Товарно-транспортная накладная

В избранном В избранное
Печать
Децюра Сергей, Свириденко Алла, налоговые эксперты
Бухгалтерская неделя Декабрь, 2017/№ 50
Несмотря на частые изменения формы и правил применения товарно-транспортной накладной (ТТН), именно этим документом оформляют перевозки грузов автотранспортом. При проверках налоговики рассматривают ТТН как весомое доказательство подтверждения не только расходов на перевозку, но и того, что товар был фактически поставлен. Соответственно, отсутствие ТТН для контролеров — это первый признак фиктивности соглашения. Поэтому в сегодняшней Теме недели мы напомним порядок использования и правила заполнения ТТН.

ТТН — основной перевозочный документ

Когда используем ТТН?

Основные постулаты документального оформления использования автомобильного транспорта в деятельности субъектов хозяйствования описаны в Законе об автотранспорте. В ст. 48 данного Закона предусмотрено, что перевозка грузов должна быть документально оформлена товарно-транспортной накладной или другим определенным законодательством документом на груз.

Как видим, ст. 48 Закона об автотранспорте не содержит четких и однозначных указаний на первичный документ, который обязаны использовать субъекты хозяйствования при перевозке. А потому может показаться, что субъекты хозяйствования не ограничены в выборе первичного документа для оформления таких операций и могут по своему усмотрению использовать или ТТН, или «другой определенный законодательством документ на груз».

Но это не совсем так. В Правилах № 363, которые регламентируют осуществление операции по перевозке грузов автомобильным транспортом на договорных условиях, в отличие от норм Закона об автотранспорте, вопрос оформления первичных документов более конкретизирован. В соответствии с нормами этих Правил:

• во-первых, ТТН является единственным для всех участников транспортного процесса юридическим документом, который предназначен для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета проведенной работы (п. 1 Правил № 363);

• во-вторых, ТТН вместе с путевыми листами грузового автомобиля является основным документом на перевозку грузов (п.п. 11.1 Правил № 363).

Также ТТН названа и в п. 1 Перечня № 207 среди документов, которые являются обязательными для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя при осуществлении грузовых перевозок на договорных условиях.

В то же время ни в Правилах № 363, ни в п. 2 Перечня № 207 ТТН не названа среди документов, которые должны быть у водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд.

Из этого можно сделать вывод, что только при перевозке грузов на договорных условиях субъект хозяйствования обязан оформлять ТТН. На это указывают Минтранс в письмах от 10.08.10 г. № 3845-01/09/19-10 и от 26.12.07 г. № 5327-02/06/14-07 и Госпредпринимательства в письме от 08.08.06 г. № 6197, отмечая, что при получении транспортных услуг обязательно должна выписываться ТТН. При этом замена ТТН любым другим документом произвольной формы не допускается.

Нормы Правил № 363 и Перечня № 207 распространяются лишь на перевозки автотранспортом на договорных условиях.

Для всех других целей, на наш взгляд, как раз и подойдет «другой определенный законодательством документ на груз», например; накладная, чек, закупочный акт или другой документ, подтверждающий право собственности на груз и предусмотренный в п. 2 Перечня № 207.

Правда, в отдельных случаях даже при перевозке грузов для собственных нужд без оформления ТТН не обойтись. Речь идет о ситуации, когда в качестве объекта перевозки выступают хлеб, этиловый спирт, молоко, высокооктановые кислородсодержащие добавки и алкогольные напитки. При перевозке этих товаров субъекты хозяйствования должны обязательно использовать специфические виды ТТН.

Поэтому, на наш взгляд, ТТН можно не оформлять в случае, когда субъект хозяйствования осуществляет перевозки для собственных нужд, например:

1) предприятие перевозит груз из своего склада в обособленное подразделение;

2) продавец осуществляет доставку товаров покупателю без предоставления услуг по перевозке (услуги доставки отдельно не продаются).

К сведению! Такой же точки зрения придерживаются и в Мининфраструктуры (см. письмо от 28.05.14 г. № 5615/25/10-14). Кроме того, этот вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановление Херсонского окружного административного суда от 15.06.17 г. по делу № 821/589/17, определение ВАСУ от 14.01.14 г. № К800/31054/13 и т. п.);

3) покупатель перевозит приобретенный груз собственным автотранспортом за свой счет, т. е. не требует компенсации своих транспортных расходов у предприятия-продавца.

Что касается последнего случая, то Мининфраструктуры не поддерживает наше мнение. Оно настаивает на обязательном оформлении ТТН в подобных случаях. Причем не имеет значения то, каким транспортом (собственным или арендованным) доставляют груз (письмо Мининфраструктуры от 03.09.13 г. № 10092/25/10-13). Такую позицию обычно поддерживают и налоговики. Они считают, что без ТТН затраты на перевозку нельзя связать с хоздеятельностью. Поэтому предприятию, которое хочет обезопасить себя, желательно оформлять ТТН даже при «самотранспортировке» (особенно если стоимость доставки не входит в цену товара и ее прописывают в договоре отдельно).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что обязательно оформлять ТТН следует лишь при перевозке грузов на договорных условиях, а также в случае перевозки хлеба, этилового спирта, молока, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, при этом нет разницы, для каких целей происходит перевозка таких товаров.

Форма ТТН

Для перевозки разных грузов субъекты хозяйствования должны использовать разные формы ТТН. Самой распространенной является форма № 1-ТН, которая утверждена приказом № 363. Эту форму ТТН, как свидетельствуют нормы приказа № 363, должны применять все субъекты хозяйственной деятельности, независимо от форм собственности, которые осуществляют грузовые перевозки на заказ.

Исключением являются перевозки отдельных видов товаров, для которых разными органами власти утверждены специфические (индивидуальные) формы ТТН. А именно: при перевозках:

• молочного сырья (заполняют ТТН по форме № 1-ТН (ТС));

• алкогольных напитков (составляют ТТН по форме № 1-ТН (алкогольные напитки));

• спирта этилового (оформляют ТТН по форме № 1-ТН (спирт));

• высокооктановых кислородсодержащих добавок (заполняют ТТН по форме № 1-ТН (вкд));

• нефтепродуктов (нефти) (составляют ТТН по форме № 1-ТТН (нефтепродукт));

• хлебобулочных изделий (оформляют ТТН по форме № 1-ТТН (хлеб));

• древесины (составляют спецТТН по форме ТТН-лес).

Обращаем внимание, что ф. № 1-ТН не является бланком строгого учета. К бланкам строгого учета по ТТН относится лишь один — это ТТН для перевозки нефти и нефтепродуктов, № 1-ТТН (нефтепродукт). Поэтому субъект хозяйствования может или приобрести такую утвержденную форму в соответствующих местах продажи, или распечатать самостоятельно.

Кроме того, согласно п. 11.1 Правил № 363 ТТН может оформляться субъектом хозяйствования без соблюдения ф. № 1-ТН. То есть общую ТТН субъект хозяйствования может оформить в произвольной форме.

Главное условие применения «произвольной» ТТН заключается в том, что такая «произвольная» ТТН должна содержать набор обязательных реквизитов (абзац второй п. 11.1 Правил № 363):

• название документа («Товарно-транспортная накладная»);

• дату и место его составления;

• наименование (фамилия, имя, отчество) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;

• наименование и количество груза;

• основные характеристики груза и признаки, которые дают возможность однозначно идентифицировать этот груз;

• данные об автомобиле (марка, модель, тип, регистрационный номер) и прицепе/полуприцепе (марка, модель, тип, регистрационный номер), которым перевозится груз;

• пункты погрузки и разгрузки с указанием их полного адреса;

• должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора.

Соответственно, на сегодня вы уже не «привязаны» к типовой форме № 1-ТН, которая приведена в приказе № 363. Вы можете разработать бланк накладной на свой «вкус», т. е. с учетом специфики деятельности именно вашего предприятия.

Например, из формы можно «выбросить» по большей части лишние реквизиты: «Транспортные услуги, предоставляемые автомобильным перевозчиком», «Переадресация груза» или «Погрузочно-разгрузочные работы». В то же время кому-то могут понадобиться дополнительные графы для отражения специфической информации о грузе.

Прежде чем использовать в работе «произвольную» ТТН, ее нужно утвердить приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию.

Важно! Право на применение «произвольной» ТТН не распространяется на перевозки грузов, для которых установлены специализированные формы ТТН (они перечислены выше).

Порядок заполнения ТТН

Количество экземпляров

ТТН выписывает заказчик транспортных услуг (обычно это грузоотправитель) в количестве не менее 4 экземпляров. Этого требует п. 11.4 Правил № 363. Больше ТТН понадобится, например, в том случае, если в цепочке грузоотправитель — перевозчик — грузополучатель появляется еще одно звено — экспедитор, которому тоже нужен свой экземпляр ТТН.

И учтите! Оформлять менее 4 экземпляров ТТН нельзя даже в том случае, когда грузоотправитель, грузополучатель товаров и заказчик услуг по перевозке — это одно и то же лицо. Это происходит, например, когда предприятие привлекает транспортную компанию для перевозки собственного груза. На этот нюанс заполнения ТТН обращало внимание Мининфраструктуры в письме от 28.05.14 г. № 5615/25/10-14 (ср. 025069200).

Более того, отдельный комплект ТТН в количестве не менее 4 экземпляров понадобится, если перевозчик доставляет груз для одного грузополучателя, но в несколько торговых точек по разным адресам. В таком случае возникает искушение обойтись одной ТТН. Но не спешите! Среди обязательных реквизитов ТТН приведена информация о пункте разгрузки товаров с указанием полного адреса. Ну а поскольку адреса в этой ситуации в разных торговых точках будут разными, то для каждой точки нужно оформить отдельную ТТН. Такой вывод следует из разъяснений Мининфраструктуры в упомянутом выше письме от 28.05.14 г. № 5615/25/10-14.

Что касается обратной ситуации (когда автомобиль за день делает несколько «ходок» по одному и тому же адресу и перевозит однородный товар), то здесь, на наш взгляд, выбор за вами: можно оформить несколько комплектов ТТН на каждую поездку, а можно ограничиться одним, выписанным на общее количество груза, которое планируется перевезти за день. При этом оформление промежуточных «ходок» производится с выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную «ходку».

Схема движения ТТН

Схема движения выписанных грузоотправителем ТТН такая (для наглядности она приведена на рисунке ниже):

первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры передают водителю (экспедитору) (п. 11.6 Правил № 363);

второй экземпляр ТТН водитель (экспедитор) передает грузополучателю, он является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей;

третий и четвертый экземпляры ТТН водитель передает перевозчику. При этом третий экземпляр является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, а потому перевозчик направляет его заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку (если заказчик и перевозчик — разные организации), а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Если заказчик и перевозчик — одна организация, то оба экземпляра остаются у заказчика.

Схема движения ТТН при перевозке грузов на договорных условиях

Требования к оформлению

Заполнять ТТН (и типовой, и произвольной формы) можно как печатным способом, так и вручную. Более того, абсолютно спокойно можно оформить ТТН комбинированным способом, когда часть реквизитов отпечатана на принтере, а часть — заполнена от руки.

Все экземпляры ТТН должны быть заверены подписью, а при необходимости (!) — печатью или штампом заказчика (грузоотправителя).

Такая норма до сих пор содержится в п. 11.4 Правил № 363.

Но обратите внимание! Правила № 363 не требуют обязательно удостоверять ТТН печатью грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Да и согласно ст. 581 ХКУ субъект хозяйствования может (но вовсе не обязан) иметь печать.

Выходит, что ТТН полностью может и не быть заверена печатями сторон, но от этого она не станет недействительной и не утратит силу полноценного первичного документа.

Кроме того, после приема груза все экземпляры ТТН подписывает водитель (экспедитор) (п. 11.5 Правил № 363). Ну и, конечно же, в форме ТТН предусмотрено место для подписи грузополучателя. Он заверяет своей подписью второй, третий и четвертый экземпляры ТТН (п. 11.6 Правил № 363).

Кстати, при желании для оформления ТТН можно использовать и факсимиле.

Об этом говорили налоговики в своем письме от 04.09.15 г. № 18936/5/99-99-10-03-02-15. Главное их условие — использование факсимильного воссоздания подписи должно быть предусмотрено письменным соглашением сторон (договором), в котором приведены образцы собственноручных подписей ответственных лиц.

Ознакомившись с общими правилами оформления ТТН, самое время разобраться с особенностями заполнения некоторых ее реквизитов.

Правила заполнения ТТН

На сегодня порядок заполнения ТТН существует в нормативных документах только для специфических ТТН, а для формы № 1-ТН отдельного документа нет. Есть лишь незначительное описательное упоминание о правилах ее заполнения в Правилах № 363. Этого, к сожалению, маловато, и на практике это приводит к заполнению по принципу «кто как понимает». Поэтому вопрос «Как правильно составить ТТН»? является очень актуальным.

Но форма в ТТН, в принципе, несложная, потому ее заполнение не вызывает особых трудностей. Тем более, что в некоторых случаях на помощь нам с вами приходят разъяснения Мининфраструктуры. Так что давайте разберемся, как заполнить наиболее неоднозначные реквизиты ТТН в таблице.

Особенности заполнения некоторых реквизитов ТТН

Реквизиты ТТН

Порядок заполнения

Вид перевозок

В этом поле указывают вид работы перевозчика: по сдельному тарифу, по почасовому тарифу, по покилометровому тарифу, централизованная перевозка и т. п. (см. письмо № 2455).

К сведению! В случаях, когда заполнить этот реквизит таким образом нет возможности (например, предприятие-поставщик перевозит товар покупателю собственным автотранспортом и заполняет ТТН для «подстраховки»), здесь указывают вид перевозок в зависимости от типа — внутригородская, пригородная, междугородная, международная

Заказчик

Здесь указывают наименование предприятия — заказчика транспортных услуг (Ф. И. О. лица-заказчика), т. е. грузоотправителя или грузополучателя, заключившего с перевозчиком договор о перевозке грузов (разд. 1 Правил № 363). Но случается, что договор на перевозку не заключают, а ТТН выписывают «на всякий случай». Например:

покупатель перевозит груз собственным автотранспортом и за свой счет. Здесь ТТН не нужна, что подтверждает и Мининфраструктуры в письме от 28.05.14 г. № 5615/25/10-14. Но если вы все же оформляете ТТН для подстраховки, тогда в этом поле можно поставить прочерк (или как вариант указать здесь наименование предприятия-покупателя);

продавец доставляет покупателю груз собственным автотранспортом и за свой счет. Мы уже вспоминали, что и в этом случае оформлять ТТН вовсе не обязательно, поскольку договор на перевозку здесь не заключается. Но, учитывая мнение Мининфраструктуры (см. письмо от 03.09.13 г. № 10092/25/10-13), а также фискальную позицию налоговиков касательно «бесТТН» расходов и НДС, запастись ТТНкой все же будет не лишним. Тогда поле «Заказчик» можно не заполнять. Или, как это нередко делается на практике, здесь можно указать наименование предприятия-продавца, за счет которого происходит доставка. Действующее законодательство тонкости заполнения этого реквизита не регламентирует, поэтому вы можете избрать любой из предложенных вариантов

Грузоотправитель, грузополучатель

Указывают полное наименование предприятия-грузоотправителя и грузополучателя соответственно или Ф. И. О. лица-грузоотправителя (грузополучателя). Также не забудьте указать здесь адреса их местонахождения или местожительства.

В случае когда грузоотправитель, грузополучатель товаров и заказчик услуг по перевозке является одним и тем же лицом (например, предприятие привлекает транспортную компанию для перевозки собственного груза), эти поля будут заполнены одинаково

Пункт погрузки и пункт разгрузки

По возможности, здесь указывают полный юрадрес (населенный пункт, улицу, дом) пунктов погрузки и разгрузки груза. Если же склад расположен за пределами населенного пункта (например, в поле), можно указать соответствующую административно-территориальную единицу (например, Харьковская обл., Богодуховский р-н, смт. Гуты). По крайней мере так рекомендует указывать информацию о месте составления первичного документа в аналогичной ситуации Минфин в своем письме от 26.08.11 г. № 31-08420-07-25/21247

Переадресация груза

Предприятие-заказчик, которое оформляет ТТН, на этапе ее выписки этот реквизит не заполняет (см. письмо № 2455). Заполнит ее впоследствии грузополучатель, если он согласно п. 13.11 Правил № 363 не может принять груз от перевозчика. При этом в этом поле указывают новый пункт назначения, который определяют по согласованию с грузоотправителем.

Если же в процессе перевозки переадресации груза не происходит, тогда при приеме груза грузополучатель проставляет здесь прочерк

Масса брутто

Здесь указывают общую массу перевозимого груза.

Помните: определять массу и количество груза у грузоотправителя и у грузополучателя нужно одинаковыми способами. При этом при измерениях следует руководствоваться специальными правилами измерения, установленными гл. 6 Правил № 363, в зависимости от вида груза (упакованные, штучные неупакованные, насыпные, наваливальные или наливные)

Сопроводительные документы на груз

Здесь перечисляют название, номер и дату составления сопроводительных документов на груз, о которых идет речь в п. 11.1 Правил № 363. То есть в зависимости от вида груза это могут быть ветеринарные, санитарные и качественные документы (сертификаты, свидетельства, справки, паспорта и т. п.)

Транспортные услуги, предоставляемые автомобильным перевозчиком

Этот реквизит также в ведении не заказчика, а уже перевозчика, предоставляющего транспортные услуги. То есть грузоотправитель, составляя ТТН, оставляет это поле пустым.

Так что же здесь должен указать перевозчик? В письме № 2455 Мининфраструктуры рекомендует при необходимости перечислять здесь дополнительные услуги, связанные с транспортировкой грузов, которые он предоставляет согласно договору на перевозку. Например, кроме собственно перевозки, перевозчик может оказывать услуги по загрузке-разгрузке груза (п. 8.7 Правил № 363), экспедированию груза (п. 10.10 Правил № 363), снятию и установке контейнеров или поддонов на подвижной состав (пп. 17.17 и 18.10 Правил № 363)

Наименование груза

Здесь указывают наименование всех товаров (номера контейнера), которые перевозятся по договору транспортных услуг. При транспортировке опасных грузов дополнительно указывают класс опасных веществ, к которому отнесен груз. Вроде бы все понятно. Вопросы могут возникнуть у тех предприятий, которые от руки заполняют покупные бланки ТТН. В таком случае может возникнуть ситуация, когда все наименования товаров в готовом бланке просто не поместятся. В этом случае, как рекомендует п. 11.7 Правил № 363, стоит приложить к ТТН документ произвольной формы с указанием сведений о грузе (графы 1 — 9 ТТН).

Таким «произвольным» документом может послужить накладная на отпуск товара (см. письмо Госкомстата от 14.12.07 г. № 05/2-8/100) или другой документ.

Тогда в разделе «Ведомости о грузе» ТТН указывают, что к ней как товарный раздел прилагается документ (указывают наименование, номер и дату его выписки), без которого ТТН считается недействительной и не может быть использована для расчетов с заказчиком.

Конечно же, при применении «произвольных» ТТН, а также в случае самостоятельного «изготовления» бланка ТТН типовой формы таких вопросов не возникнет. Добавить еще несколько строк, чтобы уместить всю товарную номенклатуру, — не проблема

Количество мест раздела «Ведомости о грузе»

Если понимать название реквизита дословно, то здесь нужно указывать количество мест груза (например, количество мешков, ящиков, бочек, контейнеров и т. п.).

В таком случае:

• в графе «Единица измерения» нужно указывать упаковку (мешок, ящик, контейнер, бочка и т. п.);

• в графе «Количество мест» — количество упаковок (т. е. количество мест);

• в графе «Цена без НДС за единицу, грн». придется поставить цену за одну упаковку товара (т. е. за один мешок, ящик, контейнер, бочку и т. п.).

Однако при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом количество мест не определяют (п. 10.12 Правил № 363). Да и для данных о количестве мест груза в шапке бланка ТТН уже есть отдельное поле. То есть дублировать его еще и в разделе «Ведомости о грузе» смысла нет. Поэтому, на наш взгляд, при заполнении этого поля можно сделать иначе. Здесь можно показать количество отгруженного товара. Ведь если его не указать здесь, то другого места для этой информации в бланке ТТН вообще нет. При этом варианте заполнения:

• в графе «Единица измерения» указывают единицу измерения груза (кг, л, шт. и т. п.);

• в графе «Количество мест» — показывают количество отгруженного товара (в кг, л, шт. и т. п.);

• в графе «Цена без НДС за единицу, грн». проставляют цену за одну единицу товара (т. е. за один кг, л, шт. и т. п.).

Кстати, если вы используете «произвольную» форму ТТН, то при заполнении ее вторым способом рекомендуем изменить название поля «Количество мест» на более соответствующее в этом случае, например, «Количество (объем)»

Документы с грузом

Здесь перечисляют реквизиты документов, которые водитель получает от грузоотправителя и передает грузополучателю вместе с грузом (товарные, железнодорожные накладные, сертификаты, свидетельства и т. п.)

На этом закончим рассмотрение правил использования ТТН. А дальше детально поговорим о том, в каких случаях можно осуществлять перевозку грузов без ТТН и как оформить такую перевозку, чтобы сохранить право на расходы и отстоять налоговый кредит по НДС.

«БезТТНные» расходы

Налог на прибыль

Расходы на приобретение товаров. Допустим, предприятие приобрело партию товара. Доставка его осуществлялась автотранспортом, однако своего экземпляра ТТН у покупателя по какой-то причине нет. Что в таком случае грозит предприятию-покупателю?

Главный налоговый орган давно уже согласился с тем, что ТТН не связана с расходами на приобретение товаров (см. письмо Миндоходов от 19.09.13 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128). Та же мысль в несколько завуалированной форме прозвучала в письме ГУ ГФС в Ровенской области от 15.06.16 г. № 1456/10/17-00-12-02-10.

Здесь налоговики пришли к выводу, что транспортной документацией подтверждается операция по предоставлению услуг именно по перевозке грузов.

И ни слова о расходах на приобретение ТМЦ! Выходит, в рассматриваемой нами ситуации проблем у покупателя быть не должно. Но, к сожалению, как это нередко бывает, теория несколько расходится с практикой. Очень часто налоговики на местах рассматривают отсутствие ТТН в таких случаях как подтверждение того, что товар фактически поставлен не был. Из-за этого они приходят к выводу о фиктивности соглашения и отсутствии реального характера хозяйственной операции. В результате таких выводов в актах проверки контролеры «снимают» налоговые расходы в сумме себестоимости приобретенных товаров.

Аргументируют свою позицию налоговики, ссылаясь на п.п. 134.1.1 и п. 44.1 НКУ. Напомним, первый из них говорит о том, что объект обложения налогом на прибыль определяется исходя из бухгалтерского финансового результата до налогообложения, увеличенного/уменьшенного на налоговые разницы. В свою очередь, второй предлагает вести учет доходов, расходов и других налоговых показателей на основании первичных документов. При этом формировать показатели налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных соответствующей первичкой, строго-настрого запрещено.

То есть, по сути, первичные документы лежат в основе бухучета, на который, в свою очередь, опирается учет налоговый. Поэтому если ТТН нет (или она оформлена с ошибками), то, как считают налоговики, нет достаточного документального подтверждения хозоперации. Это значит, что она не может «светиться» ни в бухгалтерском, ни, тем более, в налоговом учете.

Мы с таким подходом, конечно же, согласиться не можем. Бесспорно, при перевозке грузов автомобильным транспортом на договорных условиях ТТН оформлять обязательно. Однако ТТН далеко не единственный первичный документ, которым можно подтвердить сам факт приобретения товаров.

Например, реальность расходов на приобретение ТМЦ в зависимости от ситуации могут подтверждать также расходные накладные, закупочные акты и другие первичные документы. Главное условие — такие документы должны быть составлены в полном соответствии с требованиями ст. 9 Закона о бухучете. Иначе говоря, при наличии других правильно оформленных первичных документов (кроме ТТН) говорить о фиктивности соглашения и нереальности хозопераций нет достаточных оснований.

К сожалению, вероятность того, что налоговики прислушаются к аргументам налогоплательщиков в ходе проверки, небольшая. Подтверждение этому — достаточно широкая судебная практика. Поэтому, если вы столкнетесь с посягательством контролеров на ваши «безТТНные» расходы на приобретение товаров, вам ничего другого не останется, как доказывать свою правоту в суде.

И здесь хорошая новость: в судебных разбирательствах по искам предприятий, «пострадавших» от подобной фискальной позиции контролеров, суды зачастую становятся на сторону налогоплательщиков. Так о чем же говорит судебная практика?

1. ТТН подтверждает операции по предоставлению услуг перевозки, а не факт приобретения товаров. То есть ТТН учитывается только при проведении расчетов за перевозку груза, а не за поставленный товар.

Значит, отсутствие ТТН нужно рассматривать как нарушение правил перевозки грузов автомобильным транспортом, но не как нарушение налогового законодательства. Отсюда такой вывод.

2. Само по себе отсутствие ТТН (как вариант — оформление ее с ошибками) при наличии документов, подтверждающих фактическое получение товара и его использование в своей хоздеятельности, не может свидетельствовать о нереальности хозоперации.

3. Факт поставки товаров, т. е. реальность хозоперации, кроме ТТН, может быть подтвержден такими документами: договорами купли-продажи, налоговыми и расходными накладными, закупочными актами, документами на оплату, счетами, поручениями, а также документами, подтверждающими дальнейшую реализацию товаров или их использование в хоздеятельности. Именно эти документы в суде послужат обоснованием того, что приобретение товаров фактически состоялось, т. е. имели место фактическое движение активов или изменения в собственном капитале или обязательствах предприятия.

Такой перечень подтверждающих документов обычно фигурирует в судебных решениях (постановления Днепропетровского окружного админсуда от 03.05.17 г. по делу № 804/1239/17, Харьковского окружного админсуда от 26.04.17 г. по делу № 820/1124/17, Киевского окружного админсуда от 28.04.17 г. по делу № 810/5444/15, Донецкого окружного админсуда от 24.04.17 г. по делу № 805/4960/16-а и т. п.).

Кроме того, похожие выводы можно найти и в судебной практике Высшего административного суда Украины (см., например, определения ВАСУ от 14.07.16 г. № К/800/8404/16, от 14.03.17 г. № К/800/26970/15, от 21.03.17 г. № К/800/14009/15).

Так что же получается? Для отражения в налоговом учете расходов на приобретение товаров ТТН — документ желательный, но вовсе не обязательный. Поэтому отсутствие ТТН не лишает предприятие права на расходы в сумме стоимости приобретенных ТМЦ.

Если ТТН вдруг не оказалось, а претензии налоговиков тут как тут, ваша главная задача — доказать с помощью других первичных документов реальность хозоперации. И тогда даже при отсутствии ТТН суд (если не первой инстанции, то апелляционной или более высокой) с большой долей вероятности станет на вашу сторону.

Расходы на транспортировку. Несколько сложнее дело обстоит с «безТТНными» расходами на транспортировку. Если с тем, что право на отражение расходов по приобретенным товарам не зависит от наличия ТТН, налоговики хотя и нехотя, но иногда соглашаются, то по транспортным расходам они непреклонны. По мнению контролеров, ТТН является единственным подтверждающим документом по автотранспортным перевозкам. Поэтому отсутствие ТТН лишает плательщика права отразить расходы на приобретение автотранспортных услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров (см. консультацию налоговиков в категории 102.02 ЗІР ГФСУ).

В обоснование своей позиции контролеры ссылаются на ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете, согласно которой основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы. После этого они обращаются к определениям ТТН и товарно-транспортной документации в Правилах № 363 и Перечне № 207, устанавливающих, какие документы необходимо иметь водителю при перевозке грузов.

Обобщая требования всех этих документов, налоговики приходят к выводу, что транспортные расходы без ТТН являются неподтвержденными, то есть их нельзя отражать в бухгалтерском и налоговом учете. Те же мысли налоговики озвучивали и раньше в письме Миндоходов от 19.09.13 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128, а также в письме ГУ Миндоходов в г. Киеве от 08.05.14 г. № 4151/10/26-15-11-01-06.

Мы, конечно же, не оспариваем тот факт, что с точки зрения Правил № 363 составление ТТН в некоторых случаях является обязательным. Поэтому настоятельно рекомендуем составлять ТТН при перевозке ТМЦ на договорных основаниях (то есть когда осуществляется перевозка товара, право собственности на который принадлежит другому субъекту хозяйствования).

В то же время наличие ТТН должно волновать не столько налоговиков, сколько сотрудников патрульной полиции, которые могут остановить автомобиль и попросить у водителя документы на перевозимый товар. А вот налоговикам переоценивать ее роль для налогового учета не следовало бы. Ведь НКУ не устанавливает «поименного» перечня обязательных первичных документов.

Вероятно, первичным документом, который подтверждает расходы, может быть любой документ, отвечающий требованиям ст. 9 Закона о бухучете. Таким образом, функцию документа, подтверждающего транспортные расходы, полностью может выполнять, например, акт предоставленных услуг. Такого акта в комплекте с договором на предоставление транспортных услуг, а также с платежными поручениями на их оплату, на наш взгляд, вполне достаточно для того, чтобы факт предоставления транспортных услуг можно было считать документально подтвержденным. Однако, учитывая непреклонность налоговиков в этом вопросе, надеяться на то, что наши аргументы возымеют какое-то действие, к сожалению, не приходится.

Можно было бы апеллировать к судебной практике, но и суды, как вы помните, практически единогласно называют ТТН документом, подтверждающим факт перевозки груза (см. упомянутые нами ранее постановления Днепропетровского окружного админсуда от 03.05.17 г. по делу № 804/1239/17, Харьковского окружного админсуда от 26.04.17 г. по делу № 820/1124/17, Киевского окружного админсуда от 28.04.17 г. по делу № 810/5444/15 и т. п.).

Конечно же, есть по этому поводу и благоприятные для налогоплательщиков судебные прецеденты. Например, в постановлении Харьковского апелляционного админсуда от 08.06.17 г. по делу № 820/5088/16 по этому поводу говорится: «… отсутствие ТТН не дает суду обоснованных оснований для заключения об отсутствии факта транспортировки товаров, поскольку предоставленные суду документы первичного учета устанавливают выполнение условий соглашений, по которым проведено начисление». Однако, откровенно говоря, шансы отстоять в суде транспортные расходы значительно ниже, чем в случае с расходами на приобретение ТМЦ.

ТТН и налоговый кредит по НДС

С НДС, к счастью, все несколько проще, чем с налогом на прибыль. Дело в том, что НКУ очень четко очерчивает перечень документов, которые дают право налогоплательщику на налоговый кредит (НК) по НДС. Прежде всего это, конечно же, правильно оформленная и своевременно зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная (п. 201.10 НКУ).

Кроме того, как вы помните, в отдельных случаях основанием для начисления НК без оформления налоговой накладной (НН) могут быть документы, перечисленные в п. 201.11 НКУ (в частности, кассовые чеки на сумму покупки не больше 200 грн. без НДС). Наличие или отсутствие других документов, не упомянутых в НКУ, не может быть основанием для лишения налогоплательщика его законного права на НК.

Поэтому при наличии НН предприятие может отнести суммы НДС, уплаченные в составе стоимости приобретенных товаров, а также стоимости услуг по «безТТНной» перевозке в состав НК. В принципе, не против этого и налоговики, о чем свидетельствуют выводы из их писем от 19.09.13 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128 и от 08.05.14 г. № 4151/10/26-15-11-01-06.

А теперь, после 01.07.17 г., с появлением нормы о «железном» праве на НК при наличии зарегистрированной НН и вообще вопросов быть не должно.

В то же время в реестре судебных решений можно найти немало дел с исками предприятий к налоговикам, которые в ходе проверки «срезают» суммы НК по НДС по «безТТНным» товарам. Радует, что по большей части чаша весов Фемиды опять-таки склоняется на сторону налогоплательщиков.

Например, в постановлении Днепропетровского окружного административного суда от 03.05.17 г. по делу № 804/1239/17 суд пришел к заключению, что ТТН не является определяющим условием для получения права на НК, поскольку законодательные нормы не ставят в зависимость отсутствие транспортных документов на перевозку грузов (товара) или их недочеты с результатом формирования базы обложения НДС.

Похожие выводы можно найти и во многих других судебных решениях (см. постановление Донецкого окружного административного суда от 24.04.17 г. по делу № 805/4960/16-а, определения ВАСУ от 14.07.16 г. № К/800/8404/16, от 14.03.17 г. № К/800/26970/15, от 21.03.17 г. № К/800/14009/15 и т. п.). Здесь судьи также подчеркивают, что поскольку транспортная документация подтверждает операцию по предоставлению транспортных услуг, а не факт приобретения товаров, и отсутствие ТТН при наличии документов, подтверждающих фактическое получение ТМЦ и их использование в хоздеятельности, не может быть достаточным основанием для лишения налогоплательщика права на получение НК по НДС.

Понятно, что не лишит вас права на НК и ТТН, оформленная с ошибками, естественно, при наличии правильно оформленных налоговых накладных (см., например, постановление Одесского окружного административного суда от 09.06.17 г. по делу № 815/6421/16).

Однако обязательно помните: чтобы обезопасить себя от претензий налоговиков и возможных обвинений в фиктивности соглашения, обязательно должно быть наличие других документов, подтверждающих реальность осуществления хозяйственной операции. Такими документами могут быть: договоры, расходные накладные, акты выполненных работ, счета, платежные документы и т. п.

Если же реальность операции вам доказать не удастся, то и право на НК суд за вами не признает (постановление Одесского апелляционного административного суда от 17.06.15 г. по делу № 815/5949/14, определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 25.05.17 г. по делу № 808/1946/16).

Внимание! У поставщика могут возникнуть проблемы с регистрацией НН в ЕРНН, если такая НН была заблокирована.

Ведь в исчерпывающем перечне «разблокировочных» документов, утвержденном приказом Минфина от 13.06.17 г. № 567, упоминаются первичные документы, касающиеся поставки/приобретения товаров/услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры/инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные.

Следовательно, «блокировочная» комиссия ГФСУ может отказать в регистрации НН, если продавец в пакете «разблокировочных» документов не предоставит ТТН, которые бы подтвердили перевозку товаров. Поэтому и для НДС-целей такой документ сейчас очень важен.

Документы Темы недели

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

Правила № 363 — Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Приказ № 363 — приказ Минтранса «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине» от 14.10.97 г. № 363.

Перечень № 207 — Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207.

Письмо № 2455 — письмо Мининфраструктуры от 11.03.14 г. № 2455/25/10-14.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить