(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 43
  • № 41
  • № 40
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
19/25
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Октябрь , 2014/№ 42

Сайт предпринимателя — реклама партнеров: оформляем, выбираем коды КВЭД, отражаем в Книге УДР

http://tinyurl.com/y69rkmtx
Наличие сайта — это своего рода визитная карточка предпринимателя, подтверждающая его статус и успешность. Кроме того, торговля через Интернет позволяет увеличить количество клиентов в разы. Вместе с тем нормативная база, касающаяся интернет-ресурсов, хромает на обе ноги, поэтому в процессе использования сайтов возникает масса вопросов. Сегодня мы поговорим о размещении на своем сайте рекламы по заказу партнеров: как это оформить, какие коды КВЭД выбрать, как отразить в Книге УДР.

Хозяин сайта — единоналожник группы 2

Прежде чем разместить на своем сайте рекламу под заказ партнеров, нужно очень внимательно выбрать нужный вид деятельности. Особенно это касается единоналожников группы 2.

Есть ли подводные камни в данной ситуации? Да. О них — подробнее.

Согласно пункту 291.4 НКУ единоналожники группы 2 могут предоставлять услуги только населению (детальнее — в «БН», 2014, № 41, с. 43) и другим единоналожникам. Что же касается общесистемщиков (предпринимателей и юрлиц), то им услуги предоставлять нельзя, а размещение рекламы — это, разумеется, услуга.

Как же быть? Понятно, что не хочется терять потенциальных рекламодателей только по той простой причине, что они — не единоналожники.

В данной ситуации не обойтись без дружественного предпринимателя (единоналожника группы 3 или 5). Именно через него и придется работать, так как он вправе свободно сотрудничать с общесистемщиками. Рассмотрим возможные схемы, чтобы уберечь предпринимателя от ошибочных шагов и подсказать верный путь.

1. Комиссионер.

Сразу хотим вас предупредить: договор комиссии в данном случае — весьма рискованный вариант. Почему?

Начнем с прямой комиссии. Представьте, что вы заключили договор комиссии с единоналожником группы 3 (5), он нашел для вас клиента (общесистемщика) и вы разместили его рекламу у себя на сайте. Несмотря на то, что договор на размещение рекламы комиссионер заключал от своего имени, оплату за эти услуги он перечислил вам (см. рис. 1).

 

 

Рис. 1. Прямая комиссия
(договор комиссии между единоналожниками)

 

Кроме того, вы как комитент в любом случае знаете, какого клиента нашел вам комиссионер. То есть тот факт, что рекламодатель — общесистемщик, вам известен. А значит, чтобы оставаться в группе 2, вам нельзя размещать на своем сайте его рекламу.

Возможна и другая схема — комиссия в обратном порядке. То есть договор комиссии заключает общесистемщик с единоналожником группы 3 (5) (рис. 2 на с. 34).

 

Рис. 2. Обратная комиссия
(договор комиссии между общесистемщиком и единоналожником группы 3)

В этом случае все формальности соблюдены. Договор на размещение рекламы вы заключаете с единоналожником группы 3 (5)*. О том, кто является заказчиком услуг, он вас не обязан уведомлять, так как работает по договору комиссии не с вами, а с общесистемщиком.

Но даже если вы выясните, что:

• заказчиком рекламы является общесистемщик (в случае с рекламой это довольно просто сделать),

• или оплата за рекламу поступила не от единоналожника-комиссионера, а от комитента-общесистемщика, — то вы не лишитесь права работать на упрощенной системе в группе 2.

Такой вывод можно сделать из консультации, размещенной в категории 107.01 ЗІР ГФСУ, где говорится следующее:

«Если физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога второй группы предоставляет услуги в соответствии с договором, которым определено, что заказчиком является физическое лицо, подписывающее акт выполненных работ, но стоимость выполненных услуг для физического лица оплачивает юридическое лицо, не являющееся плательщиком единого налога, то такой предприниматель имеет право выбрать вторую группу плательщика единого налога.»

И хотя в данной консультации речь идет о заказчике-физлице, выводы ее вполне справедливы и для ситуации, когда заказчиком выступает единоналожник (к примеру, комиссионер).

И все же, есть вероятность того, что налоговики на местах могут возражать против таких отношений и попытаются выгнать единоналожника из группы 2.

Кроме того, на практике непросто будет найти общесистемщика, который бы согласился на эту схему. Разве что привлечь его низкой ценой, поскольку ему гораздо проще разместить свою рекламу напрямую, без участия комиссионера.

Ну и еще один минус: комиссионеру-единоналожнику придется включить в выручку всю оплату за рекламу и уплатить с нее единый налог (подробнее об этом еще поговорим).

Итак, отношения комиссии не очень удобны. Но если вы все же решите их выбрать, то оформляются они обычным договором комиссии. А виды деятельности по КВЭД 2010 таковы:

 

Коды КВЭД при комиссии

Единоналожник группы 2

Единоналожник группы 3 (5)

код 58.19 «Прочие виды издательской деятельности» (включает публикацию рекламной продукции, в том числе в электронном виде); 

код 73.11 «Рекламные агентства» (включает создание и размещение рекламной продукции в Интернете)

код 73.12 «Посредничество в размещении рекламы в средствах массовой информации»

 

2. Сдача места на сайте в аренду через посредника.

Следующая схема, которую мы рассмотрим, — это арендные отношения. Итак, единоналожник группы 2 сдает в аренду единоналожнику группы 3 (5) место на сайте. Ну а арендатор — пересдает его в суб­аренду третьим лицам (рис. 3).

 

Рис. 3. Различные варианты действий в рамках схемы «сдать в аренду место на сайте»


Теперь давайте разберемся с кодами КВЭД, которые подойдут для такой деятельности.

Обратите внимание. Не используйте в договорах формулировку «лизинг имущественных прав» и не указывайте КВЭД 77.40* в регистрационных документах.

* 77.40 «Лизинг интеллектуальной собственности и подобных продуктов, кроме произведений, защищенных авторскими правами».

Дело в том, что вознаграждение, полученное единоналожником по такому лизингу (роялти), не облагается единым налогом (пункт 292.1, подпункт 164.2.3 НКУ). С суммы роялти налоговый агент обязан удержать НДФЛ в размере 15 % (как при налогообложении зарплаты). А это единоналожникам ни к чему.

 

Коды КВЭД при аренде места на сайте

Единоналожник группы 2

Единоналожник группы 3 (5)

Такой вид деятельности, как сдача в аренду места на сайте, в КВЭД 2010 не указан.

На наш взгляд, ближе всего для этой деятельности подходит код 63.11 «Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность».

По крайней мере, при сдаче в аренду целого сайта используют именно этот вид деятельности

Если предприниматель заключает с заказчиками договоры на размещение рекламы, то ему стоит выбрать код 73.12 «Посредничество в размещении рекламы в средствах массовой информации».

Указываем именно посредничество (а не код 73.11), так как сайт, на котором размещается реклама, все-таки не собственный, а арендованный.

Если же предприниматель просто предоставляет места в субаренду тем, кто хочет разместить там рекламу (или что-то еще), то использовать код 63.11 как-то нелогично. Впрочем, ничего другого, что было бы напрямую связано с субарендой сайтов, КВЭД 2010 не предлагает.

Возможно, здесь бы подошел код 77.40, но мы уже говорили, что он связан с роялти, а их лучше избегать.

В таком случае не остается ничего другого, как выбрать все виды деятельности, связанные с сайтами и Интернетом. А это всего лишь два кода: 63.11 и 63.12 «Веб-порталы»

 

3. Продажа места на сайте посреднику.

В связи с тем что с арендой сайта возникают некоторые трудности с пониманием того, к какому коду КВЭД ее отнести, у предпринимателя может возникнуть идея продать место на сайте потенциальному рекламодателю*, и пусть он дальше делает с ним что хочет.

* Напоминаем, что единоналожники группы 2 могут продавать общесистемщикам товары. Запрет распространяется только на предоставление услуг (и аренду).

Однако на практике такая идея вряд ли может быть реализована. Так, чтобы что-то продать, нужно:

1) иметь право собственности на это;

2) каким-то образом очертить границы продаваемой вещи.

Допустим, на сайт право собственности есть. Но как быть с частью сайта? Как ее выделить, чтобы продать? И тут еще такая специфика: место на сайте нельзя продать само по себе, как бигборд, к примеру. Продать и забыть о нем. Нет. Чтобы размещать там информацию и обновлять ее, нужно иметь доступ к сайту.

То есть либо покупатель должен иметь постоянный доступ к сайту (а это вряд ли понравится владельцу сайта), либо продавец должен предоставлять ему услуги по обновлению информации, поддержанию сайта в работоспособном состоянии и т. п. И вот снова возвращаемся к тому, с чего начали: единоналожник → услуги → общесистемщик → запрет.

Таким образом, продажа места на сайте, даже если бы и была возможна (что очень сомнительно, так как место на сайте неотделимо от самого сайта), не избавит нас от главной проблемы: разместить рекламу общесистемщика и не «вылететь» со второй группы «упрощенки».

Итак, единственным приемлемым вариантом на сегодня остается аренда места на сайте.

 

Хозяин сайта — единоналожник группы 3 (5)

Если собственником сайта является единоналожник группы 3 (5), то он может смело размещать на своем сайте рекламу под заказ от любых клиентов (в том числе зарубежных**). Этим упрощенцам не запрещается работать с общесистемщиками, в частности, предоставлять им услуги.

** Для этого даже не надо регистрироваться на таможне и оформлять карточку субъекта ВЭД. Главное — иметь письменный договор на предоставление рекламных услуг, акт выполненных работ и вовремя получить оплату (90 календарных дней с момента размещения рекламы).

Единственное, о чем нужно помнить: избегайте формулировок, связанных с лизингом имущественных прав, чтобы не столкнуться с роялти.

Рекомендуемые коды КВЭД для такого предпринимателя:

58.19 «Прочие виды издательской деятельности» (включает пуб­ликацию рекламной продукции, в том числе в электронном виде);

73.11 «Рекламные агентства» (включает создание и размещение рекламной продукции в Интернете).

 

Хозяин сайта — общесистемщик

В случае, когда владельцем сайта является общесистемщик, он может свободно размещать на своем ресурсе рекламу от любых заказчиков. Точно так же, как и единоналожник группы 3 (5), о чем мы писали выше. Коды КВЭД те же.

 

Как заполнять Книгу УДР

У собственника сайта. Начнем с единоналожников (неважно, какая группа: 2, 3 или 5). Запись о доходе в Книге УДР осуществляется в момент получения оплаты:

за размещение рекламы, если вы размещаете рекламу непосредственно под заказ рекламодателя или под заказ его комиссионера (схема «обратная комиссия»);

за аренду места на сайте, если вы сдаете его в аренду.

В любом случае общее правило неизменно: получили деньги (наличные или безналичные) — отразили доход.

Что же касается общесистемщиков, то в Книге УДР они указывают не только доходы, но и расходы. Для этого им нужно руководствоваться следующими правилами:

1) доход записывать в момент получения оплаты за размещение рекламы;

2) расходы на размещение рекламы (например, разработка дизайна с привлечением сторонних организаций и т. п.) записывать в Книгу УДР в момент оплаты денежных средств.

У единоналожника-посредника. Как мы уже выяснили, для размещения рекламы на сайте посредники нужны только единоналожникам группы 2. И все же, нужно разобраться, как посреднику заполнять свою Книгу УДР.

Итак, единоналожнику группы 3 (5) (посреднику) придется включить в свой доход:

не только комиссионное вознаграждение, но и всю транзитную выручку, полученную от общесистемщика-комитента для передачи ее единоналожнику группы 2*. Это, если используется схема «обратная комиссия».

* Налоговики уже очень давно придерживаются мнения о том, что доходом единоналожника является вся сумма средств, полученная им по договору комиссии (категория 107.04 ЗІР ГФСУ). То есть даже те деньги, которые проходят через него «транзитом», нужно включить в доход и уплатить с них единый налог. Это мнение налоговиков можно оспаривать, но только в суде.

Избежать этого можно, если общесистемщик переведет деньги за рекламу сразу на счет единоналожника группы 2, минуя комиссионера. Но это уже может насторожить налоговиков, так как единоналожник группы 2 не должен получать оплату за услуги от общесистемщика. И все же, формально договор услуг заключен с посредником-единоналожником, а оплату может осуществлять кто угодно. Поэтому, как мы уже говорили, теоретически налоговики к этому цепляться не должны, но на практике может быть иначе;

плату за размещение рекламы, полученную от общесистемщика. Это, если используется схема «аренда». Разумеется, расходы на аренду рекламного места не уменьшат выручку единоналожника, с которой уплачивается единый налог**.

** Расходы уменьшают выручку только при работе на общей системе налогообложения. На единоналожников это правило, к сожалению, не распространяется.

Таким образом, чтобы привлечь к сотрудничеству посредника, единоналожнику группы 2 придется договариваться с ним о возмещении расходов по уплате единого налога с «транзитных» сумм либо заинтересовать своего партнера как-то иначе.

 

Выводы

  • Размещать рекламу на собственном сайте по заказу любых рекламодателей могут общесистемщики и единоналожники группы 3 или 5.

  • Что касается единоналожников группы 2, то им запрещено предоставлять услуги общесистемщикам (в том числе размещать их рекламу). Соблюсти этот запрет можно с помощью посредника (единоналожника группы 3 или 5). При этом возможны два варианта отношений:
    1) единоналожник группы 2 сдает в аренду место на сайте посреднику, а тот, в свою очередь, либо размещает на нем рекламу под заказ любых клиентов, либо пересдает его в субаренду тем же рекламодателям;
    2) посредник заключает с рекламодателями договоры комиссии и покупает для них услуги по размещению рекламы у единоналожника группы 2. При этом договор на размещение рекламы он заключает от своего имени. Так что единоналожник группы 2 напрямую не контактирует с общесистемщиками.

  • В любом из этих вариантов посреднику придется уплачивать единый налог с сумм, которые будут проходить через него транзитом для оплаты рекламы.

Документы статьи

КВЭД 2010  Национальный классификатор Украины «Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010», утвержденный приказом Госпотребстандарта от 11.10.10 г. № 457.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
сайт, реклама добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье