Темы статей
Выбрать темы

Рентная плата за воду: отчитываемся за I квартал 2016 года

Децюра Сергей, налоговый эксперт, s.detsyura@id.factor.ua
Без воды не может существовать не только ни один живой организм на планете, но и ни один субъект хозяйствования. Поэтому ежегодно с приближением предельного срока подачи «рентной» отчетности по использованию воды возникает вопрос: как начислять налоговые обязательства по рентной плате? Сегодня рассмотрим основные моменты, на которые следует обратить внимание при расчете рентной платы за воду за I квартал 2016 года.

Общие правила расчета

Правила расчета рентной платы за специальное водопользование за I квартал 2016 года, в целом, не изменились по сравнению с прошлым годом, но следует учесть некоторые нюансы. Размер платы рассчитывается за фактически использованный объем воды, с учетом объема потерь воды в системах водоснабжения ( п. 255.2 НКУ). Определяют такой объем или по данным счетчиков, или по технологическим данным, если такие приборы (счетчики) не установлены. В то же время, если возможность установить счетчики существует, но по факту их нет, то уплатить сбор нужно в двукратном размере.

Кроме того, следует помнить, что при расчете платы за спецводопользование важное значение имеют лимиты на использование воды, которые имеет практически каждый водопользователь, уплачивающий рентную плату за спецводопользование (первичный водопользователь берет их из разрешения на спецводопользование, а вторичный — из договора на поставку воды, заключенного с первичным водопользователем). Влияют лимиты на размер рентной платы следующим образом:

• в пределах лимита размер платы рассчитывается в обычном размере;

• за сверхлимитный объем воды плату взимают в повышенном 5-кратном размере.

Внимание! Если у вас нет лимитов (первичный водопользователь не получил разрешения или в договоре на поставку воды не выделены лимиты для вторичного водопользователя), то фискалы считают, что у водопользователя отсутствует лимит, а потому плата за весь объем использованной воды взимается как за сверхлимитное использование.

Для расчета размера рентной платы водопользователь должен умножить фактический объем использованной воды на ставку платы. Размеры таких ставок берут из  п. 255.5 НКУ (в зависимости от водного объекта, из которого забирается вода). С I квартала 2016 года для расчета рентной платы будут применять новые, увеличенные на 26,5 % ставки платы. Для того, чтобы узнать реальный размер ставок, вам следует заглянуть или в действующую редакцию НКУ, или в Закон Украины от 24.12.15 г. № 909-VIII.

Обращаем внимание! Если вода, поступающая водопользователю, формируется из смешанных источников (из разных водных потоков), то для расчета рентной платы используют ставки, установленные для обоих источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники ( п. 255.10 НКУ), исходя из соотношения, в котором формируется смешанный источник. Эти данные можно получить у поставщика воды.

После осуществления математических расчетов размер налога следует откорректировать на корректировочные коэффициенты. Например, при сверхлимитном использовании применяют коэффициент 5, а за неустановленный счетчик — 2.

Нюансы заполнения декларации

Правила заполнения декларации по рентной плате и приложения 5 (форма утверждена приказом Минфина Украины от 17.08.15 г. № 719), где рассчитывается рентная плата за спецводопользование, описаны в «БН», 2016,  5, с. 27, поэтому повторяться не будем.

Обратим внимание только на расчет налоговых обязательств с использованием специализированного программного обеспечения (ПО) налоговиков, например, «Единое окно», ОПЗ. А именно на правила определения размера платы в стр. 11 приложения 5. Эта строка содержит формулу, по которой рассчитывается налог. В этой формуле важную роль играет показатель V, который нужно вписать в название стр. 11 и применять к ставкам рентной платы (он приводит рассчитанный налог в соответствие с размерностью ставки). Этот показатель используется в связи с тем, что для разных видов ренты за спецводопользование ставка установлена в расчете за разные объемы воды:

• для водных ресурсов, входящих исключительно в состав напитков, — за 1 м3;

• для водных ресурсов для потребностей рыбоводства — 10000 м3;

• за специспользование поверхностных и подземных вод, шахтной, карьерной и дренажной воды — 100 м3.

При учете налоговых обязательств с помощью ПО налоговиков значение показателя V связано со значением стр. 6 «код водного об’єкта». Поэтому внимательно заполняйте эту строку, чтобы при расчете обязательств программа «пропустила» соответствующий показатель V в названии стр. 11.

Однако в алгоритмах контроля, применяемых при камеральной проверке приложения 5, есть ошибка. При расчете ренты за использование поверхностных и/или подземных вод (ставки установлены в  пп. 255.5.1 и 255.5.2. НКУ за 100 м3) ПО налоговиков не принимает показатель V в размере 100 м3 (при камеральной проверке выдает ошибку и требует применить показатель 1). Только для шахтной, карьерной и дренажной воды (ставка установлена в  п.п. 255.5.7 НКУ), с кодами водных объектов 6.1.1 и 6.2.1 в стр. 6 камеральная проверка проходит без ошибок.

Если вы столкнулись с такой проблемой, можете игнорировать ошибку, которую выдает камеральная проверка. Похоже, именно к этому варианту склоняются налоговики (в своих устных разъяснениях) и рекомендуют самостоятельно рассчитать налог по формуле, приведенной в стр. 11 и с правильным (согласно НКУ) показателем V (т. е. 100).

Что касается сроков подачи декларации, то за I квартал ее следует подать по месту налоговой регистрации плательщика не позже 10.05.16 г. Одновременно с декларацией необходимо подать также и бумажные копии разрешения на спецводопользование или договора на поставку воды (в случае внесения изменений в разрешение на спецводопользование или в договор на поставку воды подается их копия). А те водопользователи, которые составляют отчетность об использовании воды по ф. № 2-ТП (водгосп), подают и ее копию.

Внимание! Если воду использует ваш филиал, отделение или другое обособленное подразделение (самостоятельный налогоплательщик), то декларацию подает само подразделение по своему месту налоговой регистрации ( п.п. 255.11.17 НКУ).

Если же речь идет об обособленных структурных подразделениях, которые находятся не по месту расположения головного предприятия (несамостоятельный плательщик), то декларацию подает головное предприятие по местонахождению водного объекта ( п.п. 255.11.18 НКУ). Чтобы подать такую декларацию, оно должно стать на учет в налоговом органе по местонахождению водных объектов как по неосновному месту учета ( письмо ГФСУ от 02.02.16 г. № 3267/7/99-99-15-04-01-17).

Перечислить в бюджет плату за спецводопользование за  I квартал 2016 года нужно не позже 20.05.16 г. ( п. 257.5 НКУ).

Хозяйственное использование или санитарные нужды

Плательщиками рентной платы за спецводопользование являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юрлица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юрлица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также ФЛП, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи) ( п. 255.1 НКУ). К плательщикам отнесены и единоналожники, поскольку в перечне налогов и сборов, от уплаты которых они освобождены (приведен такой перечень в  п. 297.1 НКУ), рентная плата за спецводопользование не указана.

При этом если речь идет о вторичных водопользователях (которыми, как правило, являются магазины, гостиницы, парикмахерские и т. п.), то они являются плательщиками рентной платы, лишь когда получают воду от первичных водопользователей на основании договора на поставку воды ( абз. 2 п.п. 255.11.2 НКУ). Поэтому, если воду получаете без такого договора, то плательщиком рентной платы является поставщик воды, а не водопользователь (категория 121.01 ЗІР ГФСУ).

Если же у вас договор на поставку воды заключен (а это достаточно часто так и бывает), то это также еще не указывает на то, что вы должны уплачивать рентную плату за спецводопользование. Дело в том, что рентная плата не взимается за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юрлиц и ФЛП, в том числе плательщиков единого налога ( п.п. 255.4.1 НКУ).

Таким образом, если субъект хозяйствования использует воду исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, то уплачивать рентную плату не нужно.

Очень часто возникает вопрос: как разграничить хозяйственное (коммерческое) использование и использование на санитарно-гигиенические нужды?

К сожалению, универсальных рецептов нет. В каждой конкретной ситуации нужно учитывать все нюансы. Продемонстрируем это на жильцах гостиниц и общежитий.

Для того чтобы не уплачивать рентную плату, субъект хозяйствования должен использовать воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

К «исключительно собственным» нуждам субъекта хозяйствования (гостиницы) можно отнести использование воды для уборки помещений, а также использование воды на питьевые и санитарно-гигиенические нужды работников данного предприятия. Воду же, использованную постояльцами, нельзя отнести к использованию на «собственные» нужды субъекта хозяйствования (гостиницы). С этим фактом трудно спорить.

Некоторые эксперты настаивают на том, что освобождение от уплаты рентной платы гостиницы получают не из-за использования воды на собственные санитарно-гигиенические цели, а из-за того, что такую воду на эти нужды использует «население». То есть для целей налогообложения они приравнивают постояльцев гостиницы к «населению».

По нашему мнению, это ошибочное утверждение. Дело в том, что «населением» для уплаты рентной платы считается «совокупность людей, которые находятся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков».

Гостиничные номера не входят в жилой фонд населения ( ст. 4 и 6 Жилищного кодекса Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X). Таким образом, на них не распространяется действие жилищного законодательства.

Следовательно, считать постояльцев гостиницы населением для целей обложения рентной платой нельзя. Использование воды такими лицами следует классифицировать как использование воды в хозяйственных целях. Об этом свидетельствуют Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР, где сказано, что временное проживание в гостиничном номере с обязательным обслуживанием является гостиничной услугой.

То есть, когда постоялец гостиницы пользуется душем и санузлом, то это вместе с пользованием другими элементами стандартного гостиничного номера (телевизор, холодильник и т. п.) входит в состав услуги, которая предоставляется гостиницей в соответствии с ее хозяйственной деятельностью.

Учитывая это, констатируем: поскольку использование воды в гостинице постояльцами даже для санитарно-гигиенических целей следует считать использованием воды в хозяйственной деятельности, то придется уплачивать рентную плату за специальное использовании воды за весь фактически потребленный объем воды (как за воду, использованную постояльцами, так и за воду, использованную работниками гостиницы для удовлетворения собственных санитарно-гигиенических нужд). Дело в том, что в НКУ не предусмотрено разделение потребленной воды на «хозяйственную» (потребленную постояльцами гостиницы) и «нехозяйственную» (потребленную персоналом гостиницы). На этом настаивают и налоговики в категории 121.01 ЗІР ГФСУ.

А вот в случае с общежитием контролеры более лояльны (категория 121.01 ЗІР ГФСУ). Они соглашаются, что субъект хозяйствования, имеющий на балансе нежилые здания, общежития, не является плательщиком рентной платы за спецводопользование, если:

• использует воду в таких зданиях исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд жильцов общежитий (населения);

• использует воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше