Темы статей
Выбрать темы

Получаем товар по «Новой почте»: чем подтвердить право на расходы и НК по НДС

Кравченко Дарья, налоговый эксперт, d.kravchenko@id.factor.ua
Причиной написания данной статьи стал вопрос нашего читателя: «Предприятие пользуется услугами «Новой почты». Мы получаем товар по «экспресс-накладной» в их отделении. Его забирает работник и передает на предприятие. Имеем ли мы право включать расходы на доставку товара «Новой почтой» в расходы предприятия?». Что ж, давайте разбираться.

Правовые основы

Приобретая товар у поставщика и получая его по «Новой почте», предприятие одновременно участвует в двух разных видах правовых отношений. Так, с предприятием-продавцом вы заключаете договор купли-продажи, а с «Новой почтой» — договор о предоставлении транспортно-экспедиторских услуг.

Обратите внимание! Речь идет именно о договоре транспортного экспедирования, а не о договоре перевозки, так как «Новая почта» не только берет на себя обязательство перевезти груз. Она дополнительно предоставляет комплекс услуг, связанных с такими перевозками (хранение, загрузка, выгрузка, упаковка, переадресация и т. д.).

Подтверждает сказанное Публичный договор о предоставлении услуг по организации перевозки отправлений, размещенный на официальном сайте «Новой почты»* (далее — Договор).

* Найти его вы можете на официальном сайте «Новой почты», выбрав путь: Главная/Частным Клиентам/Документы/Публичный договор.

Заметьте, данный договор является публичным (согласно ст. 633 ГКУ). А это значит, что:

• его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей (кроме тех, кому по закону предоставлены соответствующие льготы);

• предоставление услуг осуществляется каждому, кто за ними обратится.

Условия такого договора размещают и на сайте компании, и на стенде в отделениях по приемке отправлений.

Соответственно, чтобы операции по каждому из перечисленных договоров можно было отразить в налоговом учете, вам понадобится соответствующее документальное подтверждение:

• от поставщика на товар;

• от экспедитора на услуги по перевозке**.

** О том, что операции по приобретению товаров и операции по их перевозке — это две разные вещи, подтверждали и налоговики (письмо № 11569).

 

Документы

«Класика жанра». Обе операции (приобретение и перевозку) можно оформить одним документом — «стандартной» ТТН (форма № 1-ТН, приведена в приложении 7 к Правилам № 363))***. И это не удивительно, так как этот документ считается единым для всех участников транспортного процесса. Он предназначен для списания ТМЦ, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы (разд. І Правил № 363).

*** См. «БН», 2014, № 3, с. 4, № 7, с. 36, № 41, с. 7.

Внимание! ТТН не обязательна только в том случае, если перевозки осуществляются собственным автомобилем собственного товара для обеспечения хоздеятельности предприятия.

Более того, ТТН является основным документом на перевозку грузов (п. 11.1 Правил № 363).

Выписывает ее заказчик (грузоотправитель) в количестве не менее 4 экземпляров. Удостоверяет ее своей подписью и при необходимости печатью (п. 11.4 Правил № 363).

Первый экземпляр ТТН остается у заказчика (грузоотправителя), второй — передается водителем (экспедитором) грузополучателю после доставки товара, третий и четвертый экземпляры остаются у перевозчика (п. 11.6 Правил № 363). В свою очередь, перевозчик для выполнения расчетов с заказчиком автотранспорта высылает последнему третий экземпляр вместе со счетом за предоставленные транспортные услуги (детальную схему найдете в «БН», 2014, № 41, с. 7).

Вроде все просто и понятно. Но! Проблема заключается в том, что «Новая почта» своим клиентам предлагает оформить перевозку не «стандартной» ТТН, а «экспресс-накладной»* (п. 3.3 Договора).

* Ознакомиться с ней вы можете на официальном сайте «Новой почты», выбрав путь: Главная/Бизнес-Клиентам/Центр под­держки Клиентов/Получить отправление/Где найти номер экспресс-накладной (ЭН), или перейдя по ссылке http://novaposhta.ua/nomer_en.

Выдумки «Новой почты». Составляет «экспресс-накладную», как и положено, отправитель. Однако загвоздка в том, что она не содержит необходимых реквизитов, которые указываются в «стандартной» ТТН. Например, в ней не отражаются:

• вид транспорта, с помощью которого будет осуществлена перевозка;

• подробный перечень перевозимых товаров;

• Ф.И.О. водителя, его подпись;

• время загрузки, разгрузки, простоев и т. д.

Не нашлось места в «экспресс-накладной» и цене перевозимого товара, и сумме НДС. Вместо этих данных отправитель вносит так называемую «объявленную стоимость». То есть ту стоимость товара, которую он сможет получить в качестве компенсации за утерю груза при перевозке (но не более чем его фактическая стоимость; п.п. 7.2.2 Договора).

Дело в том, что услуги «Новой почты» ориентированы на конечного потребителя.

По сути потребителю предлагается своеобразный симбиоз почтовых и экспедиторских услуг (доставка «посылки» из отделения А в отделение Б). При этом «почтовый экспедитор» может за дополнительную плату забрать «посылку» у отправителя и доставить ее «к двери» получателя. Он может даже сопроводительные документы на товар после подписи получателем доставить отправителю (тоже за дополнительную плату). Но сути это не меняет.

«Новая почта» перекладывает на поставщика и получателя часть функций, которые выполняет «классический» экспедитор по умолчанию. «Почтовый экспедитор» фактически дистанцируется от перевозимого товара. Ведь в «экспресс-накладной» указывают только общие данные о товаре (количество мест, вес, «объявленная стоимость» и описание отправления). Таких данных для некоммерческих (бытовых) целей вполне достаточно.

Важно! Для субъекта хозяйствования «экспресс-накладная» может подтвердить только факт получения транспортных и сопутствующих услуг (да и то с некоторой натяжкой). А факт приема-передачи перево­зимых товаров должен подтверждать другой документ (товарная накладная).

 

Быть ли налоговым расходам

Налоговики зачастую против того, чтобы на основании заменителей ТТН, таких как «экспресс-накладная», субъекты хозяйствования относили расходы на перевозку в состав налоговых.

Свою позицию они основывают на том, что применение стандартной формы ТТН является обязательным требованием для всех субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности.

И если этого документа нет, то при исчислении объекта налогообложения плательщик налога не имеет оснований учитывать стоимость таких услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг (письмо № 11569). А следовательно, нет и налоговых расходов.

В то же время налоговики не против включения в налоговые расходы затрат на приобретение товаров, доставка которых оформлена без ТТН (письмо № 11569). Более того, контролеры признали правомерность не только расходов на покупку «безТТНных» товаров, но и право на НК по таким товарам — при наличии товарной и налоговой накладных.

Мы считаем, что право на налоговые расходы по «безТТНным» перевозкам можно отстоять, но делать это скорее всего придется в суде. При этом можно использовать такие аргументы.

1. НКУ не содержит прямого требования подтверждать расходы за услуги перевозки исключительно с помощью ТТН.

До 01.01.15 г. п. 138.2 НКУ говорил о том, что расходы включаются в состав налоговых расходов на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухучета. То есть в нем речь шла о первичных документах. С 01.01.15 г. налоговые расходы и вовсе будем определять по бух­учетным правилам.

2. Суды не рассматривают Правила № 363 как устанавливающие правила налогового учета, а лишь как устанавливающие права, обязанности и ответственность владельцев автомобильного транспорта (перевозчиков) (постановление ВАдСУ от 07.07.14 г. по делу № К/9991/15656/11, от 21.10.14 г. по делу № К/800/49091/13).

А значит, применение именно ТТН для формирования налоговых расходов не обязательно.

Но идти в суд не обязательно! Есть альтернативный вариант. И его предоставляет сама «Новая почта».

По желанию грузоотправитель (поставщик товара) может воспользоваться услугами «Новой почты», оформив ТТН установленного образца. Чтобы избежать ошибок и правильно заполнить типовую форму № 1-ТН, можно воспользоваться подсказками, размещенными на официальном сайте «Новой почты». Для этого необходимо:

• либо выбрать путь: Главная/ Документы, которые могут понадобиться для изменения данных отправления;

• либо перейти по ссылке http://novaposhta.ua/documents_in_process.

На основании полученной ТТН и квитанции об оплате услуг перевозки можете смело отражать расходы.

 

НДС-вопрос

Как мы с вами уже выяснили, «Новая почта» предоставляет не просто услуги по перевозке, а транспортно-экспедиторские услуги. Для НДС-учета это значит, что (п. 186.3 НКУ, категория 101.29.06 ЗІР ГФСУ):

• если такие услуги предоставляются резиденту — такая операция подлежит обложению НДС на общих основаниях по ставке 20 %;

• если услуги предоставляются нерезиденту — такая операция не подпадает под объект обложения НДС.

В нашем случае — это первый вариант.

А потому получатель — плательщик НДС может воспользоваться своим правом и включить сумму «входного» НДС в состав НК, если именно он является заказчиком экспедиторских услуг. То есть только в том случае, когда получатель будет оплачивать перевозку товаров.

Для этого нужно получить от «Новой почты» электронную НН, зарегистрированную в ЕРНН. Ее составляют по первому событию:

• либо по дате оплаты (как правило, оплата является первым событием);

• либо по дате составления документа, подтверждающего факт предоставления экспедиторских услуг (это дата вручения товаров получателю).

Чтобы сформировать НК по полученным товарам, вам потребуется НН, составленная отправителем и зарегистрированная в ЕРНН. Ее составляет продавец по дате первого события:

• по дате отгрузки, указанной в ТТН (если операция оформлена с помощью ТТН), либо по дате выписки расходной накладной (этот момент может совпасть с датой составления «экспресс-накладной»);

• по дате получения предварительной оплаты от получателя.

 

Выводы 

  • Договор, заключаемый с «Новой почтой», является договором транспортного экспедирования. Безопаснее оформлять перевозку не «экспресс-накладной», а с помощью ТТН.

  • «Экспресс-накладная» от «Новой почты» может стать подтверждением расходов на перевозку (не путать с расходами на приобретение товара). Но за это право придется побороться.

  • «Входной» НДС по оплаченным услугам перевозки можно включить в НК по НДС при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН. «Входной» НДС по полученным товарам подтверждает НН, составленная поставщиком товаров (отправителем) и зарегистрированная в ЕРНН.

Документы и сокращения статьи

Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Письмо № 11569 — письмо Миндоходов от 19.09.13 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 // «БН», 2013, № 51 — 52, с. 5.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НК — налоговый кредит.

НН — налоговая накладная.

ТТН — товарно-транспортная накладная.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше