных лиц.

  • Для хозобществ круг должностных лиц ограничен дирекцией (директором), председателем ревизионной комиссии, председателем и членами наблюдательного совета. Считаем, что именно их и касается нововведение.

  • Прекращение полномочий члена исполнительного органа может быть в любое время.

  • При увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 41 КЗоТ работнику выплачивается выходное пособие в размере шестимесячного среднего заработка.

  • Так как речь идет об увольнении по инициативе собственника или уполномоченного им органа, здесь действуют ограничения, установленные ст. 184 и ст. 1861 КЗоТ.

Документы статьи

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Закон № 2493 — Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.01 г. № 2493-III.

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Порядок № 755 — Порядок реализации положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, утвержденный приказом Гостаможслужбы Украины от 21.11.01 г. № 755.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше