Зимний сезон: когда встречаем и когда провожаем?
Календарная зима начинается 1 декабря и заканчивается последним днем февраля. Но в действительности холода наступают намного раньше и затягиваются почти всегда до апреля.
Как вы понимаете, для эксплуатации авто важны не календарные даты, а реальные погодные условия. Поэтому «границы» зимнего сезона для ТС следующие ( п.п. 11 п. 6 разд. I Правил № 550).
Рис. 1. Определение начала и окончания зимнего сезона
Таким образом, если в начале ноября в течение 7 суток подряд дневная (максимально высокая) температура держится на уровне не выше + 4 0С и официальные климатические прогнозы (представленные на сайте Украинского гидрометеоцентра) не обещают потепления, то на 8-е сутки можно открывать зимний сезон, не дожидаясь 30 ноября.
Руководитель предприятия издает распоряжение о начале зимнего сезона для автотранспорта.
Сезонное ТО — обязанность, а не роскошь
Работы, связанные с подготовкой автомобиля к зиме, можно объединить одним общим понятием «сезонное техническое обслуживание», которое проводится дважды в год: весной и осенью ( п. 3.11 Положения № 102).
Проводить ТО (в том числе сезонное) обязаны владельцы ТС и лица, которые эксплуатируют ТС (в частности, арендаторы). Эта обязанность закреплена в ст. 36 Закона о дорожном движении.
Состав сезонного ТО
С началом зимнего сезона предприятие должно принять соответствующие меры материально-технического обеспечения ( п. 6 приложения 7 к Правилам № 550). Представим их на рис. 2.
Если предприятие располагает соответствующими специалистами и оборудованием, оно может подготовить свой автопарк к зиме самостоятельно ( ст. 22 Закона об автотранспорте). Но такое встречается достаточно редко. Чаще всего предприятия прибегают к услугам сторонних организаций — станций технического обслуживания (СТО).
Проведение работ сторонней организацией необходимо подкрепить документально: договором; актом приема-передачи ТС (его составных частей (систем)) после предоставления услуг по ТО и ремонту; наряд-заказом; документом, подтверждающим оплату услуг; счетом-фактурой; налоговой накладной, зарегистрированной в ЕРНН (если СТО — плательщик НДС) ( п. 7 разд. V Правил № 615).
Учет расходов на сезонное ТО
Сезонное ТО входит в комплекс мероприятий по ТО ТС ( п. 3.1 Положения № 102), а потому оно наравне с другими его видами (ежедневное обслуживание, первое техобслуживание (ТО-1) и второе техобслуживание (ТО-2)) не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшений ТС ( п. 3.8 Положения № 102). Стало быть, расходы на проведение таких операций не капитализируют, а относят на расходы.
Так, в бухучете затраты на сезонное ТО предприятие вправе включить в расходы периода. При этом относить такие расходы следует именно на тот объект учета, где непосредственно используется ТС (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68).
Что касается НДС, то сумма налога, уплаченная в составе стоимости работ (материалов) при проведении сезонного ТО, включается в НК по правилу «первого события» (конечно, при наличии правильно составленной и зарегистрированной НН).
Далее учетные нюансы некоторых операций по сезонному ТО автомобиля рассмотрим более подробно.
Меняем шины
Замена шин относится к сезонному ТО. В учете «шинные» операции отражают так, как показано в табл. 1.
Таблица 1. Учет операций с автомобильными шинами
Операция | Бухгалтерский учет | Пояснение | |
дебет | кредит | ||
1. Покупка шин: | |||
• вместе с авто | 152 | 631, 685 | «Родные» шины и запаска входят в стоимость приобретенного автомобиля. Их замена отдельно в учете не отражается |
105 | 152 | ||
• отдельно | 207 | 631, 685 | Вновь приобретенные шины предприятие относит в состав запасов и учитывает на субсчете 207 «Запасные части» |
• на сумму НДС | 641 | 631, 685 | Покупатель шин имеет право на НК при наличии надлежащим образом оформленной и зарегистрированной НН. Причем это право возникает независимо от того, переданы шины в эксплуатацию или нет |
2. Установка шин на автомобиль: | |||
Вариант 1. Стоимость шин списывают на расходы одновременно с их установкой на автомобиль | 23, 91, 92, 93, 94 | 207 | В дальнейшем ведут аналитический учет шин в разрезе мест (ТС) использования и материально ответственных лиц. Для этого применяют карточку учета пробега (наработки) пневматической шины по форме приложения 5 к Нормам № 488 |
Вариант 2. Стоимость шин списывают на расходы после того, как шины отработают свой ресурс | 2071 «Запасные части в обороте» | 2072 «Запасные части на складе» | Купленные шины учитывают на субсчете 207 до момента их списания ввиду непригодности. При таком варианте установка шин на авто не приводит к отражению расходов. Расходы появятся только в момент списания шин. Учитывая, что сейчас бухучет играет «первую скрипку» для расчета налога на прибыль, этот вариант является более безопасным |
3. Работы по замене шин | 23, 91, 92, 93, 94 | 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68 | Как известно, шины, устанавливаемые на автомобиль, должны быть отбалансированы. Кроме того, нужно выставить углы развала и схождения колес. Заменить шины можно на предприятии (при наличии соответствующей службы) или воспользоваться услугами СТО (специализированной мастерской) |
641 | 63, 68 | Предприятие получает право на НК при наличии НН | |
4. Весной зимние шины возвращены на склад: | |||
Вариант 1 | — | — | Снятие шин находит отражение только в аналитике и в карточке учета пробега (наработки) пневматической шины |
Вариант 2 | 2072 | 2071 | Отражаем движение шин в учете |
5. Списаны шины: | |||
Вариант 1 | — | — | Расходы были отражены при установке шин на автомобиль. Списание шин к возникновению расходов не приводит |
Вариант 2 | 209 | 2072 | Эту запись делают, если после вывода шины из эксплуатации рассчитывают получить за нее компенсацию |
23, 91, 92, 93, 94 | 207 | Если никакой экономической выгоды не предвидится, тогда стоимость шин списывают на расходы. Ведь при установке шин на автомобиль расходы не признавались |
Обратите внимание! Шины могут быть списаны:
1) если их фактический пробег достиг предельных норм (ориентир — Нормы № 488).
Важно! Если производитель шин установил (к примеру, в договоре купли-продажи или в эксплуатационной документации) другие нормы среднего ресурса или соответствующие гарантии для конкретных конструкций шин в определенных условиях их эксплуатации, то нормы, установленные Минтрансом, не применяются ( п. 3.8 Норм № 488). Применяют нормы, установленные производителем.
Шины, которые выработали установленный для них средний ресурс, но при этом находятся в технически удовлетворительном состоянии, списывать не обязательно;
2) если выявлены эксплуатационные или производственные дефекты, из-за которых шины не могут быть допущены к эксплуатации или не подлежат ремонту. В этом случае шины списывают на основании акта независимо от соответствия их фактического ресурса установленным нормам ( п. 3.2 Норм № 488).
Досрочное списание шин нельзя рассматривать как нехозяйственное их использование. Поэтому начислять НДС-обязательства на основании п. 198.5 НКУ, на наш взгляд, не нужно.
Меняем эксплуатационные жидкости и фильтры
Особенности учета замены эксплуатационных жидкостей и фильтров приведем в табл. 2.
Таблица 2. Замена эксплуатационных жидкостей и фильтров
Что заменяем? | Особенности учета |
Антифриз | Чтобы двигатель автомобиля зимой не вышел из строя (не «разморозился»), предприятие должно залить в систему охлаждения антифриз(1). Заливка антифриза подпадает под такой вид работ сезонного ТО, как промывка системы охлаждения. В учете приобретенный антифриз относят к составу запасов и учитывают на субсчете 203 «Топливо». При использовании антифриза для установленных целей его стоимость списывают на расходы периода в зависимости от того, где именно используется авто (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 203) |
Масло и смазки | Ситуация аналогична замене антифриза. Работы по замене масла (смазки) относят к сезонному ТО ( п. 11 приложения В к Положению № 102). Расходы на проведение таких работ включают в расходы текущего отчетного периода в зависимости от сферы использования автомобиля (Дт 23, 91, 92, 93, 94) |
Фильтры | Замена воздушного, топливного и масляного фильтров на автомобиле производится практически при каждом сезонном ТО. И хотя в Положении № 102 нет упоминания о том, что во время ТО субъекты хозяйствования могут беспрепятственно заменять фильтры, на наш взгляд, замену фильтров вполне можно привязать к сезонному ТО. Причин тому несколько: 1) перечень работ, приведенный в Положении № 102, не является исчерпывающим. Поэтому замену фильтров можно связать с ТО как работу по поддержанию авто в рабочем состоянии; 2) выполняя какой-либо вид ТО, предприятие имеет право при необходимости заменить соответствующие детали и узлы (фильтры), поскольку такая замена не запрещена законодательно и производится для поддержания работоспособности и исправности автомобиля; 3) сезонная замена масла практически всегда сопровождается заменой топливного и масляного фильтров. А поскольку замена масла относится к сезонному ТО, то и замену фильтров, которая проводится при замене этой жидкости, можно считать одной операцией. Учитывая вышесказанное, замену фильтров можно отнести в состав расходов текущего отчетного периода в зависимости от того, где используется автомобиль |
(1) Термин «антифриз» тождественен понятию «тосол». А тосол, как утверждает Госпредпринимательства (письмо от 21.06.04 г. № 4123), относится к нефтепродуктам, т. е. горюче-смазочным материалам (ГСМ). А раз антифриз считается ГСМ, то и учитывать его нужно аналогично. В частности, используя антифриз при сезонном ТО, предприятие должно ориентироваться на Нормы расхода ГСМ |
Меняем аккумуляторные батареи
Замена аккумуляторных батарей не относится ни к реконструкции, ни к модернизации, ни к техническому перевооружению и другим видам улучшений ТС ( п. 3.19 Положения № 102). По нашему мнению, такие операции следует считать ТО. Да, такие мероприятия не названы в приложениях А, Б и В к Положению № 102. Но ведь эти перечни операций, относящихся к ТО, не являются исчерпывающими. А значит, их можно дополнить операцией по замене АБ.
После установки на автомобиль АБ должна выработать свой ресурс. Показатели среднего ресурса с ориентиром на календарные месяцы использования батареи установлены Нормами № 489.
Когда ресурс достигает установленной нормы, батарею списывают. Но учтите! Сделать это можно только при условии, что батарея достигла предельного состояния. Именно этот факт является решающим для ее списания ( п. 3.12 Норм № 489).
Основанием для замены АБ являются также производственные или эксплуатационные дефекты, если такая АБ не подлежит ремонту либо ремонт экономически нецелесообразен ( п. 3.13 Норм № 489). При этом АБ списывают независимо от соответствия фактического ресурса Нормам № 489.
Затраты на замену АБ в бухучете относят к расходам в зависимости от направления использования ТС. То есть установку аккумулятора на авто отражают записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207.
В части НДС все стандартно. При покупке АБ начисляете НК (при наличии зарегистрированной НН). При этом мы не видим никаких оснований для доначисления «компенсирующих» НДС-обязательств в случае списания АБ по причине повреждения, исключающего ремонт (восстановление), ранее срока, установленного Нормами № 489.
А вот при нехозяйственном (необъектном, льготном) использовании авто начислить «компенсирующие» обязательства по НДС придется.
Внимание! Вышедшие из строя АБ, в отличие от большинства обычных товарно-материальных ценностей, превращаются не просто в отходы, а в опасные отходы. То есть в отходы, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека. Поэтому утилизацией таких отходов занимаются исключительно специализированные предприятия и организации, получившие соответствующую лицензию на осуществление такой деятельности. О том, как правильно избавиться от «старых» АБ, вы можете прочитать в «БН», 2015, № 20, с. 29.
Пример. Предприятие приобрело для автомобиля, используемого отделом сбыта, АБ стоимостью 1260,00 грн. (в том числе НДС — 210,00 грн.). Для замены батареи привлечена СТО, которая не является плательщиком НДС. Стоимость ее услуг — 150,00 грн.
Покажем, как эти операции отразить в учете (см. табл. 3).
Таблица 3. Учет замены аккумуляторной батареи
Содержание хозяйственной операции | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | ||
1. Перечислена поставщику предоплата за аккумулятор | 371 | 311 | 1260,00 |
2. Отражена сумма НК по НДС в составе предоплаты (при наличии зарегистрированной НН) | 641/НДС | 644 | 210,00 |
3. Получена АБ | 207 | 631 | 1050,00 |
4. Списана ранее отраженная сумма НК | 644 | 631 | 210,00 |
5. Отражен зачет задолженностей | 631 | 371 | 1260,00 |
6. Передана со склада АБ | 93 | 207 | 1050,00 |
7. Предоставлены СТО услуги по замене аккумулятора (подписан акт) | 93 | 631 | 150,00 |
8. Оплачены услуги СТО | 631 | 311 | 150,00 |
Выводы
- Дата перевода автомобилей на зимний сезон плавающая и определяется с учетом устоявшейся температуры и температурных прогнозов.
- Расходы на сезонное ТО относят на расходы отчетного периода в зависимости от направления использования ТС.
- Замена шин, которые учитываются в составе стоимости авто, не влияет на бухучет. Стоимость шин, приобретенных отдельно от автомобиля, учитывают в составе запасов. Их стоимость безопаснее списывать на расходы после того, как шины выработают свой ресурс.
- При замене антифриза, масла и смазки при сезонном ТО предприятие должно ориентироваться на нормы расхода ГСМ, установленные для соответствующих ТС.
Документы и сокращения статьи
Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.
Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.
Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.
Правила № 550 — Правила эксплуатации колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 550.
Правила № 615 — Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 28.11.14 г. № 615.
Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.13 г. № 549.
Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 488.
Нормы расхода ГСМ — Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.
Нормы № 489 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 20.05.06 г. № 489.
Правила № 795 — Правила эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи от 02.07.08 г. № 795.
ТО — техническое обслуживание.
ТС — транспортное средство.
НН — налоговая накладная.
НК — налоговый кредит.
АБ — аккумуляторная батарея.