Темы статей
Выбрать темы

Сезонная выездная торговля: основные правила

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Выездная торговля является достаточно распространенным видом предпринимательской деятельности. Так, не успела на улице установиться хорошая погода, как в местах массового отдыха граждан (вдоль автомобильных дорог, вблизи заведений ресторанного хозяйства, в парках и т. п.), как грибы после дождя, появляются летние кафе и разнообразные точки для сезонной продажи товаров. О том, что следует учитывать, осуществляя такую торговлю, мы поговорим сегодня.

Сезонная выездная торговля — что это такое?

К сожалению, четкого определения выездной (выносной) торговли (в том числе создания летних площадок около кафе) законодательство не дает. Поэтому, чтобы понять, что собой представляет такая торговля, обратимся к классификации объектов, посредством которых она осуществляется. Так, согласно п. 2.9 Инструкции № 327 сезонная торговая сеть — это сеть розничной торговли и ресторанного хозяйства, открытая для обслуживания населения на определенный сезон года — только на лето, весну или зиму и т. п. В составе сезонной сети могут быть палатки, киоски, лотки и т. п., объекты общественного питания (под тентами, на верандах, в павильонах легкого типа, сборные и переносные), которые размещены на лыжных базах, катках, пляжах, стадионах, в парках, на ярмарках и в других местах.

Исходя из этого выездная (выносная) торговля напоминает торговлю через мелкорозничную торговую сеть, т. е. одну из форм внемагазинной продажи товаров, когда торговые помещения не имеют торгового зала для потребителей (п. 3 Правил № 369).

Поэтому если вы собираетесь заниматься выездной торговлей, то вам придется ориентироваться на правила осуществления мелкорозничной торговли (Правила № 369). Хотя не следует забывать и об общих правилах торговой деятельности определенными группами товаров (Правила № 185, Порядок № 833 и др.).

Но перед тем как осуществлять торговлю по этим правилам, вам следует организовать само место торговли. Что для этого нужно, читайте далее.

Разрешения на размещение объектов торговли

На сегодня сезонной торговлей, как разновидностью мелкорозничной торговли, можно заниматься посредством двух видов объектов торговли:

1) пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2) средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п.

Эти объекты согласно п. 2 ст. 28 Закона № 3038 отнесены к временным сооружениям для осуществления предпринимательской деятельности*. И для их использования вам следует получить соответствующие разрешительные документы.

* Временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности — одноэтажное сооружение, которое изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента. Временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 кв. м по внешнему контуру) или не иметь такого помещения (п. 2 ст. 28 Закона № 3038).

Так, чтобы торговать в течение сезона со стационарных** пунктов некапитальной застройки (летних площадок), субъект хозяйствования должен получить паспорт привязки, т. е. комплект документов, в которых определено место установления временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схему благоустройства прилегающей территории (пп. 1.4 и 2.1 Порядка № 244).

** Стационарное временное сооружение — сооружение, которое имеет закрытое помещение для временного пребывания людей и площадь по внешнему контуру до 30 кв. м (п. 1.4 Порядка № 244).

Чтобы получить такой разрешительный документ, вам нужно осуществить несколько шагов (см. рисунок ниже).

img 1

Механизм получения разрешения на размещение объекта сезонной торговли

После получения паспорта вам также нужно узаконить (если оно вам не принадлежит) право использования земельного участка, на котором будет находиться временное сооружение. То есть нужно заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) и/или договор аренды земельного участка, на котором вы планируете разместить такое временное сооружение.

Обращаем внимание! Госземинспекция (письмо от 11.07.08 г. № 6-8-2111) считает, что заключать следует не только договор аренды так называемого твердого покрытия для размещения объектов торговли, но и договор аренды земельного участка. И хотя это письмо издано достаточно давно, его выводы остаются актуальными и сейчас. Мы, конечно, считаем их мысль ошибочной, поскольку недопустимо взимать дважды арендную плату за один и тот же объект независимо от того, как он именуется в договорных отношениях.

Получать паспорт привязки, на наш взгляд, следует лишь для объектов некапитальной застройки (летние площадки, киоски, павильоны и т. п.). Для средств передвижной сети (например, автомагазины, автокафе, тележки и т. п.) его получать не нужно. Дело в том, что такие объекты не находятся на одном месте, а постоянно перемещаются.

Хотя, чтобы разметить такие объекты торговли в пределах полосы отведения автомобильных дорог, нужно получить отдельное разрешение на размещение объектов на автодорогах у органов государственного управления автомобильными дорогами по предварительному согласованию с соответствующими подразделениями МВД. О получении такого разрешения идет речь в ст. 37 Закона об автодорогах и в п. 64 Перечня № 3392. Выдается такое разрешение на платной основе. Но вот, к сожалению (или к счастью), на сегодня правила его получения не установлены. Дело в том, что порядок его выдачи был признан недействительным еще в 2012 году и до сих пор на его смену ни один нормативно-правовой документ не утвержден. Следовательно, на нормативном уровне в этом плане временно образовался пробел. А потому и разрешения на размещение таких объектов на автодорогах получать пока что не нужно.

Размещение объектов торговли

Как было сказано выше, при осуществлении сезонной выездной торговли (в том числе через летние площадки) необходимо придерживаться как специфических мелкорозничных, так и общих торговых норм (например, Правил № 185, Правил № 369, Порядка № 833 и др.), а также законодательства о защите прав потребителей.

Прежде всего следует помнить о правилах пространственного размещения объектов торговли.

1. При осуществлении торговли продовольственными товарами выбор места для размещения объекта торговли должен согласовываться с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 155 Правил № 5781-91).

2. Лотки, столы, емкости с напитками и другие передвижные элементы уличной торговли размещаются только на тротуарах не менее 5 метров в ширину за пределами пешеходной части. Товар и освобожденная от него тара должны складироваться на тротуаре рядом с указанными передвижными элементами и за пределами его пешеходной части (п. 32 Правил № 198).

3. Нельзя размещать объекты торговли (п. 35 Правил № 198):

• около фасадов административных и культовых зданий, непосредственно около памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки зданий и декоративного благоустройства территории;

• ближе 20 м к перекресткам улиц;

• в охраняемых зонах инженерных коммуникаций;

• на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе 20 м в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который его помечает (кроме объектов торговли, которые блокируются с киосками для продажи проездных билетов);

• на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

• ближе 100 м до железнодорожных переездов.

Требования к товару и работникам

Работники пунктов выездной торговли должны иметь при себе (п. 28 Правил № 369):

• товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемочные акты, заборные листы и т. п. с указанием наименования, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

• документы, на основании которых поступили товары, подлежащие сертификации, с обозначением регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на определенный товар;

• копии гигиенических выводов, заверенные печатью хозяйствующего субъекта, от которого получены эти товары, относительно товаров, которые не подлежат обязательной сертификации в соответствии с перечнем, утвержденным Минздравом;

• документы, которые удостоверяют соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке и заверенные печатью хозяйствующего субъекта, от которого получены эти товары).

Кроме того, если вы реализуете продовольственное сырье (мясо и мясопродукты, молоко, рыбу и рыбопродукты) в пределах административного района, то, кроме документов, подтверждающих их качество и безопасность, должна быть ветеринарная справка на каждую партию (тушу) товара. А если реализуете эти товары в пределах Украины — ветеринарное свидетельство.

Также в случае продажи продовольственных товаров каждый работник пункта выездной торговли обязан иметь личную медицинскую книжку установленного образца. Работники субъекта хозяйственной деятельности, не прошедшие медицинское обследование, к работе не допускаются. К тому же одеты такие работники должны быть в форменную или другую одежду, которая отвечает санитарным требованиям (п. 9 Правил № 185).

Отдельные требования выдвигаются к продукции, которая реализуется заведениями ресторанного хозяйства (речь идет о летних площадках, открытых около кафе). Так, продажа продукции за пределами заведений (предприятий) ресторанного хозяйства должна осуществляться в специально отведенных для этого местах с разрешения местных органов исполнительной власти, учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и при условии соблюдения установленных для этой продукции требований законодательства Украины (п. 2.5 Правил № 219).

Каждая партия продукции заведений ресторанного хозяйства, которая реализуется вне торгового зала, должна иметь удостоверение о качестве (п. 29 Правил № 369 и п. 2.6 Правил № 219).

Если предприятие осуществляет торговлю видами товаров, торговля которыми подлежит лицензированию, вам обязательно понадобится лицензия.

Так, например, если речь идет о реализации алкогольных напитков и табачных изделий, то для торговли ими вы должны иметь лицензию на розничную торговлю отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия (п. 1.4 Правил № 219). Детально об этом см. на с. 16. При этом поскольку на летнюю площадку вряд ли такую лицензию выдадут, то лучше производить расчеты за алкогольные напитки и табачные изделия через кассы самого кафе, около которого открыта такая площадка.

Без лицензии можно обойтись в случае, если субъект хозяйствования осуществляет розничную торговлю столовым вином и/или пивом.

Обращаем внимание: с 01.07.15 г. пиво станет алкогольным напитком. Поэтому если вы собираетесь реализовать пиво, то вам также придется получить лицензию на розничную торговлю алкоголем. Детально об этом см. на с. 16.

Кроме того, реализуя алкогольные напитки, пиво и табачные изделия, вы должны придерживаться правил их реализации, которые приведены в  ст. 153 Закона № 481, а именно запрещается продажа алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых и табачных изделий, а также пива (кроме безалкогольного):

1) лицами, не достигшими 18 лет;

2) лицам, не достигшим 18 лет.

Внимание! Если продавец не уверен в том, что покупателю исполнилось 18 лет, он обязан получить у покупателя паспорт или другие документы, которые подтверждают его возраст. В случае отказа предоставить такой документ данные товары этому лицу не продают;

3) в помещениях и на территории учебных заведений, заведений здравоохранения, кроме ресторанов, которые находятся на территории санаториев;

4) поштучно (для табачных изделий, кроме сигар);

5) в не определенных для этого местах торговли.

Наличные отношения

При осуществлении выездной торговли расчеты обычно производятся в наличной форме. А потому у всех лиц, которые осуществляют такую торговлю, возникает вопрос: нужно ли им использовать РРО?

Да, нужно!!!

В то же время как и из любого правила, так и из этого есть исключения. Такое исключение прописано в  ст. 9 Закона об РРО: от использования РРО и РК освобождаются субъекты хозяйствования, которые реализуют воду, молоко, квас, масло и живую рыбу из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов. Факт приема наличности (по требованию покупателя) в этом случае оформляется обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.). Хотя если вы одновременно реализуете и другие товары, то об этом освобождении можете забыть.

Также вы можете в отдельных случаях осуществлять наличные расчеты с покупателями без РРО, но с применением РК ( ст. 10 Закона об РРО). Речь идет о тех случаях, когда вы осуществляете виды деятельности, указанные в  Перечне № 1336, а именно:

• торгуете в розницу через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики и т. п.), расположенные за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 200 тыс. грн. на одного субъекта хозяйственной деятельности. Для определения этого предела выручка от реализации подводится по всем объектам торговли.

К сведению! При превышении предельного годового объема таких операций (200 тыс. грн.) применение РРО является обязательным. Причем перейти на расчеты с применением РРО нужно в течение месяца после превышения этого предела (письмо ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572);

• торгуете в розницу на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки такое, как и в вышеприведенном случае, — не более 200 тыс. грн. в год на одного субъекта хозяйствования;

• торгуете в розницу и занимаетесь общественным питанием на территории села, если вы считаетесь предприятиями потребительской кооперации или сельхозтоваропроизводителями, использующими при торговле продукцию собственного производства. Ограничения по объему выручки нет;

• торгуете в розницу продовольственными товарами и пивом в бутылках и жестяных банках при условии отсутствия продажи других подакцизных товаров. Это исключение касается лишь физлиц-предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога групп 2 и 3.

При осуществлении торговли всеми другими видами товаров использовать РРО нужно.

И отдельно несколько слов о расчетах с посетителями летнего кафе. Учитывая, что такие расчеты осуществляются в наличной и/или безналичной форме (платежные карточки, платежные чеки и т. п.), в соответствии со ст. 1 Закона об РРО предприятие должно производить их через РРО.

Как правило, расчеты в летних кафе осуществляются через официанта, который выдает посетителям счет к оплате, выписываемый на бланке установленной формы, принимает от посетителей наличность, проводит расчетную операцию через РРО (выписывает расчетную квитанцию) и отдает посетителям кассовый чек (отрывную часть расчетной квитанции). Такой порядок проведения расчетов установлен п. 3.3 Правил № 219.

Следовательно, если летняя площадка является продолжением заведения ресторанного хозяйства, применять отдельный РРО для нее не нужно, поскольку обычно все расчеты производят через РРО, размещенный в самом заведении. А вот если летняя площадка является автономной, то расчеты здесь должны осуществляться через собственный РРО, конечно, при условии, что субъект хозяйствования не отвечает той или иной освобождающей норме, которая позволяет ему вообще обойтись без РРО.

Документы и сокращения статьи

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.11 г. № 3038-VI.

Закон об автодорогах — Закон Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.05 г. № 2862-IV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Инструкция № 327 — Инструкция о заполнении форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом Минторговли от 08.07.96 г. № 369.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 21.10.11 г. № 244.

Перечень № 3392 — Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, приведенный в приложении к Закону Украины от 19.05.11 г. № 3392-VI.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Правила № 5781-91 — Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 16.04.91 г. № 5781-91.

Правила № 104 Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 19.04.07 г. № 104.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.03 г. № 185.

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.02 г. № 219.

РРО — регистраторы расчетных операций.

РК — расчетные квитанции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше