Темы статей
Выбрать темы

Трансфертное ценообразование: советы вдогонку за Отчетом

Жиленко Екатерина, налоговый эксперт, [email protected]
ГФСУ выдала полезное письмо от 14.04.16 г. № 13362/7/99-99-19-02-02-17, которое больше похоже на обобщающую налоговую консультацию: в нем собраны вопросы относительно трансфертного ценообразования и ответы на них. Практически все из них уже знакомы вам. Большая часть выводов и полезных советов приведена в Теме недели «Трансфертный отчет» («БН», 2016, № 15, с. 40). Но, как говорится, повторенье — мать ученья. И хотя срок подачи «трансфертного» Отчета уже прошел, но проигнорировать труд фискала мы не могли. К тому же, если кто-то допустил ошибку при заполнении Отчета, ее еще можно исправить.

Вопрос

Ответ

Критерии контролируемых операций (КО)

Как рассчитать стоимостный критерий контролируемых операций (КО) за 2015 год?

Благодаря Закону № 609(1) стоимостный критерий для применения трансфертного ценообразования (ТЦО) изменился прямо посреди 2015 года — с 13.08.15 г. (детали — в «БН», 2015, № 37, с. 25). Но для легкости подсчета ко всем операциям, осуществленным за весь 2015 год, нужно применять новый критерий. То есть подавать Отчет о контролируемых операциях (далее — Отчет) пришлось тем, у кого за весь 2015 год объем дохода превысил 50 млн грн., а объем указанных в  п.п. 39.2.1.4 НКУ операций с контрагентом превышает 5 млн грн. (за вычетом непрямых налогов)

Какие именно непрямые налоги не учитываются для расчета годового дохода плательщика налогов и объема КО с каждым контрагентом?

Вычет непрямых налогов при таком подсчете предусмотрен в  п.п. 39.2.1.7 НКУ. К ним относятся НДС, акцизный налог и пошлина, предусмотренные соответствующими разделами НКУ

Учитываются ли при определении стоимостного критерия другие доходы, в частности доходы от операционной (неоперационной) курсовой разницы?

Доход от операционной и неоперационной курсовых разниц учитывается для исчисления годового дохода плательщика налогов от любой деятельности для целей ТЦО

Учитывается ли кредит-нота при определении стоимостного критерия?

Да. Поскольку базой для определения стоимостного критерия является договорная (контрактная) цена товара, а кредит-нота изменяет определенную договором с нерезидентом стоимость поставленных товаров, то объем КО учитывается по договорной (контрактной) цене такого товара с учетом изменений согласно предоставленной нерезидентом кредит-ноте

Какие показатели годовой финансовой отчетности должны учитываться для определения объема годового дохода от любой деятельности плательщика налогов?

Объем годового дохода рассчитывается как суммарное значение следующих показателей Отчета о финансовых результатах (Отчет о совокупном доходе):

• чистый доход от реализации продукции (стр. 2000),

• прочие операционные доходы (стр. 2120),

• доход от участия в капитале (стр. 2200),

• прочие финансовые доходы (стр. 2220),

• прочие доходы (стр. 2240)

Каким образом определять объем контролируемых операций с нерезидентами, страны которых в течение 2015 года были включены или исключены из перечня «оффшорных» государств (территорий)?

В течение 2015 года действовало несколько перечней стран (территорий), утвержденных распоряжениями КМУ(2), операции с резидентами которых следует проверять на контролируемость. Для определения объема хозяйственных операций плательщика налогов с каждым контрагентом (более 5 млн грн. за соответствующий налоговый (отчетный) год) учитываются только операции, осуществленные во время, когда соответствующая страна была включена в вышеуказанные перечни государств (территорий). Причем если объем операций превысит 5 млн грн. в указанный промежуток, то и в Отчет нужно включать только операции за этот период

Отдельные виды операций

Подпадают ли операции между связанными лицами — резидентами под определение КО?

Хозяйственные операции со связанными лицами — резидентами не подпадают под определение контролируемых. «В игре» только операции с НЕрезидентами

Признаются ли хозяйственные операции с предприятием, имеющим местонахождение в АР Крым, контролируемыми и при каких условиях?

Юридическое лицо, имеющее налоговый адрес (местонахождение) на территории СЭЗ «Крым», приравнивается с целью налогообложения к нерезиденту ( п. 5.3 ст. 5 Закона № 1636(3)). Территория СЭЗ «Крым» не включена в перечень «оффшорных» государств (территорий).

Следовательно, хозяйственные операции с крымчанами будут признаны контролируемыми только в случаях, если такое лицо является связанным с плательщиком налогов или является комиссионером во внешнеэкономических хозяйственных операциях по продаже товаров и одновременно соблюдает стоимостный критерий

Плательщик налогов осуществлял продажу товаров по договорам комиссии. Комиссионером была компания-нерезидент, зарегистрированная в государстве, не входившем в перечень «оффшорных» государств (территорий). Признаются ли такие хозяйственные операции контролируемыми?

Если нерезидент-комиссионер является связанным лицом с плательщиком налогов и/или зарегистрирован в «оффшорном» государстве (на территории), а сумма комиссионного вознаграждения превышает 5 млн гривень (за вычетом непрямых налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год, то для плательщика налогов — комитента КО также будут признаваться хозяйственные операции по получению услуг по договору комиссии. В таком случае стороной КО является нерезидент-комиссионер, а информация об этих операциях также должна быть отражена в Отчете

Считаются ли КО, осуществляемые между резидентом и постоянным представительством нерезидента — связанного с таким резидентом лица?

В случае если хозяйственные операции в объемах более 5 млн грн. осуществляются резидентом с постоянным представительством нерезидента — связанного лица или нерезидента-«оффшорника», такие операции для резидента будут признаваться контролируемыми при условии достижения им объема годового дохода более 50 млн гривень. При этом для постоянного представительства нерезидента такие операции не считаются контролируемыми

Признаются ли хозяйственные операции сельскохозяйственного товаропроизводителя — плательщика единого налога четвертой группы по реализации продукции на экспорт контролируемыми?

Признание хозяйственных операций контролируемыми осуществляется для целей начисления налога на прибыль предприятий, а хозяйственные операции сельскохозяйственного товаропроизводителя, осуществленные им во время пребывания на упрощенной системе налогообложения, не признаются контролируемыми

Отчет

Каков порядок подачи Отчета, если КО в 2014 — 2015 годах осуществлял сельхозпроизводитель — плательщик налога на прибыль?

Для производителей сельскохозяйственной продукции в отличие от других плательщиков налога на прибыль годовой налоговый период начинается с 1 июля текущего отчетного года и заканчивается 30 июня следующего отчетного года.

Для них ГФСУ прописала особый порядок отчетности.

Если производители сельхозпродукции, годовой налоговый период которых начинается с 01.07.14 г. и заканчивается 30.06.15 г., в течение 2014 года осуществляли операции, которые в соответствии с положениями НКУ, действовавшими до 01.01.15 г., подпадали под определение контролируемых, такие плательщики налога обязаны были в установленном порядке подать отчет за 2014 год.

Кроме того, в случае осуществления в течение 2015 года операций, которые в соответствии с положениями НКУ, в редакции, действовавшей с 01.01.15 г., подпадали под определение контролируемых, такой сельхозпроизводитель должен был подать Отчет за 2015 год. Как видите, сельхозпроизводителям нужно ориентироваться на старые критерии КО, действовавшие до 13.08.15 г.

Как осуществить самостоятельное исправление ошибок, допущенных в Отчете за прошлые отчетные (налоговые) периоды и применяются ли при этом штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 НКУ?

В случае самостоятельного выявления плательщиком ошибок в ранее поданном Отчете плательщик обязан подать уточняющий Отчет.

Уточняющий Отчет включает всю информацию из ранее поданного Отчета (все приложения вместе с информацией к приложениям) с исправлением ошибочных данных.

Если плательщик выявил КО, которые были не задекларированы в Отчете, то такой плательщик уплачивает штраф в размере 1 % суммы незадекларированных КО, но не более 300 размеров минзарплаты, установленной на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные КО. Таким образом, если исправление связано не с дополнением Отчета «забытыми» КО, то штраф не применяется.

Помните: нельзя подавать уточняющие Отчеты за любой отчетный (налоговый) период при проведении документальных плановых и внеплановых проверок

Как осуществить самостоятельную корректировку цены КО и суммы налоговых обязательств, если цена операции при реализации товара менее рассчитанного диапазона цен сопоставимых операций?

В соответствии с  п.п. 39.3.2.3 НКУ если цена в КО находится в пределах диапазона, считается, что такая цена соответствует принципу «вытянутой руки». А если вне пределов диапазона — используется медиана диапазона цен.

Формула и порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы такого диапазона приведены в  Порядке № 381(4).

Самостоятельная корректировка — это доведение цены КО до цены, соответствующей принципу «вытянутой руки». Такую корректировку плательщик отражает в приложении ТЦ к декларации по налогу на прибыль предприятий.

Пример. Договорная цена при реализации товара составляет 1000,00 грн./т. Рассчитанные в соответствии с  Порядком № 381 значения диапазона цен составили: минимальное значение — 1150 грн./т, максимальное значение — 1400 грн./т, медиана диапазона цен — 1300,00 грн./т. Объем реализации товара — 2000 тонн. Сумма налога на прибыль, которую плательщик должен дополнительно уплатить, составляет (1300,00 - 1000,00) х 2000 т х 18 % (налог на прибыль) = 108000,00 грн.

Проверки

Распространяется ли срок исковой давности, определенный п. 102.1 НКУ (1095 дней), в случае проведения проверок КО на период 2013 — 2014 годов?

С 01.01.15 г.  Законом № 72(5) внесены изменения в  п. 102.1 НКУ, в соответствии с которыми в случае проведения проверки КО согласно ст. 39 НКУ контролирующий орган имеет право самостоятельно определить сумму денежных обязательств плательщика не позднее окончания 2555 дня, следующего за последним днем предельного срока подачи налоговой декларации, и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позднее, — за днем ее фактической подачи. То есть общий срок 1095 дней не применяется.

При этом с учетом уже известного решения Конституционного Суда Украины по делу № 1-рп/99 от 09.02.99 г. (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) указанные нормы распространяются и на КО, осуществленные в 2013 и 2014 отчетных годах

Частью 3 п.п. 75.1.2 НКУ установлено, что не является предметом документальной плановой проверки вопрос ТЦО. Могут ли контролирующие органы при проведении документальной плановой проверки проверять соблюдение плательщиком налогов требований об обязанности подачи Отчета?

По мнению ГФСУ, контроль за подачей (несвоевременной подачей) Отчета или невключением в поданный Отчет отдельных КО не является вопросом установления соответствия условий КО принципу «вытянутой руки» и полноты начисления и уплаты налогов при осуществлении контролируемых операций. А потому запрет на проведение проверок в данном случае не действует

(1) Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании» от 15.07.15 г. № 609-VIII.

(2) С 16.09.15 г. и поныне действует Перечень государств (территорий), соответствующих критериям, установленным п.п. 39.2.1.2 п.п. 39.2.1 п. 39.2 ст. 39 Кодекса, утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 16.09.15. № 977-р.

(3) Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.14 г. № 1636-VII.

(4) Порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы такого диапазона для целей трансфертного ценообразования, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.15 г. № 381.

(5) Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании налогового контроля за трансфертным ценообразованием» от 28.12.14 г. № 72-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше