Темы статей
Выбрать темы

«Невиртуальный» вопрос, или Как интернет-магазинам применять РРО

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
С 01.01.15 г. освобождение от РРО больше не распространяется на электронные продажи. Срок на адаптацию к этому нововведению — первое полугодие — истекает очень быстро. А по его прошествии практически будет сведено «на нет» всемогущее РРО-освобождение для единоналожников-ФЛП группы 3 (для группы 2 — с 01.01.16 г.).
В свете данных событий владельцы интернет-магазинов волнуются, нужно ли применять РРО при расчетах электронными деньгами, расчетах с использованием банковских карт, при получении денег сразу на текущий счет, при отправке товаров наложенным платежом или доставке их курьером. Налоговики особо не спешат высказываться на этот счет.
Более того, полагаем, что однозначности в этом вопросе не будет еще очень долго. Ведь по сути Закон об РРО писался в те времена, когда об интернет-торговле «еще не знали». Но это не значит, что можно сидеть сложа руки. Сегодня попытаемся прояснить данные вопросы, насколько это возможно на сегодняшний день.

Откуда «растут ноги»

Одиозные изменения, касающиеся расширения сферы применения РРО, вступили в силу с 01.01.15 г. Из ст. 9 Закона об РРО был исключен п. 13, ранее освобождавший от РРО операции по продаже «товаров в системах электронной торговли (коммерции)». Что имеем в итоге? Интернет-магазины, наряду с другими субъектами хозяйствования, теперь обязаны применять РРО тогда, когда это необходимо. А когда именно?

Ответ дает обновленная ст. 3 Закона об РРО — РРО применяется в сфере торговли, общественного питания и услуг при проведении расчетных операций за проданные товары, работы или услуги:

• в наличной форме;

• в безналичной форме, а именно с использованием платежных карточек, чеков, жетонов и т. п.

Все остальное «под» РРО не подпадает.

Не секрет, что интернет-магазины стремятся использовать как можно больше вариантов расчетов с клиентами, чтобы сделать расчеты максимально комфортными и привлечь к себе максимум потребителей. Давайте разберемся с каждым из них: что это за расчеты и нужно ли для них иметь РРО?

Опять же, разобраться нужно поскорее, так как с 01.07.15 г. владельцев интернет-магазинов уже могут штрафовать за нарушение порядка применения РРО (п. 9 разд. II Закона об РРО) (подробнее — в «БН», 2015, № 8, с. 6).

 

Оплата карточкой «на сайте магазина» (через LIQPAY, PAYPAL и т. п.)

При использовании данного способа расчетов выручка нам может поступать либо на карточный, либо на текущий счет. При этом наши покупатели для осуществления таких расчетов пользуются преимущественно банковскими карточками. А это значит, что формально РРО для таких расчетов придется применять. Почему?

Если мы обратимся к определению расчетной операции, то увидим, что этот термин включает в себя применение платежных карточек (ст. 2 Закона об РРО):

«расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя».

Это определение к виртуальным расчетам явно «не клеится». Где «прием от покупателя карточки по месту реализации товаров» в понимании действующей РРО-нормативки? Где «оформление соответствующего расчетного документа об оплате… банком покупателя» при расчете банковской платежной карточкой?

Но… законодатель сказал «надо!».

В этой связи, как представляется, логика котролеров будет такой, что если при оплате товара задействована карточка покупателя, то РРО нужен.

Не исключаем и либеральный подход, но надеяться на него не рекомендуем.

Таким образом, если покупатели оплачивают ваш товар при помощи карточки, нажимая на сайте кнопку «оплатить» (не важно, какой сервис вы для этого используете), вам придется заиметь РРО.

При этом тот факт, что выручку от того же эквайера вы получите сразу на текущий счет, ничего не меняет, поскольку ваши покупатели проводили оплату именно с использованием карточек (о других способах расчета, в том числе электронных деньгах, мы расскажем далее). Так что без РРО тут не обойтись.

Но, опять же, в какой момент нужно выбивать чек РРО?

Поскольку нам ничего не остается, как «подстраиваться» под невиртуальные расчеты, мы склоняемся к тому варианту (уже говорили об этом в прошлом номере «БН» на с. 35), что в случае расчета карточкой чек РРО нужно выбивать при получении положительного результата авторизации с номером заказа (когда приходит подтверждение платежа банком-эмитентом платежной карточки покупателя).

То есть проводим аналогию с «карточным» расчетом в обычном магазине, где чек закрываем после оформления «соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя» (квитанции POS-терминала).

Постоянно отслеживать поступление этой информации интернет-магазину достаточно сложно. Поэтому считаем, что должно быть какое-то либеральное разъяснение налоговиков о возможном времени, в течение которого можно «опоздать» с применением РРО.

 

Оплата через «Приват24»

Интернет-покупатели очень часто используют данный сервис, так как самые распространенные банковские карточки в нашей стране — карточки Приватбанка. Само собой, оплата здесь происходит с помощью этих карт. По сути, «Приват24» — это аналог платежных систем LIQPAY, PAYPAL и др., с тем только отличием, что он популярен на украинском рынке.

Поэтому, как и в предыдущем случае, РРО для таких платежей нужен.

При этом не важно, куда попадает выручка: на ваш текущий счет или на карточный, — РРО все равно необходим, так как при осуществлении платежа ваши клиенты используют банковские карты.

Момент, когда нужно распечатать чек РРО, такой же, как и в предыдущем случае.

 

Платеж наличными через терминал или кассу банка

Если владелец интернет-магазина пользуется сервисом «Приват24», то он может легко узнать, от кого поступили деньги и самое главное — как они поступили: с карточки, с терминала самообслуживания, непосредственно из кассы банка и т. д. Для этого есть раздел «Счета — карты — выписки». С банковской выписки такую информацию, к сожалению, не получишь.

Так вот, снова-таки, продолжая логическую цепочку, приходим к выводу, что если карточка покупателя в перечислении нам средств задействована не была, то можно обойтись без РРО. Формально контролерам зацепиться будет не за что.

Хотя, по большому счету, даже при карточных расчетах здесь РРО быть не должно, поскольку мы не принимаем карточку — у нас нет договоренности с эквайером (как в случае с оплатой через сайт или POS-терминал).

Но здесь есть такой нюанс. Налоговики всегда стояли на следующем: если у предпринимателя какие-то операции требуют применения РРО, а другие — нет, то РРО нужно использовать для всех операций (т. е. нельзя для одних операций применять РРО, а для других — нет).

 

Расчеты с помощью электронных денег

Тоже вопрос далеко не тривиальный.

Начнем с того, что большинство электронных денег, находящихся в «виртуальном обороте», формально не могут использоваться на территории Украины. Хотя по факту используются (подробнее об этом вы могли прочитать в «БН», 2015, № 6, с. 44).

Далее. Электронные деньги, как разъясняет НБУ, не могут быть приравнены к статусу денежной единицы Украины. По сути имеем дело с долговыми обязательствами эмитента электронных денег (п. 1.3 Положения № 481). Расчеты с помощью электронных денег — неденежные*.

* Это что-то сродни бартеру и взаимозачету.

С другой стороны, «расчетная операция — прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и тому подобное…».

Соответственно, если посмотреть на электронные деньги как на заменители «живых» денег, которые прячутся под словами «и тому подобное», то РРО нужен.

И выбивать чек формально нужно на момент поступления электронных денег в наш электронный кошелек.

Здесь нужно заметить, что те же «WebMoney», кроме классического, предлагают и другие варианты расчетов. Первый способ называется «Без кошелька, с договором». Покупатель перечисляет ЭД не торговцу, а финансовой компании платежной системы. Она уведомляет о поступлении ЭД продавца, он отгружает товар и получает на свой счет безналичные средства (за вычетом комиссии). При этом сам предприниматель не может распоряжаться полученными ЭД. Еще один способ работы — «Без кошелька, без договора». Вы просто даете на сайте своего интернет-магазина ссылку на сайт платежной системы, а точнее, на специальную форму «Адресный (банковский) платеж». Через нее клиент дает поручение на перевод ЭД со своего кошелька на счет торговца, а в качестве отправителя перевода будет значиться банк. Это похоже на расчеты за товар/услугу путем внесения денег в банковскую кассу.

В таких случаях, поскольку интернет-магазин не принимает электронные деньги, можно говорить об отсутствии необходимости применения РРО.

Но опять же, что об этом думают налоговики, неизвестно.

 

Наложенный платеж

Оплата товара наложенным платежом через службу доставки, например, «Новую почту» — тоже весьма популярный способ расчетов в интернет-магазинах.

Как в таком случае быть с РРО?

Здесь уже есть первые разъяснения от налоговиков (консультация из категории 109.02 ЗІР ГФСУ).

Если полученные от покупателя средства служба доставки перечисляет продавцу на текущий счет (безналичный расчет), то об РРО речь не идет.

Здесь лишь нужно добавить, что в таком случае покупателю нужно вложить в отправление расчетный документ (для выполнения требований п. 11 ст. 8 Закона о защите прав потребителей), удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи. В данном случае это будет не чек РРО, а, например, накладная, товарный чек.

При этом не факт, что позже налоговики не заявят, что РРО в данном случае должен применяться для учета реализации товаров (по схеме, о которой ниже).

Но если курьерская служба передаст/переведет продавцу именно наличность, то РРО уже нужен.

В этом случае имеем некоторую нестыковку. Согласно Закону об РРО выдавать чек РРО следует именно при получении денег/их заменителей. Выдать чек при передаче товара до получения денег не совсем правильно.

В таком случае можно:

• либо при передаче товара курьеру или по почте вместе с товаром передать не чек РРО, а другой документ, подтверждающий факт купли-продажи товаров (накладную и т. п.). А чек РРО выбивать только тогда, когда наличность поступит продавцу;

• либо идти по схеме применения РРО при продаже в кредит. Как представляется, налоговикам понравится именно этот вариант, поскольку раньше они тяготели к нему в случаях с отсроченными расчетами. Напомним, что при продаже в кредит вначале выбивается первый чек по отделу «кредит». Когда приходят наличные, выбивается второй чек — «погашение кредита».

 

Оплата «в руки» курьеру

Если товар доставляется курьером, то его продажа, по сути, происходит в момент передачи товара из рук курьера в руки покупателя (ст. 334 ГКУ). При этом покупатель рассчитывается за товар наличными. А значит, у курьера обязательно должен быть РРО.

В таком случае часто используют небольшие портативные фискальные принтеры, которые подключаются к управляющим устройствам (ноутбук, планшет, смартфон и т. п.). Такие РРО позволяют курьеру распечатать чек РРО непосредственно при передаче товара покупателю. Данные из этих РРО через Интернет поступают налоговикам как минимум раз в три дня. Аппараты, в которых отсутствует возможность сопряжения с налоговиками, не используются (запрещены к регистрации) с 2014 года.

Важно! При использовании РРО хорошо бы иметь* и POS-терминал (который позволит покупателям рассчитаться за товар карточкой).

* Согласно п. 2 постановления КМУ от 29.09.10 г. № 878 POS-терминал необязателен для тех предприятий торговли, у которых площадь торгового помещения меньше 20 кв. м. Так что интернет-магазину терминал теоретически не нужен, но на практике с ним можно значительно расширить круг потенциальных клиентов. Так что лучше его иметь.

Но помните: квитанция терминала не является расчетным документом, поэтому РРО нужен в любом случае, а карточный платеж проводится так:

1) сначала — через POS-терминал (печатается квитанция);

2) потом — через РРО (дублируется информация о платеже и печатается фискальный чек РРО).

Ну а тем, кто не хочет (или пока не может) оснастить курьера мобильным РРО, рекомендуем поступить следующим образом: в публичном договоре на сайте укажите, что переход права собственности на товар осуществляется в момент подтверждения заказа. Это можно сделать согласно ст. 334 ГКУ.

Далее действуйте так, как при оплате наложенным платежом, т. е. выдавайте курьеру заранее чек РРО, распечатанный как «продажа в кредит», а когда он привезет вам деньги  пробивайте их через РРО как «погашение кредита».

Есть еще один вариант, как курьеру обойтись без РРО. Получая от покупателя деньги, он может сразу составлять договор поручения: мол, покупатель поручает физлицу (курьеру), только не как работнику интернет-магазина, а как обычному физлицу, уплатить от его имени n-ную сумму на счет интернет-магазина. Есть смысл дать курьеру пачку готовых бланков договора, в которые нужно только вписать сумму и паспортные данные покупателя.

Затем курьер идет в банк и платит деньги через кассу банка на текущий счет магазина (от имени и по поручению покупателя). Все, такие платежи безналичные, поэтому РРО вообще не нужен.

Но тут есть один минус: не все покупатели согласятся на эту схему, опасаясь предоставлять свои паспортные данные незнакомым лицам.

 

Единоналожникам

Ввиду важности РРО-темы отдельно напоминаем единоналожникам групп 2 и 3 о необходимости применять РРО (так же, как это делают другие субъекты хозяйствования):

• группа 3 — с 01.07.15 г.;

• группа 2 — с 01.01.16 г. (абз. 15 и 16 п. 110 разд. І Закона № 71).

В ряды счастливчиков, освобожденных от РРО, попали едино­наложники:

• группы 1;

• групп 2 и 3, которые торгуют на рынках и продают товары в мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети (п. 296.10 НКУ).

Таким образом, единоналожник группы 2 или 3, который владеет интернет-магазином, должен с указанных выше дат начать применять РРО в общем порядке. Если он поторопится и успеет обзавестись этим аппаратом до 30.06.15 г. (включительно), то вплоть до 01.01.17 г. его освободят от проверок по вопросам соблюдения порядка применения РРО (п. 28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

 

Выводы 

  • С 01.01.15 г. интернет-магазины в общем порядке должны использовать РРО, но наказывать за неиспользование РРО их начнут только со второго полугодия 2015 года.

  • Единоналожники группы 3 с 01.07.15 г. теряют «иммунитет» от РРО.

  • У единоналожников группы 2 отсрочка до 01.01.16 г.

  • Вопрос применения РРО интернет-магазинами очень запутанный, поскольку нормативные документы написаны под стандартные условия торговли. Много чего будет зависеть от позиции налоговиков.

  • Обойтись без РРО могут те интернет-магазины, которым покупатели перечисляют деньги только на текущий счет банка и при этом не используется карточка.

  • При доставке товара собственными курьерами, которые будут принимать оплату, их нужно оснастить портативными РРО. Но есть варианты, как от этого уйти.

  • При оплате товара наложенным платежом, когда средства продавец получает наличными, чек РРО, вероятно, придется выбивать при отправке товара, действуя по аналогии с продажей товара в кредит (выбивать два чека).

Документы и сокращения статьи

Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII.

Закон о защите прав потребителей  Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Положение № 481  Положение об электронных деньгах в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 04.11.10 г. № 481.

РРО — регистратор расчетных операций.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше