Финмониторинг по-бухгалтерски

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Март, 2015/№ 11
Новый «антиотмывательский» Закон, вступивший в силу 06.02.15 г., наделал немало шума. И все только потому, что в число «информаторов» Госфинмониторинга он включил обычных бухгалтеров. Понятно, что подобного рода деятельность в новинку бухгалтерам и вызывает много вопросов. В данной статье мы ответим на наиболее «горячие» из них.

Напомним, что с 06.02.15 г. на смену Закону № 249 (который утратил силу) пришел новый Закон № 1702 (комментарий к нему см. в «БН», 2014, № 46, с. 6).

С этой же даты заработала заложенная им в ч. 7 ст. 8 Закона о бух­учете новая норма. В ней установлено, что главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета предприятия, обязаны подавать в установленном порядке и в случаях, предусмотренных Законом № 1702, информацию Госфин­мониторингу.

Означает ли это, что все бухгалтеры отныне должны постоянно «стучать» на свое предприятие и/или клиентов?

Вовсе нет. Дело в том, что бухгалтеры еще с 2010 года являются субъектами первичного финансового мониторинга. Но не все, а только те, кто предоставляет услуги по ведению бухучета в рамках предпринимательской деятельности, т. е. бухгалтеры-предприниматели.

После 06.02.15 г. в этом плане ничего не изменилось. Бухгалтеры-предприниматели по-прежнему включены в перечень специально определенных субъектов первичного финансового мониторинга (ст. 5 Закона № 1702). А обычные бухгалтеры — наемные работники предприятий и ФЛП в этом перечне не значатся.

Из этого мы делаем важный вывод: на обычных бухгалтеров — наемных работников не распространяются обязанности субъектов первичного финансового мониторинга, указанные в ч. 2 ст. 6 Закона № 1702. Следовательно, они не должны постоянно отслеживать подозрительные финансовые операции и сообщать о них Госфинмониторингу.

Зачем же тогда было вносить поправки в ч. 7 ст. 8 Закона о бух­учете, спросите вы.

А затем, чтобы при необходимости иметь возможность «надавить» на бухгалтера и заставить его предоставить нужные «Финразведке» сведения.

Так, согласно ч. 8 ст. 12 Закона № 1702 субъекты хозяйствования, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, которые не являются субъектами первичного финмониторинга, обязаны предоставлять по запросу Госфинмониторинга:

• информацию, которая связана с проведением анализа финансовых операций, ставших объектом финансового мониторинга;

• сведения о лицах, которые участвовали в их осуществлении;

• справки и копии документов (в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом), необходимые для выполнения Госфинмониторингом возложенных на него задач в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

• доступ к своим информационным ресурсам (базам персональных данных) для обеспечения функционирования единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Новый Порядок подачи такой информации Кабмин пока не утвердил. Но остается действующим Порядок № 775, разработанный «под» утративший силу Закон № 249.

Напомним, что согласно Порядку № 775 запросы субъектам должны направляться в письменной форме на официальном бланке Госфинмониторинга и подписываться Председателем Госфинмониторинга или его заместителем.

Письмо-ответ на запрос финразведчиков должно содержать:

• номер и дату запроса Госфинмониторинга, на который дается ответ;

• полную и содержательную информацию, которую запросил Госфинмониторинг, в том числе с ограниченным доступом, в частности составляющую банковскую или коммерческую тайну, за исключением информации о конкретных физлицах;

• заверенные печатью субъекта копии документов, подтверждающих поданную информацию, и необходимые справки в соответствии с запросом Госфинмониторинга;

• подпись уполномоченного должностного лица, скрепленную оттиском печати.

Уточним: ввиду того, что наличие печати у хозсубъекта сейчас не обязательно, считаем, что заверять документы и подпись должностного лица печатью нужно только при ее наличии.

Важно! Удовлетворить запрос (направить ответ) Госфинмониторингу следует в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса.

Помните! Часть 11 статьи 12 Закона № 1702 строго-настрого запрещает должностным лицам, работникам субъектов хозяйствования, которые получили запрос Госфинмониторинга о финансовых операциях, дополнительной информации, информации, связанной с проведением анализа финансовых операций, ставших объектом мониторинга, лицах, участвовавших в их осуществлении, справок и копий документов, другой информации, которая может быть связана с подозрением в отмывании доходов, финансировании терроризма или распространении оружия массового уничтожения, и/или предоставили ответ на такой запрос, информировать об этом лиц, которые участвовали (участвуют) в осуществлении финансовых операций, определенных в запросе или ответе, а также любых третьих лиц. Иными словами, если вы получили запрос от «Финразведки» и/или предоставили ответ на него, не сообщайте о своих действиях никому.

Ну и, конечно, мы не можем обойти стороной «ответственный» вопрос.

Часть 8 статьи 8 Закона о бухучете освобождает бухгалтеров — наемных работников от дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности за подачу Госфинмониторингу информации о финансовой операции, даже если этими действиями причинен ущерб юридическим или физическим лицам, и за другие действия, если они действовали в рамках выполнения Закона № 1702.

В то же время непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации, связанной с анализом финансовых операций, ставших объектом финмониторинга, справок и копий документов (в том числе содержащих информацию с ограниченным доступом) по запросу Госфинмониторинга могут быть чреваты для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, граждан — субъектов предпринимательской деятельности, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга, административным штрафом в размере от 1700 до 3400 грн. (ч. 2 ст. 1669 КоАП).

Административный протокол в этом случае имеют право составлять уполномоченные должностные лица субъектов государственного финансового мониторинга (ст. 255 КоАП). Дело рассматривается судом в 5-дневный срок (ст. 221 и ст. 277 КоАП), после чего выносится решение о наложении административного взыскания.

 

Выводы 

  • Обычные бухгалтеры не обязаны постоянно «стучать» «Финразведке».

  • Если нужно, Госфинмониторинг пришлет бухгалтеру запрос, на который тот должен письменно ответить.

  • Бухгалтер «не в ответе» за последствия передачи сведений по запросу, а вот за непредоставление или предоставление недостоверного ответа на запрос его могут наказать админштрафом.

Документы и сокращения статьи

Закон № 1702 — Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 14.10.14 г. № 1702-VII.

Закон № 249 — Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» от 28.11.02 г. № 249-IV (утратил силу).

Порядок № 775 — Порядок предоставления субъектами хозяйствования, предприятиями, учреждениями, организациями, которые не являются субъектами первичного финансового мониторинга, информации по запросу Государственной службы финансового мониторинга, утвержденный постановлением КМУ от 30.08.10 г. № 775.

Госфинмониторинг — Государственная служба финансового мониторинга Украины.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить