Перепрофилирование предприятия: как организовать и отразить в учете

В избранном В избранное
Печать
Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Бухгалтерская неделя Сентябрь, 2014/№ 38
Ситуация на рынке сейчас мало кого радует. При таких условиях многие производственные предприятия вынужденно задумываются о перепрофилировании. Самые распространенные варианты — это сдача производственных мощностей в аренду и переход на торговлю. О том, как это осуществить, мы расскажем в статье.

Перепрофилирование — что с работниками?

Под перепрофилированием предприятия понимают, в частности, изменение вида его деятельности. Понятно, что такие мероприятия могут повлечь за собой необходимость замены работников одних профессий другими, а также сокращение штата работников.

Подробно об особенностях увольнения работников в связи с реорганизацией предприятия можно прочитать в статье «Страничка кадровика. Ликбез по увольнению по п. 1 ст. 40 КЗоТ (сокращение штатов, ликвидация)» // «БН», 2013, № 16, с. 27. Сейчас мы лишь заметим, что обычно таких лиц увольняют на основании ч. 1 ст. 40 КЗоТ.

Учтите: в п. 19 Постановления Пленума ВСУ от 06.11.92 г. № 9 было замечено, что при реорганизации предприятия или при его перепрофилировании увольнение согласно п. 1 ст. 40 КЗоТ может иметь место, если это сопровождается сокращением численности или штата работников, изменениями в их составе по должностям, специальности, квалификации, профессиям.

При рассмотрении трудовых споров, связанных с увольнением согласно п. 1 ст. 40 КЗоТ, суды обязаны выяснить:

1) на самом ли деле имели место изменения в организации производства и труде, в частности, перепрофилирование предприятия;

2) соблюдены ли собственником или уполномоченным им органом нормы законодательства, регулирующие высвобождение работника, в частности, есть ли доказательства того, что:

• работник отказался от перевода на другую работу или что собственник или уполномоченный им орган не имел возможности перевести работника с его согласия на другую работу на том же предприятии (ст. 40 КЗоТ);

• работник не пользовался преимущественным правом на оставление на работе (ст. 42 КЗоТ);

• работник был предупрежден за 2 месяца о последующем увольнении (ст. 492 КЗоТ).

Важно: если суд сочтет, что работник был уволен незаконно, его восстановят на работе и предприятию придется за все время вынужденного прогула выплатить ему среднюю зарплату на основании ст. 117 КЗоТ. И поскольку такие прецеденты уже были, то предприятию следует тщательно соблюсти все формальности.

В частности, необходимо иметь документ, который бы подтверждал, что в результате перепрофилирования производства есть необходимость провести сокращение штата работников с увольнением их на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ. Таким документом может быть распоряжение собственника (на частном предприятии), протокол учредительного собрания (в обществе с ограниченной ответственностью) и др.

Кроме того, увольняемых работников об этом необходимо предупредить под роспись за два месяца.

 

Что делать с «ненужным» имуществом?

При перепрофилировании обычно часть имущества (основные средства, запасы и прочее) становится «ненужным». Предприятие в зависимости от конкретных обстоятельств самостоятельно решает, что делать дальше с такими активами. Здесь может быть несколько вариантов.

Вариант 1: имущество продают. Такую операцию отражают в обычном порядке, единственный нюанс — «вынужденная» продажа нередко происходит по сниженным ценам. Смущать это до 01.01.15 г. не должно. Хотя обычные цены по-прежнему актуальны для продажи основных средств, механизма определения обычной цены для неконтролируемых операций сейчас нет. Учитывая же то, что снижение цены вызвано в данном случае объективными факторами, операция подлежит обложению по договорной цене.

Нюанс: необходимость продажи имущества по сниженным ценам желательно документально обосновать, скажем, в приказе о проведении распродажи высвобождаемого имущества в связи с перепрофилированием предприятия.

Важная деталь: с 01.01.15 г. вступят в силу изменения в НКУ, внесенные Законом № 1621 («БН», 2014, № 32, с. 8), согласно которым база обложения НДС будет определяться не ниже цены приобретения товаров/услуг, а база налогообложения операций по поставке необоротных активов не ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бух- учета (в случае отсутствия учета не- оборотных активов — исходя из обычной цены). То есть продать имущество вы сможете по любой цене, а вот налоговые обязательства по НДС придется начислить исходя из покупной (балансовой) стоимости.

Вариант 2: имущество ликвидируют. Особенности проведения ликвидации основных средств мы рассматривали в «БН», 2014, № 29, с. 16, поэтому сейчас на этом моменте останавливаться не будем.

При ликвидации запасов (материалов, товаров, полуфабрикатов) придется начислить налоговые обязательства по НДС на основании абз. «г» п. 198.5 НКУ исходя из стоимости их приобретения (п. 189.1 НКУ). Претендовать на налоговые расходы по такой ликвидации опасно, поскольку доказать здесь связь с хозяйственной деятельностью будет весьма сложно. А вот расходы на утилизацию налоговики разрешают отражать в налоговом учете (см. консультацию в категории 102.07.20 ЗІР ГФСУ).

В целом же с позиции налогового учета запасы выгоднее продать, пусть и за копейки «родственному» лицу.

Пример 1. Предприятие на момент перепрофилирования имело остатки материалов на сумму 10 тыс. грн. Далее было принято решение:

сдать материалы в утиль;

продать материалы за 120 грн.

 

Таблица 1. Отражение в учете операций по ликвидации и продаже материалов

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

Вариант 1 — материалы сданы в утиль

1. Понесены расходы, связанные с утилизацией материалов

949

631, 651, 661, 685

200

200

(стр. 06.4.43 приложения ІВ)

2. Списаны утилизованные материалы

949

209

10000

3. Начислены налоговые обязательства по НДС по условной поставке

949

641

2000

Вариант 2 — материалы проданы

4. Отражен доход от реализации материалов

361

712

120

100

(стр. 02 декларации)

5. Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

20

6. Отражены расходы, связанные с реализацией материалов

943

209

10000

10000 (стр. 05.1 декларации)

7. Получена оплата от покупателя

311

361

120

 

Вариант 3 — «все остается на своих местах». Предприятие, в принципе, может принять решение и о том, что «незадействованное временно» имущество остается на балансе до «лучших времен». Этот вариант предполагает, что в будущем предприятие планирует возобновить деятельность по производству.

Если был избран такой вариант, то следующим шагом должно быть решение о том, выводятся простаивающие основные средства из эксплуатации или нет.

Налоговики настаивают на принятии такого решения (разъяснение в категории 102.09.01 ЗІР ГФСУ), поэтому осторожным плательщикам, не желающим вступать в конфликты с контролирующими органами, лучше оформить приказ о выводе из эксплуатации. Тогда с месяца, следующего за месяцем вывода из эксплуатации, на основные средства не будет начисляться амортизация в бухгалтерском (п. 29 П(С)БУ 7 «Основные средства») и в налоговом учете (п.п. 145.1.2, п. 146.15 НКУ).

В некоторых случаях имеет смысл провести консервацию основных средств.

Учтите: консервация проводится по специальной процедуре, изложенной в Положении о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденном постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

Вариант 4 — имущество сдают в аренду. Об этом варианте подробно мы расскажем ниже.

 

Было производство — стала торговля

Предприятие может выбрать два вида торговли: оптовую и розничную, сведения о чем (код по КВЭД-2010) следует внести в регистрационную карточку, заполнив форму 4, утвержденную приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5.

Оптовая торговля. Если торговля оптом осуществляется только по безналу (без применения банковских платежных карточек), то это не требует проведения каких-либо особых действий. РРО, терминал и патент в этом случае не требуется, а магазин можно не открывать и торговать, скажем, со склада.

Нюанс: если предприятие будет продавать «особые» продукты, продажа которых подлежит лицензированию, то придется получить лицензию. Речь идет, в частности, об алкоголе, медикаментах и торговле другими продуктами, указанными в Законе о лицензировании.

Розничная торговля. В этом случае придется открывать магазин, что достаточно хлопотно.

Придется заручиться рядом документов разрешительного характера, которые указаны в Законе № 3392, а именно:

• зарегистрировать декларацию соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности согласно Порядку № 440. Причем с 01.09.14 г. регистрация такой декларации проводится исключительно через центр предоставления административных услуг (см. Распоряжение КМУ от 16.05.14 г. № 523-р «Некоторые вопросы предоставления административных услуг органов исполнительной власти через центры предоставления административных услуг»).

• получить заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы действующих объектов (п. 6 приложения к Закону № 3392).

Разрешение на размещение объекта торговли (услуг) сейчас приобретать не нужно, на что обратил внимание Госкомпредпринимательства в своих письмах от 17.02.11 г. б/н, от 30.03.11 г. № 3019, от 18.04.13 г. № 3414 // «БН», 2013, № 24, с. 6. Хотя на практике некоторые местные органы требуют подавать декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства для размещения объекта торговли и бытовых услуг.

Торговый патент. При торговле за наличные придется приобрести патент на торговлю в магазине и уплачивать сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (п.п. «а» п.п. 267.1.1 НКУ).

Для этого нужно подать заявление установленной формы в налоговый орган по местонахождению пункта продажи, т. е. магазина (п.п. 267.5.1 НКУ). Далее придется вносить плату за патент ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному (п.п. «б» п.п. 267.5.2 НКУ).

Лицензии приобретаются в случае торговли отдельными видами товаров в соответствии с Законом о лицензировании.

РРО. Лица, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с помощью платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.), в случае продажи товаров в сфере торговли обязаны применять РРО (ст. 3 Закона об РРО // см. Тему недели «РРО: правила игры-2014» // «БН», 2014, № 23, с. 37).

Платежные терминалы. Субъекты хозяйствования обязаны обеспечить возможность использования специальных платежных средств (платежных терминалов). На данный момент в вопросе установления платежных терминалов контролирующие органы продолжают ориентироваться на Постановление № 878, хотя оно несколько устарело (подробнее см. в «БН», 2013, № 36, с. 37).

В магазине необходимо будет установить уголок потребителя, в котором разместить Книгу отзывов и предложений (см. Порядок № 833, Инструкцию № 349).

И, разумеется, необходимо иметь все документы на реализуемый товар (см., в частности, «БН», 2014, № 34, с. 43).

 

Было производство — теперь сдаем помещения в аренду

Сейчас это самый распространенный способ «переждать нелучшие времена». В данном варианте также необходимо будет внести изменения в регистрационную карточку, заполнив форму 4, утвержденную приказом Минюста от 14.10.11 г. № 3178/5.

Если предприятие сдает объекты основных средств в оперативную аренду, возникает вопрос о необходимости отнесения таких объектов к инвестиционной недвижимости. Нужно ли относить переданные в аренду объекты к инвестиционной недвижимости — решает само предприятие. Здесь все зависит от конкретных обстоятельств.

Так, если предприятие в будущем (пусть и далеком) планирует возобновить производство или же предполагает продать основные средства, то переводить их в состав инвестиционной недвижимости не нужно. Это следует из п.п. 5.1, 5.2 П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость».

В ситуации, когда предприятие сдает имущество в аренду надолго и последующие его действия с таким имуществом четко не определены, его имеет смысл перевести в категорию объектов инвестиционной недвижимости. Такие объекты отражают на субсчете 100 «Инвестиционная недвижимость», а амортизацию по ним — на субсчете 135 «Износ инвестиционной недвижимости».

Если объект был отнесен к инвестиционной недвижимости, то на дату баланса такой объект отражается в финансовой отчетности по:

• справедливой стоимости, если ее можно достоверно определить, или

• по первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации с учетом уменьшения полезности.

Особенность: инвестиционная недвижимость, которая учитывается по первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму начисленной амортизации с учетом потерь от уменьшения полезности и выгод от ее возобновления, переоценке не подлежит (п. 18 П(С)БУ 32).

Согласно Инструкции № 291 доходы от сдачи в оперативную аренду объектов:

инвестиционной недвижимости отражают на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг»;

операционной недвижимости — на субсчете 713 «Доход от операционной аренды активов».

Расходы, непосредственно связанные с оказанием арендных услуг, показывают на счете 23 «Производство». Остальные расходы (на сбыт, административные, прочие расходы) отражают на соответствующих субсчетах в общем порядке.

В налоговом учете используется несколько иной принцип разграничения. По мнению налоговиков, если аренда является основным видом деятельности предприятия, доходы от аренды показывают в стр. 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль (см. письмо ГНА в г. Киеве от 10.08.11 г. № 8206/10/31-606, разъяснение в категории 102.18.02 ЗІР ГФСУ).

В обратной ситуации такие доходы отражают в строке 03.7 «Доходи від операцій оренди/лізингу» приложения ІВ.

Заметим, что доходы от сдачи в аренду инвестиционной недвижимости лучше показывать в стр. 02 декларации.

Важный момент: классификация арендных доходов непосредственно влияет на результаты налогового учета. Так, если арендные доходы показывают в строке 02 декларации, то расходы, связанные с оказанием таких услуг, отражают в стр. 05.1 декларации в момент отражения дохода.

Если же доходы от аренды проходят по строке 03.7 приложения ІВ, то все связанные с ними расходы показывают в стр. 06.4.43 приложения ІВ в момент их понесения.

Пример 2. Производственное предприятие приняло решение передать цех в оперативную аренду (первоначальная стоимость здания составила 12 тыс. грн, начисленная амортизация — 70 тыс. грн). Стоимость аренды согласно договору — 18 тыс. грн. с НДС. Цех по решению предприятия:

отнесен к инвестиционной недвижимости и учитывается в дальнейшем по первоначальной стоимости;

не переводится в состав инвестиционной недвижимости.

Операции отразятся в учете так:

 

Таблица 2. Отражение в учете операций по предоставлению имущества в аренду

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

Вариант 1 — объект отнесен к инвестиционной недвижимости

1. Отнесено здание цеха к объектам инвестиционной недвижимости:

первоначальная стоимость

100

103

120000

начисленная амортизация

131

135

70000

2. Отражены расходы, связанные непосредственно с оказанием арендной услуги

23

631, 651, 661, 685

2000

3. Отражен доход от оказания арендных услуг

361

703

18000

15000

(стр. 02 декларации)

4. Начислены налоговые обязательства по НДС

703

641

3000

5. Отражены расходы, связанные с оказанием арендных услуг

903

23

2000

2000

(стр. 05.1 декларации)

6. Получена арендная плата

311

361

18000

Вариант 2 — объект не переводится в состав инвестиционной недвижимости

7. Отражены расходы, связанные непосредственно с оказанием арендной услуги

949

631, 651, 661, 685

2000

2000 (стр. 06.4.43 приложения ІВ)

8. Отражен доход от оказания арендных услуг

361

713

18000

15000

(стр. 03.7 приложения ІВ)

9. Начислены налоговые обязательства по НДС

713

641

3000

10. Получена арендная плата

311

361

18000

 

Как видим, особых сложностей в налоговом учете нет, но есть важные нюансы, на которые вы теперь, полагаем, обратите внимание.

 

Выводы

  • Под перепрофилированием предприятия понимают, в частности, изменение вида его деятельности.

  • Высвобождаемых работников обычно увольняют на основании ч. 1 ст. 40 КЗоТ, о чем их следует предупредить за 2 месяца.

  • «Ненужное» имущество можно продать, ликвидировать, сдать в аренду или ничего с ним не делать.

  • Если предприятие решит заняться торговлей, то самый «беспроблемный» вариант — это оптовая торговля по безналичному расчету. В этом случае придется только внести изменения в регистрационную карточку.

  • Розничная торговля требует проведения ряда процедур: получение разрешительных документов, приобретение патента, регистрация РРО и применение платежного терминала.

  • В случае сдачи имущества в оперативную аренду предприятие самостоятельно решает, необходимо ли такие объекты переводить в состав инвестиционной недвижимости.

Документы и сокращения статьи

Закон № 3392  Закон Украины «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности» от 19.05.11 г. № 3392-VI.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Инструкция № 349 — Инструкция о Книге отзывов и предложений на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторг от 24.06.96 г. № 349.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Постановление № 878 — постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (оказанные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.10 г. № 878.

Порядок № 440 — Порядок представления и регистрации декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, утвержденный постановлением КМУ от 05.06.13 г. № 440.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

КВЭД-2010 — Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2010, принятая приказом Гостехрегулирования от 11.10.10 г. № 457.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить