Готовим автомобиль к зиме: учетные тонкости

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Октябрь, 2016/№ 42-43
Пока стоят относительно теплые дни, кажется, что до зимы еще так далеко. Однако все идет своим чередом и капризы природы уже не за горами. А, как известно, сырость, дождь, снег, мороз, гололед — не лучшие союзники автомобиля. Они могут стать причиной выхода из строя любой системы или механизма в самый неожиданный момент. Чтобы чувствовать себя в безопасности, нужно заранее подготовить машину к зиме — потратиться на ее техобслуживание, замену шин, аккумуляторных батарей и т. п. О том, как отразить эти затраты в учете предприятия, и пойдет речь в данной статье.

Зимний сезон: когда встречаем и когда провожаем?

Календарная зима начинается 1 декабря и заканчивается последним днем февраля. Но в действительности холода наступают намного раньше и затягиваются почти всегда до апреля.

Как вы понимаете, для эксплуатации авто важны не календарные даты, а реальные погодные условия. Поэтому «границы» зимнего сезона для ТС следующие ( п.п. 11 п. 6 разд. I Правил № 550).

Рис. 1. Определение начала и окончания зимнего сезона

Таким образом, если в начале ноября в течение 7 суток подряд дневная (максимально высокая) температура держится на уровне не выше + 4 0С и официальные климатические прогнозы (представленные на сайте Украинского гидрометеоцентра) не обещают потепления, то на 8-е сутки можно открывать зимний сезон, не дожидаясь 30 ноября.

Руководитель предприятия издает распоряжение о начале зимнего сезона для автотранспорта.

Сезонное ТО — обязанность, а не роскошь

Работы, связанные с подготовкой автомобиля к зиме, можно объединить одним общим понятием «сезонное техническое обслуживание», которое проводится дважды в год: весной и осенью ( п. 3.11 Положения № 102).

Проводить ТО (в том числе сезонное) обязаны владельцы ТС и лица, которые эксплуатируют ТС (в частности, арендаторы). Эта обязанность закреплена в ст. 36 Закона о дорожном движении.

Состав сезонного ТО

С началом зимнего сезона предприятие должно принять соответствующие меры материально-технического обеспечения ( п. 6 приложения 7 к Правилам № 550). Представим их на рис. 2.

Если предприятие располагает соответствующими специалистами и оборудованием, оно может подготовить свой автопарк к зиме самостоятельно ( ст. 22 Закона об автотранспорте). Но такое встречается достаточно редко. Чаще всего предприятия прибегают к услугам сторонних организаций — станций технического обслуживания (СТО).

Проведение работ сторонней организацией необходимо подкрепить документально: договором; актом приема-передачи ТС (его составных частей (систем)) после предоставления услуг по ТО и ремонту; наряд-заказом; документом, подтверждающим оплату услуг; счетом-фактурой; налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН (если СТО — плательщик НДС) ( п. 7 разд. V Правил № 615).

Учет расходов на сезонное ТО

Сезонное ТО входит в комплекс мероприятий по ТО ТС ( п. 3.1 Положения № 102), а потому оно наравне с другими его видами (ежедневное обслуживание, первое техобслуживание (ТО-1) и второе техобслуживание (ТО-2)) не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений ТС ( п. 3.8 Положения № 102). Стало быть, расходы на проведение таких операций не капитализируют, а относят на расходы.

Так, в бухучете затраты на сезонное ТО предприятие вправе включить в расходы периода. При этом относить такие расходы следует именно на тот объект учета, где непосредственно используется ТС (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68).

Что касается НДС, то сумма налога, уплаченная в составе стоимости работ (материалов) при проведении сезонного ТО, включается в НК по правилу «первого события» (конечно, при наличии правильно составленной и зарегистрированной НН).

Далее учетные нюансы некоторых операций по сезонному ТО автомобиля рассмотрим более подробно.

Меняем шины

Замена шин относится к сезонному ТО. В учете «шинные» операции отражают так, как показано в табл. 1.

Таблица 1. Учет операций с автомобильными шинами

Операция

Бухгалтерский учет

Пояснение

дебет

кредит

1. Покупка шин:

• вместе с авто

152

631, 685

«Родные» шины и запаска входят в стоимость приобретенного автомобиля. Их замена отдельно в учете не отражается

105

152

• отдельно

207

631, 685

Вновь приобретенные шины предприятие относит в состав запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части»

• на сумму НДС

641

631, 685

Покупатель шин имеет право на НК при наличии надлежащим образом оформленной и зарегистрированной НН. Причем это право возникает независимо от того, переданы шины в эксплуатацию или нет

2. Установка шин на автомобиль:

Вариант 1. Стоимость шин списывают на расходы одновременно с их установкой на автомобиль

23, 91, 92, 93, 94

207

В дальнейшем ведут аналитический учет шин в разрезе мест (ТС) использования и материально ответственных лиц. Для этого применяют карточку учета пробега (наработки) пневматической шины по форме приложения 5 к Нормам № 488

Вариант 2. Стоимость шин списывают на расходы после того, как шины отработают свой ресурс

2071

«Запасные

части

в обороте»

2072

«Запасные

части

на складе»

Купленные шины учитывают на субсчете 207 до момента их списания ввиду непригодности. При таком варианте установка шин на авто не приводит к отражению расходов. Расходы появятся только в момент списания шин. Учитывая, что сейчас бухучет играет «первую скрипку» для расчета налога на прибыль, этот вариант является более безопасным

3. Работы по замене шин

23, 91,

92, 93, 94

20, 22, 28,

63, 65, 66, 68

Как известно, шины, устанавливаемые на автомобиль, должны быть отбалансированы. Кроме того, нужно выставить углы развала и схождения колес.

Заменить шины можно на предприятии (при наличии соответствующей службы) или воспользоваться услугами СТО (специализированной мастерской)

641

63, 68

Предприятие получает право на НК при наличии НН

4. Весной зимние шины возвращены на склад:

Вариант 1

Снятие шин находит отражение только в аналитике и в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины

Вариант 2

2072

2071

Отражаем движение шин в учете

5. Списаны шины:

Вариант 1

Расходы были отражены при установке шин на автомобиль. Списание шин к возникновению расходов не приводит

Вариант 2

209

2072

Эту запись делают, если после вывода шины из эксплуатации рассчитывают получить за нее компенсацию

23, 91, 92, 93, 94

207

Если никакой экономической выгоды не предвидится, тогда стоимость шин списывают на расходы. Ведь при установке шин на автомобиль расходы не признавались

Обратите внимание! Шины могут быть списаны:

1) если их фактический пробег достиг предельных норм (ориентир — Нормы № 488).

Важно! Если производитель шин установил (к примеру, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций шин в определенных условиях их эксплуатации, то нормы, установленные Минтрансом, не применяются ( п. 3.8 Норм № 488). Применяют нормы, установленные производителем.

Шины, которые выработали установленный для них средний ресурс, но при этом находятся в технически удовлетворительном состоянии, списывать не обязательно;

2) если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, из-за которых шины не могут быть допущены к эксплуатации или не подлежат ремонту. В этом случае шины списывают на основании акта независимо от соответствия их фактического ресурса установленным нормам ( п. 3.2 Норм № 488).

Досрочное списание шин нельзя рассматривать как нехозяйственное их использование. Поэтому начислять НДС-обязательства на основании п. 198.5 НКУ, на наш взгляд, не нужно.

Меняем эксплуатационные жидкости и фильтры

Особенности учета замены эксплуатационных жидкостей и фильтров приведем в табл. 2.

Таблица 2. Замена эксплуатационных жидкостей и фильтров

Что заменяем?

Особенности учета

Антифриз

Чтобы двигатель автомобиля зимой не вышел из строя (не «разморозился»), предприятие должно залить в систему охлаждения антифриз(1). Заливка антифриза подпадает под такой вид работ сезонного ТО, как промывка системы охлаждения. В учете приобретенный антифриз относят к составу запасов и учитывают на субсчете 203 «Топливо». При использовании антифриза для установленных целей его стоимость списывают на расходы периода в зависимости от того, где именно используется авто (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 203)

Масло и смазки

Ситуация аналогична замене антифриза.

Работы по замене масла (смазки) относят к сезонному ТО ( п. 11 приложения В к Положению № 102). Расходы на проведение таких работ включают в расходы текущего отчетного периода в зависимости от сферы использования автомобиля (Дт 23, 91, 92, 93, 94)

Фильтры

Замена воздушного, топливного и масляного фильтров на автомобиле производится практически при каждом сезонном ТО. И хотя в Положении № 102 нет упоминания о том, что во время ТО субъекты хозяйствования могут беспрепятственно заменять фильтры, на наш взгляд, замену фильтров вполне можно привязать к сезонному ТО. Причин тому несколько:

1) перечень работ, приведенный в Положении № 102, не является исчерпывающим. Поэтому замену фильтров можно связать с ТО как работу по поддержанию авто в рабочем состоянии;

2) выполняя какой-либо вид ТО, предприятие имеет право при необходимости заменить соответствующие детали и узлы (фильтры), поскольку такая замена не запрещена законодательно и производится для поддержания работоспособности и исправности автомобиля;

3) сезонная замена масла практически всегда сопровождается заменой топливного и масляного фильтров. А поскольку замена масла относится к сезонному ТО, то и замену фильтров, которая проводится при замене этой жидкости, можно считать одной операцией.

Учитывая вышесказанное, замену фильтров можно отнести в состав расходов текущего отчетного периода в зависимости от того, где используется автомобиль

(1) Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол». А тосол, как утверждает Госпредпринимательства (письмо от 21.06.04 г. № 4123), относится к нефтепродуктам, т. е. горюче-смазочным материалам (ГСМ). А раз антифриз считается ГСМ, то и учитывать его нужно аналогично.

В частности, используя антифриз при сезонном ТО, предприятие должно ориентироваться на Нормы расхода ГСМ

Меняем аккумуляторные батареи

Замена аккумуляторных батарей не относится ни к реконструкции, ни к модернизации, ни к техническому перевооружению и другим видам улучшений ТС ( п. 3.19 Положения № 102). По нашему мнению, такие операции следует считать ТО. Да, такие мероприятия не названы в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Но ведь эти перечни операций, относящихся к ТО, не являются исчерпывающими. А значит, их можно дополнить операцией по замене АБ.

После установки на автомобиль АБ должна выработать свой ресурс. Показатели среднего ресурса с ориентиром на календарные месяцы использования батареи установлены Нормами № 489.

Когда ресурс достигает установленной нормы, батарею списывают. Но учтите! Сделать это можно только при условии, что батарея достигла предельного состояния. Именно этот факт является решающим для ее списания ( п. 3.12 Норм № 489).

Основанием для замены АБ являются также производственные или эксплуатационные дефекты, если такая АБ не подлежит ремонту либо ремонт экономически нецелесообразен ( п. 3.13 Норм № 489). При этом АБ списывают независимо от соответствия фактического ресурса Нормам № 489.

Затраты на замену АБ в бухучете относят к расходам в зависимости от направления использования ТС. То есть установку аккумулятора на авто отражают записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.

В части НДС все стандартно. При покупке АБ начисляете НК (при наличии зарегистрированной НН). При этом мы не видим никаких оснований для доначисления «компенсирующих» НДС-обязательств в случае списания АБ по причине повреждения, исключающего ремонт (восстановление), ранее срока, установленного Нормами № 489.

А вот при нехозяйственном (необъектном, льготном) использовании авто начислить «компенсирующие» обязательства по НДС придется.

Внимание! Вышедшие из строя АБ, в отличие от большинства обычных товарно-материальных ценностей, превращаются не просто в отходы, а в опасные отходы. То есть в отходы, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому утилизацией таких отходов занимаются исключительно специализированные предприятия и организации, получившие соответствующую лицензию на осуществление такой деятельности. О том, как правильно избавиться от «старых» АБ, вы можете прочитать в «БН», 2015, № 20, с. 29.

Пример. Предприятие приобрело для автомобиля, используемого отделом сбыта, АБ стоимостью 1260,00 грн. (в том числе НДС — 210,00 грн.). Для замены батареи привлечена СТО, которая не является плательщиком НДС. Стоимость ее услуг — 150,00 грн.

Покажем, как эти операции отразить в учете (см. табл. 3).

Таблица 3. Учет замены аккумуляторной батареи

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Перечислена поставщику предоплата за аккумулятор

371

311

1260,00

2. Отражена сумма НК по НДС в составе предоплаты (при наличии зарегистрированной НН)

641/НДС

644

210,00

3. Получена АБ

207

631

1050,00

4. Списана ранее отраженная сумма НК

644

631

210,00

5. Отражен зачет задолженностей

631

371

1260,00

6. Передана со склада АБ

93

207

1050,00

7. Предоставлены СТО услуги по замене аккумулятора (подписан акт)

93

631

150,00

8. Оплачены услуги СТО

631

311

150,00

Выводы

  • Дата перевода автомобилей на зимний сезон плавающая и определяется с учетом устоявшейся температуры и температурных прогнозов.
  • Расходы на сезонное ТО относят на расходы отчетного периода в зависимости от направления использования ТС.
  • Замена шин, которые учитываются в составе стоимости авто, не влияет на бухучет. Стоимость шин, приобретенных отдельно от автомобиля, учитывают в составе запасов. Их стоимость безопаснее списывать на расходы после того, как шины выработают свой ресурс.
  • При замене антифриза, масла и смазки при сезонном ТО предприятие должно ориентироваться на нормы расхода ГСМ, установленные для соответствующих ТС.

Документы и сокращения статьи

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Правила № 550 — Правила эксплуатации колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 550.

Правила № 615 — Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.14 г. № 615.

Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 549.

Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 488.

Нормы расхода ГСМ — Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Нормы № 489 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 489.

Правила № 795 — Правила эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 02.07.08 г. № 795.

ТО — техническое обслуживание.

ТС — транспортное средство.

НН — налоговая накладная.

НК — налоговый кредит.

АБ — аккумуляторная батарея.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить