(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
13/22
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Январь , 2015/№ 1-2

Налоговая реформа — 2015. Акцизный налог (в том числе для розничных торговцев)

http://tinyurl.com/y43xwn4f

Акцизный налог
(в том числе для розничных торговцев)

Акцизный налог

Первые изменения Закона № 71 затронули само определение АН. А именно: исключена часть п.п. 14.1.4 НКУ, в которой говорится об обложении АН операций по отчуждению ЦБ и операций с деривативами. В результате АН остался лишь налогом на потребление подакцизных товаров (п.п. 14.1.4 НКУ). Соответственно, любые упоминания об обложении АН операций по отчуждению ЦБ и операций с деривативами удалены из раздела VI НКУ

Объекты обложения АН

Состав объектов обложения АН существенно расширили. В его перечень вошли (п. 213.1 НКУ):

• реализация и/или передача в пределах предприятия подакцизных товаров;

• реализация подакцизных товаров в рознице;

• оптовые поставки электроэнергии;

• переоборудование ввезенного на таможенную территорию Украины транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль.

Исключением стала лишь реализация электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками и/или из возобновляемых источников энергии (п. 213.2 НКУ).

Реализация подакцизных товаров в рознице. А точнее, продажа пива, алкогольных и табачных изделий, товаров, указанных в п.п. 215.3.4 НКУ (топливо), непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в местах общественного питания (п.п. 14.1.212 НКУ).

При осуществлении перечисленных операций плательщиками АН будут лица розничной торговли, осуществляющие реализацию подакцизных товаров.

Внимание! Такие лица должны обязательно зарегистрироваться в качестве плательщиков налога по местонахождению пункта продажи товаров не позднее предельного срока подачи декларации за месяц, в котором осуществляется такая деятельность (п.п. 212.3.11 НКУ) (срок подачи — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным). Декларация будет подаваться по месту регистрации.

Базой обложения АН в данном случае будет стоимость подакцизных товаров с НДС (п.п. 214.1.4 НКУ).

АН включается в цену реализации (подробнее о путанице с начислением такого АН — на с. 17 номера).

Дата возникновения налоговых обязательств — дата совершения расчетной операции в соответствии с Законом об РРО (для плательщиков ЕН — дата поступления оплаты за проданный товар; п. 216.9 НКУ).

Важно! По предварительному плану ставку налога должны были определять местные органы власти (несмотря на то, что АН не относится к местным налогам) в пределах от 2 % до 5 % от объема реализации. В окончательном варианте Закона № 71 такие функции у местных советов остались, но при этом принято решение установить ставку АН на уровне 5 % от объема реализации (с НДС; п.п. 215.3.10 НКУ). Но предупреждаем: это, возможно, будет не последнее изменение. Ведь в течение текущего месяца решение может быть пересмотрено (п. 4 Заключительных положений Закона № 71).

Срок для перечисления в бюджет суммы АН — 10 календарных дней, которые наступают за последним днем предельного срока, предусмотренного для подачи месячной декларации (см. выше). Уплачивать АН нужно по месту осуществления реализации товара (пп. 222.3.1 — 222.3.2 НКУ).

Оптовые поставки электроэнергии. Судя по всему, таким способом (установлением акциза на электроэнергию) законодатели оправдали отмену сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, включив его в состав АН. В данном случае в перечень плательщиков попали (п. 212.1 НКУ):

•оптовые поставщики электроэнергии;

• производители электроэнергии, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности и продающие ее вне оптового рынка электроэнергии.

Базой обложения АН для них станет стоимость реализованной электроэнергии без НДС (п.п. 214.1.3 НКУ, ср. 025069200). А вот датой возникновения налоговых обязательств — дата подписания акта приема-передачи электроэнергии (п. 216.10 НКУ).

Переоборудование ввезенного на таможенную территорию Украины транспортного средства в подакцизный легковой автомобиль. Включению данной составляющей в АН способствовала отмена сбора при первой регистрации в Украине транспортных средств.

Плательщиками АН в этом случае выступят собственники ввезенного на таможенную территорию Украины транспортного средства, которое переоборудуется в легковой автомобиль.

Важно! Датой возникновения налоговых обязательств при переоборудовании грузового (8704) в легковой автомобиль (8703) станет дата выдачи документа о соответствии переоборудованного авто требованиям безопасности дорожного движения. В таком случае уплатить АН необходимо будет не позднее даты подачи документов в органы внутренних дел для регистрации или перерегистрации такого авто (п. 216.11 НКУ).

Более того, плательщики АН при обращении в органы внутренних дел для регистрации/перерегистрации переоборудованного грузового авто в легковой должны предъявить квитанции об уплате налога с отметкой банка о дате исполнения платежного поручения (п.п. 222.2.4 НКУ).

Подакцизные товары

Расширен и перечень подакцизных товаров. С 01.01.15 г. в него войдут:

• спирт, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, табак, его заменители (как и было раньше);

• кроме нефтепродуктов, сжиженного газа, добавлены еще и вещества, которые используются как компоненты моторного топлива, альтернативное моторное топливо;

• к группе легковых автомобилей, кузовов и прицепов к ним, мотоциклов приобщили и транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек и более, а также транспортные средства для перевозки грузов;

• и, конечно, электроэнергия.

Не обошлось и без повышения ставок АН. Так:

• повышена ставка АН на сигареты без фильтра, сигареты (2402 20 90 10 по УКТ ВЭД) со 101,72 за 1000 шт. до 227,33 грн. за 1000 штук (п.п. 215.3.2 НКУ);

• минимальное акцизное налоговое обязательство по уплате АН на табачные изделия на сигареты без фильтра увеличено со 133,35 грн. за 100 шт. до 304,11 грн. за 100 шт. (п.п. 215.3.3 НКУ);

• увеличены ставки для всех нефтепродуктов, сжиженного газа и веществ, которые используются как компоненты моторного топлива. Кроме того, установлены новые ставки для альтернативного моторного топлива на уровне 99 евро за 1000 кг;

• повышены ставки на транспортные средства (п.п. 215.3.51 НКУ).

Внимание! Ставки АН для транспортных средств, которые используются более 8 лет и соответствуют коду УКТ ВЭД 8702, применяются с коэффициентом 50. Для автомобилей, которые используются от 5 до 8 лет и соответствуют коду 8704 по УКТ ВЭД, применяются ставки АН с коэффициентом 40, а более 8 лет — с коэффицентом 50;

• повышены ставки и на мотоциклы, велосипеды с вспомогательным мотором, с колясками или без них.

Дополнительно прописаны ставки для подакцизных товаров-«новичков»:

• для транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 человек и более (8702 90 90 по УКТ ВЭД), установлены ставки от 0,003 евро за 1 куб. см объема двигателя до 0,007 евро за 1 куб. см;

• разработаны ставки для моторных транспортных средств для перевозки грузов (п.п. 215.3.52 НКУ). Они варьируются от 0,01 евро за 1 куб. см объема двигателя до 0,026 евро за 1 куб. см;

• установлена ставка для электроэнергии на уровне 3,2 % (п.п. 215.3.9 НКУ)

Максимальные розничные цены

С 01.01.15 г. «розничный» 5 % АН не будет учитываться при определении максимальной розничной цены (МРЦ). Другими словами, субъекты розничной торговли не смогут продавать подакцизные товары, на которые устанавливаются МРЦ, по ценам выше, чем МРЦ, увеличенные на сумму АН по розничной торговле подакцизными товарами (п.п. 14.1.106 НКУ).

Соответственно, продажа табачных изделий будет осуществляться по ценам не выше, чем те, которые указаны на соответствующих пачках, коробках, увеличенным на сумму АН с реализованных розничными торговцами табачных изделий (п. 221.3 НКУ).

При расчете АН с табачных изделий по адвалорным ставкам нужно учитывать следующее:

• декларация об МРЦ будет подаваться (через 3 месяца) в электронной форме, с соблюдением условия относительно регистрации ЭЦП подотчетных лиц (п. 220.2 НКУ);

• срок подачи (с 01.01.15 г.) — не позднее чем 10 и 25 числа месяца (раньше это нужно было сделать за 5 календарных дней до даты установления МРЦ; п. 220.4 НКУ);

• декларацию будет подавать уполномоченный представитель производителя или импортера подакцизных товаров и она считается поданной (через 3 месяца) при наличии квитанции о получении декларации (содержит дату принятия и регистрационный номер принятой декларации; п. 220.6 НКУ);

• установленные производителем или импортером МРЦ на указанные в декларации товары до 10 числа должны быть введены с 15 числа месяца, в котором подается декларация. А если МРЦ установлены до 25 числа — с 1 числа месяца, который наступает за месяцем, в котором подана декларация (п. 220.7 НКУ);

• увеличено количество раз, доступных для внесения изменений в декларацию по МРЦ, с 1 до 2 (п. 220.09 НКУ);

• копии поданных деклараций, заверенных производителем/импортером, уже не нужно размещать на видном месте в месте розничной торговли подакцизными товарами (п. 220.10 НКУ исключен)

Освобожденные операции

Как и раньше (до 01.01.15 г.), от обложения АН освобождаются такие операции, как:

• реализация и/или передача в пределах предприятия подакцизных товаров (продукции), изготовленных на таможенной территории Украины, которые используются как сырье для производства подакцизных товаров (продукции);

• ввоз на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), которые используются в качестве сырья для производства подакцизных товаров. Но! При условии дальнейшего изготовления из такого сырья готовой продукции на территории Украины, с которой потом будет уплачен АН, или реализации таких подакцизных товаров на экспорт и предъявления налоговикам лицензии на право изготовления.

Один лишь нюанс — эти нормы не распространяются на реализацию и/или передачу в пределах предприятия нефтепродуктов

Порядок уплаты и подачи отчетности

С 01.01.15 г. перечислять суммы АН обязаны не только производители подакцизных товаров, но и другие плательщики АН (в том числе розничные продавцы). Для этого у них есть 10 календарных дней, которые наступают за последним днем предельного срока подачи месячной декларации (п.п. 222.1.1 НКУ).

Как видите, отчетный период остался прежним. Соответственно, срок подачи декларации — не позднее 20 числа следующего периода (п. 223.2 НКУ).

Важно! Плательщики, которые имеют лицензии (действующие или приостановленные) на право деятельности с подакцизным товаром, обязаны подавать декларацию за каждый отчетный период независимо от того, велась деятельность или нет (п. 49.21 НКУ)

Акцизный склад

Еще одним «новогодним» новшеством в НКУ стало введение акцизного склада для нефтепродуктов, альтернативного топлива и сжиженного газа (п.п. 14.1.6 НКУ). Но обратите внимание! Согласно Заключительным положениям Закона № 71, данные изменения вступят в силу не 1 января 2015 года, а 1 апреля 2015 года.

Как следствие появилась новая ст. 1281 НКУ, в которой прописана ответственность за нарушение правил вывоза нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного и сжиженного газа с акцизного склада. Виновным грозит штраф в размере 200 % стоимости вывезенной продукции, но не менее 15 тыс. грн. Эта норма тоже заработает с 01.04.15 г.

А значит, с указанной даты налоговому контролю будут подлежать не только спирт этиловый, водка и ликеро-водочные изделия, но и нефтепродукты, топливо моторное альтернативное и сжиженный газ (п. 230.1 НКУ).

Соответственно, усложнятся задачи и функции представителей контролирующих органов:

• в них будут включены: контроль за наличием расходомеров-счетчиков (измерительных приборов), за соблюдением порядка отпуска перечисленных продуктов и уплаты АН (п. 230.5 НКУ);

• появится необходимость в прохождении дополнительного инструктажа (п. 230.7 НКУ) и в контроле за соблюдением порядка отпуска, хранения, производства всех перечисленных видов товаров и уплатой АН (п. 230.11 НКУ).

Расширятся и обязанности распорядителя акцизного склада.

Документальное оформление. Введение акцизного склада для нефтепродуктов, альтернативного топлива и сжиженного газа требует специального документального оформления операций при их транспортировке.

Для этого используется ТТН, которая обязательно должна быть зарегистрирована в Едином реестре ТТН. При отгрузке указанных товаров в ней (после проверки всех документов) представитель контролирующего органа должен поставить штамп и подпись, которые свидетельствуют о согласии на отпуск данных товаров (п. 230.20 НКУ).

При ввозе указанных товаров на акцизный склад представитель также должен поставить отметку на ТТН, зарегистрированной в Едином реестре ТТН, и подпись (п. 230.22 НКУ).

Важно! Транспортировка и отгрузка товаров с акцизного склада предприятия-производителя без ТТН, зарегистрированной в Едином реестре ТТН, и без отметки представителя контролирующего органа запрещены (п. 230.23 НКУ)

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
акцизный налог добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье