Реклама — двигатель торговли: раздаем сувениры и визитки

В избранном В избранное
Печать
Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, e.zhylenko @id.factor.ua
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2015/№ 43
В наше время могут встретиться самые разные виды рекламы. Один из них — бесплатные раздачи сувениров потенциальным клиентам (календариков, магнитов и пр.). Также популярный способ «запасть в душу» контрагенту — вручить ему свою визитку. Нередко работодатель обеспечивает визитками своих работников. Как правильно учесть такой «раздаточный материал»? Об этом вы узнаете из нашей статьи.

Календарики, магниты и прочие сувениры

В преддверии нового года многие хозсубъекты задумываются о популярном PR-ходе: раздавать потенциальным клиентам календарики на следующий год или прочие полезные сувениры со своей символикой.

НДФЛ. Здесь все будет зависеть от возможности персонификации дохода физлица:

• если идентифицировать получателя невозможно, то объект обложения НДФЛ не возникает (в таком же духе высказывались и налоговики в своей консультации из категории 103.23 ЗІР ГФСУ). При этом стоимость подарков в расчете по ф. № 1ДФ не отражается;

• если же получателями выступают конкретные лица (с возможностью идентификации), то стоимость подарка является доходом плательщика в виде допблага ( абз. «е» п.п. 164.2.17 НКУ). Правда, тут надо учитывать требования «освобождающего» п.п. 165.1.39 НКУ, в соответствии с которым «неденежные» подарки не дороже 609 грн. (для 2015 года) под налогообложение не подпадают. Поэтому облагать НДФЛ придется стоимость подарка, превышающую 609 грн. (в расчете на месяц).

Но в нашем случае вряд ли можно будет персонифицировать конечного получателя сувениров. Поэтому об НДФЛ можно забыть.

НДС. С точки зрения НКУ, бесплатная раздача рекламных материалов считается поставкой в понимании п.п. 14.1.191 НКУ: «поставка товаров — любая передача права на распоряжение товарами как собственник, в том числе продажа, обмен или дарение такого товара, а также поставки товаров по решению суда».

Хотя есть и «лучик света в этом царстве тьмы». ВАдСУ в своем постановлении от 08.04.15 г. № К/9991/11996/12 (ср. 025069200) пришел к выводу, что бесплатная раздача товара в рекламных целях не является реализацией товара, а должна квалифицироваться как передача их другому лицу для своих собственных нужд. Потому «рекламодатель» имеет право на НК при закупке такой продукции, но не обязан начислять НО при ее раздаче.

Такой вывод базируется на утверждении, что рекламные материалы по своей сути не являются товаром. Их приобретают (изготавливают), для того чтобы донести информацию до потенциальных покупателей и получить доход от увеличения объемов продажи других товаров/услуг. Однако доказать налоговикам, что переданная в рекламных целях, допустим, чашка с логотипом производителя не является товаром, достаточно сложно.

Важно! В консультации из категории 101.16 ЗІР ГФСУ контролеры отметили: «суммы налога, уплаченные при приобретении товаров/услуг для проведения рекламных мероприятий, относятся к налоговому кредиту такого плательщика налога, а налоговые обязательства при осуществлении им операций по бесплатному распространению товаров/услуг рекламного назначения не начисляются».

И все бы хорошо, да только нужно обратить внимание на ситуацию, описанную в вопросе, на который фискалы дали такой ответ. А звучит вопрос так: «Имеет ли право плательщик НДС отнести в налоговый кредит сумму НДС по товарам/услугам, приобретенным для проведения рекламных мероприятий, и нужно ли такому плательщику налога начислять обязательство в случае их бесплатного распространения, если стоимость приобретенных для рекламных целей товаров/услуг включается в стоимость товаров/услуг, поставляемых таким плательщиком в облагаемых НДС операциях?».

Как видите, речь идет о рекламных материалах, стоимость которых включается в себестоимость поставляемых товаров/услуг. Такое случается достаточно редко. Например, в случае когда на производимых товарах размещают свой фирменный логотип. Но в таком случае нет бесплатной раздачи. Товар — носитель рекламы продают покупателю.

Как правило, расходы на рекламу относятся к сбытовым расходам ( п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы»). А такие расходы не включаются в себестоимость реализованной продукции ( п. 17 П(С)БУ 16). Поэтому применять эту консультацию нужно очень осторожно.

Более весомым аргументом для неначисления НО по НДС все же является отсутствие товара (раздаем буклеты, календарики, магнитики и прочую мелочевку).

Если же вы раздаете более практичные товары и не готовы спорить с налоговиками, то необходимо запастись правилами отражения НО по НДС при бесплатной раздаче рекламных товаров, т. е. по цене ниже цены приобретения. О них речь идет в консультации из категории 101.19 ЗІР ГФСУ.

НН составляется в день возникновения НО продавца. При этом продавец (распространитель рекламных сувениров) составляет две НН: одну — на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки, другую — на сумму, рассчитанную исходя из превышения цены приобретения/себестоимости над фактической ценой.

Особенность заполнения последней состоит в том, что в ней нужно:

• проставить в верхней левой части код типа причины. В нашем случае — это «15» (составлена на сумму превышения цены приобретения товаров/услуг над фактической ценой их поставки) или «17» (составлена на сумму превышения себестоимости самостоятельно изготовленных товаров/услуг над фактической ценой их поставки) (п. 9 Порядка № 957);

• в полях для данных покупателя указать собственные реквизиты, поскольку такая НН получателю (покупателю) не выдается;

• в гр. 3 «Номенклатура товарів/послуг постачальника (продавця)» вписать: «перевищення ціни придбання над фактичною ціною постачання товарів/послуг, указаних у податковій накладній № ___» и внести порядковый номер НН, составленной на сумму поставки этих товаров/услуг (п. 15 Порядка № 957).

Налог на прибыль. «Налоговоприбыльные» вопросы учета расходов на изготовление и раздачу рекламных материалов сами собой отпали с 01.01.15 г. Именно с этой даты Закон № 71 вплотную приблизил «налоговоприбыльный» учет к бухгалтерскому. Единственное отличие — налоговые разницы, на которые нужно корректировать финрезультат крупным прибыльщикам (с бухучетным доходом за последний год более 20 млн грн.). Но эти корректировки никоим образом не связаны с рекламными раздачами.

Визитки

НДФЛ. Раздавая визитки своим работникам, работодатель может «нарваться» на НДФЛ. Налоговики в консультации из категории 103.02 ЗІР ГФСУ отмечают, что визитные карточки, изготовленные для работников, на которых указаны, в частности, логотип, реквизиты субъекта хозяйствования и личные данные конкретного работника, являются дополнительным благом и их стоимость включается в общий налогооблагаемый месячный доход, из которого удерживается налог по ставке, установленной п. 167.1 НКУ.

Но мы считаем, что налоговики не правы. Ведь допблагом считаются доходы, выплачиваемые налогоплательщику налоговым агентом, если они не являются зарплатой и не связаны с выполнением обязанностей трудового найма. Однако получение визиток, в которых указаны сведения о работодателе, как раз можно связать с выполнением трудовых обязанностей ( п.п. 14.1.47 НКУ). Да и воспользоваться таким «допблагом» в своих личных целях работник вряд ли сможет.

Ранее налоговики признавали, что визитка — это рекламный продукт. И в таком подходе, безусловно, присутствовала логика. Ведь визитка служит для привлечения потенциальных контрагентов/клиентов/покупателей к субъекту хозяйствования через его представителя — работника, которому выданы визитные карточки. К тому же сам работник никаких выгод от получения визитных карточек не имеет. Передавая кому-либо свою визитку, он действует в интересах работодателя, информируя ее получателя о субъекте хозяйствования. А информация о самом работнике приводится в качестве контактной. Ну и в чем здесь выгода (благо) для работника?

Конечно, человек может использовать такие визитки и в повседневной жизни. Например, чтобы не писать свой номер телефона новому знакомому, он может просто передать ему свою визитку с нужным номером телефона на ней. Но это скорее исключение. Априори предназначение такой карточки иное. А проследить, кому ее фактически выдали, просто невозможно. Поэтому по умолчанию следует считать, что визитная карточка с указанием сведений о предприятии, выданная работнику, будет использована в рамках его трудовой деятельности.

Однако, судя по тому, что налоговики последовательно придерживаются своего фискального мнения, изложенного в упомянутом разъяснении, доказывать необлагаемость выданных работникам именных визитных карточек придется, скорее всего, в суде. Для подкрепления своих «защитных» аргументов не помешает издать приказ об изготовлении именных визитных карточек тем или иным работникам (с указанием в нем фамилий таких работников) для их использования в рамках исполнения трудовых обязанностей.

Чтобы избежать судебной тяжбы, советуем выдавать работникам корпоративные визитные карточки, которые содержали бы информацию только о субъекте хозяйствования, без данных о конкретных работниках. В связи с тем, что такие карточки будут использоваться неперсонифицированно, путь к обложению НДФЛ будет закрыт.

Если же все-таки нужно выдать именные визитки, тогда есть еще один вариант обойти НДФЛ: оформите выдачу визиток как предоставление подарка. Тогда стоимость визиток в пределах 50 % минзарплаты (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, можно не облагать НДФЛ ( п.п. 165.1.39 НКУ). Для 2015 года необлагаемая часть подарков составляет 609 грн. То есть стоимость выданных работнику визиток, скорее всего, впишется в необлагаемую сумму.

НДС. Если в визитках указана информация о плательщике или товарах (услугах), которые им производятся (реализуются), то их раздача связана с осуществлением хозяйственной деятельности и поддерживает интерес к предприятию, а значит, соответствует определению рекламы. Поэтому начислять НО в связи с нехозяйственным использованием не нужно. Как и в описанном выше случае с календариками и буклетами, при бесплатной раздаче визиток НО по НДС начислять не нужно.

При этом отразить НК по закупленным/изготовленным визиткам никто не запретит.

Бухучет

Согласно п. 6 П(С)БУ 9 «Запасы» к запасам, в частности, относятся сырье, материалы, комплектующие изделия и прочие материальные ценности, предназначенные для производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, обслуживания производства и административных нужд. Это значит, что в бухгалтерском учете визитки классифицируются как запасы. На баланс их зачисляют с оформлением приходного ордера (типовая ф. № М-4). Стоимость визиток учитывается на субсчете 209 «Прочие материалы», а при передаче визиток сотрудникам — списывается на сбытовые или административные расходы предприятия (счет 93 или 92).

При бесплатной раздаче календариков ситуация аналогичная. Даже еще проще: расходы списываются на расходы на сбыт — счет 93. На примере визиток мы покажем бухгалтерские проводки, которыми нужно отразить получение и раздачу рекламных материалов.

Отражаем в учете операции с визитками

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1. Перечислена предоплата за визитки

371

311

600

2. Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

100

3. Оприходованы визитки

209

631

500

4. Отражена сумма НДС

644

631

100

5. Произведен зачет задолженностей

631

371

600

6. Переданы визитки сотрудникам

93 (92)

209

500

 

Документы и сокращения статьи

Порядок № 957 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина Украины от 22.09.14 г. № 957.

НК — налоговый кредит.

НО — налоговые обязательства.

НН — налоговая накладная.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить