Ответить на поставленный вопрос нам помогут Порядок № 1588* и Бюджетный кодекс Украины (далее — БКУ).
* Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.11 г. № 1588.
Они оба говорят о том, что в случае изменения местонахождения субъектов хозяйствования уплата определенных законодательством налогов и сборов (обязательных платежей) после регистрации осуществляется по месту предыдущей регистрации до окончания текущего бюджетного периода (п. 10.13 Порядка № 1588, ст. 45 БКУ).
То есть до конца года, в котором произошли изменения, юридические лица — плательщики налогов по предыдущему месту учета обязаны (пп. 7.3 и 10.13 Порядка № 1588):
• уплачивать все налоги и сборы, которые согласно законодательству должны уплачиваться на территории административно-территориальной единицы, соответствующей неосновному (предыдущему) месту учета;
• подавать налоговые декларации (расчеты, отчеты) по таким налогам и выполнять другие обязанности.
А значит, последней отчетностью, которую вы подадите в «старую» налоговую, будет отчетность, сроки уплаты по которой приходятся на год перехода (ноябрь, III квартал).
Заметьте! К ЕСВ это не относится. В случае изменения субъектом хозяйствования в течение бюджетного года местонахождения, связанного с изменением административного района, отчетность о суммах начисленного ЕСВ подается и платится ЕСВ по новому месту постановки на учет (категория 301.06 ЗІР ГФСУ). Причем отчеты нужно будет подать уже за тот отчетный период (с первого до последнего календарного дня отчетного периода), в котором предприятие поменяло местонахождение.
Внимание! Не распространяются нормы ст. 45 БКУ и п. 7.3 Порядка № 1588 на (категория 119.06 ЗІР ГФСУ):
• юридических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования в соответствии с нормами ХКУ;
• обособленные подразделения юридического лица;
• самозанятых лиц (физических лиц — предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность).
Для указанных плательщиков уплата налогов и предоставление отчетности осуществляются по новому местонахождению с даты постановки на учет в новом контролирующем органе.
Для всех же остальных плательщиков, только после того как закончится бюджетный год, прежний налоговый орган передаст своим коллегам ваше учетное дело (п. 10.15 Порядка № 1588).
Но предупреждаем: сроки для таких действий не установлены. Да и для некоторых плательщиков радостный момент перехода может затянуться (п. 10.14 Порядка № 1588).
В такую группу «избранных» попадают те предприятия, которые ожидают:
• окончания документальной проверки и согласования сумм денежных обязательств по ее результатам, если проверка была начата или назначена и контролирующий орган уже уведомил налогоплательщика о ее проведении;
• возврата излишне уплаченных платежей, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет;
• окончания процедур судебного обжалования сумм денежных обязательств и других дел административного судопроизводства.
В таких случаях, даже после снятия налогоплательщика с учета по предыдущему местонахождению, предприятие продолжает состоять на учете в «старой» налоговой, а ее сотрудники — администрировать налоги, сборы данного предприятия в части завершения процедур такого администрирования.
Следовательно, если «старая» налоговая уже известила вас о проведении проверки, то именно ее работники будут проводить такую процедуру.
Вывод: при изменении административного района предприятие:
следующие отчеты по ЕСВ подает по новому месту учета;
продолжает подавать налоговую отчетность по предыдущему месту учета до конца года. А отчеты за декабрь, IV квартал и за год подает по новому месту учета.