Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Инвентаризация-2014. Часть I (организация и проведение)

Шпакович Николай, заместитель главного редактора, n.shpakovich@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Ноябрь, 2014/№ 45
Печать
Чтобы годовая финансовая отчетность была достоверной, она должна базироваться на реальных данных. Для этого сверяют бухгалтерские данные об активах и обязательствах, числящихся «на бумаге», с реальными вещами, к которым можно «прикоснуться», т. е. проводят инвентаризацию. Эта процедура традиционна, но время от времени жизнь дарит сюрпризы и возникают ситуации, с которыми раньше не сталкивались. Чтобы облегчить инвентаризационные хлопоты, сегодня мы напомним, как организовать, провести инвентаризацию и оформить ее результаты. В следующем номере мы расскажем, как урегулировать выявленные расхождения и отразить их в учете.

Организация инвентаризации

 

Законодательная база

Чтобы обеспечить достоверность данных бухучета и, как результат, составленной на его основе финансовой отчетности, предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Во время инвентаризации должно быть проверено и документально подтверждено наличие объектов учета, их состояние и оценка (ч. 1 ст. 10 Закона о бухучете).

Провести инвентаризацию активов и обязательств предприятия именно перед составлением финотчетности требует п. 12 Порядка № 419. Аналогичные основания для обязательного проведения инвентаризации упоминаются в п.п. «б» п. 3 Инструкции № 69.

Инвентаризации, проведенные до 1 октября текущего года по иным основаниям, не учитываются. А вот здания, сооружения и другие недвижимые объекты основных средств можно инвентаризировать один раз в три года. Библиотечные фонды еще реже — один раз в пять лет или ежегодно избирательно (не менее 20 % единиц библиотечного фонда).

Важный момент! Инвентаризацию отдельных объектов учета следует проводить по специфическим правилам, установленным профильными документами:

• наличности и документов, хранящихся в кассе предприятия, — Положением № 637;

• драгоценностей — Инструкцией № 1230;

• нефти и нефтепродуктов — Инструкцией № 281;

• нематериальных активов — Методрекомендациями № 1327 и Порядком № 732.

Предприятия, имущество которых находится в зоне АТО, не всегда могут провести инвентаризацию. Конечно, это не означает, что такие предприятия не имеют права составлять финансовую отчетность или такая финотчетность автоматически будет недостоверной. Просто бухгалтерам таких предприятий следует учесть, что одним из основных принципов бухгалтерского учета и финансовой отчетности является осмотрительность (ст. 4 Закона о бухучете). То есть в бухгалтерском учете следует применять методы оценки, которые должны предотвращать:

• занижение оценки обязательств и расходов;

• завышение оценки активов и доходов предприятия.

 

Инвентаризационные комиссии

Для обеспечения инвентаризационного процесса на каждом предприятии нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Ее возглавляет руководитель предприятия или его заместитель. В состав этой комиссии нужно включить руководителей структурных подразделений и главного бухгалтера. Такая комиссия работает на предприятии круглогодично и выполняет преимущественно организационные, регулировочные и контрольные функции (п.п. 11.3 Инструкции № 69).

На предприятиях с большим объемом инвентаризационных работ можно создавать рабочие инвентаризационные комиссии, которые проводят инвентаризацию ТМЦ в местах хранения и производства. Их функции описаны в п.п. 11.4 Инструкции № 69. Если на предприятии не созданы такие комиссии (это характерно для небольших предприятий), то их функции выполняет постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Минфин в своем письме от 27.05.14 г. № 31-08410-07-29/12918 (см. «БН», 2014, № 43, с. 7) сообщил, что в случае, когда в штате предприятия имеется только один работник — директор, то инвентаризационная комиссия может состоять из одного человека (директора). Кроме того, не запрещено включать в состав инвентаризационной комиссии лиц, привлеченных для этого по гражданско-правовому договору.

 

Приказ об инвентаризации

Для проведения инвентаризации руководитель предприятия должен издать приказ о ее проведении. В таком документе указываются: дата, на которую проводится инвентаризация, сроки ее проведения, виды инвентаризируемых активов и обязательств. Как правило, в нем утверждается и состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Обратите внимание! Сроки и порядок проведения инвентаризации можно установить в приказе об учетной политике. В таком случае издавать приказ о проведении ежегодной инвентаризации не нужно. Приказом руководителя может назначаться только состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Инвентаризация должна проводиться полным составом инвентаризационной комиссии и в присутствии МОЛ (кассира, заведующего складом и т. п.). Без МОЛ инвентаризация возможна только в случае его смерти, болезни и т. п. Отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии является основанием для признания недействительными результатов инвентаризации. Следовательно, если член инвентаризационной комиссии отсутствует, например, в связи с болезнью, командировкой или мобилизацией, то руководитель предприятия должен заменить его. Для этого нужно издать приказ об утверждении нового состава такой комиссии.

 

Подготовка к инвентаризации

О проведении плановой инвентаризации нужно заранее преду­предить МОЛ, которые должны подготовить ТМЦ к инвентаризации: сгруппировать, рассортировать и разложить по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета (п. 8 Инструкции № 69). Если проводится внезапная инвентаризация, такая сортировка ТМЦ проводится в присутствии инвентаризационной комиссии.

До начала проверки инвентаризационная комиссия должна получить от МОЛ последние отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств с приложением всех приходных и расходных документов. Также нужно взять расписки от МОЛ в том, что на начало инвентаризации:

• все расходные и приходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии;

• все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны.

Аналогичные расписки нужно получить от лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение или доверенность на получение ценностей.

Нюанс! Если форма документа, которым оформляется результат инвентаризации, содержит такую расписку, то оформлять ее как отдельный документ нет необходимости. Например, Инвентаризационная опись основных средств, приведенная в постановлении № 241.

До дня окончания снятия фактических остатков бухгалтерия предприятия должна закончить обработку всех документов по приходу и расходу ценностей, сделать соответствующие записи в регистрах аналитического учета и вывести остатки на день инвентаризации.

Как правило, сначала бухгалтерия составляет инвентаризационные описи материальных ценностей предприятия в разрезе МОЛ и мест хранения, а уже затем инвентаризационная комиссия проверяет их наличие по инвентарным номерам и наименованиям.

Инвентаризации подлежит все имущество предприятия, числящееся у него на балансе, независимо от его местонахождения. Согласно п.п. «а» п. 7 Инструкции № 69 проверяется фактическое наличие: основных средств (ОС); нематериальных активов; ТМЦ; денежных средств; ценных бумаг и других денежных документов; незавершенного производства.

Кроме того, при инвентаризации необходимо проверить, насколько реальна стоимость указанных выше объектов учета, а также финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, расходов будущих периодов, обеспечений и резервов следующих расходов и платежей (п.п. «д» п. 7 Инструкции № 69).

Комиссия выявляет ТМЦ, которые частично утратили свое первичное качество, не пригодные для использования в хозяйственной деятельности (испорчены, просрочены или не пригодны к эксплуатации). Все эти данные находят отражение в соответствующих инвентаризационных описях.

Обратите внимание! Также нужно проинвентаризировать ТМЦ и другие виды имущества, не принадлежащие предприятию: значатся в бухгалтерском учете на забалансовых счетах (имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованные основные средства, сырье и материалы, поступившие для переработки).

Инвентаризацию проводят отдельно по местонахождению ценностей и по каждому МОЛ, на хранении у которого находятся эти ценности.

Для наглядности изобразим действия, которые нужно выполнить при подготовке к инвентаризации, на рис. 1.

 

img 1

Рис. 1. Подготовка к инвентаризации

 

Особенности инвентаризации некоторых объектов

 

Основные средства

После выполнения подготовительных процедур инвентаризационная комиссия проверяет фактическое наличие объектов ОС и осматривает каждый объект.

Если выявлены объекты, которые не значатся в учете или в отношении них указаны неправильные данные, то в инвентаризационную опись вносят такие объекты (сведения). При этом инвентаризационная комиссия обязана выяснить, когда и по чьему распоряжению возведены (приобретены) выявленные инвентаризацией неучтенные объекты, куда списаны расходы на их возведение (приобретение), и отразить это в протоколе.

При выявлении пригодных для использования объектов ОС, остаточная стоимость которых равняется нулю, инвентаризационная комиссия оформляет предложения по их переоценке — определению их справедливой и ликвидационной стоимости (пп. 16 и 17 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Обратите внимание! Чтобы по всем правилам провести переоценку ОС для целей бухгалтерского учета, нужно привлечь специалиста-оценщика (ст. 7 Закона об оценке). В то же время признание активом объектов ОС, выявленных в ходе инвентаризации, на которые отсутствуют приходные документы, и его оценка не являются переоценкой. Поэтому привлекать сторонних специалистов (соответственно, оплачивать их услуги) «обычным» (не бюджетным) предприятиям не обязательно.

Описи арендованных объектов составляются отдельно по каждому арендодателю (п. 5 Инструкции № 69). В них, кроме установленных сведений, указывается также наименование арендодателя и срок аренды. Один экземпляр такой описи направляют (передают) арендодателю.

На ОС, которые не пригодны к эксплуатации и не подлежат восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельные инвентаризационные описи. В них указывают время ввода объекта в эксплуатацию и причины, которые привели к негодности этих объектов (порча, полный износ и т. п.).

 

Нематериальные активы (НА)

Инвентаризация НА и оформление ее результатов происходят в общем порядке, установленном Инструкцией № 69 (п. 7.1 Методрекомендаций № 1327).

При инвентаризации объектов НА их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или дополнительно по документам, которыми оформлены (т. е. подтверждаются) соответствующие права. В частности, с целью идентификации объектов нематериальных активов инвентаризационная комиссия убеждается в наличии и действительности документов, удостоверяющих правомерность приобретения прав собственности, прав использования объектов интеллектуальной собственности, — патентов, свидетельств, дипломов, лицензий, договоров и т. п.

В Инвентаризационную опись (ф. № НА-4, утвержденная приказом № 732) вносят объекты НА, идентифицированные (выявленные) в ходе инвентаризации.

Кроме того, в ходе инвентаризации выясняют, отвечают ли имеющиеся активы критериям отнесения к НА, установленным П(С)БУ 8 «Нематериальные активы», а также оценивают фактическое состояние инвентаризируемых объектов (пригодны к дальнейшему использованию или нет). НА, которые не пригодны к дальнейшему использованию в хозяйственном обороте и не отвечают требованиям П(С)БУ 8, подлежат списанию с баланса на основании оформленного Акта выбытия (ликвидации) объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-3).

 

ТМЦ

При инвентаризации ТМЦ их перевешивают, обмеривают, подсчитывают в порядке размещения ценностей, не допуская беспорядочного перехода комиссии от одного вида ценностей к другому (п. 11.8 Инструкции № 69).

Если ТМЦ хранятся в разных изолированных помещениях у одного МОЛ, то инвентаризацию проводят последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывают и комиссия переходит в следующее помещение.

Инвентаризационные описи составляют отдельно на ТМЦ:

• находящиеся в пути;

• не оплаченные в срок покупателями отгруженные товары и ценности;

• находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке).

Количество ТМЦ, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части таких ТМЦ.

На приходных документах на ТМЦ, поступившие в ходе инвентаризации, МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии за подписью ее председателя делает отметку «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, где записаны эти ценности. Такую же отметку ставят и на расходных документах о ТМЦ, отпущенных по склада в ходе инвентаризации. Они заносятся в отдельную опись.

Допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных в индивидуальное пользование работников, с указанием в них ответственных за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их росписью в описи.

 

Расчеты

При инвентаризации расчетов предприятия-кредиторы должны передать выписки всем дебиторам об их задолженности. Эти выписки предъявляют инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности задолженности.

Предприятия-дебиторы обязаны в течение 10 дней со дня получения выписок подтвердить задолженность или заявить свои возражения.

На суммы задолженности поставщиков по неотфактурированным поставкам после их проверки бухгалтерия должна потребовать от поставщиков расчетно-платежные документы. Поставщики обязаны предоставить покупателям такие документы или сообщить причины их непредоставления или об отсутствии такой задолженности.

В результате такой сверки на счетах учета расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, другими дебиторами и кредиторами должны оставаться исключительно согласованные суммы.

В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались невыясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, которые следуют из записей в бухгалтерском учете и признаются ею правильными.

Заинтересованная сторона обязана передать материалы о расхождениях на решение соответствующих органов (в суд).

К акту инвентаризации расчетов прилагаются справка о дебиторской и кредиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, с указанием лиц, виновных в том, что срок исковой давности задолженности истек, а также названия и адреса дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности.

 

Наличка

Инвентаризацию кассы инвентаризационная комиссия проводит в такой последовательности:

• сначала записывает последние номера приходного и расходного кассовых ордеров;

• подсчитывает фактическое наличие в кассе наличных средств (путем полного их покупюрно-помонетного пересчета), денежных документов, ценных бумаг и т. п.;

• проверяет правильность оприходования и списания наличных средств, а также оформления денежных документов;

• сравнивает фактическое наличие наличных средств, денежных документов, ценных бумаг и т. п. с данными бухгалтерского учета (по кассовой книге). Если предприятие применяет РРО, то сумму имеющейся наличности сравнивают с суммой, указанной в дневном Х-отчете РРО (в расчетных книжках и Книге учета расчетных операций);

• оформляет Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств.

Наличность, хранящаяся в кассе, но не подтвержденная кассовыми документами, считается излишком (п. 4.10 Положения № 637). Если при инвентаризации комиссией выявлено, что наличных средств в кассе хранится меньше, чем по учетным данным, то такая ситуация расценивается как недостача.

По результатам инвентаризации кассы составляют Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств (приложение 7 к Положению № 637) в двух экземплярах. Выявленные недостачи или излишки средств (ценностей) в кассе комиссия отражает в таком Акте и выясняет обстоятельства их возникновения.

Для этого материально ответственное лицо дает письменные объяснения причин, в результате которых возникли недостачи или излишки. Также в Акт заносится решение по этому поводу, принятое руководителем предприятия.

 

Оформляем результаты инвентаризации

 

Инвентаризационные документы

Во время инвентаризации комиссия составляет документы, в которых отражаются имеющиеся ценности (инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости и т. п.). Инструкция № 69 не устанавливает типовые формы описей и сличительных ведомостей. Для некоторых ценностей формы инвентаризационных документов установлены в отдельных нормативных актах.

Например, для наличности форма акта утверждена в приложении 7 к Положению № 637. Если же таких форм нет, предприятие может разработать свои формы (с учетом требований ст. 9 Закона о бухучете) или воспользоваться формами, утвержденными постановлением № 241. Несмотря на то что постановление № 241 было принято еще во времена СССР, его положения продолжают действовать и поныне. Ведь, как предусмотрено постановлением Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-ХII, до принятия соответствующих актов законодательства Украины применяются акты законодательства Союза ССР.

Кстати, на правомерность применения субъектами хозяйствования типовых форм первичной документации, утвержденных постановлением № 241, обращал внимание и Госкомстат в письме от 30.01.03 г. № 03-04-05/18. К тому же применять упомянутые типовые формы первичной учетной документации до утверждения новых предписывает также п. 13 Положения № 158.

Перечень инвентаризационных документов с кратким описанием особенностей их составления мы привели в таблице на с. 45.

Обратите внимание! В конце инвентаризационной описи МОЛ дают расписку, подтверждающую проверку комиссией ценностей в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленных в описи ценностей на ответственное хранение.

Если в инвентаризационной описи выявлена ошибка, то ее исправляют во всех экземплярах этого документа. При этом неправильные записи зачеркивают и проставляют над ними правильные данные. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и МОЛ.

Порядок составления и рассмотрения инвентаризационных документов приведен на рис. 2 (с. 45).

Примеры заполнения документов, которые чаще всего заполняют при инвентаризации, вы можете найти в «БН», 2013, № 43, с. 19.

 

img 2

Рис. 2. Порядок рассмотрения и утверждения инвентаризационных документов

 

Инвентаризационные документы

Инвентаризационный документ

Особенности заполнения

1

2

Основные средства, другие необоротные материальные активы (НМА) и нематериальные активы (НА)

Инвентаризационная опись основных средств (ф. № інв-1)

Объект инвентаризации — ОС:

• здания, сооружения и другие нежвижимые объекты ОС (один раз в 3 года);

• библиотечные фонды (один раз в 5 лет или ежегодно с охватом инвентаризацией не менее 20 % единиц библиотечного фонда);

• ОС и другие НМА, кроме вышеназванных (обязательно один раз в год)

Составляется в одном экземпляре отдельно по каждому местонахождению ценностей и должностному лицу, ответственному за сохранность ОС. На арендованные ОС составляется отдельная опись

Инвентаризационная опись объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов (ф. № НА-4)

Форму, утвержденную приказом МФУ от 22.11.04 г. № 732, можно применять для инвентаризации всех НА, а не только для прав интеллектуальной собственности.

Составляется в одном экземпляре по каждому местонахождению объектов права интеллектуальной собственности (НА) и каждому лицу, ответственному за использование этого объекта. В инвентаризационную опись включается каждый отдельный объект

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (ф. № інв-18)

Составляется бухгалтерией в одном экземпляре для отражения результатов инвентаризации ОС, других НМА и НА, по которым выявлено отклонение от учетных данных.

К ней приобщают объяснения лиц, ответственных за использование и хранение

Товарно-материальные ценности

Инвентаризационная опись (типовая ф. № М-21) или Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ф. № інв-3)

Составляется в одном экземпляре на ТМЦ(1), находящиеся на предприятии.

Форму № інв-3 применяют в части, не противоречащей типовой форме № М-21 (письмо Госкомстата от 15.07.10 г. № 14/2-18/72).

Не применяется для инвентаризации:

• ТМЦ, принятых (сданных) на ответственное хранение, материалов и товаров, находящихся в пути (применяют отдельные ф. № інв-5 и ф. № інв-6);

• драгоценных металлов, камней и изделий из них, в том числе имеющихся в отходах и ломе (применяют ф. № інв-8, ф. № 8а и № 9).

Торговые предприятия для инвентаризации товаров, тары могут применять типовые формы № інв-12 (для оптовой торговли) и № інв-13 (для розничной торговли) и соответствующие им сличительные ведомости типовых форм № інв-20 и № інв-21, утвержденные приказом ЦСУ СССР от 10.06.76 г. № 453. Предприятия общественного питания могут отражать остатки продуктов и полуфабрикатов в описи типовой формы № інв-14, утвержденной этим же приказом

Инвентаризационный ярлык (ф. № інв-2)

Используется, если отсутствует возможность для инвентаризационной комиссии сразу осуществить подсчет ТМЦ и записать их в инвентаризационную опись. Заполняется в одном экземпляре и хранится вместе с перечисленными ТМЦ по их местонахождению. Данные используются для заполнения формы № М-21 (№ інв-3)

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение (ф. № інв-5)

Составляется в одном экземпляре на ТМЦ, которые находятся на складах других предприятий или приняты от других предприятий и хранятся на нашем предприятии: на ответственном хранении, на комиссии, в переработке

Акт инвентаризации материалов и товаров, находящихся в пути (ф. № інв-6)

Составляется в одном экземпляре на ТМЦ, находящиеся в пути (например, перемещаются внутри одного предприятия с одного склада на другой)

Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них

(ф. № інв-8)

Инвентаризацию проводят два раза в год — на 1 января и на 1 июля.

Составляется в двух экземплярах, подписывается и передается в бухгалтерию

Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и других изделиях

(ф. № інв-8а)

Инвентаризацию проводят два раза в год — на 1 января и на 1 июля.

Составляется в двух экземплярах, подписывается и передается в бухгалтерию

Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них (ф. № інв-9)

Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № інв-19)

Составляется бухгалтерией в одном экземпляре для отражения результатов инвентаризации ТМЦ, по которым выявлено отклонение от учетных данных.

К ней приобщают объяснения лиц, ответственных за использование и хранение ТМЦ

Касса

Акт о результатах инвентаризации имеющихся средств

(приложение 7 к Положению № 637)

При инвентаризации проводится покупюрный пересчет всех наличных средств и проверка других ценностей, хранящихся в кассе.

При автоматизированном ведении кассовой книги нужно осуществлять проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

В случае применения регистраторов расчетных операций сверяется сумма наличности на месте, проведение кассиром расчетов с суммой, указанной в отчете регистратора расчетных операций (в расчетных книжках и Книге учета расчетных операций).

Периодичность проведения устанавливается руководителем

Составляется в двух экземплярах, их подписывают члены инвентаризационной комиссии и МОЛ (кассир). Один экземпляр акта передается в бухгалтерию предприятия, второй остается у МОЛ. При изменении МОЛ акт составляется в трех экземплярах (для МОЛ, сдавшего ценности, МОЛ, принявшего ценности, а также бухгалтерии)

Бланки строгого учета

Инвентаризационная опись ценностей и бланков документов строгой отчетности (ф. № інв-16)

Составляется в двух экземплярах, подписывается инвентаризационной комиссией и МОЛ.

Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, второй остается у МОЛ

Расчеты

Акт сверки расчетов (в произвольной форме)

Составляется стороной, инициирующей проведение сверки расчетов, руководствуясь п.п. 11.11 Инструкции № 69.

Этот документ не является первичным документом, потому по его данным не осуществляют записи в бухгалтерском и налоговом учете.

Дебитор обязан вернуть акт в течение 10 дней со дня его получения подписанным с подтверждением задолженности или с аргументированными возражениями (п.п. «а» п.п. 11.11 Инструкции № 69)

Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к ф. № інв-17)

Составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета на основании актов сверки расчетов

Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № інв-17)

Составляется в одном экземпляре на основании Справок (приложение к ф. № інв-17). Акт сверки расчетов вместе с Актом инвентаризации расчетов после решения собственника (руководителя) предприятия о регулировании расхождений в данных о задолженности в соответствии со ст. 9 Закона о бухучете является основанием для отражения суммы задолженности в бухгалтерском учете в составе текущей, сомнительной, безнадежной задолженности и других операционных доходов (письмо МФУ от 18.09.07 г. № 31-34000-10-10/18896)

Расходы будущих периодов и обеспечение будущих расходов и платежей

Акт инвентаризации расходов будущих периодов (ф. № інв-11)

Объект инвентаризации — расходы будущих периодов, которые учитываются в бухучете на счете 39 (расходы, связанные с подготовительными к производству работами в сезонных отраслях промышленности; с освоением новых производств и агрегатов; уплаченные авансом арендные платежи; оплата страхового полиса, оплата торгового патента; подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания и т. п.)

Составляется в одном экземпляре

Акт инвентаризации обеспечения будущих расходов и платежей (в произвольной форме)

Объект инвентаризации — сумма созданных обеспечений (на оплату отпусков работникам; дополнительное пенсионное обеспечение; выполнение гарантийных обязательств; реструктуризацию, выполнение обязательств в случае прекращения деятельности; выполнение обязательств по обременительным контрактам и т. п.).

Форму акта следует разработать самостоятельно, можно взять за основу ф. № інв-11.

Остаток обеспечения пересматривается на каждую дату баланса и, при необходимости, корректируется — увеличивается либо уменьшается (п. 18 П(С)БУ 11)

Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию

Незавершенный ремонт ОС и НЗП

Акт инвентаризации незавершенных ремонтов основных средств (ф. № інв-10)

Составляется в одном экземпляре, подписывается и передается в бухгалтерию.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации ф. № інв-10 комиссии выдают с заполненными графами 1 — 6, 8 и 9. Комиссия на основании проверки состояния работ в натуре заполняет графу 7.

Эта форма применяется для ремонтов, отражаемых на счетах 15 и 23. То есть для «капитальных» ремонтов ОС (улучшение, переоборудование, модернизация) и ремонтов, производимых производственным методом

Акт инвентаризации НЗП (в произвольной форме) или Инвентаризационная опись НЗП (типовая форма № інв-7)

Отражают фактическое наличие запасов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, которые находились в производстве. ТМЦ, не подвергавшихся обработке, отражают в типовой форме № М-21 (№ інв-3)

Составляется в одном экземпляре по каждому цеху, подписывается и передается в бухгалтерию

(1) Для инвентаризации нефти и нефтепродуктов совместным приказом Минтопливэнерго, Минэкономики, Минтранса и Гостехрегулирования от 20.05.08 г. № 281/171/578/155 разработаны свои формы документов, которыми оформляют инвентаризацию: для предприятий — ф. № 24-НП, для АЗС — ф. № 25-НП, для судов — ф. № 26-НП, относительно нефтепродуктов, не принадлежащих предприятию, — ф. № 30-НП, сличительная ведомость результатов инвентаризации — ф. № 27-НП. Инвентаризацию нефти и нефтепродуктов проводят ежемесячно.

 

Выводы

  • Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября, предприятия обязаны провести инвентаризацию активов и обязательств.

  • Проводят инвентаризацию только полным составом специально созданных рабочих инвентаризационных комиссий или постоянно действующей инвентаризационной комиссии и исключительно в присутствии МОЛ.

  • Инвентаризационная комиссия составляет (заполняет) инвентаризационные описи проверенных ценностей. Если «современные» формы таких документов не утверждены, то можно использовать формы, утвержденные еще во времена СССР постановлением № 241.

  • В протоколе инвентаризационной комиссии приводят предложения по регулированию выявленных недостач и потерь от порчи ценностей, а также зачетов по пересортице.

  • После утверждения протокола руководителем предприятия бухгалтерия отражает результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете.

Документы и сокращения Темы

Порядок № 419 — Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Порядок № 732 — Порядок применения типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденный приказом Минфина Украины от 22.11.04 г. № 732.

Положение № 158 — Положение об инвентаризации имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденное постановлением КМУ от 02.03.93 г. № 158.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Инструкция № 69 — Инструкция об инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Минфина Украины от 11.08.94 г. № 69.

Инструкция № 1230 — Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, в редакции, утвержденной приказом Минфина Украины от 28.11.12 г. № 1230.

Инструкция № 281 — Инструкция о порядке приема, транспортировки, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на предприятиях и в организациях Украины, утвержденная совместным приказом Минтоплив- энерго, Минэкономики, Минтранса и Госпотребстандарта от 20.05.08 г. № 281/171/578/155.

Методрекомендации № 1327 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина Украины от 16.11.09 г. № 1327.

Постановление № 241 — постановление Госкомстата СССР «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241.

МОЛ — материально ответственное лицо.

НЗП — незавершенное производство.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

ОС — основное средство.

НА — нематериальные активы.

НМА — необоротные материальные активы.

n.shpakovich@id.factor.ua

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц