(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 26
  • № 25
  • № 24
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
16/28
Бухгалтерская неделя
Бухгалтерская неделя
Июнь , 2016/№ 23

«Когда дело всей жизни — отдых»: НДС-учет у туроператора

http://tinyurl.com/y65stk6j
Лето пришло! В такие моменты греют душу размышления об отдыхе где-нибудь на теплом море. Определиться с выбором лучше всех помогают турагенты и туроператоры. Но вот в чем загвоздка — в стремлении угодить клиенту им ни в коем случае нельзя забывать о тех специфических деталях НДС-учета, которые прописаны в НКУ для таких субъектов хозяйствования. Сегодня мы напомним о них еще раз.

Правовые основы

Вся специфика НДС-учета у туроператоров сконцентрирована в  ст. 207 НКУ.

Но прежде чем говорить о его особенностях, давайте вспомним правовые принципы туризма. Их регламентирует Закон о туризме. А все потому, что:

1. «Туристические» НДС-нюансы прописаны лишь для туроператоров и турагентов.

В то время как субъектами турдеятельности могут быть ( ст. 5 Закона о туризме):

туроператоры  это юрлица, для которых исключительной деятельностью являются организация и обеспечение создания турпродукта, реализация и предоставление туруслуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность;

турагенты — юрлица и ФЛП, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации турпродукта туроператоров и туруслуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг;

другие субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют услуги по временному размещению (проживанию), питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги.

2. Особенности НДС-обложения распространяются как на поставку турпродукта (комплекса туристических услуг), так и на поставку туруслуг (в том числе характерных и сопутствующих).

К сожалению, определения термина «туристическая услуга» в НКУ сейчас нет.

В одной из самых ранних редакций НКУ под этим термином подразумевались: услуги по временному размещению туристов в местах временного проживания, питанию, транспортному, экскурсионно-информационному обслуживанию, включая услуги по страхованию жизни или здоровья такого туриста или его гражданской ответственности перед третьими лицами ( п. 207.2 НКУ в редакции от 23.12.10 г.).

Из определения термина «туристический продукт», приведенного в  ст. 1 Закона о туризме, можно выделить его составляющие (туристические услуги):

• услуги перевозки;

• услуги размещения;

• другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т. п.).

По своей значимости туруслуги разделяют на «характерные», без предоставления которых поток туристов существенно снизится, и «сопутствующие», которые не сильно влияют на интересы туристов.

К характерным услугам относят ( п. 2.7 Методики № 142):

• услуги размещения (например, в гостиницах и др.);

• услуги общепита;

• услуги пассажирского транспорта (ж/д, авто, воздушного и т. д.);

• услуги турагентов, туроператоров, туристических гидов;

• услуги в сфере культуры;

• рекреацию и другие виды досуга (санаторно-курортные, спортивные и др.);

• другие туруслуги (финансовые и страховые).

Их полный перечень вы сможете найти в Методике № 142. Все эти услуги совпадают с международной классификацией специфических туристских товаров и услуг.

Сопутствующие услуги — это остаточная категория, которая содержит товары и услуги, которые в отдельных странах определены как специфические для туризма, но по международной классификации не вошли в эту категорию.

Итак, турпродукт может включать в себя одновременно: услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (сопутствующие и характерные товары и услуги — услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т. п.).

С целью обложения НДС он будет рассматриваться как единая услуга ( п. 207.1 НКУ).

Туроператор может реализовывать турпродукт как самостоятельно, так и через турагентов, формируя необходимый комплекс туруслуг. Кроме того, он может подключать к такой деятельности непосредственных поставщиков туруслуг, заключая с ними агентские договоры (либо договоры комиссии, поручения).

Основная же задача туроператора сводится к организации тура и продаже его туристам. Хотя последнюю часть работы он может перепоручить турагентам.

Исходя из вышесказанного, общую схему взаимодействия субъектов турдеятельности можно представить в таком виде:

Рис. 1. Общая схема взаимодействия субъектов турдеятельности

И еще один нюанс. Конечно, становиться плательщиком НДС туроператору только по той причине, что он занимается такой деятельностью, не надо. Пройти НДС-регистрацию ему придется, следуя общим правилам, прописанным для всех субъектов хозяйствования (согласно п. 188.1 НКУ). То есть лишь в том случае, если общая сумма от НДС-облагаемых операций в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превысит 1 млн грн. (без учета НДС).

Внимание! До 01.01.15 г. — даты, с которой регистрационная планка была увеличена до 1 млн грн. Законом № 71, — контролеры соглашались, что при подсчете предельного объема нужно исходить из «туроператорской» базы обложения НДС, которая отлична от общепринятой (установленной для обычных плательщиков НДС, о ней мы поговорим в следующем разделе). Соответствующая консультация была размещена в категории 101.25 ЗІР ГФСУ. И хотя Закон № 71 не вносил никаких правок в  ст. 207 НКУ, контролеры, сославшись на него, перевели эту консультацию в разряд недействующих. Новых консультаций на этот счет налоговики с тех пор не выдавали.

Если следовать общим положениям ст. 181 НКУ, для расчета регистрационной суммы нужно брать общую сумму от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению.

По сути, тут речь идет о базе налогообложения. Поэтому, на наш взгляд, можно по прежнему ориентироваться на общую сумму вознаграждения туроператора. Хотя осторожным туроператорам лучше заручиться письменной налоговой консультацией по этому поводу.

«Туристическая» база обложения НДС — какая она?

Базой налогообложения операций по поставке турпродукта будет лишь вознаграждение, полученное туроператором за предоставленные услуги.

Причем независимо от того, где будет получен такой продукт — на территории Украины или за ее пределами ( п. 207.2 и  п. 207.3 НКУ).

Сумма такого вознаграждения рассчитывается как разница между стоимостью поставленного турпродукта (туруслуги) и стоимостью расходов, понесенных туроператором в результате приобретения (создания) такого турпродукта (туруслуг).

То есть рассчитываем сумму вознаграждения, а потом на нее начисляем НДС:

Рис. 2. База обложения НДС для туристических услуг

Стоимость поставленного турпродукта определить несложно. Это будет та сумма, которую вам уплатит заказчик (турист).

Что касается расходов, понесенных туроператором, то тут нужно учесть некоторые моменты:

1. В расчет вознаграждения принимаем все расходы, связанные с приобретением (созданием) турпродукта. НКУ не ограничивает, какие именно приобретения должны приниматься в расчет. А значит, туда попадут все расходы, независимо от того, были ли они понесены с НДС или без него, были ли это облагаемые или не облагаемые НДС операции.

2. Величину расходов берем с учетом НДС ( п. 207.6 НКУ). Это касается и тех характерных/сопутствующих туруслуг, которые туроператор поставляет туристам на основании агентских договоров и стоимость которых включил в турпакет.

3. В расчет попадают те расходы, которые непосредственно были связаны с затратами на предоставление конкретной туруслуги или турпродукта (их перечень см. выше).

Другие расходы (такие как зарплата персонала, реклама, аренда, содержание офиса, связь, реклама, оплата коммунальных услуг и др.) — к расходам, участвующим в формировании турпродукта, не относятся. А значит, и не участвуют в расчете суммы вознаграждения.

Обратите внимание! Суммы вознаграждения турагентов (в случае продажи турпродукта через турагента), оплаченные туроператором, тоже не учитываем в стоимости турпродукта. Дело в том, что такие расходы связаны не с приобретением (созданием) турпродукта, а с его продажей.

4. Порядок расчета суммы расходов одинаков независимо от того, предоставил ли туроператор туруслугу самостоятельно или же к этому привлекал турагентов, либо сам осуществлял посредническую деятельность.

Например, выступал агентом сам, перепродавая туруслуги, билеты на проезд, экскурсии, путевки и др., предоставляя услуги по страхованию.

При этом если последние являются составляющей частью турпродукта, то они учитываются при расчете суммы вознаграждения согласно ст. 207 НКУ.

5. Если часть туруслуг, которые входят в состав турпродукта, вы приобрели у нерезидента, то для расчета суммы расходов используйте официальный курс НБУ, который действовал ( пп. 5 и 6 П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов»):

на дату перечисления аванса (части аванса), если первое событие — предоплата (даже если такая предоплата осуществляется в несколько этапов);

на дату подписания документа, подтверждающего факт предоставления услуг, если первое событие — получение услуг от нерезидента.

И еще пара важных нюансов.

Базу обложения НДС рассчитывайте отдельно по каждому договору. Сворачивать результаты всех договоров (например, объединять убыточные туры с прибыльными) и облагать НДС свернутый результат нельзя. На это есть две причины:

• база обложения рассчитывается по каждому отдельному факту предоставления услуги. А значит, по каждому договору отдельно;

• в  п. 207.6 НКУ четко оговорено: датой возникновения НО у туроператора при поставке турпродукта (туруслуги) является дата оформления документа, который удостоверяет факт его поставки. Объединять его с другими документами недопустимо.

При расчете базы обложения НДС ориентироваться на минимальную планку, предусмотренную для поставок товаров/услуг, необоротных активов и самостоятельно изготовленной продукции, туроператору не нужно. Так как речь идет не об услугах, а о сумме вознаграждения за такие услуги.

«Иностранный» нюанс. Если же туроператор осуществляет посредническую деятельность, заключая договора по туробслуживанию с иностранными субъектами турдеятельности, то базой обложения НДС также будет вознаграждение, которое он ( п. 207.4 НКУ):

• либо получит от такого иностранного субъекта;

• либо самостоятельно удержит из средств, уплаченных заказчиком туруслуг (если получит такое право от иностранного субъекта).

Нюансы начисления НО

Для туруслуг. Для туроператоров дата возникновения обязательств тоже определяется по специфическим правилам. НО они начисляют на дату оформления документа, удостоверяющего факт поставки турпродукта (туруслуги).

Важно! Такое правило действует даже в том случае, когда «первым» событием является получение предоплаты от заказчика (категория 101.25 ЗІР ГФСУ).

Документом, удостоверяющим факт поставки турпродукта, может стать:

акт приемки-передачи предоставленных услуг между туроператором и турагентом;

бухсправка — если такой документ туроператор с туристом не подписывают.

Подписать/составить такой документ нужно на дату окончания тура (окончания туробслуживания). То есть когда состоялась поставка турпродукта. Такую дату вы можете найти в договоре на туробслуживание. Это одна из обязательных составляющих данного вида договора ( ст. 20 Закона о туризме).

На основании акта (бухсправки) начисляем НО исходя из суммы полученного вознаграждения (ставка НДС — 20 %), составляем НН и регистрируем ее в ЕРНН.

Внимание! Если при расчете базы получается отрицательная сумма вознаграждения, начислять НДС не нужно (хотя в НКУ об этом не упомянули). Ведь если нет вознаграждения — нет и базы.

Особенности составления НН. Учитывая то, что туроператор может предоставлять туруслуги как непосредственно туристу, так и перепоручая это турагенту, то, заполняя НН:

1. Непосредственно на туриста — неплательщика НДС (когда турагент только оказывает услуги по заключению турдоговоров с туристом, а турпродукт непосредственно предоставляет туроператор), оформляет ее как на неплательщика НДС.

То есть в НН указывает:

• тип причины «02» («Составлена на поставку неплательщику налога»);

• в строке для внесения данных покупателя — фразу «Неплатник»;

• в строке «Індивідуальний податковий номер покупця» — условный ИНН «100000000000».

На такие операции туроператор может составить и сводную НН.

2. На заказчика — плательщика НДС оформляет ее в обычном порядке. То есть в НН указывает данные покупателя-туриста.

Не для туруслуг. Напоминаем: если предоставляемые услуги не являются туристическими, то дату начисления НО определяем в общем порядке, т. е. по правилу «первого события» ( п. 187.1 НКУ).

«Иностранный» нюанс. В предыдущем разделе мы говорили, что если туроператор осуществляет посредническую деятельность, заключая договоры по туробслуживанию с иностранными субъектами турдеятельности, то базой обложения НДС будет его вознаграждение. Поэтому при покупке туруслуг, формирующих турпродукт, у нерезидента начислять НО и составлять НН не нужно.

Правила формирования НК

При покупке туруслуг, формирующих турпродукт. Опять же, исходя из специфической базы обложения для таких услуг, порядок формирования НК будет отличаться от привычного.

Так, суммы НДС, уплаченные (начисленные) при приобретении товаров/услуг, которые включаются в стоимость турпродукта (туруслуги), не относятся к НК и не включаются в базу налогообложения туроператора ( п. 207.6 НКУ).

Эти суммы у него попадают в расходы или увеличивают первоначальную стоимость необоротных активов (вопрос 1 ОНК № 126*).

* Хотя консультация была выдана под старую редакцию ст. 207 НКУ, в этой части ее выводы остались актуальными.

Нюанс. Такая специфика дает право турагенту, у которого при аннулировании НДС-регистрации остались незавершенные поставки турпродукта, избежать начисления НО.

При покупке услуг, не связанных с турпродуктом. А вот суммы НДС, уплаченные (начисленные) при приобретении товаров/услуг, которые не включаются в стоимость турпродукта (туруслуги), попадают в НК.

Поэтому если туроператор реализует турпродукт через турагента, то НДС, уплаченный в сумме вознаграждения такому турагенту, включается в состав НК. Это объясняется тем, что выплата вознаграждения турагенту является не чем иным, как расходами на сбыт.

Внимание! В то же время датой возникновения права на НК при приобретении таких услуг является дата получения товаров/услуг, подтвержденная налоговой накладной ( п. 207.6 НКУ).

То есть правило первого события тут не работает. Поэтому получить право на НК по предоплате за «нетуристические» товары/услуги не получится. Придется дождаться их фактического получения (поставки).

Пример. Туроператор формирует и реализует турпродукт. Его расходы:

размещение в гостинице — 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.);

питание — 2100 грн. (в том числе НДС — 350 грн.);

услуги перевозки — 3600 грн. (без НДС);

экскурсионное обслуживание тура — 2400 грн. (без НДС);

вознаграждение турагента — 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн);

административные расходы туроператора — 3000 грн., из них облагаемые НДС — 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.).

Расходы на создание турпродукта составили 20100 грн. (12000 + 2100 + 3600 + 2400).

Туроператор рассчитывает продать этот тур по стоимости 30000 грн. (без учета НДС).

Базой обложения НДС для туроператора в этом случае будет его вознаграждение, рассчитанное как разница между стоимостью поставленного турпродукта и расходами, понесенными на его создание. То есть 9900 грн. (30000 - 20100).

Соответственно, сумма начисленных НО будет равна 1980 грн. (9900 х 20 %). С учетом суммы НДС стоимость турпродукта составит 31980 грн.

В НК туроператора попадет «входной» НДС в сумме 450 грн., начисленный по услугам турагента (250 грн.) и админрасходам (200 грн.).

СЭА-нюансы

В связи с тем, что «входящий» НДС, уплаченный при приобретении товаров/услуг, которые формируют стоимость турпродукта (туруслуги), туроператор не включает в НК (они попадают в расходы), в СЭА происходит некий перекос.

Получается, что входящие НН при приобретении товаров/услуг учитываются в сумме регистрационного лимита в полной сумме (поставщики туруслуг регистрируют в ЕРНН НН исходя из полной суммы таких услуг), но при этом в НК туроператоров они не попадают.

В то же время, туроператор определяет НО только из суммы вознаграждения. Пункт 198.5 НКУ, который бы помог выровнять ситуацию, тут не работает. В результате туроператор постоянно находится в выигрыше.

Если исходить из условия примера, то:

• суммы «входного» НДС, уплаченные при приобретении услуг у турпоставщиков, увеличат регистрационный лимит туроператора на 2350 грн.;

• сумма начисленных НО уменьшит регистрационный лимит лишь на 1980 грн.

Выводы

  • «Туристические» НДС-нюансы прописаны лишь для туроператоров и турагентов. Другие субъекты предпринимательской деятельности, которые предоставляют туруслуги, действуют по общим правилам.
  • Базой налогообложения операций по поставке турпродукта будет вознаграждение, полученное туроператором за предоставленные услуги. Это разница между стоимостью поставленного турпродукта (туруслуги) и стоимостью расходов, понесенных туроператором в результате его приобретения (создания).
  • Начислить НО туроператор должен на дату оформления документа, удостоверяющего факт поставки турпродукта (туруслуги). Это может быть или акт предоставленных услуг, или бухсправка.
  • Суммы НДС, уплаченные (начисленные) при приобретении товаров/услуг, которые включаются в стоимость турпродукта (туруслуги), не относятся к НК и не включаются в базу налогообложения туроператора.
  • Датой возникновения права на НК при приобретении товаров/услуг, которые не формируют стоимость турпродукта (административные расходы, услуги турагентов и т. п.), является дата получения товаров/услуг.

Документы и сокращения статьи

Закон о туризме — Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.14 г. № 71-VIII.

Методика № 142 — Методика расчета объемов туристической деятельности, утвержденная приказом Государственной туристической администрации Украины, Государственного комитета статистики Украины от 12.11.03 г. № 142/394.

ОНК № 126 — Обобщающая налоговая консультация относительно отдельных вопросов налогообложения туроператорской и турагентской деятельности, утвержденная приказом ГНСУ от 16.02.12 г. № 126.

ЕРНН — Единый реестр налоговых накладных.

НК — налоговый кредит.

НО — налоговые обязательства.

НН — налоговая накладная.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
туроператор, НДС добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье