Темы статей
Выбрать темы

«Осторожно, злые продукты!»: списываем и отражаем в учете испорченную продукцию

КРАВЧЕНКО ДАРЬЯ
Жара... Даже асфальт плавится под горячим солнцем. Что уж говорить о продуктах питания. При таком температурном режиме автоматически в группу риска попадает молочная и замороженная продукция. Потерь предприятию при этом не избежать. Как действовать, если продукты питания все же испортились, и как отразить операции по их списанию в учете, мы сейчас и обсудим.

Что же такое «испорченная продукция»?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заглянем в Классификатор отходов ДК 005-96. Данный документ дает четко понять, что испорченный продукт — это продукт:

• который утратил свои функциональные и другие качества, установленные нормативными требованиями до окончания срока годности. А значит, он не отвечает обязательным параметрам безопасности и минимальным спецификациям качества;

• дальнейшее применение которого по его прямому назначению может привести к непредвиденным последствиям. То есть такой товар становится непригодным к употреблению.

Внимание! Если ваша продукция отвечает перечисленным критериям, то она становится небезопасной для жизни и здоровья человека (ст. 1 Закона № 1393).

Реализация таких товаров запрещена. За нарушение данного запрета предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 300 % стоимости изготовленной или полученной для реализации партии товара, но не менее 425 грн. (п. 4 ч. 1 ст. 23 Закона о потребзащите). Кроме того, за нарушение правил торговли на виновного работника торговли / предпринимателя могут наложить админштраф в размере от 17 до 170 грн. (ст. 155 КоАП). За повторное нарушение в течение года — от 85 до 459 грн.

Поэтому испорченные пищевые продукты обязательно изымают из продажи (разд. II Закона № 1393).

Напомним: обычные предприятия не могут самостоятельно перерабатывать, утилизировать, уничтожать некачественную и опасную продукцию. Это прерогатива специализированных предприятий, прошедших аттестацию на выполнение такого вида работ (ст. 18 Закона № 1393).

Важно! Списать часть испорченной продукции за счет норм естественной убыли не получится, так как естественная убыль предполагает утрату количества, а не качества продукции.

Но прежде чем вы решите избавиться от балласта, оформите для начала все необходимые документы.

 

Выявляем, оформляем, списываем

Вся процедура документального оформления испорченной продукции состоит из восьми этапов. Начинается она в день выявления факта порчи (п.п. «г» п. 3 Инструкции № 69).

Этап 1. Руководитель предприятия (лицо, исполняющее его обязанности) издает приказ о проведении инвентаризации, в котором указывает:

• дату инвентаризации, сроки ее проведения (в соответствии с учетной политикой предприятия), виды активов, подлежащих инвентаризации;

• инвентаризационную комиссию, которая будет проводить инвентаризацию (п.п. 11.1 Инструкции № 69).

Образец приказа о проведении инвентаризации вы можете найти в «БН», 2013, № 43, с. 19.

Этап 2. Комиссия проводит инвентаризацию без предварительной подготовки и в присутствии материально ответственного лица (п. 8 Инструкции № 69).

Этап 3. Комиссия заносит данные о выявленных в ходе инвентаризации испорченных продуктах в инвентаризационные описи.

При этом необходимо помнить два правила:

Правило 1: по каждому месту хранения и материально ответственному лицу (МОЛ) составляем отдельную инвентаризационную опись. Для этого используем:

типовую форму № М-21 (утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193) или форму № инв-3 (утверждена постановлением Госкомстата СССР от 28.12.89 г. № 241) — если продукты находятся на складе предприятия. Выбирайте ту, которая вам больше подходит (письмо Госкомстата от 15.07.10 г. № 14/2-18/72);

форму № инв-6 — для товаров, находящихся в пути;

форму № инв-5 — для товаров, находящихся на складах других предприятий.

Примеры заполнения данных форм вы сможете найти в «БН», 2013, № 43, с. 19.

Правило 2: на продукцию, не пригодную к дальнейшему использованию, и товары, годные к переработке в будущем, оформляем отдельные инвентаризационные описи.

Описи составляем в одном экземпляре.

Этап 4. Бухгалтерия составляет Сличительные ведомости результатов инвентаризации (форма № инв-19) на основании полученных описей.

Важно! В ведомостях указываем лишь те ценности, по которым выявлены отклонения.

Этап 5. Комиссия изучает все обстоятельства дела, проводит внутреннее расследование. МОЛ пишут в письменной форме объяснения о причинах возникновения потерь от порчи товара (п.п. 11.3 Инструкции № 69).

На основании полученных данных комиссия готовит протокол с указанием в нем результатов инвентаризации и выводов по ним. Его можно составить в произвольной форме.

Этап 6. Руководитель предприятия рассматривает и утверждает протокол комиссии в течение 5 дней, а затем передает его в бухгалтерию (п.п. «в» п.п. 11.12 Инструкции № 69).

Этап 7. Бухгалтерия отражает в учете результаты инвентаризации. Причем в том же месяце, в котором была закончена инвентаризация, но не позднее декабря отчетного года (п.п. «г» п.п. 11.12 Инструкции № 69).

Не забудьте, что сведения о результатах проведенной инвентаризации указывают в примечаниях к финансовой отчетности. Для этого используют форму, приведенную в приложении № 3 к Инструкции № 69 (п. 12 Инструкции № 69).

Этап 8. Руководитель принимает решение об изъятии испорченной (некачественной) продукции из оборота и ее дальнейшей судьбе — утилизировать ее или уничтожить (ст. 5, 6, 8 Закона № 1393).

 

Если найден виновный

Если ущерб предприятию нанесен по вине конкретного работника, то, следуя нормам КЗоТ, его можно привлечь:

1. К ограниченной материальной ответственности, если:

• с «вредителем» не заключен договор о полной материальной ответственности;

• вред был нанесен предприятию по небрежности.

При этом работник обязан возместить сумму ущерба, но не более своего среднего месячного заработка* (ст. 133 КЗоТ). Все, что сверх этой суммы, возмещению не подлежит.

* Средний заработок определяем согласно требованиям Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Для взыскания ущерба руководитель издает соответствующий приказ (ст. 136 КЗоТ). Такой документ должен быть издан не позднее двух недель со дня выявления порчи. При этом учтите, что в силу он вступит не ранее чем через 7 дней с момента уведомления об этом работника (желательно под роспись).

Размер убытков определяют на основании независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки (п. 2 Порядка № 116). В нашем случае — Национального стандарта № 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного постановлением КМУ от 10.09.03 г. № 1440.

2. К полной материальной ответственности, если с работником заключен письменный договор о полной материальной ответственности (п. 1 ст. 134 КЗоТ).

В таком случае виновный возмещает всю сумму рассчитанного ущерба.

И напомним: если работник готов добровольно компенсировать убытки, понесенные предприятием, путем удержания из его ежемесячной зарплаты, то общий размер всех отчислений за один месяц не может превышать 20 % суммы его «чистой» зарплаты.

 

Налоговый учет списанной продукции

Налог на прибыль. Потери от порчи продуктов не относятся к хозяйственной деятельности предприятия. А значит, их сумму мы не включаем в состав налоговых расходов (п.п. 14.1.27 НКУ).

А вот затраты на их утилизацию/уничтожение можно отнести в состав налоговых расходов как прочие расходы обычной деятельности, не связанные непосредственно с производством и/или реализацией товаров (п.п. «є» п.п. 138.10.6 НКУ). Это подтверждают и налоговики в своих разъяснениях (категория 102.07.20 ЗІР Миндоходов).

Что касается суммы возмещения ущерба, полученной от виновного, то ее мы в состав налоговых доходов предприятия относить не будем, так как не показали ее и в налоговых расходах (п.п. 136.1.5 НКУ).

НДС. Скажем сразу, что сама операция по списанию испорченных продуктов под определение поставки не попадает. А значит, начислять НО по ней не нужно.

Но если «входной» НДС по таким продуктам вы включили в состав НК, придется его откорректировать (п.п. «г» п. 198.5 НКУ). Для этого вам необходимо:

• начислить НО по НДС исходя из стоимости приобретения таких товаров (п. 189.1 НКУ).

Внимание! Если товар импортный и НО по НДС определялись исходя из его таможенной стоимости, которая превышает фактурную стоимость, то при списании испорченного товара начислять НДС необходимо исходя из такой таможенной стоимости;

• выписать НН на стоимость испорченной продукции в двух экземплярах.

При этом учтите следующие особенности ее заполнения:

1. В верхних полях шапки указываем код типа причины — «04» (поставка в пределах баланса для непроизводственного использования; п. 10 Порядка № 10).

2. В поле «Дата складання податкової накладної» вносим дату списания испорченного товара (п. 198.5 НКУ).

3. В поле «Індивідуальний податковий номер покупця» — «400000000000» (п. 11 Порядка № 10).

4. В полях «Особа (платник податку) — покупець», «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця» и «Номер телефону» пишем реквизиты своего предприятия.

5. Поле «Вид цивільно-правового договору» и «Форма проведених розрахунків» не заполняем, так как факта поставки не было (категория 101.19 ЗІР Миндоходов).

В тот же день занесите данные НН в раздел I Реестра выданных и полученных НН. При этом укажите:

• в гр. 4 — вид документа — «ПНП04»;

• в гр. 5 — наименование своего предприятия (категория 101.21 ЗІР Миндоходов);

• в гр. 6 — «400000000000». Подробнее — в «БН», 2014, № 21, с. 48.

Остальные графы заполняем в общем порядке.

Обратите внимание! Выписанную НН в ЕРНН не регистрируем, так как оба ее экземпляра остаются у продавца.

А вот компенсация потерь, причиненных предприятию виновными лицами, не приводит к возникновению НО по НДС (категория 101.02 ЗІР Миндоходов).

Суммы НДС в составе расходов на утилизацию испорченной продукции попадут в НК при наличии правильно заполненной НН.

Декларация по НДС. Стоимость списываемых ТМЦ (без НДС) приводим в стр. 1 колонки А раздела I декларации по НДС. Сумму начисленного НДС — в колонке Б той же строки. В приложении Д5 в разделе I эти суммы показываем в строке с условным кодом «400000000000».

 

Бухгалтерский учет потерь

Испорченные продукты не могут быть активом, так как предприятие не сможет получить от них в будущем каких-либо экономических выгод (п. 5 П(С)БУ 9 «Запасы»). А значит, их надо списать.

Для этого мы используем субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При этом убытки от порчи относим к расходам того периода, в котором такой факт был установлен (п. 14 П(С)БУ 9).

Одновременно со списанием на расходы сумму порчи отражаем на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» (п. 27 П(С)БУ 9). Здесь такие суммы висят до того момента, пока не будет найден виновник происшествия.

Если «проказник» будет обнаружен, тогда:

• списываем суммы убытков с забалансового субсчета 072;

• отражаем задолженность за виновным лицом;

• признаем возникновение дохода (Дт 375 — Кт 716).

Если же виновного не найдут, сумма ущерба будет числиться на забалансовом счете до истечения срока исковой давности (3 года с момента установления факта порчи).

Пример. По результатам инвентаризации на складе предприятия выявлена порча части продукции стоимостью 9000 грн. (в том числе НДС — 1500 грн.). По решению инвентаризационной комиссии товар подлежит списанию.

Отразим операции в бухгалтерском и налоговом учете.

 

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1. Виновное лицо не установлено

1. Списана стоимость испорченной продукции в состав расходов

947

282

7500

(1)

2. Начислены НО по НДС исходя из стоимости испорченного товара

947

641

1500

 

 

3. Отражена на забалансовом счете стоимость списанных товаров

072

9000

4. В конце отчетного периода расходы от порчи списаны на финансовый результат

791

947

9000

5. По истечении срока исковой давности сумма убытков списана с забалансового счета

072

9000

2. Виновный установлен

1. Списана стоимость испорченных продуктов

947

282

7500

(1)

2. Начислены НО по НДС исходя из стоимости испорченного товара

947

641

1500

3. Отражена на забалансовом счете стоимость списанных активов

072

9000

4. Начислена сумма возмещения виновным лицом предприятию (ущерб рассчитан на основании независимой оценки и составляет 9500 грн.)

375

716

9000

5. Отражена сумма возмещения, подлежащая перечислению в бюджет(2) (9500 грн. - 9000 грн.)

375

642

500

6. Сумма возмещения удержана из «чистой» зарплаты работника (3500 грн. х 20 %)

661

375

700(3)

(4)

7. Перечислена сумма возмещения в бюджет

642

311

500

8. Отражены в составе финансовых результатов:

• убытки от порчи товаров;

• доходы от погашения суммы ущерба

791

716

947

791

9000

9000

(1) Себестоимость испорченной продукции в налоговые расходы не включаем, так как товар не использован в хоздеятельности.

(2) П. 10 Порядка № 116 обязывает предприятия средства, оставшиеся от суммы после возмещения ущерба, перечислять в госбюджет.

(3) «Чистая» зарплата работника составляет 3500 грн.

(4) Компенсацию ущерба, полученную от работника, в состав налоговых доходов не включаем, так как недостача не была отнесена к налоговым расходам (п.п. 136.1.5 НКУ).

 

Выводы

  • Испорченная продукция считается опасной. Ее реализация строго запрещена. А потому испорченный товар следует списать и утилизировать/уничтожить.

  • Процедура списания начинается с назначения инвентаризационной комиссии и заканчивается привлечением к ответственности виновных за понесенный ущерб.

  • В налоговом учете списание испорченной продукции не отражаем. НО по НДС начисляем лишь в случае, если «входной» НДС по таким продуктам вы включили в состав НК.

  • В бухучете испорченный товар списываем и его стоимость относим к расходам того периода, в котором установлен факт порчи.

Документы и сокращения статьи

Закон № 1393 — Закон Украины «Об изъятии из оборота, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции» от 14.01.2000 г. № 1393-XIV.

Закон о потребзащите — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Классификатор отходов ДК 005-96  Государственный классификатор Украины. Классификатор отходов ДК 005-96, утвержденный приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89.

Порядок № 116 — Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Порядок № 10 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Миндоходов Украины от 14.01.14 г. № 10.

Инструкция № 69 — Инструкция об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом МФУ от 11.08.94 г. № 69.

НО  налоговые обязательства.

НК  налоговый кредит.

ЕРНН  единый реестр налоговых накладных.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше