Темы статей
Выбрать темы

Приказ об учетной политике: вспоминаем главное

Беляева Елена, налоговый эксперт, e.belyaeva@id.factor.ua
Вот и начался новый отчетный год. Самое время провести ревизию учетной политики на предприятии. Поскольку учетная политика существенно влияет на результаты деятельности предприятия, необходим специальный документ — приказ. Давайте вспомним основные правила его составления.

Учетная политика — это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности ( ст. 1 Закона о бухучете, п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»).

Главное назначение учетной политики — установить наиболее выгодные для предприятия методы учета, которые позволяют составить качественную финансовую отчетность и оптимизировать величину налогооблагаемой прибыли.

Обратите внимание! Формировать учетную политику должны все без исключения предприятия, в том числе субъекты малого предпринимательства.

Форма документа, регламентирующего учетную политику предприятия, нормативно не установлена. Как правило, таким документом является приказ (распоряжение) об учетной политике. На страницах нашей газеты мы неоднократно рассматривали вопросы, связанные с составлением такого приказа. Поэтому сегодня напомним их кратко (см. таблицу ниже).

Составляем приказ об учетной политике

Вопрос

Ответ

Что следует указать в приказе об учетной политике?

В приказе приводят перечень методов оценки, учета и процедур, в отношении которых нормативная база предусматривает применение более одного варианта. Если же они четко прописаны в П(С)БУ (т. е. права выбора у предприятия нет), то и отражать их в учетной политике не нужно. Примерный перечень вопросов, которые необходимо раскрыть в приказе об учетной политике, приведен в  п. 2.1 разд. II Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина от 27.06.13 г. № 635 (далее — Методрекомендации).

Состав элементов учетной политики мы приводили в «Шпаргалке бухгалтера» // «БН», 2014, № 1, с. 23

Как часто следует издавать приказ об учетной политике?

Приказ об учетной политике не нужно переиздавать ежегодно. Можно издать бессрочный приказ и в случае необходимости вносить в него изменения и дополнения.

Однако ничто не запрещает издавать приказ об учетной политике каждый год — в подтверждение ее неизменности, дополнив его нововведенными нормами

Когда вносить изменения в учетную политику?

Изменения в учетной политике бывают обязательными и добровольными ( п. 9 П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»).

Обязательные коррективы вносят в случае если изменились требования органа, утверждающего П(С)БУ (Минфина), в частности когда:

• изменяют действующие П(С)БУ или принимают новые П(С)БУ;

• корректируют нормативные акты по бухучету.

Добровольные изменения в учетную политику вносят в таких случаях:

• если изменяются уставные требования, что влияет на элементы учетной политики. Например, сменился собственник предприятия, проведена реорганизация и пр.;

• если изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финотчетности. К примеру, предприятие может изменить метод амортизации основных средств, мотивируя это более достоверным отражением операций в финотчетности.

Важная деталь: не считают изменением учетной политики ее установление для событий или операций ( п. 10 П(С)БУ 6):

• отличных по содержанию от предыдущих событий или операций;

• не происходивших ранее (которые возникли впервые в деятельности предприятия).

Решение о наличии соответствующих условий для изменения учетной политики принимает само предприятие

Как внести изменения в приказ об учетной политике?

Изменения в учетную политику можно вносить на любую дату, определенную предприятием, хотя Минфин рекомендует их принимать с начала года (п. 3.5 Методрекомендаций).

Внести изменения в учетную политику можно:

1) издав приказ о внесении изменений в действующий приказ об учетной политике;

2) или издав новый приказ об учетной политике. К примеру, переиздание приказа имеет смысл, когда изменения в учетной политике по объему охватывают большую часть этого документа или существенно влияют на его содержание

Как отразить изменения в учетной политике?

Для этого существует два способа: ретроспективный и перспективный. Приоритет имеет ретроспективный способ. Он предполагает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям так, если бы эта политика применялась всегда (п. 5 МСБУ 8 «Учетные политики, изменения в учетных оценках и ошибки»). В этом случае проводят такие учетные процедуры:

1) корректируют сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года. А если изменения в учетной политике влияют не только на нераспределенную прибыль, корректируют также другие статьи финотчетности, которых касаются изменения (письмо Минфина от 13.01.05 г. № 31-04200-20-10/508);

2) повторно предоставляют сравнительную информацию в финотчетности. То есть за все предыдущие периоды отчетность составляют так, как если бы в ней уже применялась измененная учетная политика.

Перспективный способ предусматривает, что новая учетная политика применяется к операциям, другим событиям и условиям, которые возникли после даты, с которой политика изменена.

В этом случае новые учетные правила применяют только с того момента, на который приходятся изменения в учетной политике. И показатели финотчетности за предыдущие периоды не корректируют.

Перспективный метод удобнее, чем ретроспективный. Однако его применяют лишь в исключительных случаях, когда сумму корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года невозможно определить достоверно ( п. 13 П(С)БУ 6)

Что делать, если изменения в приказ об учетной политике своевременно внесены не были?

В нормативных актах такая ситуация отдельно не оговаривается. Здесь возможны два варианта:

1) фактически применялась новая учетная политика, но она не была отражена в приказе об учетной политике. В этом случае проще внести соответствующие изменения в приказ задним числом;

2) не были внесены обязательные изменения в учетную политику и ошибочно в учете применялись иные нормы. В этой ситуации имеем дело с ошибкой, которую нужно исправлять в порядке, изложенном в  П(С)БУ 6. То есть ошибки, допущенные при составлении финансовых отчетов в предыдущих годах, исправляются путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). При этом повторно отражается соответствующая сравнительная информация в финотчетности

Надо ли раскрывать положения учетной политики и ее изменения в финотчетности?

Да, надо. Положения учетной политики и ее изменения раскрывают в примечаниях к финотчетности двумя способами:

1) или в описательной форме в примечаниях к годовой финотчетности;

2) или путем приложения к финотчетности копии приказа об установлении или изменении учетной политики.

При этом описанию подлежат ( п. 22 П(С)БУ 6):

• причины и суть изменения учетной политики;

• сумма корректировки нераспределенной прибыли на начало отчетного года или обоснование невозможности ее достоверного определения;

• факт повторного предоставления сравнительной информации в финотчетности или нецелесообразность ее пересчета

Есть ли ответственность за несоблюдение приказа об учетной политике?

Нарушение установленного порядка ведения бухучета, внесение недостоверных данных в финотчетность могут повлечь для должностных лиц предприятия неприятность в виде штрафа в размере от 136 до 255 грн. (при повторном в течение года нарушении — от 170 до 340 грн.) по ст. 1642 КоАП. Но налагать этот штраф вправе только органы Государственного финансового контроля. Так что должностным лицам обычного предприятия, не имеющего дел с бюджетными средствами, указанного штрафа можно не опасаться.

А вот с налоговиками нужно быть настороже. Если они обнаружат, что несоблюдение приказа об учетной политике привело к занижению объекта обложения налогом на прибыль, то санкций не избежать не только должностным лицам, но и самому предприятию

 

На этом сегодня мы заканчиваем разговор об учетной политике предприятия и рекомендуем по этой тематике ознакомиться с консультациями:

• «Учетная политика — 2015: что меняем под налоговую реформу» // «БН», 2015, № 4, с. 33;

• «Учетная политика — 2014 в зимних мотивах» // «БН», 2014, № 1, с. 31;

• «Шпаргалка бухгалтера. Элементы учетной политики» // «БН», 2014, № 1, с. 23.

Также полезным будет пример приказа об учетной политике (с. 21).

Общество с ограниченной ответственностью

«Эдельвейс»

ПРИКАЗ

04.01.2016 г.

г. Харьков

№ 1

 

Об учетной политике предприятия на 2016 год

Во исполнение требований Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в целях составления достоверной финансовой отчетности

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Общие положения

1.1. Применять при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций и событий нормы соответствующих положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденных Министерством финансов Украины.

1.2. При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности применять те профессиональные суждения и положения систем учета, которые позволяют однозначно толковать информацию финансовой отчетности.

1.3. Установить границу существенности для:

• отдельных объектов учета, относящихся к активам, обязательствам и собственному капиталу предприятия — 3 % стоимости всех активов, всех обязательств и собственного капитала соответственно;

• отдельных видов доходов и расходов — 0,2 % суммы доходов/расходов предприятия;

• в целях проведения переоценки или уменьшения полезности объектов необоротных активов применять отклонение остаточной стоимости от их справедливой стоимости в размере 8 % справедливой стоимости объекта;

• определения подобных активов — разница между справедливой стоимостью объектов обмена не должна превышать 10 %;

• статей финансовой отчетности:

   • Баланса (Отчета о финансовом состоянии) — 5 % суммы итога баланса;

   • Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) — 10 % финансового результата от операционной деятельности;

   • Отчета о движении денежных средств — 5 % суммы чистого движения денежных средств от операционной деятельности;

   • Отчета о собственном капитале — 5 % размера собственного капитала предприятия.

1.4. Отражать отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства в годовой финансовой отчетности.

1.5. Утвердить прилагаемый перечень связанных сторон (приложение 1* к настоящему приказу).

1.6. Проводить инвентаризацию:

• кассы — не реже одного раза в месяц в период с 25 по 30/31 число каждого месяца;

• активов и обязательств — два раза в год: перед составлением годовой финансовой отчетности в период с 20 ноября по 30 декабря и в период с 20 мая по 30 июня.

Точные сроки и объекты проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии определять отдельным приказом (распоряжением) руководителя предприятия.

1.7. Составлять Отчет о движении денежных средств по прямому методу.

 

2. Принципы, оценки и методы учета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов

2.1. Основные средства и нематериальные активы

2.1.1. Для признания основных средств и прочих необоротных материальных активов (далее — основные средства) и нематериальных активов таковыми, определения срока полезного использования объектов и выбора метода начисления амортизации создать постоянно действующую экспертную техническую комиссию в составе:

• председатель комиссии: технический директор;

• члены комиссии:

   • главный энергетик;

   • главный механик;

   • главный сварщик;

   • начальник транспортного цеха;

   • начальник отдела эксплуатации зданий, сооружений и коммуникаций.

2.1.2. Считать материальные активы со сроком полезного использования (эксплуатации) более одного года, стоимостью менее 6000 грн. (без учета НДС) малоценными необоротными материальными активами.

2.1.3. Применять при начислении амортизации основных средств и нематериальных активов методы амортизации, ликвидационную стоимость и срок полезного использования, установленные и утвержденные протоколом заседания постоянно действующей экспертной технической комиссии и согласованные с финансовым директором, установив при этом следующие методы начисления амортизации для:

• объектов основных средств и прочих необоротных материальных активов, кроме малоценных, — прямолинейный метод;

• малоценных необоротных материальных активов — в размере 100 % их стоимости в первом месяце использования таких объектов;

• нематериальных активов — прямолинейный метод.

2.1.4. Проводить переоценку объектов основных средств, остаточная стоимость которых отличается от их справедливой стоимости на дату баланса более чем на 10 %.

2.1.5. Превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости переоцененного объекта основных средств включать в состав нераспределенной прибыли при выбытии такого объекта.

2.2. Запасы

2.2.1. Единицей бухгалтерского учета запасов определить каждое их наименование.

2.2.2. Учет транспортно-заготовительных расходов вести в общем на отдельном субсчете.

2.2.3. Распределять транспортно-заготовительные расходы по среднему проценту.

2.2.4. Применять следующие методы оценки запасов:

• средневзвешенной себестоимости — при отпуске производственных запасов в производство (из производства) и реализации готовой продукции;

• идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов — при продаже крупногабаритных товаров, имеющих номер завода-изготовителя.

2.3. Дебиторская задолженность

2.3.1. Величину резерва сомнительных долгов исчислять методом применения абсолютной суммы сомнительной задолженности.

2.4. Обязательства

2.4.1. Создавать обеспечения на оплату отпусков работникам предприятия и на выполнение гарантийных обязательств. Обеспечения прочих расходов и платежей не создавать.

2.5. Доходы

2.5.1. Оценку степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) осуществлять путем изучения выполненной работы. В бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде подписания акта предоставленных услуг (выполненных работ).

2.6. Расходы

2.6.1. Установить прилагаемый перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (приложение 2* к настоящему приказу).

2.6.2. Утвердить прилагаемый перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов (приложение 3* к настоящему приказу).

2.6.3. Принять в качестве базы распределения переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов прямые расходы, включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

2.6.4. Вести бухгалтерский учет расходов с использованием счетов класса 8 «Расходы по элементам» и класса 9 «Расходы деятельности».

 

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на финансового директора и главного бухгалтера.

Директор          Нестеренко          М. Е. Нестеренко

С приказом ознакомлены:

Финансовый директор          Капустин          Д. О. Капустин

__. __. _____

Главный бухгалтер          Бородина          М. И. Бородина

__. __. _____

* Приложения не приводятся.

Пример приказа об учетной политике предприятия

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше