Темы статей
Выбрать темы

Покупатель вернул товар: будет ли НДФЛ при возврате денег

Оксана ХМЕЛЕВСКАЯ, эксперт по вопросам оплаты труда
Купил товар — вернул товар. В современном мире такими действиями никого не удивишь, особенно налоговых агентов. Последние знают: выплачиваешь средства физлицу — будь готов к НДФЛ и военному сбору. Всегда ли так будет? И каким способом покупателю вернут деньги? Как обстоят дела при возврате в рознице, вы узнаете в этой статье.

Краткая теория возврата

Потребители могут вернуть розничному продавцу как товар надлежащего качества в течение 14 дней ( ч. 1 ст. 9 Закона № 1023), так и товар ненадлежащего качества, если в течение гарантийного срока он обнаружит существенные недостатки, фальсификацию и т. д. ( ч. 1 ст. 8 Закона № 1023). Подробнее о ситуациях, в которых покупатель имеет законные основания вернуть товар продавцу, см. «БН», 2013, № 38, с. 13.

Для того, чтобы вернуть средства за товар, покупатель составляет в произвольной форме заявление (в 2-х экземплярах) и прилагает к нему расчетный документ, подтверждающий факт приобретения товара (чек, квитанция и т. п.). В заявлении покупатель обязательно указывает свои данные (Ф. И. О., паспортные данные, свой номер учетной карточки, причину возврата).

В форме заявления следует предусмотреть желаемый покупателем способ выплаты: наличными средствами или безналичным расчетом на банковскую карточку (в таком случае, как правило, указываются реквизиты такой карточки) («БН», 2013, № 43, с. 15).

Если покупатель рассчитывался за товар наличными денежными средствами, то ему вернут наличные, если же банковской карточкой через платежный терминал, то возможны два способа:

- в безналичной форме (путем перевода средств на тот же картсчет покупателя);

- наличностью через кассу (через РРО). Но этот способ применяют, если это не запрещено правилами платежной системы или условиями договора с банком. Учтите, что налоговики против наличных возвратов в такой ситуации (см. консультацию в подкатегории 109.02 ЗІР ГФСУ). Они считают: если оплата прошла через терминал, то и вернуть деньги покупателю можно только путем зачисления средств на его карточку.

Будет ли нарушением возврат средств на карточку другого лица, например, родственника покупателя? Правила работы с терминалами (договор с банком) устанавливают, что для возврата денежных средств на карточку необходимо, чтобы, кроме расчетного документа, удостоверяющего факт покупки, покупатель предъявил квитанцию терминала, а также платежную карточку (ту, с которой осуществлялось списание средств). В противном случае кассир должен отказаться провести возврат средств.

Кроме того, в упомянутом нами ЗІР ГФСУ налоговики также отмечают, что средства должны возвращаться на тот же счет, с которого производилась оплата за товар.

Обратите внимание! При выдаче или перечислении на карточку средств при возврате товара выдают расчетный документ. Если сумма средств, выданных при возврате товара, превышает 100 грн., составляют акт о выдаче средств (при применении РРО (КУРО)).

Далее перейдем к главному вопросу: будут ли НДФЛ, ВС и нужно ли показывать выплату при возврате в форме № 1ДФ?

Возврат средств физлицу за качественный товар

Начнем с ситуации, когда гражданин возвращает товар надлежащего качества в течение 14 календарных дней и получает его стоимость на момент покупки.

НДФЛ в данном случае не удерживают на основании п.п. 165.1.12 НКУ. В нем сказано, что денежная компенсация стоимости товаров, предоставленная плательщику налога в случае их возврата продавцу, не облагается НДФЛ. Правда, есть одно условие: сумма компенсации не должна превышать стоимость, по которой ранее был продан товар, возвращаемый физическим лицом. В рассматриваемой ситуации оно соблюдается.

ВС также не взимается ( п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ).

Нужно ли при этом подавать форму № 1ДФ?

Да, нужно. В форме № 1ДФ должны быть отражены все доходы ФЛ: как облагаемые налогом, так и необлагаемые.

Важно! Для отражения денежной компенсации возвращенных товаров в форме № 1ДФ предусмотрен специальный признак дохода «138».

Учтите: суммы выплат, которые не облагаются ВС, не надо приводить в разделе 2 формы № 1ДФ.

Возврат средств за некачественный товар

В случае если в товаре выявлен существенный недостаток или установлено, что товар фальсифицирован, потребитель может потребовать, в частности, расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы ( ч. 1 ст. 8 Закона № 1023).

На момент возврата товара цена на него может остаться на прежнем уровне, а может уменьшиться или увеличиться. Какую сумму возвращать в этом случае?

Тут действует правило ч. 7 ст. 8 Закона № 1023. При возврате некачественного товара покупатель получит денежную компенсацию:

- в большей сумме, чем была уплачена им при покупке, если цена на возвращаемый товар повысится;

- в той же сумме, которая была уплачена им при покупке, если цена на возвращаемый товар снизится или не изменится.

Деньги, уплаченные покупателем за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора (в день возврата), а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение семи дней.

Возникнет ли у покупателя при возврате стоимости некачественного товара доход, облагаемый НДФЛ и ВС? Только в том случае, когда на момент возврата товара цена на него стала больше и «невезучему» покупателю возвращают сумму большую, нежели он заплатил. Сумма, равная разнице между ценой на момент возврата и ценой на момент покупки, включается в налогооблагаемый доход покупателя как дополнительное благо ( п.п. «г» п.п. 164.2.17 НКУ). Она облагается НДФЛ по ставкам 15 % и 20 % и ВС по ставке 1,5 %.

Таким образом, на руки ФЛ получит сумму средств в размере новой (увеличившейся) стоимости товара за минусом НДФЛ и ВС.

Продавец в этом случае является налоговым агентом. Именно он обязан начислить, удержать и уплатить НДФЛ и ВС в бюджет и заполнить форму № 1ДФ.

Как мы уже упоминали выше, в форме № 1ДФ необлагаемый доход отражается с признаком дохода «138», а облагаемый доход (разницу между ценой на момент возврата и ценой приобретения) — с признаком дохода «126». Облагаемый доход нужно указать и в разделе II формы № 1ДФ.

Если возврат произошел в той же сумме и в течение гарантийного срока, то она не включается в доход покупателя и не облагается НДФЛ и ВС на основании п.п. 165.1.12 и п.п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НКУ (см. выше). Однако в разделе І
формы № 1ДФ необлагаемый доход все равно придется показать с признаком дохода «138».

Пример. Покупатель приобрел в магазине миксер стоимостью 1000 грн. В связи с тем, что товар оказался некачественным, он потребовал возврата денежных средств (гарантийный срок не закончился). На момент возврата стоимость миксера изменилась и составила 1250 грн.

В данном случае продавец возвращает покупателю денежные средства в размере 1250 грн. У покупателя возникает налогооблагаемый доход в сумме 250 грн. (1250 - 1000).

Суммы налогов, которые нужно удержать из такого дохода, составят:

- НДФЛ − 37,50 грн. (250 x 15 %);

- ВС − 3,75 грн. (250 х 1,5 %).

Сумма денежной компенсации, которую продавец должен выплатить покупателю, составит: 1250 - 37,50 - 3,75 = 1208,75 (грн.).

Выводы

  • При возврате стоимости качественного товара в установленный 14-дневный срок продавец не удерживает с нее НДФЛ и ВС, но отражает выплату в форме № 1ДФ.
  • При возврате некачественного товара в течение гарантийного срока все зависит от суммы возврата. Если она выше цены приобретения, то с разницы удерживают НДФЛ и ВС. Сведения о необлагаемой сумме и облагаемом доходе тоже отражают в форме № 1ДФ.

Документы и сокращения статьи

Закон № 1023 — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

ФЛ — физическое лицо.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ВС — военный сбор.

Теги НДФЛ
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше