Темы статей
Выбрать темы

«Таможня дает добро»… через «единое окно»

Беляева Елена, налоговый эксперт
О внедрении автоматизированного «единого окна» на таможне мы сообщали в «БН», 2016, № 27-28, с. 10. Как заявляют чиновники, эта система должна упростить таможенные процедуры и сократить время на их проведение. Ну а поскольку новая система стартует уже в августе, самое время разобраться с особенностями ее функционирования. Не обойдем вниманием и другие нововведения на таможне.

Принцип «единого окна»

Забытое старое

Первая попытка ускорить и оптимизировать мероприятия таможенного контроля и таможенного оформления товаров путем организации работы таможенников по принципу «единого окна» была предпринята еще в 2005 году. Для этого был издан приказ Гостаможслужбы от 20.04.05 г. № 314, который предусматривал создание Единой автоматизированной информационной системы Гостаможслужбы.

Но на практике принцип «единого окна» реализовать не удалось. Причин тому несколько: и устаревшая материально-техническая база, и отсутствие унифицированной информационной системы для субъектов ВЭД, и неопытность работников таможни, и обычный для Украины дефицит финансирования.

Но не все было напрасно. Важным результатом попытки введения «единого окна — 2005», пожалуй, стало появление комплексной системы «Электронная таможня», которая позволяет осуществлять электронное декларирование товаров. Благодаря ей все документы, которые необходимы для таможенного оформления, хозсубъекты могут предоставлять в электронном виде.

Как будет внедряться система «единого окна» образца 2016 года и будут ли возникать такие же препятствия, как в далеком 2005-м, покажет время. А пока давайте разберемся, что же собой представляет так рекламируемое правительством «единое окно».

«Единое окно» — что это?

Система «единого окна» на украинской таможне должна заработать уже в августе текущего года. Данные меры являются частью реализации Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом (DCFTA — Deep and Comprehensive Free Trade Areas). Это Соглашение предусматривает, в частности, приведение налогового и таможенного законодательства Украины в соответствие со стандартами и процедурами, принятыми в Евросоюзе.

Рекомендация № 33 Европейской экономической комиссии ООН («Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна») определяет «единое окно» как механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.

Проще говоря, «единое окно» — это электронная система обмена данными между таможенными органами и другими службами контроля. Концепция «единого окна» предусматривает, что таможенный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный, фитосанитарный, экологический и другие виды контроля будут производиться с помощью электронного обмена данными, без бумажных документов, печатей и штампов.

Таким образом, «единое окно» помогает решить ключевую проблему для упрощения процедур торговли — множество документов (порой с повторяющимися данными) подаются хозсубъектом только один раз, в одно место и в стандартном формате.

Система «единого окна» предоставляет выгоды как государственным органам контроля, так и частному бизнесу. Так, частные компании смогут снизить расходы, связанные с торговыми операциями, сократить сроки поставки товаров благодаря ускорению получения разрешительных документов. Кроме того, повышение транспарентности* и предсказуемости должно привести к ограничению возможностей для коррупции как в частном, так и в государственном секторе.

* Транспарентность — ясность, открытость, прозрачность.

Эти и другие выгоды уже ощутили более 30 стран, в которых функционирует система «единого окна». Посмотрим, каким образом будет осуществляться, в общем-то, неплохая задумка законотворцев на украинском поприще. А сейчас давайте рассмотрим механизм работы «единого окна», который предлагает нам Минфин.

Механизм действия «единого окна»

Принцип действия

В мире существует множество подходов к созданию системы «единого окна». Но какими бы ни были особенности этой системы в разных странах, общим для всех является тесное сотрудничество между всеми участвующими государственными органами и учреждениями и торговыми предприятиями. Как представляет действие механизма «единого окна» Минфин, покажем на рис. 1.

img 1

Рис. 1. Действие механизма «единого окна»

Из данной схемы видно, что субъект ВЭД предоставляет все документы, необходимые для таможенного оформления товаров и для проведения контроля различными госорганами, сразу в одном месте — так называемом едином окне. Весь процесс оформления, включая получение разрешительных документов от других контролирующих органов, должен занимать не более 4 часов (для импорта). Если в отведенное время контролеры не внесли в информационную систему какое-либо решение, система автоматически формирует решение соответствующего вида госконтроля, которое является основанием для завершения таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины. То есть действует принцип «молчаливого согласия».

Основным нормативным документом, который определяет механизм взаимодействия органов государственного контроля и предприятий по принципу «единого окна», является Порядок № 364.

Действие этого Порядка распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины и вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины.

Согласно Порядку № 364 решение об осуществлении санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического и радиологического контроля предприятие принимает в случае электронного декларирования товаров. Для этого нужно направить органу доходов и сборов электронное уведомление.

Налоговики и другие контролирующие органы взаимодействуют между собой по принципу «единого окна» с помощью информационно-телекоммуникационной системы органов доходов и сборов (далее — ИТС) с использованием специального программно-информационного комплекса (далее — веб-интерфейс), который разрабатывается ГФСУ.

Поскольку администратором ИТС и разработчиком веб-интерфейса является ГФСУ, она же и предоставляет средства ЭЦП и права пользования программным обеспечением уполномоченным должностным лицам других контролирующих органов.

ИТС хранит документы и протоколы действий пользователей в течение 1095 дней. В течение этого срока контролеры вправе перепроверить документы, информация о которых содержится в системе.

Предприятия взаимодействуют с ИТС с использованием информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем и средств их обеспечения, которые используются предприятиями для подачи органам доходов и сборов документов и сведений, предусмотренных ТКУ, через автоматизированную систему таможенного оформления. ИТС направляет предприятиям уведомления с ЭЦП должностного лица органа доходов и сборов.

Пункт 12 Порядка № 364 обязывает предприятия хранить не менее 1095 дней документы и сведения, которые вносятся в ИТС в виде сканированных копий.

Ввоз через «единое окно»

Схематически механизм таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Украины, через «единое окно» будет выглядеть так, как это показано на рис. 2.

img 2

Рис. 2. Механизм действия «единого окна» при ввозе товаров на таможенную территорию Украины

Вывоз через «единое окно»

Алгоритм действия «единого окна» для экспортеров (в соответствии с Порядком № 364) представим на рис. 3.

img 3

Рис. 3. Алгоритм действия «единого окна» при вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины

Как мы уже говорили, автоматизированная система «единого окна», предусмотренная Порядком № 364, должна начать функционировать уже 1 августа этого года. При этом для полноценного функционирования ИТС Минфин должен утвердить перечни:

• мест таможенного оформления товаров, в которых будет применяться Порядок № 364;

• пунктов пропуска через государственную границу Украины, в которых будут функционировать комплексы автоматизированного контроля за перемещением радиоактивных веществ и ядерных материалов;

• документов, которые необходимо подать соответствующему контролирующему органу для завершения соответствующего вида госконтроля.

Дополнительные «сервисы»

Внимание, вас снимают!

Конечно, мы не можем обойти вниманием п. 27 Порядка № 364, который предусматривает, что при наличии в местах осмотра товаров или отбора образцов стационарных или портативных технических средств таможенного контроля, обеспечивающих видеонаблюдение, такой осмотр проводится с обязательной его видеофиксацией.

Просматривать и анализировать материалы видеонаблюдения обязаны руководители органов доходов и сборов и руководители структурных подразделений ГФС, в компетенцию которых входит организация таможенного контроля и оформления, профилактики и предупреждения коррупционных деяний, мониторинга деятельности органов доходов и сборов.

Порядок ведения видеонаблюдения, обработки, анализа и хранения материалов видеонаблюдения должен установить Минфин.

На сегодня подобного Порядка от Минфина пока нет. Зато есть Порядок № 370 от Кабмина, который действует с 1 июля 2016 года.

Порядок № 370 определяет процедуру осуществления фото-, видеофиксации таможенных и других формальностей, которые проводятся контролирующими органами по отношению к товарам, транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу Украины.

Согласно п. 3 Порядка № 370 объектом фото-, видеофиксации являются:

любые товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Украины;

должностные лица органов доходов и сборов, других контролирующих и правоохранительных органов, участвующих в проведении осмотра (переосмотра), во время которого осуществляются фото-, видеофиксация;

документы, необходимые для осуществления таможенного контроля, в том числе документы, не поданные декларантом органу доходов и сборов, в частности вместе с ТД, но предоставленные должностному лицу органу доходов и сборов непосредственно при проведении осмотра (переосмотра), или выявленные таким лицом самостоятельно во время его проведения;

средства обеспечения идентификации, наложенные на документы, товары, транспортные средства и другие места, являющиеся объектами таможенного контроля;

• территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, территории свободных таможенных зон и других мест, в которых размещаются товары, транспортные средства коммерческого назначения, подлежащие таможенному контролю, или проводится деятельность, контроль за которой возложен на органы доходов и сборов.

Средства фото-, видеофиксации применяются:

• должностным лицом органа доходов и сборов в случае, когда по результатам применения системы управления рисками необходима фото-, видеофиксация во время проведения таможенных формальностей, а также при необходимости зафиксировать проведение таможенных формальностей на любом этапе таможенного контроля;

• должностным лицом органа доходов и сборов в случае проведения осмотра (переосмотра) по инициативе контролирующих и правоохранительных органов;

• должностными лицами ГФС, Администрации Госпогранслужбы и Национальной полиции, включенными в состав Межведомственного целевого центра и совместных мобильных групп по предупреждению и выявлению фактов нарушений законодательства по вопросам государственного таможенного дела, на всех этапах проведения мероприятий по выполнению поручения Межведомственного целевого центра;

• должностным лицом органа доходов и сборов в случае проведения физического осмотра товаров, предусмотренного ст. 266 ТКУ.

Важно! Полученная информация (фотоснимки, видеозаписи) может использоваться органами доходов и сборов исключительно для таможенных целей и не может передаваться третьим лицам без разрешения субъекта, лиц или органа, которыми перемещаются товары, транспортные средства, зафиксированные на фотоснимках и в видеозаписях, в том числе другим органам государственной власти, кроме случаев, предусмотренных ТКУ и другими законами (п. 7 Порядка № 370).

Порядок № 370 определяет процедуру осуществления фото-, видеофиксации товаров, транспортных средств во время проведения их осмотра (переосмотра).

По результатам проведения осмотра (переосмотра) товаров, транспортных средств с фото-, видеофиксацией должностное лицо органа доходов и сборов должно обеспечить:

• внесение в акты о проведении осмотра, их электронные копии достоверных и полных сведений об осуществлении фотографирования, видеосъемки;

• сохранение файлов с результатами осуществления фото- и/или видеосъемки на сервере ГФС и прикрепление таких файлов к ТД или к информации о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины (при наличии технической возможности).

Заметьте! Порядок № 370 фактически вводит обязательную фото-, видеосъемку товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Украины. Возможности отказаться от фото-, видеофиксации субъекты ВЭД не имеют.

Законность таких правительственных инициатив вызывает сомнения у многих специалистов. Практически тотальная фото- и видеосъемка товаров, транспорта, документов, действий должностных лиц не предусмотрена ТКУ. Часть 2 ст. 326 ТКУ разрешает лишь изготавливать фотографии в качестве одной из мер идентификации товаров, транспортных средств коммерческого назначения, помещений и т. д.

Наряду с повальной фото-, видеофиксацией бороться с контрабандой и коррупцией на таможне призваны мобильные группы, созданные во исполнение постановления № 371.

Мобильные группы

При Минфине создается Межведомственный целевой центр по противодействию и выявлению нарушений законодательства по вопросам государственного таможенного дела (далее — Центр), который организовывает и направляет действия 20 совместных мобильных групп из представителей ГФСУ, Госпогранслужбы и Нацполиции.

Круг полномочий мобильных групп впечатляет. Они имеют право, в частности:

беспрепятственного доступа ко всем зонам таможенного контроля и пунктов пропуска на всей таможенной территории Украины. Так, п. 5 постановления № 371 предписывает ГФСУ, Администрации Госпогранслужбы, Министерству инфраструктуры обеспечить беспрепятственный доступ членов Центра и мобильных групп ко всем зонам таможенного контроля и пунктов пропуска для автомобильного, железнодорожного, морского (речного) и авиационного сообщения;

• по согласованию с Центром принимать решения о проведении осмотра (переосмотра), создавать временные зоны таможенного контроля, осуществлять осмотр (переосмотр) членами мобильной группы и/или с привлечением должностных лиц органа доходов и сборов, в зоне деятельности которого проводятся мероприятия;

• привлекать при необходимости к проведению мероприятий по противодействию и выявлению нарушений таможенного законодательства представителей территориальных органов служб;

• использовать средства связи, технические средства таможенного контроля, средства фото, видеофиксации;

инициировать составление протоколов о нарушении таможенных правил таможней, в зоне деятельности которой выявлены нарушения (при наличии признаков таких нарушений);

составлять протоколы о нарушении таможенных правил по согласованию с Центром (при наличии признаков таких нарушений).

Предполагается, что мобильные группы будут функционировать круглосуточно. Каждая мобильная группа будет состоять из 4 человек (из ГФС — двое, из Госпогранслужбы и Нацполиции — по одному человеку).

Безусловно, и «единое окно», и фото-, видеофиксация, и мобильные группы призваны противодействовать коррупции, нарушениям таможенного законодательства. Но насколько безупречно будут функционировать все эти нововведения и приведут ли они к реальному упрощению таможенного оформления и контроля, покажет жизнь.

А в заключение несколько слов скажем о создании в Украине института уполномоченных экономических операторов (УЭО), который уже многие годы функционирует в развитых странах мира.

Уполномоченные экономические операторы

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уполномоченного экономического оператора и упрощений таможенных формальностей» от 03.06.16 г. № 4777. Суть этого законопроекта в том, чтобы продемонстрировать высшую степень доверия таможни к субъекту ВЭД и, как следствие, предоставить льготы и упрощения таможенных формальностей для такого субъекта.

Наделять предприятия статусом УЭО будет ГФСУ путем выдачи сертификата на упрощение таможенных процедур и/или сертификата по надежности и безопасности. Предприятие сможет по своему выбору получить либо один из сертификатов, либо сразу оба. Каждый из сертификатов предоставляет владельцу особые преимущества. Подробно о них мы поговорим после принятия упомянутого законопроекта.

Документы и сокращения Темы недели

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI.

Порядок № 364 — Порядок информационного обмена между органами доходов и сборов, другими государственными органами и предприятиями по принципу «единого окна» с использованием электронных средств передачи информации, утвержденный постановлением КМУ от 25.05.16 г. № 364.

Порядок № 370 — Порядок осуществления фото-, видеофиксации таможенных и других формальностей, которые проводятся контролирующими органами, утвержденный постановлением КМУ от 08.06.16 г. № 370.

Постановление № 371 — постановление КМУ «Вопросы противодействия незаконному перемещению товаров через государственную границу Украины» от 08.06.16 г. № 371.

ИТС — информационно-телекоммуникационная система органов доходов и сборов.

ТД — таможенная декларация.

ЭЦП — электронная цифровая подпись.

УЭО — уполномоченные экономические операторы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше