Компенсация дополнительных расходов по аренде

В избранном В избранное
Печать
Карпова Влада
Бухгалтерская неделя Июнь, 2015/№ 23
Предприятие сдает помещение в аренду. У нас есть дополнительные расходы, связанные с арендой (уборка помещения, освещение, отопление). Можем ли мы выставить отдельный счет арендатору на компенсацию этих расходов и как их рассчитать? Как это отразить в учете?

Выставить отдельный счет на компенсацию дополнительных расходов вы можете, но такой порядок желательно прописать в договоре с арендатором.

Для аренды негосударственного имущества нет жестких правил распределения дополнительных расходов между арендаторами, поэтому стороны могут использовать любую базу распределения, которую также имеет смысл очертить в договоре.

В качестве ориентира можно использовать п. 11 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786. В ней указано, что расходы на содержание недвижимого имущества, сданного в аренду одновременно нескольким предприятиям, распределяются между ними по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру занятой общей площади.

К примеру, расходы на освещение, которые арендатор отдельно компенсирует арендодателю, могут распределяться на основании показателей счетчиков или же, если это невозможно, исходя из количества, мощности и времени работы электроприборов.

Неделимые расходы (например, на уборку и охрану помещений) могут быть распределены исходя из удельного веса занятой арендатором площади в общей полезной площади помещений, принадлежащих арендодателю.

Поскольку допрасходы компенсируются отдельно, они не включаются в себестоимость арендной услуги*. В этом случае их отражают на субсчете 949 «Прочие расходы операционной деятельности». Полученную компенсацию можно показать на субсчете 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

* Подробно о формировании себестоимости аренды вы можете прочитать на с. 20 этого номера.

Важная деталь: если предприятие сдает в аренду только одно помещение, а остальную часть использует в других целях, скажем, в административных, то на субсчете 949 следует показывать только ту часть расходов, которая компенсируется арендатором. Остальную часть расходов проводят по обычным счетам, в частности, по админзданию показывают на счете 92 «Административные расходы».

Заметим, что сумма полученной компенсации будет облагаться НДС, поскольку исключение в части необложения НДС предусмотрено только для сумм возмещения арендодателю — бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, на коммунальные услуги и на энергоносители ( п. 188.1 НКУ). На это обращают внимание и налоговики в категории 101.02 ЗІР ГФСУ.

Пример. Предприятие сдает в аренду помещение площадью 30 м2, площадь остальных помещений, принадлежащих арендодателю, составляет 70 м2. Эти помещения используются в административных целях. Расходы на уборку и охрану помещений за месяц составили 8000 грн. (без НДС).

Сумму компенсации (без НДС) арендатором понесенных расходов можно рассчитать так:

8000 грн. : (70 м2 + 30 м2) х 30 м2 = 2400 грн.

Учет расходов по компенсации дополнительных услуг у арендодателя

Хозяйственная операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Понесены расходы на охрану, уборку, отопление и освещение помещений (в части, которая компенсируется арендатором)

949

631, 651, 661, 685

2400

2. Понесены расходы на охрану, уборку, отопление и освещение (в части, которая не компенсируется арендатором)

92

631, 651, 661, 685

5600(1)

3. Начислена сумма компенсации (выставлен счет арендатору)

377

719

2880

4. Отражены налоговые обязательства по НДС

719

641

480

5. Получена компенсация расходов от арендатора

311

377

2880

(1) Определяем так: 8000 - 2400 = 5600 (грн.).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить