«Трансфертное ценообразование»… «контролируемые операции»… Многие знакомы с этими понятиями очень поверхностно, но все чаще задумываются, а не подпадают ли они сами под правила трансфертного ценообразования. Тем более, что правила достаточно часто меняются. О последних изменениях в «трансфертной» ст. 39 НКУ, действующих с 13.08.15 г., мы писали в «БН», 2015, № 37, с. 25.
В комментируемом письме налоговики сделали несколько важных акцентов:
• в Отчет о контролируемых операциях за 2015 год попадут операции за весь 2015 год, которые являются контролируемыми по новым правилам (действующим с 13.08.15 г.);
• в ст. 39 НКУ теперь нет требования о подаче сведений о контролируемых операциях одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль (приложение к декларации);
• операции с контрагентами-резидентами, даже пусть и связанными лицами, не являются контролируемыми ни при каких условиях (также см. консультацию из категории 137.01 ЗІР ГФСУ).
Также важно понимать: чтобы операции считались контролируемыми, все критерии должны выполняться одновременно (объем дохода и операций с каждым контрагентом, а также статус таких контрагентов). Если, допустим, с «оффшорным» контрагентом — связанным лицом проводятся операции, которые могут попасть в ряды контролируемых, но общий объем которых за год не превысил 5 млн грн., то они не являются контролируемыми. То же самое можно сказать и об операциях со «связанным» контрагентом-нерезидентом, объем которых уже превысил 5 млн грн., но такой контрагент «родом» из «неоффшорной» страны. Критерии «оффшорности» прописаны в п.п. 39.2.1.2 НКУ, а соответствующий перечень стран утвержден распоряжением КМУ от 16.09.15 г. № 977-р.