В комментируемом письме налоговики в который раз вернулись к проблеме начисления налоговых обязательств по НДС (НО) при бесплатной передаче товаров/услуг.
Такая ситуация часто возникает в ходе рекламных акций (см. «БН», 2016, № 32, с. 12). Основная «загвоздка» НДС-обложения состоит в том, что данные операции можно подвести под две нормы:
• п. 188.1 НКУ, устанавливающий минимальную планку для базы обложения НДС (для товаров/услуг — на уровне цены их приобретения);
• п. 198.5 НКУ, требующий начислить «компенсирующие» НО, чтобы «отсторнировать» отраженный ранее налоговый кредит, в связи с нехозяйственным использованием товаров/услуг, которые впоследствии поставляются бесплатно.
Иногда контролеры даже требовали начислять двойные НО по таким операциям (см. «БН», 2015, № 22, с. 11).
В последнее время они соглашались с неначислением НО по п. 198.5 НКУ (письма ГФСУ от 12.01.16 г. № 361/6/99-99-19-03-02-15, от 27.04.16 г. № 9532/6/99-99-15-03-02-15), но при условии если стоимость рекламных товаров включается в стоимость товаров/услуг, которые используются в облагаемых НДС операциях, связанных с получением доходов.
Между тем непонятно, как именно рекламные товары могут быть включены в стоимость товаров/услуг, используемых в «доходных» операциях. Ведь все рекламные расходы отражают на счете 93 и в стоимость реализуемых товаров не включают.
В комментируемых письмах контролеры приводят более логичный аргумент: начисление двойных НО идет вразрез со ст. 17 ХКУ, требующей, чтобы законы, которыми регулируется налогообложение субъектов хозяйствования, устраняли двойное налогообложение.
Для того, чтобы сгладить ситуацию, фискалы придумали новую конструкцию: при бесплатной поставке товаров/услуг в пределах хозяйственной деятельности они разрешают начислять НО лишь на основании п. 188.1 НКУ.