В комментируемом письме фискалы уделили внимание налоговому учету такого маркетингового мероприятия, как раздача «подарочных карт» самым активным покупателям. Но у письма есть один «недостаток»: оно — прошлогоднее.
Напомним: с 01.01.15 г. благодаря Закону о налоговой реформе от 28.12.14 г. № 71-VIII «прибыльный» раздел НКУ кардинально преобразился: налоговый учет вплотную приблизился к бухгалтерскому. Поэтому вы больше не найдете привычного перечня «разрешенных» расходов (п. 138 НКУ). Ориентир — бухучетные правила.
Как же дело обстоит сегодня?
Согласно п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы» в расходы на сбыт включаются расходы на рекламу и исследование рынка (маркетинг).
Далее немного поддержки попросим со стороны налоговиков. Так, одним из направлений маркетинговых услуг является стимуляция сбыта продукции, работ, услуг (п.п. 14.1.108 НКУ). Налоговики в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 15.02.12 г. № 123, отмечали, что методом продвижения товаров на рынке является уплата мотивационных выплат (премий, бонусов, других поощрений) в пользу третьих лиц (организаций, которые приобретают товары у поставщика и осуществляют их сбыт (дистрибьюторы)).
И поскольку такие выплаты направлены на стимуляцию сбыта продукции, работ, услуг, то их можно отнести к маркетинговым услугам.
Соответственно им прямая дорога в расходы на сбыт.
Все это можно применить к «подарочным картам» (на скидку, на покупку продукции определенной стоимостью и пр.), которые получают самые активные покупатели.
Вывод: стоимость таких «подарочных карт» продавец может отнести к мотивационным выплатам и включить в расходы на сбыт (бухгалтерские). Соответственно они будут учтены при исчислении налога на прибыль.