(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 42
  • № 41
  • № 40
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/26
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Октябрь , 2015/№ 43

Разукомплектование товара: оцениваем и продаем правильно!

http://tinyurl.com/y6bc7922
Иногда торговому предприятию сложно реализовать комплект товаров. Поэтому, чтобы ускорить товарооборот и увеличить размер выручки, прибегают к хитростям: делят комплект на составные части (конечно, если есть такая возможность) и продают их как отдельные объекты. Также к таким действиям прибегают, когда часть товаров из комплекта повреждена и продать комплект нет возможности. Как отразить такие манипуляции в учете, читайте дальше.

Методика определения стоимости

Одной из главных проблем при разукомплектовании товара является определение стоимости отдельных его частей. Дело в том, что в товаросопроводительных документах на укомплектованный товар (накладных, счетах-фактурах, налоговых накладных) обычно поставщик указывает только общую стоимость комплекта и не приводит информацию о цене каждого отдельного объекта, входящего в его состав.

Поэтому предприятие-покупатель, осуществляющее разукомплектование товаров, должно именно определить (распределить) стоимость каждой отдельной части комплекта. Можно выделить два способа определения стоимости составляющих любого комплекта.

Способ 1. По количеству составляющих комплекта. Этот способ является самым простым. Суть его сводится к тому, что для определения стоимости составляющих комплекта достаточно распределить стоимость комплекта между его составляющими пропорционально количеству составляющих, входящих в такой комплект. Этот метод следует применять, когда комплект состоит только из товаров одного вида, которые имеют одинаковые характеристики (размер, объем и т. п.).

В таком случае, чтобы определить стоимость отдельных составляющих комплекта, придется просто разделить фактическую стоимость комплекта на количество единиц товара, входящих в него.

Пример 1. Чайный сервиз состоит из 6 чашек и 6 тарелок. Его стоимость (без НДС) составляет 300 грн. Если сервиз разделить на 6 комплектов — чашка + тарелка, то получим стоимость такого набора 50 грн. (300 : 6).

Применение этого метода не позволит правильно распределить стоимость каждого из элементов нового товара, если комплект состоит из «разношерстных» составляющих: комплект включает разные объекты (решили отдельно продавать чашки и тарелки из сервиза, упомянутого в примере 1) или составляющие комплекта однородны, но имеют разные дополнительные показатели (сервиз состоит только из тарелок или чашек, которые отличаются по размеру, объему и т. п.).

Чтобы оценить составляющие, полученные при разукомплектовании такого товара, придется использовать следующий способ оценки.

Способ 2. По справедливой (договорной) стоимости каждой из составляющих комплекта. Данный метод подойдет в случае, если комплект состоит из неподобных объектов. Такие объекты, как вы понимаете, нельзя сравнить, следовательно, просто распределить стоимость комплекта между его составляющими, опираясь только на количественные показатели, нельзя. Поэтому следует найти для всех объектов одну базу распределения.

Такой базой, по нашему мнению, является справедливая* (договорная) стоимость каждой из составляющих комплекта. Дело в том, что именно справедливая (договорная) стоимость как критерий распределения может учесть все характеристики разукомплектованного товара (массу, объем, эстетическое оформление, материал, из которого он изготовлен, и т. п.), а следовательно, и достаточно точно (насколько это возможно) определить стоимость таких объектов.

* Справедливая стоимость — сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату ( п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»). Для товаров это будет цена продажи за вычетом расходов на реализацию и суммы надбавки (прибыли) исходя из надбавки (прибыли) для аналогичных товаров.

Чтобы рассчитать стоимость составляющих комплекта, придется:

1) определить справедливую стоимость каждой из составляющих комплекта. Для этого просто найдите стоимость продажи подобных объектов;

2) рассчитать долю (соотношение) стоимости комплекта к общей справедливой стоимости всех объектов, входящих в комплект;

3) полученную долю (коэффициент) умножить на справедливую стоимость каждого объекта комплекта.

Осуществив эти нехитрые действия, вы сможете с легкостью оценить стоимость каждой составляющей разукомплектованного товара.

Пример 2. По данным примера 1 предприятие решило продавать чашки и тарелки отдельно. При этом справедливая стоимость одной чашки составляет 50 грн., а тарелки — 30 грн. Учитывая это, общая справедливая стоимость составляющих сервиза составляет 480 грн. (50 х 6 + 30 х 6).

Соотношение стоимости комплекта и общей справедливой стоимости его составляющих даст коэффициент 0,625 (300 : 480).

Исходя из этих показателей стоимость разукомплектованной:

чашки — 31,25 грн. (50 х 0,625);

тарелки — 18,75 грн. (30 х 0,625).

Отражение в учете

Бухгалтерский учет. Субъект хозяйствования, который приобрел комплект, сначала оприходует его на субсчете 281 «Товары на складе».

Для бухучета товары, приобретенные с целью дальнейшей продажи, являются запасами. Поэтому учитывать распределение комплекта товаров необходимо на основании норм П(С)БУ 9 «Запасы». То есть приобретенный комплект товаров зачисляете на баланс по первоначальной стоимости ( п. 9 П(С)БУ 9).

И только после оприходования товаров на баланс и принятия решения о разукомплектовании вы будете осуществлять само распределение. Для этого вам нужно распределить стоимость приобретенного комплекта, учитываемого на субсчете 281, на части между аналитическими счетами, открытыми в разрезе этого субсчета.

Бухгалтерский учет вышеупомянутых расходов будет зависеть от того, планировалось ли перед приобретением комплекта товаров его разукомплектование.

1. Запланированное разукомплектование. Расходы, понесенные на разукомплектование товара (а именно расходы на распаковку товара, разделение его на составляющие и упаковку частей товара в новую, заранее приобретенную упаковку и т. п.), следует считать операциями по доведению приобретенных товаров до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях. А потому эти расходы включают в первоначальную стоимость каждого новообразованного товара как прочие расходы ( п. 9 П(С)БУ 9).

Таким образом, первоначальная стоимость вновь созданных товаров после разукомплектования будет состоять из распределенной части расходов на приобретение комплекта (как именно проводить распределение, читайте на с. 17) и расходов, понесенных на их доработку.

2. Спонтанное разукомплектование. Если такие действия вызваны производственной необходимостью. Например, разукомплектование является следствием большого спроса на товар, входящий в комплект, или возникновения форс-мажорных обстоятельств.

То есть операции по разукомплектованию проводятся только с целью заинтересованности потребителей приобрести разукомплектованный товар. Поэтому расходы, понесенные на такие мероприятия, следует считать расходами на сбыт. Такие расходы, как вы понимаете, осядут на дебете счета 93 «Расходы на сбыт» и будут включены в расходы того периода, в котором они были понесены ( п. 14 П(С)БУ 9).

Если же речь идет о форс-мажорных случаях (уничтожение одной из частей комплекта), то при определении стоимости разукомплектованного товара следует определять стоимость и уничтоженных товаров. И только затем, ориентируясь на эту стоимость, списать такие товары на чрезвычайные расходы.

Заметим. Субъект хозяйствования иногда не только проводит разукомплектование товара (переупаковку), но и осуществляет дополнительные операции, чтобы заинтересовать покупателей в приобретении товара (наносит свой логотип, конечно, если это разрешено производителем). Такие действия можно считать рекламными мероприятиями. А потому расходы на такие манипуляции с разукомплектованным товаром, по нашему мнению, следует считать расходами на сбыт.

К сведению! В качестве документального подтверждения операций по разукомплектованию выступает бухсправка, в которой детально описаны причины и порядок деления комплекта на составные части.

Налоговый учет. Что касается налога на прибыль, то с 01.01.15 г. определять налогооблагаемую прибыль следует исходя из данных бухучета, иногда с учетом налоговых разниц. Поэтому все вышесказанное для отражения операций по разукомплектованию товаров в бухучете относится и к налоговому учету.

Если же рассматривать НДС, то здесь следует обратить внимание на один нюанс: при реализации разукомплектованного товара, как и при реализации других видов товаров, следует ориентироваться на минимальную базу налогообложения, определенную в  п. 188.1 НКУ. Для покупных товаров/услуг она не может быть ниже цены их приобретения.

В то же время, когда продаются части комплекта отдельно, то возникает вопрос: как определить этот предел. По нашему мнению, такой стоимостью в этом случае будет стоимость такого товара, которую предприятие определило при распределении «входной» стоимости, ориентируясь на один из методов, а не стоимость всего комплекта.

Также несколько слов скажем и о правилах определения кода УКТ ВЭД. Дело в том, что когда происходит разукомплектование импортного товара (например, сервиза или комплекта белья), то предприятие фактически получает новый вид товара. А потому возникает вопрос: какой код УКТ ВЭД указывать в налоговой накладной? По нашему мнению, следует указать тот код, который был присвоен комплекту. Дело в том, что обычно разукомплектованию подлежит товар, который состоит из объектов, имеющих те же свойства, что и весь комплект. Код УКТ ВЭД характеризует совокупность товаров, объединенных определенными свойствами. Поэтому даже после деления комплекта на части, с точки зрения УКТ ВЭД, ничего не меняется. Так, например, если разукомплектовывать столовый фарфоровый сервиз на чашки и тарелки, то код УКТ ВЭД сервиза, тарелок и чашек, которые получили после разукомплектования, будет один и тот же — «6911 10 00 00 Посуда и приборы столовые или кухонные».

Практическая ситуация

Ориентируясь на данные примера 2 (см. с. 18), отразим в учете разукомплектование сервиза. Но с учетом того, что расходы на разукомплектование каждой составляющей сервиза составили 5 грн. (новая упаковка). Всего же расходы на это составили 60 грн. (5 грн. х 12 шт.).

В отчетном периоде реализовано 6 тарелок по цене 36 грн./шт. (с НДС) на сумму 216 грн. (в том числе НДС — 36 грн.) и 3 чашки по цене 60 грн./шт. (с НДС) на сумму 180 грн. (в том числе НДС — 30 грн.).

Учет расходов на разукомплектование сервиза

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Оприходован сервиз, полученный от поставщика

281/сервиз

631

300,00

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641/НДС

631

60,00

3. Оплачена поставщику стоимость сервиза

631

311

360,00

4. Принято решение разукомплектовать сервиз на:

• тарелки (6 шт. х 18,75 грн./шт.)

• чашки (6 шт. х 31,25 грн./шт.)

281/тарелка

281/ сервиз

112,50

281/чашка

187,50

Вариант 1. Запланированное разукомплектование

5. При разукомплектовании сервиза включена стоимость новой упаковки в первоначальную стоимость:

• тарелок (6 шт. х 5 грн.)

• чашек (6 шт. х 5 грн.)

281/тарелка

204

30,00

281/чашка

30,00

6. Реализовано за отчетный период 6 тарелок и 3 чашки

361

702

396,00

7. Признаны налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

66,00

8. Списана стоимость реализованных:

• 6 тарелок (18,75 грн. х 6 шт. + 5 грн. х 6 шт.)

• 3 чашек (31,25 грн. х 3 шт. + 5 грн. х 3 шт.)

902

281/тарелка

142,50

902

281/чашка

108,75

9. Получена оплата за реализованные тарелки и чашки

311

361

396,00

10. Определен финансовый результат от реализации

702

791

330,00

791

902

251,25

Вариант 2. Спонтанное разукомплектование

5. Понесены расходы на упаковку при разукомплектовании сервиза

93

204

60,00

6. В отчетном периоде реализовано 6 тарелок и 3 чашки

361

702

396,00

7. Признаны налоговые обязательства по НДС

702

641/НДС

66,00

8. Списана стоимость реализованных:

• 6 тарелок (18,75 грн. х 6 шт.)

• 3 чашек (31,25 грн. х 3 шт.)

902

281/тарелка

112,50

902

281/чашка

93,75

9. Получена оплата за реализованные тарелки и чашки

311

361

396,00

10. Определен финансовый результат от реализации

702

791

330,00

791

902

206,25

791

93

60,00

 

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
товар, разукомплектование добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье