Одежда без прикрас, или Как обеспечить работников спецодеждой

В избранном В избранное
Печать
Беляева Елена, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Февраль, 2017/№ 8
Никто не станет спорить с тем, что труд современного человека сопряжен с различного рода сложностями и неблагоприятными условиями. Причем касается это работников большинства профессий. Поэтому в обязанности работодателя входит защитить работника от воздействия вредных и опасных условий труда. Одним из методов такой защиты является выдача работникам спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Об основаниях, правилах обеспечения, документальном оформлении, оперативном учете операций со средствами спецзащиты пойдет речь в данной статье.

Кого обеспечивают спецодеждой

Отдельные категории работников должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, а также моющими и обезвреживающими средствами. Эта обязанность работодателя закреплена в ст. 163 КЗоТ и ст. 8 Закона об охране труда.

При этом работодатель за свой счет приобретает, комплектует, выдает и содержит СИЗ в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ и колдоговором.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим порядок выдачи работникам СИЗ, является Положение № 53.

Информацию о том, в каких случаях и какие категории работников согласно этому Положению имеют право на бесплатное обеспечение СИЗ, представим в табл. 1.

Таблица 1. Обеспечение работников СИЗ

Категории лиц, которые бесплатно обеспечиваются СИЗ

Пояснение

Постоянные работники

СИЗ обязательно выдают работникам ( п. 1.4 Положения № 53):

• профессий и должностей (профессиональных названий работ), которые применяются в соответствующих производствах, цехах, участках с вредными и опасными условиями труда;

• при выполнении определенных работ с вредными и опасными условиями труда;

• на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных метеорологических условиях

Работники, привлекаемые к выполнению разовых работ

СИЗ выдают работникам, которые привлекаются к выполнению разовых работ, связанных с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т. п. и не предусмотренных трудовым договором ( п. 1.2 Положения № 53)

Учащиеся на время прохождения практики, инструкторы

Соответствующие СИЗ выдают ( п. 4.11 Положения № 53):

• учащимся, которые обучаются в учебных заведениях независимо от форм обучения, на время прохождения производственной практики (производственного обучения) на предприятии;

• инструкторам, выполняющим работы по профессиям и должностям, для которых отраслевыми нормами предусмотрены СИЗ, на время выполнения этой работы

Временные работники

Работникам, временно выполняющим работы по профессиям и должностям, для которых отраслевыми нормами предусмотрена выдача СИЗ, на время выполнения этой работы выдают соответствующие СИЗ ( п. 4.11 Положения № 53)

Работники-совместители и работники, совмещающие профессии

Работникам, которые совмещают профессии или работают по совместительству, кроме СИЗ, выданных им по основной профессии, в зависимости от выполняемых работ необходимо дополнительно выдавать СИЗ, предусмотренные отраслевыми нормами для выполнения работ по профессии по совместительству или при совмещении с учетом сроков их годности ( пп. 4.11 и 4.13 Положения № 53)

Руководители структурных подразделений (в том числе мастера, старшие мастера, бригадиры, старшие и главные механики и т. п.), а также помощники работников

Руководителям структурных подразделений предприятий, а также помощникам работников, профессии (профессиональные названия работ) которых предусмотрены в типовых (отраслевых) нормах бесплатной выдачи СИЗ, выдают необходимые СИЗ, если такие работники непосредственно принимают участие в выполнении тех работ, которые дают право на получение СИЗ ( п. 4.12 Положения № 53)

Нормы выдачи СИЗ

Согласно п. 1.4 Положения № 53 СИЗ выдают лицам, работающим по профессиям и на должностях, на которых такая выдача предусмотрена нормативно-правовыми актами по вопросам ОТ, в соответствии с Нормами бесплатной выдачи работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Такие Нормы устанавливают для работодателя обязательный минимум бесплатной выдачи СИЗ с определением их защитных свойств и сроков использования (ношения).

На сегодняшний день для многих отраслей действуют типовые (отраслевые) нормы бесплатной выдачи СИЗ. Если в вашей отрасли (производстве) типовые нормы до сих пор не утверждены, то вы как работодатель можете предусмотреть выдачу спецодежды работникам, занятым на указанных работах, в коллективном договоре. Работникам, профессии и должности которых предусмотрены в Нормах бесплатной выдачи СИЗ работникам общих (сквозных) профессий различных отраслей промышленности (см. приказ Госгорпромнадзора от 16.04.09 г. № 62), СИЗ выдают независимо от вида экономической деятельности предприятия. Исключение составляют случаи, когда эти профессии и должности предусмотрены в соответствующих Нормах бесплатной выдачи СИЗ с учетом специфических условий труда ( п. 1.5 Положения № 53).

Конкретный перечень профессий и должностей предприятие определяет самостоятельно исходя из особенностей технологического процесса и обычно включает в колдоговор в качестве приложения к нему.

Обеспечиваем работников спецодеждой

При обеспечении работников спецодеждой работодатель должен учитывать требования Положения № 53 (см. табл. 2).

Таблица 2. Требования к СИЗ

Пункт

Положения

№ 53

Требования к СИЗ

П. 3.1

Приобретаемые СИЗ должны иметь положительное заключение санэпидэкспертизы, сертификат соответствия или свидетельство о признании соответствия, а также удовлетворять требованиям Технического регламента средств индивидуальной защиты, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.08 г. № 761.

Обратите внимание! Работникам можно выдать спецодежду и спецобувь, взятые в аренду у других хозсубъектов, соблюдая при этом нормы п. 3.1 Положения № 53 (см. письмо Госгорпромнадзора от 13.09.10 г.

№ 1/02-3.1/6600)

П. 3.2

Определяя потребность в СИЗ, работодатель должен предусмотреть спецодежду и спецобувь отдельно для мужчин и женщин с учетом ( п. 3.2 Положения № 53):

• модели;

• наименования нормативных документов (ДСТУ, ГОСТ, ТУ и т. п.);

• назначения СИЗ по защитным свойствам;

• размера и роста, а для защитных касок и предохранительных поясов — типоразмеров

Пп. 3.3

и 4.13

Если на рабочем месте более одного вредного и/или опасного производственного фактора, то работник должен использовать одновременно несколько СИЗ (например, защитную каску, лицевой щиток или защитные очки, шумозащитные наушники). Такие СИЗ должны быть совместимыми и эффективными против существующей опасности (опасностей)

П. 3.4

В отдельных случаях с учетом особенностей производства работодатель по согласованию с профсоюзом (при его отсутствии — с лицом по вопросам ОТ, уполномоченным наемными работниками) может заменять одни СИЗ на другие при условии, что защитные свойства и условия труда для пользователя не ухудшатся:

• комбинезон на костюм и наоборот;

• костюм на полукомбинезон с рубашкой (блузой) или сарафан с блузой;

• костюм из сукна на костюм с огнезащитной или кислотозащитной пропиткой;

• костюм брезентовый на костюм с огнезащитной или водоотталкивающей пропиткой;

• ботинки (полусапоги) кожаные на сапоги резиновые и наоборот;

• ботинки (полусапоги) на сапоги и наоборот;

• валенки на сапоги и наоборот

П. 3.5

В тех случаях, когда такие СИЗ, как предохранительный пояс, диэлектрические калоши и рукавицы, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели, шумозащитные наушники, вкладки или шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие СИЗ, не указаны в Нормах бесплатной выдачи СИЗ, но предусмотрены другими нормативно-правовыми актами по ОТ (правилами, инструкциями по ОТ и т. д.), они должны быть выданы работникам в зависимости от характера выполняемых работ на срок носки — до износа

Пп. 3.6 и 3.7

При поступлении СИЗ на предприятие работодатель должен обеспечить прием и проверку СИЗ на их соответствие требованиям нормативных документов (ДСТУ, ГОСТ, ТУ). Для этого нужно создать комиссию из представителей администрации, профсоюза (если его нет — уполномоченного по вопросам ОТ).

Если выявлено несоответствие СИЗ требованиям нормативно-технической документации, то некачественные СИЗ подлежат возврату или замене

Важно! Статья 164 КЗоТ запрещает выдавать вместо СИЗ материалы для их изготовления или денежные средства для их приобретения.

В то же время работник в случае нарушения установленного нормами срока выдачи СИЗ может приобрести их за собственные средства. В этом случае работодатель обязан компенсировать работнику расходы на покупку СИЗ в соответствии с подтверждающими документами ( ст. 164 КЗоТ, ст. 8 Закона об охране труда, п. 4.3 Положения № 53). Для этого работник в обычном порядке оформляет Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, по форме, утвержденной приказом Минфина от 28.09.15 г. № 841. Порядок компенсации понесенных расходов на приобретение СИЗ нужно прописать в колдоговоре.

Заметьте! Выплачивать компенсацию работнику необходимо даже в том случае, если у него нет подтверждающих документов на покупку СИЗ (например, при покупке их на рынке). При этом компенсацию расходов проводят по розничным ценам производителя или поставщика. Если расходы превышают розничные цены, компенсация разницы может быть выплачена, если это обусловлено в колдоговоре ( п. 4.3 Положения № 53). Такое бездокументальное возмещение налоговики могут расценить как операцию по приобретению спецодежды у работника с соответствующим обложением дохода работника НДФЛ и военным сбором.

Сверхнормативная бесплатная выдача

В некоторых случаях фактические условия труда вынуждают работодателя выдавать работникам СИЗ в дополнительном объеме, т. е. сверх установленных Норм бесплатной выдачи СИЗ.

Так, по общему правилу работодатель может выдавать работнику определенные СИЗ в дополнительном объеме к установленным нормам, если фактические условия труда этого работника требуют применения СИЗ в повышенных объемах ( ст. 8 Закона об охране труда, разд. VII Положения № 53).

При этом работодатель предварительно обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда и инструментальное исследование значений (уровней, концентраций) вредных и/или опасных факторов производственной среды, которых нельзя избежать, с помощью организационных, технических, технологических и других мероприятий или средств коллективной защиты ( п. 7.5 Положения № 53). Также работодатель должен разработать План мероприятий по ОТ, включаемый в колдоговор ( п. 7.2 Положения № 53). Этот План работодатель разрабатывает при участии профсоюза (если его нет — уполномоченного лица по ОТ).

Определяя потребность в дополнительной выдаче СИЗ, следует руководствоваться ( п. 7.7 Положения № 53):

Ориентировочным перечнем опасностей, при которых используются СИЗ ( приложение 2 к Положению № 53), — он поможет определить существующие на рабочем месте опасные факторы: физические, химические, биологические и психофизиологические;

Ориентировочным перечнем работ, которые требуют применения соответствующих СИЗ ( приложение 3 к Положению № 53), — он облегчит выбор СИЗ на каждом рабочем месте в зависимости от условий труда.

Результаты изучения опасностей на рабочем месте отражают в Таблице учета опасностей по обоснованию использования СИЗ ( приложение 4 к Положению № 53).

Кроме условий труда, дополнительную выдачу СИЗ могут повлечь их изношенность раньше срока использования не по вине работника, пропажа с мест хранения или порча ( ст. 8 Закона об охране труда, пп. 4.3 и 4.4 Положения № 53).

Наиболее распространенные случаи, требующие выдавать спецодежду сверх установленных Норм бесплатной выдачи СИЗ, представим в табл. 3.

Таблица 3. Выдача спецодежды в дополнительном объеме

Пункт

Положения

№ 53

Случаи выдачи СИЗ в дополнительном объеме

П. 7.1

Фактические условия труда требуют выдавать СИЗ в дополнительном объеме.

Важно! Дополнительная выдача СИЗ в связи с фактическими условиями производства должна быть предусмотрена колдоговором

П. 3.5

Условия и характер работы требуют выдавать работникам СИЗ, не указанные в Нормах бесплатной выдачи СИЗ, но предусмотренные нормативными актами по ОТ. К таким видам СИЗ относят, в частности: предохранительный пояс, диэлектрические калоши и рукавицы, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каску, наплечники, налокотники, самоспасатели, шумозащитные наушники, вкладки или шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и др.

П. 4.1

Работникам выдают два комплекта спецодежды на два срока ношения

Пп. 4.3 и 4.4

СИЗ выдают работникам взамен досрочно изношенных не по вине работника, испорченных или пропавших из установленных мест хранения (на условиях, предусмотренных в колдоговоре)

П. 4.6

Работникам выдают дежурную спецодежду, сроки ношения которой в зависимости от характера работ и условий труда устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзом (уполномоченным трудовым коллективом по вопросам ОТ)

П. 4.13

Работникам, совмещающим профессии или работающим по совместительству, кроме СИЗ, выдаваемых по основной профессии, дополнительно выдают СИЗ, предусмотренные нормативно-правовыми актами для выполнения работ по профессии по совместительству или при совмещении с учетом сроков их годности

П. 6.7

Работникам выдают два или три комплекта СИЗ для удобства проведения процедур по очистке (химчистке), стирке, обеспыливанию, дегазации, дезактивации, дезинфекции и т. п.

Оперативный учет спецодежды

Чтобы обеспечить работников спецодеждой, соответствующие структурные подразделения предприятия ежегодно составляют и направляют в отделы снабжения (или другие аналогичные службы) заявки на эти изделия, согласованные со специалистом по ОТ, который проверяет правильность представленных заявок на соответствие действующим Нормам бесплатной выдачи СИЗ и положениям колдоговора. Заявки составляют с учетом численности работников подразделений по профессиям и должностям, предусмотренным Нормами бесплатной выдачи СИЗ.

Выдают спецодежду работникам бесплатно. Причем она является собственностью предприятия, учитывается в составе инвентаря и подлежит обязательному возврату при ( п. 4.1 Положения № 53):

• увольнении работника с предприятия;

• переводе работника на том же предприятии на другую работу или другое рабочее место, для которых спецодежда нормами не предусмотрена;

• изменении вида работ;

• введении новых технологий;

• введении новых или замене имеющихся орудий труда;

• в других случаях, когда использование выданной спецодежды не является необходимым;

• по окончании сроков использования (носки) спецодежды взамен получаемой новой.

Работодатель обязан заменить или отремонтировать за свой счет спецодежду, пришедшую в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника. Такую замену проводят на основе соответствующего акта.

Учтите! Спецодежду, бывшую в употреблении, можно выдать другому работнику только после стирки, химчистки, дезинфекции, ремонта.

Исходя из норм Положения № 53 работодатель обязан организовать на предприятии надлежащий учет и контроль за выдачей работникам спецодежды в установленные сроки. В этих целях п. 4.10 Положения № 53 требует на каждого работника заводить отдельную личную карточку специальной формы: Личную карточку учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее — Личная карточка). Ее форма приведена в приложении 1 к Положению № 53. По этой карточке работник под личную подпись должен получать положенную ему спецодежду и сдавать ее по окончании срока службы или при другом возврате.

По сути, Личная карточка — это регистр оперативного количественного учета выданной каждому конкретному работнику в индивидуальное пользование спецодежды по установленным нормам. При этом сведения о дежурной спецодежде записывают в отдельные карточки с пометкой «Дежурная».

Кроме прочего, в Личной карточке наравне с другими реквизитами следует отражать срок носки спецодежды и процент ее годности на момент выдачи.

Сроки носки спецодежды исчисляют со дня фактической выдачи ее работникам по календарным дням. Они не должны превышать сроки ее годности ( п. 5.4 Положения № 53).

Надо сказать, что приказом № 145 утверждены:

Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (ф. № МШ-6);

ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (ф. № МШ-7).

Так вот, реквизиты Личной карточки из приложения 1 к Положению № 53 фактически дублируют показатели Личной карточки типовой формы № МШ-6. Единственное — первая из названных карточек (в отличие от типовой) не содержит графы для отражения стоимостных показателей.

По большому счету, можно было бы для учета спецодежды применять любую из указанных Личных карточек, зафиксировав такое решение распорядительным документом. Но все дело в том, что согласно приказу № 145 при автоматизированной обработке данных Личная карточка ф. № МШ-6 не ведется. Поэтому при таких обстоятельствах предприятие вынуждено заполнять Личные карточки по форме приложения 1 к Положению № 53.

Не обойтись без применения Личной карточки по форме приложения 1 к Положению № 53 и в ситуации, когда отдельные предметы спецодежды относят к объектам основных средств (малоценных необоротных материальных активов) и принимают к учету Актом приема-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. № ОЗ-1).

Что касается личных карточек по ф. № МШ-6, то их ведут в одном экземпляре и хранят в местах выдачи спецодежды до момента ее выбытия в связи с непригодностью, утерей или передачей в другие места хранения.

По всей видимости, личные карточки по форме приложения 1 к Положению № 53 нужно выписывать и хранить подобным образом.

В случае утери спецодежды в Личной карточке по ф. № МШ-6 делают запись о ее выбытии на основании Акта выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов по ф. № МШ-4 (он тоже утвержден приказом № 145). Проще говоря, по строке, в которой зафиксирован утерянный предмет спецодежды, в разделе «Возвращено» делают запись: «Акт выбытия № __ дата ___».

Для учета выдачи спецодежды работникам и ее возврата в условиях автоматизированной обработки учетных данных применяют Ведомость учета выдачи (возврата) спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. № МШ-7). Заполняет эту форму кладовщик структурного подразделения в двух экземплярах (отдельно на выдачу и отдельно на возврат спецодежды). Один из экземпляров передают в бухгалтерию, а второй остается у кладовщика цеха (отдела, участка).

Сдачу работниками спецодежды в стирку, на дезинфекцию, в ремонт, а также зимней (теплой) одежды с наступлением летнего (теплого) времени для хранения тоже оформляют с помощью Ведомости по ф. № МШ-7 и расписки материально ответственного лица о приемке спецодежды. Возвращают работникам спецодежду по таким же Ведомостям под роспись работника.

Заметьте! Пункт 4.9 Положения № 53 предписывает по окончании пользования теплой спецодеждой, закрепленной за работниками, во избежание обезличивания принимать ее на хранение по именному списку работников, которым она была выдана. После хранения теплую спецодежду возвращают тем работникам, от которых она была принята на хранение.

Списываем спецодежду

В момент полного истечения срока полезного использования, а также при утере и другом выбытии спецодежду списывают. Для оформления поломки и утери отдельных предметов спецодежды составляют Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов типовой формы № МШ-4. Этот Акт оформляют в двух экземплярах. Один из них остается в структурном подразделении предприятия, а второй направляется в бухгалтерию для удержания с работника стоимости сломанного, испорченного или утерянного предмета спецодежды.

В Акте выбытия (ф. № МШ-4) обязательно указывают причину, по которой списывается тот или иной предмет спецодежды. Ведь при отказе работника возмещать причиненный предприятию ущерб это может стать предметом судебного разбирательства.

Новый предмет спецодежды, пригодный к использованию (не важно какой: новый или уже бывший в употреблении), взамен негодного или утерянного выдают лишь после предъявления Акта выбытия формы № МШ-4. Об этом делают соответствующую запись в Личной карточке учета спецодежды по ф. № МШ-6 либо приведенной в приложении 1 к Положению № 53.

Впоследствии акты выбытия (ф. № МШ-4) прилагают к актам на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МШ-8).

В свою очередь, Акт на списание по ф. № МШ-8 служит для оформления списания изношенной и не пригодной для дальнейшего использования (ношения) спецодежды. Составляется этот Акт специально созданной комиссией на основе разовых актов выбытия ф. № МШ-4 в одном экземпляре. Затем, после сдачи списанных предметов спецодежды в кладовую для утиля, Акт на списание (ф. № МШ-8) с распиской кладовщика сдается в бухгалтерию.

Примите к сведению! На разные виды предметов спецодежды акты на списание по ф. № МШ-8 составляют отдельно.

Что касается отдельных пришедших в негодность предметов спецодежды, которые ранее были зачислены в состав основных средств, то их списание оформляют Актом списания основных средств по ф. № ОЗ-3.

Ответственность

Ни КЗоТ, ни Закон об охране труда, ни Положение № 53 прямо не предусматривают ответственность за своевременное и в полном объеме обеспечение работников спецодеждой.

В то же время ст. 43 Закона об охране труда определяет ответственность за нарушение законодательства об охране труда (а следовательно, и правил обеспечения работников спецодеждой) в порядке, установленном законом. При этом максимальный размер штрафа не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год.

Также нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечет за собой ответственность должностных лиц предприятия и физлиц-предпринимателей согласно ч. 5 ст. 41 КоАП. Размер штрафа составляет от 340 до 680 грн.

К слову, в случае выявления нарушений к админответственности могут быть привлечены не только должностные лица предприятий, но и работники. Размер штрафа для них составляет от 68 до 170 грн.

Вопросы материальной ответственности работников за ущерб, причиненный предприятию в связи с утратой или порчей по небрежности спецодежды и в иных случаях (хищение, умышленная порча), регулируются нормами действующего законодательства, в частности КЗоТ.

Отразить операции со спецодеждой в налоговом и бухгалтерском учете вам поможет статья «Спецодежду покупаем и в учете отражаем» // «БН», 2016, № 40, с. 19. Что делать, если работник при увольнении не вернул спецодежду, вы узнаете из статьи «Работник не вернул спецодежду при увольнении: последствия для работодателя» // «БН», 2016, № 41, с. 21.

Документы и сокращения статьи

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Положение № 53 — Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом Госгорпромнадзора от 24.03.08 г. № 53.

Приказ № 145 — приказ Минстата «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов» от 22.05.96 г. № 145.

СИЗ — средства индивидуальной защиты.

ОТ — охрана труда.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить