Темы статей
Выбрать темы

Как налоговики будут определять обычную цену для базы обложения НДС

Кравченко Дарья, Децюра Сергей

Напомним: с 01.01.16 г. минимальным пределом базы обложения НДС для самостоятельно изготовленных товаров/услуг стала обычная цена на такие товары/услуги ( п. 188.1 НКУ).

Определение термина «обычная цена» приведено в п.п. 14.1.71 НКУ. Если проанализировать данную норму, можно прийти к выводу, что НКУ (кроме контролируемых операций, обязательной оценки, аукциона, принудительной продажи и т. п.):

• устанавливает, что обычная цена соответствует рыночной цене;

• устанавливает ряд обязательных условий соответствия цены поставки рыночной цене, одно из которых является владение сторонами достаточной информацией о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров/услуг в сопоставимых экономических условиях;

• предусматривает возможность доказательства несоответствия договорной цены уровню рыночных (обычных) цен.

Исходя из этого, ГФСУ советует налоговикам в ходе проведения документальных проверок обращать внимание на правильность определения базы обложения НДС:

1. Выяснять источники информации о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров/услуг в сопоставимых экономических условиях.

2. Определять рыночные цены исходя из данных источников и обязательно учитывать идентичность (сопоставимость) содержания исследуемой операции.

Например, при определении рыночных цен на услуги по аренде недвижимости учитывать: принадлежность зданий и сооружений одинаковым классификационным типам (с учетом их функционального назначения) согласно ДК 018-2000*, их площадь; местонахождение и т. д.

* Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507.

3. Определять, соответствует ли цена поставки рыночным ценам.

4. В случае занижения цены поставки по сравнению с рыночными ценами — фиксировать в актах документальных проверок:

• факт такого несоответствия, отмечая источники информации о рыночных ценах, их уровень и расчет несоответствия;

• вывод о том, что с учетом положений пп. 14.1.71 и 14.1.219 НКУ цена поставки не является обычной ценой, соответствующей рыночной и которая должна учитываться при определении базы обложения НДС;

• вывод о нарушении норм абз. второго п. 188.1 НКУ, в результате чего занижена база обложения НДС и, как следствие, занижены налоговые обязательства (завышены бюджетное возмещение, отрицательное значение) по НДС.

Сформировав таким образом доказательства, подтверждающие факт занижения базы НДС, в акте проверки контролеры также обязаны будут указать факты (при их наличии) о:

• юридической и фактической связанности лиц, что нарушает условие соответствия рыночной цены цене поставки ( п.п. 14.1.219 НКУ);

• неосуществлении и/или невозможности осуществления «посредником» или другим контрагентом производителя (в цепи между «посредником» и производителем) хозяственной деятельности, что свидетельствует о привлечении такого «посредника» или другого контрагента только для документального оформления операций.

Кроме того, если проверка проводится в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса, для формирования и документирования доказательной базы фискалам потребуется также:

• заключение эксперта (о несоответствии цены поставки производителя рыночным ценам);

• показания должностных лиц производителя (об исчерпывающем владении информацией о рыночных ценах на товары/услуги и сознательном документальном оформлении их продажи по существенно заниженным ценам фиктивному «посреднику» с целью уклонения от уплаты налогов и завладения денежными средствами) и др.

Так что будьте осторожны!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше