Темы статей
Выбрать темы

Перепродать талоны дяде?..

Голенко Александр, шеф-редактор
Предприятия, использующие в хозяйственной деятельности собственный или арендованный автотранспорт, нередко предпочитают талонный вариант приобретения топлива для его заправки. Зачастую топливо приобретается «с запасом» и тогда возникает вопрос: а можно ли продать часть неиспользованных талонов другому субъекту хозяйствования?

Давайте-ка сразу же переформулируем исходный вопрос, и вот почему.

Прочитав о продаже топлива по талонам в «БН», 2015, № 31, с. 31, вы четко уяснили, что талон — это документ, лишь подтверждающий право его владельца (покупателя топлива) получить на АЗС определенное количество своего топлива определенной марки… Уточним: предельный срок получения топлива по талонам, как правило, в них указан и должен соблюдаться.

Обратите внимание: речь здесь пойдет именно о своем топливе, ранее приобретенном предприятием по безналичной предоплате, которое было передано АЗС на временное хранение и, разумеется, оприходовано на основании накладной продавца с одновременным получением от него соответствующих талонов, подтверждающих право на заправку таким топливом на АЗС.

Поэтому в покупке у вас кем-то таких талонов ровно столько же бессмыслицы, как, например, в покупке упомянутых расходных накладных на топливо. То есть это абсолютно бессмысленно и бесполезно. Другое дело — покупка собственно топлива. Так что давайте разбираться в ситуации, когда предприятие, которое:

(1) предоплатило топливо по безналичному расчету согласно договору купли-продажи;

(2) получило (и оприходовало) это топливо согласно расходной накладной поставщика;

(3) передало это топливо для временного хранения на АЗС согласно договору (ответственного) хранения*,

* Операции (1) и (3) могут осуществляться в рамках единого смешанного договора.

принимает решение остаток этого топлива (как «неликвиды») продать на сторону — тоже по безналичному расчету.

«До полного!»

Очевидно, что вы — как собственник топлива — вправе распорядиться им по своему усмотрению, в том числе продать, и в частности, по договору купли-продажи.

Уточним, что вопреки расхожему мифу для этого вам не потребуется никаких специальных документов разрешительного характера (лицензий). Ведь этого вида деятельности не было ни в ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов предпринимательской деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ (кроме торговли жидким топливом из биомассы и биогазом), ни в ст. 7 заменившего его с 28.06.15 г. нового Закона Украины «О лицензировании видов предпринимательской деятельности» от 02.03.15 г. № 222-VІІІ.

Единственное формальное ограничение — это запрет единщикам продавать подакцизные товары, установленный п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ.

Впрочем, в данной конкретной ситуации, сказав о таком запрете, мы не можем ограничиться тем, чтобы просто поставить жирную точку… Смотрите почему.

Анализируя ранее** подобную ситуацию с продажей ЮРЕНом числившегося до этого у него на балансе как объект основных средств легкового автомобиля — внимание! — тоже формально считающегося подакцизным товаром, мы ссылались на лояльную консультацию налоговиков из подкатегории 108.12 ЗІР ГФСУ, в которой такая продажа не признавалась запрещенной!

** См. «БН», 2014, № 11, с. 29.

К сожалению, тут есть два минуса: 1) до сегодняшнего дня эта консультация не дожила (была исключена из ЗІР ГФСУ в новогоднем реформаторском запале, хотя никаких новых норм, которые изменяли бы вывод ЗІР ГФСУ на противоположный, в НКУ внесено не было); 2) в ней прямо говорилось совсем о другом подакцизном объекте продажи — легковом автомобиле (а не топливе)…

Но есть и плюс. Это главный аргумент той консультации, состоящий в том, что запрет НКУ установлен именно на деятельность (читай — систематическую деятельность) по продаже подакцизных товаров, а разовая продажа неликвидного легкового авто (а от себя добавим: и разовая продажа неликвидного топлива) никак не может считаться такой деятельностью!

Повторим: никакие изменения законодательства с тех пор справедливость этого аргумента не поколебали. Так что если вы работаете на упрощенке, то у вас остаются варианты: либо, заручившись положительной индивидуальной налоговой консультацией, полученной согласно ст. 52 НКУ, продать излишек топлива без затей, либо «продать» его в стоимости оказанных на сторону транспортных услуг или оформив передачу «заправленного» автомобиля в аренду… Ну не выливать же его в самом деле?

Да, и если уж мы решили проехаться по формальностям, то в бухучете (см. пример ниже) доход от продажи этого топлива должен попасть на Кт 712 (как доход от реализации «прочих оборотных активов» — запасов). Ну и в графе 4 выданной и зарегистрированной налоговой накладной (если, конечно, вы — плательщик НДС) нужно указать соответствующий код УКТВЭД проданного топлива…

Что же касается процедуры передачи топлива новому покупателю, то абсолютно безоблачный вариант — подогнать бензовоз на АЗС и залить в него сразу весь объем перепроданного топлива согласно соответствующему количеству талонов до последней капли!.. Разумеется, эти талоны вручите АЗС именно вы.

В противном случае — если купленное у вас топливо будет по вашим талонам получать на АЗС сам новый покупатель, то возможны проблемы, о которых мы вас просто обязаны предупредить.

«А казачок-то засланный!»*

* Из к/ф «Неуловимые мстители».

И проблема тут не в том, что АЗС потребует у предъявителя вашего талона как-то подтвердить его принадлежность к вашей конторе, нет! Талон для того и придуман, чтобы быть «окончательной бумажкой». Если ваш работник, не дай Бог, потеряет талоны — вы тут же на свою беду убедитесь в обезличенности процедуры заправки…

Вопросы тут в другом.

Недаром в указанной выше статье мы сказали, мол, все тонкости хозяйственных отношений АЗС и клиента должны быть четко прописаны в договоре между ними.

Ведь если копнуть глубже, то почему вообще у вас возникла необходимость перепродажи неиспользованного топлива? Почему бы вам по-хорошему не вернуть его поставщику вместе с талонами? Да потому что на практике поставщик, как правило, включает в договор обязанность покупателя выбрать все купленное топливо в строго ограниченное время. И еще оговорки, препятствующие односторонним изменениям его базовых условий (тем более — в интересах третьей стороны). А тут получится, что формально стороной договора ответственного хранения топлива осталось ваше предприятие (и оплата хранения ваша), а собственник хранимого топлива — уже другое лицо?!

Жизнь подсказывает массу спорных ситуаций, которые могут вызвать необходимость у получателя топлива обратиться к исходному договору: претензии к качеству топлива, несоблюдение его ассортимента на АЗС, необходимость доплаты за дополнительный срок хранения — например, если превышен первоначально указанный в талонах, замена поврежденных талонов!.. Примеров масса.

Возможно, новый покупатель ясно видит все эти дополнительные риски и нести их согласен (скажем, если он выберет все такое топливо «по быстрячку»). А если нет, то у вас два пути: либо «авось» и грех на душу, либо понимание, что ваша попытка честно прописать все риски в договоре между вами отобьет у него желание его заключать… В любом случае, рекомендуем в договоре купли-продажи с новым покупателем явно указать: а) номерные реквизиты талонов; б) указанный в них предельный срок получения топлива. Чтобы реагировать на его возможные претензии поговоркой: «Бачили очі, що купували»…

Цена вопроса

При формировании цены (пере)продаваемого топлива не упустите из виду два важнейших момента.

Во-первых, не будет лишним вам напомнить, что согласно абзацу второму п. 188.1 НКУ для перепродавца товара минимальная база обложения НДС равна цене приобретения такого товара. Очевидно, это цена оприходования вами топлива.

Во-вторых, нельзя не вспомнить и о скандальном «розничном» акцизе — ведь продаете-то вы подакцизный товар как-никак…

Заметим, что, несмотря на все потуги фискалов, по жизни нам до сих пор ни разу не попадал в руки расчетный документ АЗС с выделенной в нем суммой «розничного» акциза.

Интересно отметить по случаю, что в соответствии с абсурдным абзацем третьим п.п. 2 п. 6 разд. V Порядка заполнения и подачи декларации акцизного налога*, поскольку по факту обсуждаемое топливо было вами — как его первоначальным покупателем — именно перепродано (а Минфин в указанной новелле признал именно это «коммерческим использованием» подакцизного товара), то задним числом получилось, что ваш поставщик и не должен был взимать с вас «розничный» акциз на это топливо. Так что придраться к вашим входным документам (без выделенного в них «розничного» акциза) у налоговиков тем более никаких оснований нет.

* Утвержден приказом Минфина от 23.01.15 г. № 14.

Что же касается непосредственно вас: если вы — не субъект розничной торговли, то железно не подпадаете под определение плательщика «розничного» акциза в  п.п. 212.1.11 НКУ. Точка. Если же вы таки субъект розничной торговли, то внимательно ознакомьтесь с нашими аргументами на с. 33 статьи, упомянутой в начале. Обратите внимание: поскольку в обсуждаемой здесь ситуации один субъект предпринимательства продает топливо другому такому же субъекту, то это четко подпадает под определение именно оптовой торговли согласно п. 4.5 ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Термины и определения».

Кстати, именно поэтому целесообразно в данной ситуации воспользоваться безналичной формой расчета, тем самым убивая сразу двух зайцев: первого — вам не смогут пришить дату возникновения налогового обязательства по «розничному» акцизу согласно п. 216.9 НКУ; второго — это вообще избавит вас от требования фискалов провести эту куплю-продажу через РРО, которое они обычно выдвигают при продаже такого неликвидного топлива именно за наличку (подкатегория 109.02 ЗІР ГФСУ)…

И еще. Если неиспользованные талоны уже были выданы водителю, то предварительно заберите их у него назад и внесите об этом запись в журнал выдачи талонов (и не забудьте списать их с него в аналитическом учете).

О выгодах перепродажи этого топлива «втемную» мы сказать не посмеем…

В завершение — пример.

Пример. Предприятие купило 500 л бензина А-95 по цене 21,00 грн./л (в том числе НДС 20 % — 3,50 грн.) для заправки автомобиля директора по талонам (25 шт. талонов по 20 л). Израсходовано 380 л бензина (19 шт. талонов). Неизрасходованный бензин в количестве 120 л (6 шт. талонов по 20 л) продан другому предприятию по цене 21,60 грн./л (в том числе НДС 20 % — 3,60 грн.).

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Приобретен бензин А-95 (500 л) по талонам согласно договору с АЗС:

1. 1. Перечислены на АЗС средства с текущего счета

371

311

10500

1.2. Отражен налоговый кредит по НДС (по зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

641/НДС

644

1750

2. Получены по накладной бензин (500 л) и талоны (25 шт.) от АЗС:

2.1. Оприходован бензин по талонам

2032(1)

631

8750

2.2. Списана сумма налогового кредита

644

631

1750

2.3. Зачтены задолженности

631

371

10500

3. Израсходован в хоздеятельности бензин (380 л) по талонам (19 шт.):

3.1. Списаны, числящиеся за водителем талоны (по дате отчета водителя о заправке)

2033(2)

2032

6650

3.2. Списан бензин на основании отчетов водителя (путевых листов — если они использовались(3))

92

2033

6650

4. Реализован «неликвидный» бензин:

4.1. Получена на текущий счет предоплата от покупателя

311

681

2592

4.2. Начислено налоговое обязательство по НДС (оформлена и зарегистрирована в ЕРНН налоговая накладная)

643

641/НДС

432

4.3. Бензин А-95 (120 л) и талоны (6 шт.) переданы покупателю по накладной(4)

361

712

2592

4.4. Отражено налоговое обязательство по НДС

712

643

432

4.5. Списана балансовая стоимость бензина

943

2032

2100

4.6. Зачтены задолженности

681

361

2592

5. Определен финансовый результат:

5.1. Списаны доходы

712

791

2160

5.2. Списаны расходы

791

943

2100

(1) «Топливо в талонах».

(2) «Топливо в баках».

(3) См. «БН», 2013, № 46, с. 23.

(4) С указанием номерных реквизитов талонов.

 

Выводы

  • Формального запрета на перепродажу предприятием своего «неликвидного» поталонного топлива — а перепродать можно именно топливо, а не сами талоны, — законодательством не установлено.

  • Если новый покупатель выберет на АЗС все такое топливо одним махом, то все будет гладко, если же он будет продолжать заправляться по талонам первого покупателя — у него могут возникнуть некоторые проблемы с поставщиком.

  • При формировании цены продажи топлива плательщиком НДС ему необходимо учесть, что при перепродаже минимальная база НДС должна быть не ниже стоимости приобретения такого топлива.

  • Если перепродавец — не субъект розничной торговли, то он — не плательщик «розничного» акциза.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше