(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
9/22
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Январь , 2015/№ 1-2

Налоговая реформа — 2015. Администрирование, отчетность, проверки

http://tinyurl.com/yynj5cd8
Начинаем разгребать «подарки» под новогодней елкой. В данном случае мы охватим: Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины о налоговой реформе» от 28.12.14 г. № 71-VIII, а также Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.14 г. № 77-VIII.
Изменений масса. Причем на часть из них нужно реагировать уже сейчас. НН — только в электронной форме. Благо регистрируем их в ЕРНН в январе по старым правилам. Но без противоречий здесь не обошлось. Розничники, которые имеют дело с реализацией пива, алкоголя, табачных изделий и топлива, должны собирать с покупателей акцизный налог. Военным сбором облагать нужно по сути все, что облагается НДФЛ. Принимаете оплату за услуги через кассу или занимаетесь интернет-торговлей — нужно применять РРО. И еще масса изменений. Причем местами довольно запутанных. Взять тот же порядок начисления акциза в рознице.
Что мы предлагаем сегодня? В сжатой форме рассмотрим все (практически все), что изменилось. В последующих номерах будем копать глубже. Те темы, которые требуют детального рассмотрения, будут непременно нами освещены в ближайших номерах. В любом случае, все, о чем вам нужно знать сегодня, вы узнаете из данной Темы. Так что в путь!

Администрирование, отчетность, проверки

Администрирование налогов

Перечень общегосударственных налогов (п. 9.1 НКУ) сокращен с 17 до 7. Среди «выживших»: налог на прибыль предприятий, НДФЛ, НДС, акциз, эконалог, рентная плата и таможенная пошлина. При этом рентная плата фактически объединяет в себе несколько платежей: плату за пользование недрами (в целях, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых), за пользование радиочастотным ресурсом, за специспользование воды, за специспользование лесных ресурсов, рентную плату за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, транзитную транспортировку по трубопроводам природного газа и аммиака по территории Украины (п.п. 14.1.135, п.п. 14.1.149, п.п. 14.1.217, разд. IX НКУ). Таким образом, имеем дело не столько с сокращением налогов (хотя сокращения есть), сколько с укрупнением платежей (несколько налогов трансформируются в один)

Под «сокращение» попали также местные налоги и сборы. Как и предполагалось, законодатели оставили всего два основных местных налога: ЕН и налог на имущество. Последний включает в себя три налога:

1) налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (в его уплате есть серьезные изменения);

2) плату за землю (она по-прежнему будет взиматься в форме земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности);

3) транспортный налог (на авто с двигателем больше 3000 куб. см), который введен вместо отмененного сбора за первую регистрацию транспортных средств

Налогом на недвижимое имущество отныне будет облагаться не только жилая, но и нежилая недвижимость. Перечень нежилой недвижимости приведен в п.п. 14.1.1291 НКУ. Не подпадут под налогообложение в виде исключения, в частности:

• объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами малого и среднего бизнеса, осуществляющими деятельность в малых архитектурных формах и на рынках;

• здания промышленности, в частности производственные корпуса, цеха, складские помещения промышленных предприятий;

• здания, сооружения сельхозтоваропроизводителей, предназначенные для использования непосредственно в сельхоздеятельности;

• жилая и нежилая недвижимость, находящаяся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий.

Ставки налога не могут превышать 2 % минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года, за 1 кв. м базы налогообложения. Но на 2015 год введена льготная ставка. Об этом подробнее на с. 33 номера

Транспортным налогом будут облагать легковые автомобили возрастом до 5 лет с объемом цилиндров двигателя более 3000 куб. см. Ставка налога составит 25000 грн. в год за каждое авто. Платить этот налог нужно будет юрлицам и физлицам, в собственности которых есть указанные автомобили. Подробнее см. на с. 33 номера

Что касается местных сборов, то здесь есть новости. Если вы помните, Проект № 1578 предполагал отмену парковочного и туристического сборов. Но в финальном Законе № 71 эти два платежа все-таки выжили. Их по-прежнему нужно будет платить. А вот сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (плата за патент) приказал долго жить.

Хозсубъектам, которые нарушили порядок получения и использования торгового патента за период до 01.01.15 г., следует иметь в виду, что они несут ответственность за это в порядке и на условиях, действовавших до 01.01.15 г. (п. 3 подразд. 7 разд. ХХ НКУ)

Также законодатели отменяют хмелесбор и вместо него вводят акциз с подакцизных товаров, реализованных хозсубъектами розничной торговли.

Не до конца ясно, как этот налог начисляется/уплачивается. Раз это акциз, то его нужно включать в цену реализации (п.п. 14.1.4 НКУ).

В пп. 214.1.4 и 215.3.10 НКУ сказано, что база — стоимость с НДС. Но база для НДС сама должна включать акциз (п. 188.1 НКУ).

Получается, он будет начисляться сам на себя. Например, цена с НДС — 120 грн. Тогда акциз — 6 грн. (120 х 0,05). Значит, цена без НДС будет составлять 94 грн. Акциз — 6 грн. НДС — 20 грн. Возможно, налоговики предложат более лояльный подход.

Розничным акцизом облагаются операции по продаже пива, алкогольных напитков, табачных изделий, табака и промышленных заменителей табака, товаров из п.п. 215.3.4 НКУ непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других хозсубъектах общепита (п.п. 14.1.212 НКУ).

«Розничники» подлежат обязательной регистрации как плательщики акцизного налога контролирующими органами по местонахождению пункта продажи товаров не позднее предельного срока подачи «акцизной» декларации за месяц, в котором осуществляется хоздеятельность (п.п. 212.3.11 НКУ). Подробнее см. на с. 30

 

К слову, «под акциз» попали также операции по переоборудованию ввезенного в Украину транспортного средства в подакцизное легковое авто и оптовые поставки электроэнергии (за некоторыми исключениями) (пп. 213.1.9 — 213.1.11, п.п. 213.2.8 НКУ)

Если местный совет не установил соответствующий местный налог и акцизный налог в части реализации хозсубъектами розничной торговли подакцизными товарами, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из минимальных ставок, а плата за землю — с применением ставок, которые действовали до 31 декабря предыдущего года (п.п. 12.3.5 НКУ).

Обратите внимание: речь идет именно о местных налогах, местные сборы здесь не упоминаются. Этот значит, что в случае если местный совет не установил транспортный и/или парковочный сбор, то его уплачивать не нужно. Косвенное подтверждение этому находим также в п. 10.2 НКУ. В нем сказано, что местные советы обязательно устанавливают лишь ЕН и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю)

Особый налог на операции по отчуждению ЦБ и деривативов отменен (исключены п.п. 14.1.4 и п.п. 213.1.7 НКУ)

Отменен и ФСН. Сельхозтоваропроизводители, у которых доля сельскохозяйственного товаропроизводства за предыдущий отчетный год равна или превышает 75 %, теперь будут платить ЕН в составе 4-й группы единоналожников

В связи с переходом «прибыльного» учета на бухгалтерские рельсы перечень прав контролеров (п. 20.1 НКУ) дополнен еще двумя:

1) правом проводить проверку правильности ведения бухучета в соответствии с НП(С)БУ или МСФО;

2) правом проверять правильность и полноту определения доходов, расходов и финрезультата до налогообложения согласно бухучету в соответствии с НП(С)БУ или МСФО

Новшество для субъектов природных монополий и субъектов — плательщиков рентной платы за пользование недрами. Информацию об уплате ими налогов теперь будут ежемесячно обнародовать на официальном сайте ГФСУ (п. 35.4 НКУ, ср. 025069200).

Внимание, отличие от проекта! В Законе № 71 депутаты установили, что на официальном сайте ГФСУ ежемесячно будет обнародоваться информация о хозсубъектах, у которых есть налоговый долг, с указанием руководителей таких хозсубъектов и сумм налогового долга в разрезе платежей и территориальных органов ГФСУ.

Форму информации и порядок ее обнародования устанавливает ГФСУ

Право вести упрощенный бухучет оставили только для ЮРЕНов (абз. 3 п. 44.2 НКУ). Упоминания о плательщиках налога на прибыль по ставке 0 % нет.

Методику ведения упрощенного бухучета отныне будут утверждать налоговики, а не Минфин

Подача налоговой отчетности

Установлено, что плательщик обязан подавать налоговые декларации за каждый отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или при наличии показателей, подлежащих декларированию (п. 49.2 НКУ).

Исключение из этого правила составляют плательщики, у которых есть действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией. Они, как и ранее, обязаны подавать отчетность независимо от того, осуществлялась хоздеятельность в отчетном периоде или нет (п. 49.21 НКУ).

Если у контролеров появится информация о том, что неотчитавшийся плательщик осуществлял деятельность, которая привела к возникновению объектов налогообложения и показателей к декларированию, или же у плательщика имелись «подакцизные» лицензии, то это станет поводом для документальной внеплановой проверки (п.п. 78.1.2 НКУ)

Установлено, что абсолютно все плательщики НДС должны подавать НДС-отчетность в электронной форме с соблюдением регистрации ЭЦП подотчетных лиц в порядке, установленном законодательством (п. 49.4 НКУ)

Приятная новость! Законодатели пока что отказались от введения контроля за расходами и доходами физлиц. В связи с этим из окончательного текста Закона исчезла норма, которая обязывала плательщиков сообщать налоговикам о реализованных физлицам товарах (работах, услугах), стоимость неделимой единицы которых превышает 25000 грн. Хотя в п. 119.2 НКУ все же внесена поправка, которая устанавливает ответственность, в том числе за неподачу, несвоевременную подачу, подачу не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками отчетности о суммах полученной платы от физлиц за товары (работы, услуги). Считаем, что это просто недоработка авторов Закона

Проверки

В п. 73.3 НКУ уточнили, что запрос контролеров на получение информации от плательщика подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа и должен содержать:

• основания для направления запроса с указанием информации, которая это подтверждает;

• перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;

• печать контролирующего органа

Камеральной проверкой теперь будет считаться в том числе проверка в помещении контролирующего органа данных СЭА НДС (а именно: данных Госказначейства, данных ЕРНН и данных таможенных деклараций) (п.п. 75.1.1 НКУ)

Заявление на проведение документальной невыездной внеплановой электронной проверки можно подать за 10 календарных дней до ожидаемого начала проверки, но не раньше официального уведомления ГФСУ о внедрении проведения таких проверок для соответствующих налогоплательщиков: единоналожников, субъектов микро-, малого и среднего предпринимательства, других плательщиков (абз. 7 п.п. 75.1.2 НКУ).

То есть решение о распространении электронных проверок на те или иные группы налогоплательщиков отдано на откуп ГФСУ

Немного подкорректировано основание для проведения документальной внеплановой проверки из п.п. 78.1.1 НКУ. Так, проверить плательщика могут в случае, если по итогам проверок других плательщиков или при получении налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях (ранее — о возможных нарушениях) налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Избежать проверки по-прежнему можно, предоставив в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса от налоговиков пояснения и документальные подтверждения

Законотворцы вводят два дополнительных основания для проведения документальной внеплановой проверки одинакового содержания (п.п. 78.1.17 и п.п. 78.1.18 НКУ) — плательщик не подал уточняющий расчет для исправления ошибок в течение 20 рабочих дней после составления справки о проведении электронной проверки.

Напомним, что в Проекте № 1578 помимо указанного новым основанием для проведения внеплановой проверки была подача заявления на увеличение «лимита регистрации» НН/РК в ЕРНН за счет суммы непогашенного БВ, заявленного к возмещению или к зачету в уменьшение будущих НО за отчетные периоды до 01.01.15 г., а также отрицательного НДС, задекларированного за отчетные периоды до 01.01.15 г.

Внимание, новация! Контролерам запрещено проводить внеплановые проверки, которые предусмотрены пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, в случае если вопросы, являющиеся предметом проверки, были охвачены во время предыдущих проверок плательщика (п. 78.2 НКУ). Фактически этот запрет распространяется на проверки, которые проводят в ситуации, когда:

• выявлены факты, свидетельствующие о нарушениях плательщиком законодательства (при отсутствии ответа на запрос контролеров в течение 10 рабочих дней);

• выявлена недостоверность данных в налоговых декларациях (при отсутствии ответа на запрос контролеров в течение 10 рабочих дней);

• плательщик подал декларацию, в которой заявил к возмещению НДС (при наличии оснований для проверки, определенных в разд. V НКУ) и/или указал отрицательный НДС в размере больше 100 тыс. грн.;

• получено решение суда о назначении проверки или постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора

Немного видоизменено основание для проведения фактической проверки из п.п. 80.2.5 НКУ. Теперь к плательщику могут прийти с фактической проверкой, в случае если получена информация о нарушении им требований законодательства в части производства, учета, хранения и транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, целевого использования спирта, а также осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного, сжиженного газа

Копию приказа руководителя контролирующего органа о приостановке проведения документальной выездной плановой и внеплановой проверки крупного плательщика отныне могут не только вручать уполномоченному представителю плательщика под расписку, но и направлять заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 82.4 НКУ)

Проект № 1578 устанавливал право контролеров в случае, когда налоговый долг возник в результате неуплаты плательщиком обязательств и/или пени, определенных в поданных декларациях/уточняющих расчетах, взыскивать средства с банковских счетов плательщика в бесспорном порядке без обращения в суд. Радует, что законодатели отказались от подобного нововведения. Правда, при этом Закон № 71 вводит временную меру: до 01.07.15 г. в случае возникновения налогового долга в сумме более 5 млн грн. и при отсутствии переплат по налогам (сборам) контролеры все-таки смогут взыскивать средства с банковского счета плательщика на основании решения руководителя контролирующего органа без обращения в суд. Порядок взыскания денежных средств должен утвердить Кабмин (п. 32 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)

Установлено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий и ФЛП с объемом дохода до 20 млн грн. за предыдущий календарный год осуществляются исключительно с разрешения Кабмина, по заявке самого хозсубъекта, по решению суда или согласно требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины. Это ограничение не распространяется:

• с 01.01.15 г. — на проверки хозсубъектов, которые ввозят в Украину и/или производят, и/или реализуют подакцизные товары, на проверки соблюдения законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты НДФЛ, ЕСВ, возмещения НДС;

• с 01.07.15 г. — на проверки плательщиков ЕН 2 и 3 (ФЛП) групп, кроме тех, кто осуществляет деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети (т. е. кроме тех плательщиков ЕН, которым РРО не нужен) по вопросам соблюдения порядка применения РРО. Также РРО-проверки обойдут стороной тех плательщиков ЕН 2 и 3 (ФЛП) групп, которые РРО применять будут должны, но перейдут на их применение раньше положенного срока, а именно: в период с с 01.01.15 г. до 30.06.15 г. включительно. Подробнее об этом на с. 39 номера

 

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
налоговая реформа, отчетность, проверки добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье